Автоматизация гласных звуков
После постановки следует автоматизация произношения. Начало занятий такое же, как при постановке, то есть применяются все те же упражнения для развития слухового восприятия фонем и дыхательной способности.
Автоматизация А
Для автоматизации изолированного произношения применяются занятия «Греем ладошки», «Аня плакса» и «Аня засыпает». Педагог просит показать, как плачет Аня. Воспитанник сначала тихо, затем во весь голос произносит: «А-а-а-а-а!». Педагог просит убаюкать засыпающую Аню. Ребенок произносит звук, как при укачивании в колыбельке: «Ааа-ааа-а!».
Второй этап – произнесение гласной в словах. Дошкольник дает имена трем девочкам на картинках, произносит вслух вслед за педагогом: «Аня. Маша. Алла».
Автоматизация О
Сначала гласная проговаривается изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации произношения гласной в словах нужны карточки, изображающие девочку, обруч, окно и осу. Дошкольник повторяет предложения вслед за логопедом: «Это Оля. У Оли есть обруч. Оля смотрит в окно. Олю укусила оса».
Другое задание – повторение слов: овощ, осень, окно, окунь, орех, ослик.
Автоматизация И
Ребенок учится проговаривать гласную изолированно, затем в сочетании с другими звуками.
Для автоматизации в словах дошкольник повторяет вслед за логопедом: игра, блин, лилия, пила, лимон, индюк, слива, ива. Пусть воспитанник нарисует какой-либо из перечисленных объектов.
Автоматизация Э
Для занятия нужны изображения девочки и собаки. Ребенок проговаривает вслед за педагогом: «Это Эмма. У Эммы есть собака Эдик. Эмма зовет собаку: «Эдик, иди кушать!». Эмма кормит собаку: «Эдик, ешь!».
Другое задание – повторение слов: эхо, это, эму, экран, эскимо, эмаль.
Автоматизация Ы
Сначала применяется автоматизация изолированного произношения, затем в сочетании с другими фонемами.
Для автоматизации в словах дошкольник проговаривает слова вслед за педагогом: дым, дыня, мыло, мышь, рыжий, пыль, лыжи.
Автоматизация У
На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.
Ребенок выговаривает слова за педагогом: ухо, утюг, уж, урок, муха, улица, ум.
Методы постановки
Практикуются 2 метода постановки гласных у дошкольников. Первая методика принадлежит дефектологу Федору Федоровичу Рау, включает такие пункты:
- Продолжительное изолированное проговаривание, а также в слогах.
- Отработка изолированного и слогового произношения.
- Изменение громкости проговаривания.
- Слоговое проговаривание ударной и безударной гласной, затем в словах.
- Определение гласной в слогах.
У педагога Ксении Александровны Волковой иной подход:
- Изолированное проговаривание.
- Произношение при напряженных органах артикуляции ударной гласной, находящейся в первом слоге слов и в первой позиции слога.
- Отработка ударной и безударной формы фонемы.
- Проговаривание в начале и конце слов, внутри слов меж согласными.
- Определение гласной в слогах, затем в словах.