Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Осень»


Конспект итогового логопедического занятия в 1 классе по лексической теме «Осень»

Логопедическое занятие в начальной школе. Тема: «Прощание с осенью»
Автор: Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель — логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край. Описание: Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка направлены на социализацию детей с нарушением речи, на защиту и сохранение здоровья, регулируют нервно — психические процессы, стимулируют работу мозга, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Использование единого игрового сюжета, красочного демонстрационного материала, доступная и привлекательная игровая ситуация делают познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка с СНР. Всё это поддерживает у детей стойкий интерес к теме и позволяет избежать переутомления. Речевой материал доступен в произносительном плане, прост по звуковому составу слова, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием. Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям, воспитателям. Цель: повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме «Осень», совершенствование речевых возможностей обучающихся. Задачи Образовательные: Уточнить, расширить словарь по теме «Осень». Совершенствовать грамматический строй речи. Учить отвечать на вопросы по теме; составлять описательный рассказ. Развивающие: Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Совершенствовать слуховое внимание и воображение, желание высказаться об услышанном, инициативность, самостоятельность, активность. Воспитательные: Создавать условия для развития доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками; выражения различных эмоциональных состояний. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме «Осень», составление словосочетаний и предложений. Работа над сложноподчинёнными предложениями на индивидуальных занятиях. Разучивание физминуток, стихотворений по теме «Осень», экскурсия в осенний парк, подбор иллюстраций.

Ход занятия:

1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем занятие. Наше занятие будет проходить празднично, интересно.
2. Объявление темы занятия. Целеполагание.
Логопед: А вы смогли бы отгадать время года по звукам природы? (Ответы детей)
. Послушайте, в какое время года звуки природы помогут нам перенестись.
«Шуршание осенних листьев», фонограмма «Звуки окружающего мира» (Ответы детей).Тема занятия – «Прощание с осенью». Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном и волшебном времени года осени. Что бы вы хотели узнать?


(Ответы детей)
*Будем говорить правильно и красиво. *Повторим приметы осени, узнаем, что бывает только осенью, составим рассказ про осень. Обо всём этом мы поговорим на занятие и сделаем маленькие открытия.

3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.
«Сказка о веселом язычке»


Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»


И потолок в этом домике есть, он называется небо. «Подними свой язычок вверх, найди потолок».


Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка.


Пошел язычок в осенний парк прогуляться. Любуется красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» (повторяем),


увидел осенний гриб под деревом и удивился: «О-о-о, о-о-о!».


Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у».
(Тихо.)
Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер «У-у-у-у-у-у!»
(Громко.)
Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и». Вернулся язычок домой, а на улице в это время по крыше домика забарабанил осенний дождик (д -д -д -д –д).

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Ветер северный подул:
(Пошевелить пальцами и
«С-с-с-с», все листья с липы сдул…
подуть на них).
Полетели, закружились И на землю опустились. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
(Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил.
(Постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил,
(Плавные движения кистей рук вперед-назад)
Одеялом их накрыл.
(Ладони крепко прижать к столу)Е. Карельская
5. Сообщение нового материала.

Работа по плану.
Логопед: После лета наступает (что?) (После лета наступает осень.)
Назовите осенние месяцы
(Осенние месяцы — это сентябрь, октябрь, ноябрь)


Как можно назвать осень в сентябре?
(Осень в сентябре — ранняя, золотая)
Как можно назвать осень в октябре?
(Осень в октябре – дождливая осень)


Как можно назвать осень в ноябре?
(Осень в ноябре – поздняя осень, часто выпадает первый снег)

Стихи об осени. Ребенок: Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, Короче становился день, лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу. Приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора. Логопед: Что вы можете сказать про солнце осенью? (Солнце осенью греет плохо, солнечных дней стало меньше).
А какое небо осенью?
(Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное, серое).


Что происходит осенью с деревьями?
(На деревьях листья желтеют, краснеют, засыхают, падают).
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
(Это осеннее явление называется листопад)Ребенок: Листопад, листопад, листья желтые летят. Под напором злого ветра скоро голым станет сад.


Ребенок: Листья жёлтые танцуют, С веток падают, летят. Эту сказку золотую Называют «листопад».


Ребенок: Листопад, листопад, Дождик золотистый. Всё летят, всё летят Листья, листья, листья! Листики разные, Листики резные, Жёлтые, красные — Выбирай любые. По тропинке в листопад На прогулку вышли. И букеты у ребят: «Вот какие!» — вышли. Листики разные, Яркие букеты. Долго будем вспоминать Листопад мы этот! Логопед: Возьмите по платочку – листочку. Соберем букет в ладошку. Упражнение «Комканье платка» (собрать платок в ладонь, перебирая пальчиками, правой и левой рукой)Логопед: А теперь устроим разноцветный листопад. Под какую музыку будут кружиться листочки? (Ответы детей)Танец – импровизация, Р. Паулс «Вальс»Логопед: Украсим нашу осень яркими красками. (Дети дую на платочки и они «летят» на осеннюю полянку).Логопед: Посмотрите, с разных деревьев листья на нашей полянке: есть кленовые, есть дубовые. А эти листья, с каких деревьев?


(логопед показывает березовые и осиновые листочки)


Поиграем с ними?

6. Физминутка

Дети выполняют движения с листочками импровизируя под музыку «Листики дубовые..».
Итак, мы сделали первое маленькое открытие: осенью бывает листопад.
7. Творческое задание.
Используется прием: «Написание синквейна»

8.Обогащение словарного запаса.
Логопед: Продолжаем нашу беседу, что делают птицы осенью? (Осенью птицы улетают в теплые края)
Как называют этих птиц?
(Это перелетные птицы).
Что делают насекомые осенью?
(Насекомые осенью прячутся)
Что делают животные осенью?
(Животные готовятся к зиме, впадают в спячку, меняют шубку, делают запасы).Мы с вами сделали второе открытие осенью перелетные птицы улетают в теплые края, многие животные и насекомые готовятся к зимней спячке. Логопед: Каким трудом занимаются люди осенью? (В садах и огородах поспевает весь урожай, собирают урожай, делают из овощей и фруктов зимние заготовки).
Еще одно
открытие: Осенью бывает заключительный сбор урожая.


Игра «Узнай по вкусу» (ребятам предлагаются попробовать с закрытыми глазами фрукты и овощи,нужно отгадать и назвать их).
9.Составляем рассказ по плану.

10. Итоги занятия


1. Мы сегодня вспомнили все приметы осени. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие
открытия: «Осень – время года. Осень бывает разная. Выяснили, что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
».


2. Оценка работы детей на занятие. 3. Оценка занятия детьми.


Занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение! Вам я желаю больших и маленьких открытий в это замечательное время года!

Рекомендуем посмотреть:

Осенний праздник в 1 классе. Сценарий Викторина с ответами на тему Осень для начальных классов Осенний бал в начальной школе. Сценарий Викторина на тему: Осень с ответами для 1-2 класса

Похожие статьи:

Осенний праздник в начальной школе. Грибы

Праздник Осени для старшеклассников. Сценарий и конкурсы

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий, 1 класс

Классный час «Поздняя осень», 2 класс

Праздник Осени в начальной школе. Сценарий с конкурсами

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать глагольный словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка».

Логопед:

— Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи?

Логопед:

— Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  • Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дует злой северный ветер.
  • Часто идет холодный дождь.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Люди собирают урожай.
  • В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие».

Логопед:

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.

Логопед:

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью — Урожай осенью убирают. Птицы осенью — Птицы осенью улетают. Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика

Логопед:

— Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.

Выполняем дыхательную гимнастику.

Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Логопед:

— Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам.

Логопед:

— Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка.

Логопед:

— А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края.

Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия.

Логопед:

— Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Переход Валентина Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области
  1. Задания логопеда по теме [Осень]
  2. Конспект занятия по развитию связной речи, тема [Осень], старший дошкольный возраст
  3. Домашние задания по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы
  4. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]
  5. Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Золотая осень»

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]