Коррекционно-образовательные цели:
- Активизация словаря по лексической теме «Осень»;
- Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:
- использовать синонимов;
- Формировать навыки составления короткого описательного рассказа;
- Закрепить умения детей выполнять слоговой анализ и синтез.
Коррекционно-развивающие цели:
- Закреплять представление о характерных признаках осени.
- Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» путем моделирования.
- Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений.
- Развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать чувство любви к родной природе.
- Формировать навыки коллективной работы.
Оборудование: модели стихотворения, рассказа, компьютер, музыка Чайковского «Октябрь», карточки «Осень» (дом, дерево, тучи), карточки (схемы с 1,2, 3 слогами).
Интеграция образовательных областей:
- Познание.
- Коммуникация.
- Чтение художественной литературы.
Используемые образовательные технологии:
- Игровая технология.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровье-сберегающая технология.
Словарная работа:
Расширять предикативный (глаголы: кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный (прилагательные: поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.
Активизировать словарь: листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень), короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо), мелкий, моросящий (дождь) и др.
Предварительная работа:
Знакомство с русскими поэтами. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А.И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Знакомство с приметами осени.
Рисование на тему: «Золотая осень», аппликация: «Клен осенью» Наблюдение за осенней природой, сбор листьев для изготовления «Осеннего букета».
I.Организационный момент.
Учитель-логопед: (в дальнейшем У-Л:)
-Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.
Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой
Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей
Здравствуй, небо, голубое! Показать небо
Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок (машем руками влево-вправо)
Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.
Здравствуй, Утро! Жест вправо
Здравствуй, День! Жест влево
Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.
Дети садятся.
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь» (показ слайдов на осеннюю тему).
Учитель-логопед: (на фоне тихой музыки).
Тихо в осеннем притихшем лесу, Листья кружатся, смотри на лету, Будто о жизни прошедшей грустят, Дереву словно: «Прощай» говорят.
Воздух прозрачен, чист и душист, Разноцветным ковром ложится лист. Поздний осенний цветок веселит, Прозрачный ручей мирно журчит,
Певчие птицы к отлету готовы, Труженик — дятел деревья долбит, Желуди дуб роняет, шуршит, Дерево клен цветом красным горит.
И хочется видеть всё то без конца – Картину, достойную кисти творца. Пышные ивы склонились к воде, Желтые косы полощут в воде.
У-Л: Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Зал наполнился красками. А у вас радостное настроение? (ответы детей) Вот и хорошо.
II. Основная часть.
Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте…
Несу я урожай, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен И елочек. Я…… (Осень)
-Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени?
Проводится игра: «Слово на ладошке». Осень, какая?
— Многие поэты любили это время года и воспевали в своих стихах. Кто знает стихи про осень? (дети читают стихи, называют автора). А какие слова и выражения особенно понравились вам в этих стихах?
— Ребята, осень-это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:
Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья Красный, желтый, золотой Как хорош ты лист резной
А ветер щеки толстые надул, надул, надул И на деревья пестрые подул, подул, подул Красный, желтый, золотой Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно… Листьев нет, лишь ветки видно.
Вопросы к детям:
— О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?
— В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.
— Чем красила осень? (предложить повторить строки по тексту)
— Покажите как ветер щеки надувал.
Давайте покажем, как ветер подул на деревья. Красный, желтый, золотой Облетел весь лист цветной! Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно)
Листьев нет, лишь ветки видно.
— Мы уже много сказали красивых слов об осени. Ребята, давайте составим со словом осень новые слова. (Н.: осенние дожди, осеннее утро, осенняя одежда и т.д.)
Физминутка «Листопад». Дети «превращаются в листочки»
Сильный ветер вдруг подул (дети делают выдох)
И листочки быстро сдул (делают длительный выдох)
Все листочки полетели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», с поднятыми вверх руками наклоняются вправо, лево)
И на землю тихо сели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», опускают руки, приседают).
Влево, вправо покружитесь (плавно кружатся)
И в детишек превратитесь.
— А еще есть одна игра «скажи по другому». Осенью небо, какое?
— Осенью деревья, какие?
— Осенью птицам не хватает.
Пальчиковая гимнастика:
Ёжик топал по дорожке Дети загибают по очереди пальцы сначала
И грибочки нёс в лукошке. на левой, потом на правой руке. В конце
Чтоб грибочки сосчитать, упражнения руки у них должны быть
Нужно пальцы загибать. сжаты в кулачки. Повт. упражнение несколько раз.
Слоговой анализ и синтез «осень»
Логопед раздает детям карточки. На одних изображены картинки, в словах которых по одному, два, три, четыре слога, а на других «кирпичики», обозначающие количество слогов (по теме «Осень»).
Надо подобрать к каждой картинке карточку по количеству слогов.
— Молодцы, правильно выполняли упражнение.
III. Организация окончания занятия.
Подведение итогов. Прощание с детьм