Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно произносятся буквы зависит развитие ребенка. Если кроха до 5 – 6 лет допускает ошибки в воспроизведении фонем необходимо обратиться за помощью к специалисту.
В последнее время среди детей все чаще встречается неправильное произношение буквы Д. Чтобы устранить дефект следует проводить постановку и автоматизацию звуков «Д» и «Дь».
Виды отклонений
Характеристика дефектов произношения:
Согласный звонкий
Оглушение.
звук «Д» на разных позициях в словах переходит в
парную
глухую
согласную
«Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».- Открытая гнусавость. Замена звука
«Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости. - Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.
Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей
группы
дошкольников
:
- Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
- С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки
перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.) - Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.
Такие простые задачи используются в подготовительных группах
для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.
III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Д — ДЬ
Звуки д
и
дь
в слогах
1. Произнести ряды слогов.
ду-дю до-дё ду-дю-дю вды-вде-вда
да-дя ды-ди да-дя-дя зды-зди-зде
2. Повторить ряды слогов (каждый слог 3—5 раз).
Ди-ды-ды, ди-ды-ды, … и т.д. Ды-ди-ди, ды-ди-ди, … и т. д.
Звуки д ч дь в
словах
1. Назвать слова со звуками д
и
дь
по картинкам или отраженно (см. сло варь на с. 79).
2. Назвать картинки. Выбрать из них те, в названиях которых есть звук д, а
потом — звук
дь. Расставить картинки в два ряда: со звуком д
и со звуком
дь.
Льдина, диван, доски, дельфин, дыни, дым, лебеди, один, вода, два, люди, дом.
3. Запомнить и произнести ряд слов, расставить картинки в той же последовательности.
Люди, дома, дыни, медведи. Лебеди, индюки, дубы, доски.
85
Звуки д
и
дь
в словосочетаниях и в предложениях
1. Кратко ответить на вопросы учителя с опорой на предметные картинки.
Человек живёт (где?) … (в доме).
Рыба плавает (где?) …
(в воде).
Белка живёт (где?) … (в
дупле).
2. На наборном полотне — картинка с изображением одного или двух однородных предметов. Учитель спрашивает: «Угадайте, какое слово я задумал (а). Один …?» (одна …? два .. .? две . ..? …?).
Образец. Один дуб, одна доска
и т. д. Лексический материал:
дуб, доска, диван, льдина.
3. Повторить за учителем вопросы к картинкам и ответить на них полным предложением, ф Рис. 153—156.
Куда ходили Вадик и Лида? (В кино.)
Куда Вадик и Лида водили Диму?
(В бассейн.)
Куда Вадик и Лида налили воду?
(В бидон.)
Где сидели Вадик и Лида?
(На диване.)
Звуки д
и
дь
в текстах
1. Выучить поговорку.
Двое не один — в обиду не дадим.
2. Прослушать текст и повторить его за учителем. Ответить на вопросы к картинкам. » Рис. 157.
На воде домики для лебедей. Два лебедя в воде. А два маленьких лебедя на досках у домика. Федя и Дима кидали лебедям крошки.
Где домики для лебедей? Где два маленьких лебедя?
3. Прослушать текст. Ответить на вопросы и выучить текст. Назвать слова из текста со звуком д,
а потом — со звуком
дь. 9
Рис. 158.
У нас в садике скамейка. Мы её сбили из двух пеньков и одной доски. Посидим на ней и пойдём из садика домой.
Где скамейка? Из чего сбили скамейку?
IV. РАЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Назвать картинки: бидон, два, диван. Произвести анализ слов. Выбрать из них слова, подходящие к схеме ш
27.
2. Прослушать предложение Дима был дома.
Произнести слова со звуками
д
и
дь.
Назвать ударный слог в этих словах. Какое слово получится из слогов
до
и
ма, ди
и лш? Какие слоги в этих словах разные?
ЗВУКИ Т, ТЬ — Д, ДЬ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ
1. Произнести звуки т, тпь
и
д, дь.
2.
Охарактеризовать звуки.
II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Поднять руку, услышав в слоге звуки д, дь, а
потом—звуки т, т« Та, тя, дя, да, ду, дю, ты, ти, те, то, ды, ди, ту, тю, …
2. Поднять руку, услышав в слове звуки д, дь,
а потом — звуки т,
ть
Делаю, дую, топаю, дёргаю, тяну, дышу, даю, держу, теряю, толкаю догоняю, трогаю.
III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Т, ТЬ — Д, ДЬ
Звуки
т, ть и д, дь в
слогах
1. Повторить ряды слогов.
да-та | ти-ди | да-та-да | ди-ти-ди | ста-зда |
до-то | ди-ти | до-то-до | тё-дё-тё | вда-фта |
ду-ту | де-те | ду-ту-ду | де -те-де | зде-сте |
ды-ты | те-де | ды-ты-ды | ти -ди-ти | кте-где |
2. Повторить ряды слогов.
Та-да-да, та-да-да, та-да-да и т. д. Ду-ту-ту, ду-ту-ту, ду-ту-ту и т. д.
3. Закончить последнее слово в предложении при повторном прослуши вании. —
На станции пассажиры ждут пое(зда).
В небе горит яркая зве(здс) На грядке растёт капу(ста). В альбоме не хватает одного
ли(ста).
Звуки т, ть и д, дь в
словах
1. Игра с Соревнование».Дети делятся на две команды. Каждая командг получает одинаковое количество различных картинок на звуки т(ть) i д(дь) и выполняет задание учителя — разложить картинки на две стопки со звуком т(ть) и со звуком д(дь). Учитель проверяет результаты. Выигры вает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием А Рис. 332—343.
Лексический материал: дом, доска, дуб, туфли, телёнок, лебеди домино, телефон, котёнок, посуда, утёнок, индюк, автобус, диван капуста.
2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком д(дь), а
потом — со звуком
т(ть).
Садовник сажал кустысирени. Дикие уткиосенью улетаютна юг. Мама покупает Вадимудомино. На диванележит котёнок.
3. Изменить слова. Образец: Год — годик.
Сад, мост, кот, куст, завод.
4. Дополнить предложения по смыслу.
На горе построили … . В этом доме живёт … После утра наступает ..
Том
или
дом? день
или тень?
От деревьев на землю падает прохладная ….
5. Произнести слова, постепенно ускоряя темп. Сад — садовник, танк — танкист.
6. Кратко ответить на вопросы к сюжетной картинке. • Рис. 159.
Кто идёт с мамой? Кому мама купила игрушки? Кого мама ведёт из магазина?
Определить ударный слог в словах дети, детям, детей.
Звуки т, ть
ид, дьв предложениях
Причины нарушения произношения
Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого
«Д» сопутствуют:
- отсутствие правильной артикуляции
органов речи; - недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
- повторение ошибок за окружающими;
- слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).
Не пропустите: Как научить произносить звук Ц
На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.
Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического
обследования. После сбора подробного анамнеза
логопед
назначает коррекционные
задания
. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.
Правильная артикуляция для звука Д и Дь
При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:
Губы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.- Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
- Мягкая часть неба опускается.
- Гортань вибрирует.
- Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.
Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.
Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).
Согласные звуки [д],[д’], буквы Д, д
Жил-был волшебник. Он постоянно делал добрые дела. В одном доме вазу наколдует, которую разбили. В другом собаку вылечит. Поэтому его и назвали Добряк. Однажды решил волшебник сделать ещё одно доброе дело и наколдовал большую букву Д
и маленькую
букву д
.
И сегодня вместе с волшебником мы будем изучать эти буквы.
Итак, нашего волшебника зовут Добряк. Имя у него начинается с твёрдого согласного звука [д]
, который на письме обозначается большой
буквой Д
. Самое любимое занятие волшебника – это добрые дела. Слово добрые начинается с твёрдого согласного
звука [д]
, а слово дела начинается с мягкого согласного звука
[д’]
, которые на письме обозначаются маленькой
буквой д
.
А ещё звук [д’]
может обозначаться большой
буквой Д
. Например в слове Дюймовочка.
Как мы уже сказали, звуки [д]
и
[д’]
– это
согласные звуки
. И когда мы их произносим, то во рту возникает преграда, наши зубы и язык мешают свободно произносить эти звуки.
Чтобы лучше запомнить твёрдый звук [д]
и мягкий
звук [д’]
, мы сейчас с волшебником поиграем в одну интересную игру. Сейчас Добряк наколдует слова, которые начинаются с буквы д.
Причём в голубых кубиках появятся слова, в которых буква д
обозначает твёрдый
звук [д]
, а салатовых кубиках появятся слова, в которых буква д обозначает мягкий
звук [д’]
.
─ Добряк, расскажи-ка нам, какие слова ты наколдовал?
─ В словах дом и дрова буква д
обозначает твёрдый
звук [д]
, а в словах дети и дерево
буква д
обозначает мягкий
звук [д’]
.
─ Молодец, добряк. Ты ещё одно хорошее дело сделал.
Итак, давайте дальше будем знакомиться со звуками и буквами. Мы помним, что все согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушайте, как звонко звучат звуки [д]
и
[д’]
. Поэтому мы и говорим, что эти звуки звонкие.
Большая буква Д
и маленькая
буква д
– это буквы, которые подсказывают, что мы должны произнести
звонкие парные звуки [д]
и
[д’]
. Иногда в некоторых словах вместо
звуков [д]
и
[д’]
мы произносим и слышим
звуки [т]
или
[т’]
. Например, в слове лодка. В середине слова мы слышим твёрдый согласный
звук [т]
, а пишем
букву д
. В этом случае, чтобы не запутаться, какую букву надо написать
д
или
т
, мы слово изменим так, чтобы после
буквы д
стояла гласная буква. Например, лодочка. В середине слова мы хорошо слышим
звук д
, а значит писать будем
букву д
.
Теперь давайте посмотрим, как пишутся эти буквы. Буква Д
может быть большой (её называют
заглавной
) и маленькой (её называют
строчной
). Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.
─ А я сейчас из кубиков построю букву д
. Смотрите.
Итак, буквы мы научились писать, а теперь вспомним, в каких же случаях пишутся эти буквы.
Но сначала, вместе с волшебником мы совершим путешествие по сказкам и будем записывать слова, которые пишутся с большой буквы Д
. Вот у нас волшебный ковёр-самолёт и бумажный свёрток, куда мы будем записывать слова, чтобы не забыть.
Летел, летел волшебник и видит девочка плачет.
Это же Дюймовочка. Помог Добряк девочке и первое слово Дюймовочка записал к себе в свёрток. Так как это имя девочки, то оно пишется с большой буквы
.
Летит волшебник дальше. Видит Дед Мороз детям подарки разносит. И Деду Морозу Добряк помог подарки разнести, а имя записал, оно тоже пишется с большой буквы
.
Полетел волшебник дальше и видит, дед репку тянет. Ага, надо записать.
Дед тянет репку.
Это уже предложение получилось, которое пишется с большой буквы Д
. И деду помог волшебник вытянуть репку.
Ещё долго волшебник путешествовал и записывал много интересных слов, которые пишутся с большой буквы Д
и
с маленькой буквы д
. Например: дом и дудочка.
Буквы мы научились писать, а теперь пора и почитать. Вот у нас слово дом. Оно начинается с твёрдого согласного звука [д]
, потом идут гласный
звук [о]
и согласный твёрдый
звук [м]
. Соединяем эти звуки вместе и у нас получается одно слово дом, которое состоит из одного слога.
Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком [д]
и мягким
звуком [д’]
, которые на письме обозначаются большой
буквой Д
и маленькой
буквой д
.
А волшебник Добряк наколдовал ещё несколько слов и подарил их всем людям. Это два маленьких слова: до свидания!
Упражнения для постановки
Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.
Артикуляционная гимнастика
Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание
:
- Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
- Губы и щеки:
- губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
- губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
- надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.
3. Язык:
Упражнение «Грибок»
- «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
- «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
- «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.
Не пропустите: Какие причины нарушения речи?
4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.
Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.
Дыхательная гимнастика
Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс
). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:
- Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
- Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
- Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.
Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.
Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.
Постановка
Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:
. Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
Подражание- Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.
Не пропустите: Общее недоразвитие речи (ОНР) — что это за диагноз и как его можно корректировать?
Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания
. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.
Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.
Материал для автоматизации звука «Д»учебно-методический материал по логопедии
1. Повтори слоги.
Да-да-да Да-да-да Да-да-да
Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да
2. Повтори слова.Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.
Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.
Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.
3. Повтори предложения.Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон — река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша — друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.
4. Повтори чистоговорки.
Да — да — да — бежит вода. Ду — ду — ду — тебя найду. До — до — до — звучит гудок. Ды — ды — ды — цветут сады.
5. Повтори пословицы и поговорки. Один за всех — все за одного. Шуба нова, да в подоле дыра. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Лесом шёл, а дров не видал. Даром ничего не дают. Ссора до добра не доведет.
6. Повтори скороговорки.Дарья дарит Дане дыни. Дон, дон, дон — загорелся кошкин дом. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду — все равно тебя найду.
Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.
Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.
Радуга-дуга, радуга-дуга — не давай дождя!
7. Повтори загадки.Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не пойду Покуда он гуляет. (Дождь)
Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым)
Новая посуда, а вся в дырках. (Сито)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
8. Выучи стихотворение.
Дрессировщики зверей! Дайте сахару скорей! Долго звери вас учили, Чтоб награду им вручили. (В. Берестов)
9. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.
Ходит мальчик наш с трудом, В первый раз обходит… (дом).
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по… (домам).
Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по… (дорожке).
10. Игра «Назови ласково».
Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы: Дом — (домик) дудка — (дудочка) Дуб — (дубок) дыра — (дырочка) Дорога — (дорожка) дым — (дымок)
11. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.
Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда — садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.