«особенности дифференциальной диагностики ОНР и ЗПР у детей дошкольного возраста»статья по коррекционной педагогике


Задержка психического развития (ЗПР)

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР

Мария Гаврикова

Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР

Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР

Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Нарушения речи у детей с ЗПР

Нарушения речи при ЗПР обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности, носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы.

Недоразвитие речи системного характера (НРСХ) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Выделяют 3 уровня речевого развития:

Недоразвитие речи системного характера, I уровень речевого развития:

полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие (может быть нарушено до 20 звуков). Отмечаются все типы нарушений: искажение, отсутствие, замены, смешение звуков;

грубое недоразвитие фонематического восприятия. Доступно различение только неречевых звуков. Не сформирован звуковой анализ и синтез;

ограниченный словарный запас (до 50 слов). Дети способны воспроизвести одно-, двухсложные слова. Отмечаются элизии;

не сформировано словообразование. В речи используют облегченные слова, звукоподражания, пользуются вербальными средствами общения. На верхней границе появляется фраза. В речи отсутствуют предлоги;

отсутствие связной речи;

грубое нарушение понимания речи.

Недоразвитие речи системного характера, II уровень речевого развития:

полиморфное или мономорфное нарушение произношения (нарушено от 2 до 15 звуков);

недоразвитие фонематического восприятия, различают звуки далекие по акустико-артикуляторным характеристикам, не сформирован звуковой анализ и синтез;

ограничен словарный запас, встречаются все типы нарушения слоговой структуры слова в трехсложных словах, элизии в четырехсложных словах;

в речи используют все части речи, сокращается количество диффузных слов и звукоподражания. Используют в речи полные и аморфные слова. При построении фразы пропускают главные и второстепенные члены предложения;

словообразования заменяется словоизменением;

недостаточно сформирована связной речи.

Недоразвитие речи системного характера, III уровень речевого развития:

полиморфное или мономорфное нарушение произношения;

недоразвития фонематического восприятие, способны выделить звук из состава слова, имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков в словах;

словарный запас ограничен;

в спонтанной речи отмечаются аграмматизмы, выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;

в пересказах отмечаются пропуски смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения.

Образовательные потребности ребёнка с ЗПР — индивидуально-дифференцированный подход к формированию образовательных умений и навыков; — целенаправленное формирование социальной компетентности, развитие форм и средств общения; — формирование функционального базиса для развития мышления и речи; — развитие когнитивных функций; — развитие всех компонентов речи, языковой компетентности; словесной регуляции действий; — совершенствование психомоторных функций; — щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

ТНР при УО и ЗПР

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.

К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная, тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при органическом поражении ГМ (моторная, сенсорная).

Механическая дислалия — неправильное воспроизведение звуков, имеющее органическую основу.

Дизартрия — нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата при поражении ЦНС.

Ринолалия – гнусавость (расщелина неба).

Афазия – распад речи частичный или тотальный при поражении ЦНС.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]