Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль]картотека по логопедии по теме


Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 — 20 минут для детей до 4,5 лет, старше — 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша. Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук. Произносить слова. лавка — лямка игла — земля слон — силен улыбка — улитка лапа — шляпа метла — петля лук — люк ел — ель Юла — Юля лоб — лед лужа — Люда угол — уголь кулачок — светлячок пилот — полет клумба — клюква стал — сталь Произносить предложения и текст. Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжал кулачок — на ладони светлячок. Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон. Летят самолеты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник. Была в лесу белка. Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке. По Л. Толстому. Назовите детенышей животных: у льва — львята, у лисы — :, у лягушки — :, у лебедя — :, у тюленя — :, у косули — :. Догадайся сам и загадай своим друзьям. Я землю копала, ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал. (Лопата) Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет — белого найдет. (Заяц и лиса) Что за птица смелая по небу промчалась? Лишь дорожка белая от нее осталась. (Самолет) Круглое, румяное с дерева упало, Любе в рот попало. (Яблоко) Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. (Ёжик) Закружится стоит или идет, А если остановишь — упадет. (Юла) Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза. Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие — птиц, какие — растения? Что здесь может само двигаться и что не может? Еще слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот. Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие? Говори, не торопись и, смотри, не ошибись. Кол около стола, стол около кола. Колпак под колпаком, под колпаком колпак. Убежало, убежало, убежало молоко. Я с трудом его поймала. Быть хозяйкой нелегко. Посадил дед лук, отрастил лук чуб. Увидал лук внук, оборвал луку чуб. Удивительная штука: слезы капают — у внука! Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло. Мама Миле говорила: — не сердись, дочурка Мила! — Не сержусь, сказала Мила. — Я выплакиваю мыло. Колокольчик. Колокольчик голубой поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты? Белые лебеди. Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут. Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди — облака.

Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия

Вид занятия: открытие нового знания. Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР – 3р.ур.Возраст детей: 6-7 лет – подготовительная группа Тема: Звуки Ль — РьПриоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель: Дифференциация звуков Ль — Рь в слогах, словах и словосочетаниях.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по акустическим признакам;
  • Формировать умение различать звуки Ль — Рь по артикуляционным признакам;
  • закрепить произношение звука Ль — Рь – в слогах, словах и словосочетаниях.
  • формирование навыка звукового анализа слова со звуком Ль, Рь

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение кодировать и декодировать информацию,
  • продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов;
  • развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику.
  • совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
  • формировать умение бережного отношения к природе.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и делать анализ слова, на слух дифференцировать звуки, развита крупная и мелкая моторика, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]