Дидактические игры для развития речи дошкольников. картотека по логопедии по теме


Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками

Логопедические развивающие игры для дошкольников

Развивающие игры Автор: Червякова Татьяна Васильевна, логопед, МДОУ детский сад “Родничок” Описание: Представленные дидактические игры будут полезны логопедам и воспитателям детских садов. Материал предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с дошкольниками.

Цель игры: активировать словарный запас по теме «Овощи» и «Фрукты»; научите детей делить слова на слоги. Материал: рисунки: планарные изображения корзин со слоговыми схемами, изображения предметов – овощей и фруктов. Ход игры: Логопед. Ребята, сегодня едем в гости к бабушкам и дедушкам в деревню посмотреть, какие овощи выросли на грядках. – И вот нас встречают бабушка и дедушка.

Логопед. Бабушка предлагает вам угадать, какие овощи они собрали. – круглый, красный, сочный, полезный, мягкий… (помидор) – овальный, зеленый, хрустящий, грубый, твердый… (огурец) – продолговатый, оранжевый, твердый, вкусный, витаминный… (морковный) – круглый , горький, твердый, полезный… (лук) – круглый, зеленый, сочный, хрустящий… (капуста)

Логопед. Ребята, вы угадали все овощи. А теперь положим их в корзины. – Обратите внимание, какие красивые корзины приготовила бабушка. В каждой корзине есть слоговая схема. Назовем овощи по очереди, определим количество слогов в каждом слове и положим овощ в правильную корзину.

В аналогичную игру можно сыграть на тему «Фрукты». В качестве материала мы используем изображения предметов – фруктов.

Дидактическая игра «Слоговые дома» Цель игры: научить детей разбивать слова на слоги. Материал. Самолетные изображения домов с оконными карманами. В каждом доме есть слоговая схема. Изображения предметов с изображением персонажей сказок: Волка, Карлсона, Незнайки, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах и других. Ход игры. Логопед. К нам в гости приехали герои сказок. Номинальный. Ребенок. Волк, Карлсон, Мальвина, Буратино, Айболит.

Логопед. Гостей следует «поселить» в домах. Определите количество слогов в каждом слове и «посадите» героя в желаемый дом.

Ребенок (говорите и ударяйте по слогам) — «Карл-Сын» – два слога (кладет фото в карман дома №2) — «Волк» – 1 слог (кладет картинку в карман дома №1).

— «Мал-ви-на» – в этом слове три слога (кладет картинку в карман дома №3) — «Бу-ра-ти-но» – в слове четыре слога (кладет картинку в карман дома №4)

Логопед. Очень хороший! Пособие можно использовать при изучении других лексических тем.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников Игры для профилактики дисграфии зрительного нерва и дислексии у дошкольников Логопедические игры для детского сада на животных Настольные логопедические игры для детского сада своими руками

Похожие статьи:

Логопедические игры для дошкольников и младших школьников

Логопедические игры для дошкольников своими руками

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая игра для детей 5-8 лет «Кто быстрее»

Дидактическая игра в логопедической работе

Анна Романченко

Дидактическая игра в логопедической работе

Дидактическая игра в логопедической работе.

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это — заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент — дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко — сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»

Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.

Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Ход игры:

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

— Это синее платье Танино.

— Эта красная шляпа мамина.

— Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

— Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Нужно слоги сосчитать.

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

— Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».

А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Роль и значение логопедических игр

От того, насколько хорошо сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно своевременно предупреждать различные дефекты и следить за чистотой издаваемых малышом звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и производстве. При определении степени дефекта выявляются все симптомы, связанные с умственным, физическим и речевым развитием.

Языковые развивающие игры

Примечание! Игра – это основная деятельность ребенка, с ее помощью он осваивает различные формы мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют важную роль в создании благоприятной среды для преодоления ребенком речевых нарушений различной степени тяжести.

Логопедические развивающие игры для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, изучает родной язык и в простой форме усваивает правила грамматики. Трудности, преодолеваемые таким образом в игровой форме, менее очевидны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр – увеличить словарный запас и кругозор детей, расширить границы сознания ребенка и приобщить его к окружающему миру.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с патологиями речи различной сложности и этиологии. Чтобы исправить стандартные нарушения речи, нужно заниматься не менее 2-3 раз в неделю по 30 минут. Однако детей сложно увлечь однообразным заданием, они быстро устают и отказываются выполнять предложенные педагогом упражнения. Для повышения мотивации к обучению логопеды используют в своих классах игровые приемы, благодаря которым процесс коррекции перестает быть скучным для ребенка.

Что еще почитать: Музыкальная дидактическая игра для детей дошкольного возраста

Логопед и ребенок

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Логопедические дидактические игры.

Авторы:

  • Соловьева Наталья Сергеевна учитель-дефектолог МКДОУ №5 «Чебурашка» Кировская область г. Вятские Поляны
  • Титова Снежана Геннадьевна учитель-логопед МКДОУ №5 «Чебурашка» Кировская область г. Вятские Поляны
  • Устинова Ольга Николаевна учитель -дефектолог МКДОУ №2 «Светлячок» Кировская область г. Вятские Поляны

Дидактические игры предназначены для индивидуальных и подгрупповых, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, родителям.

Дидактическая игра “Кошки мышки”

для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Коррекционные задачи:

  • Автоматизировать поставленные звуки.
  • Поддерживать эмоционально-положительный комфорт.
  • Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
  • Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторики.
  • Формировать правильное дыхание

Оборудование: Настольная игра из Фикс Прайса «Погоня за сыром», карточки с картинками в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь, карточки для артикуляционной гимнастики, оранжевые карточки «Попробуй, повтори», «Фокус», «Делай, как я» (приложение 1), кубик.

Описание игры: Количество игроков: 1-4 человека. Данная игра может быть использована как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Ход игры:

Ребенок и взрослый раскладывают на игровое поле карточки, расставляют мышек, лестницы и кошку. Перед началом игры проводится пальчиковая игра «Мышки пляшут» (приложение 2). Мышки веселятся на сыре, а кошка в это время спит. Как заканчивается стихотворения, кошка просыпается, мышки убегают. Ребенок берет мышку и бросает в дырку. Мышка выпадает на определенную картинку, ребенок выполняет задание, обозначенное на этой картинке. Если ребенок выполняет его правильно, то он может убрать карточку, посмотреть, сколько кусочков сыра смогла утащить его мышка. Берет столько же кусочков сыра из баночки.

  1. вариант. Кошка снова ложится спать, а мышки снова забираются на сыр. Все повторяется снова.
  2. вариант. Ребенок кидает кубик, и мышка передвигается на столько делений, сколько выпало на кубике точек, и игра продолжается по кругу.

Если мышка выпадает на оранжевую карточку «Фокус», то ребенок выполняет упражнения на выработку правильного дыхания. Педагог заранее и на свой выбор готовит эти упражнения. Если на карточку «Делай, как я «, то ребенок выполняет пальчиковые упражнения. А если «Попробуй, повтори», то ребенок должен воспроизвести нарисованное на карточке движение.

Цель: развитие артикуляционной, общей, мелкой моторики и речевого дыхания.

На поле выкладываются оранжевые карточки и карточки для выполнения артикуляционных упражнений.

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания.

На поле выкладываются оранжевые карточки и карточки с картинками.

Дидактическая игра “Логопедическое лото ”

для детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Коррекционные задачи:

  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Формирование правильного дыхания
  • Дифференциация звуков
  • Развитие психических процессов

Оборудование: карточки с картинками в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь, карточки для артикуляционной гимнастики, оранжевые карточки «Попробуй, повтори», «Фокус», «Делай, как я» (приложение 1), кубик, игровое поле, мелкие игрушки.

Описание игры: данная игра предназначена для индивидуальных занятий с ребенком.

На игровой поверхности раскладываются картинки с определенным звуком.

Задания:

  1. «Найди и назови». Ребенку дается набор карточек с картинками и предлагается найти такие же на игровом поле и назвать, что на них нарисовано.
  2. «Что под …». Педагог раскладывает мелкие игрушки на картинки и предлагает ребенку, сказать предложением, что находится под определенной игрушкой (игрушки подобраны в соответствии с заданным звуком). Например, автоматизация звука С в начале слова:

Под собакой, сумка. Под слоном, сок. Под совой сосна.

3. «Парочки». Педагог раскладывает картинки (на определенный звук и оранжевые карточки) на двух игровых полях и расставляет на них парные мелки игрушки. Задача ребенка найти парные игрушки и назвать картинки под ними. Если выпадает оранжевая карточка, то ребенку необходимо выполнить соответствующее задание. Оранжевая карточка:

«Фокус» — упражнения на выработку правильного дыхания. Педагог заранее и на свой выбор готовит эти упражнения.

«Делай, как я» — пальчиковые упражнения.

«Попробуй, повтори» — воспроизвести нарисованное на карточке движение.

4. Задание с кубиком. Ребенок бросает кубик и переставляет свою фишку в перед ровно настолько шагов, сколько выпало очков на кубике и называет картинку. Или выполняет задание оранжевой карточки.

5. «Что слева, что справа?». Ребенок составляет фразу, используя слова «слева» и «справа».

6. «Что между?» Ребенок по цепочки проговаривает: «Между ежами и жуком – жаба.

7. «Что около?». Ребенок по цепочке проговаривает: «Около палки – волк, около волка – молоко».

8. «Что рядом?» Ребенок: «Рядом с богатырем – матрешка, рядом с матрешкой моряк».

9. «Запомни и повтори». Ребенок называет предметы на картинках и старается запомнить их. Затем закрывает глаза. Взрослый переворачивает одну картинку. Открыв глаза, ребенок угадывает её. Далее взрослый закрывает все картинки. А ребенок должен вспомнить и на втором поле разложить картинки, так как на первом поле.

10. «Доскажи слово». Взрослый произносит слово, не договаривая последнюю часть, которая содержит автоматизированный звук.

11. «Квадрат». Взрослый дает задание ребенку: «Назови картинку в центре, от центра – на одну клетку вверх, на одну клетку вправо и т.д.».

12. «Составь предложение». Ребенок составляет предложения из слов в одном ряду по горизонтали, вертикале и диагонали.

13. «Найди место» Ребенок раскладывает картинки на игровом поле в соответствии с местонахождением заданного звука.

14. Задание на дифференциацию звуков. На двух игровых полях педагог раскладывает картинки. Ребенку необходимо найти и накрыть предметы с одним звуком мелкими игрушками.

Игра «Строим дом».

для детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Коррекционные задачи:

  • Автоматизировать поставленные звуки.
  • Поддерживать эмоционально-положительный комфорт.
  • Развивать артикуляционную, мелкую моторики.
  • Формировать правильное дыхание

Оборудование: кубики разного цвета с липучками, карточки (на липучках) с картинками в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь, карточки для артикуляционной гимнастики (на липучке).

Описание игры: Количество игроков: 1-4 человека. Данная игра может быть использована как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Ход игры:

1 Вариант: Педагог прикрепляет к кубикам необходимые картинки. Затем читает текст пальчиковой игры и строит дом из кубиков, а ребенок в этот время выполняет движения руками под текс игры. Кода дом построен ребенок называет предметы на картинках или выполняет соответствующие артикуляционные упражнения.

  1. Задания: «Назови, кто живет в красной квартире», «Что находится в зеленой квартире». «Назови жителей первого этажа», «Назови жителей первого этажа желтой квартиры». «Кто живет рядом, под, справа, слева, над, вверху, внизу».
  2. Задание: Составь предложение.
  3. Задание: «Найди квартиру С, Ш, З и т.д.» (в названии всех жильцов квартиры есть определенный звук).
  4. Вариант: Ребенок кидает кубики, называет картинки (или выполняет артикуляционное упражнение) и строит дом. Затем составляет предложение использую картинки на кубиках.
Следующая >

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом зрелищны и увлекательны, а фонарик доступен и безопасен для детей. Игра разработана педагогом Натальей Коняхиной. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет сделана коробка. Вам также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, загрузив из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие предметы, изучаемые в дошкольном учреждении). Предметы нужно вырезать и приклеить внутри коробки так, чтобы лицевая сторона была обращена к малышу. Ребенок направляет фонарик на стену и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это туфли?», «В коробке есть яблоко или много?».

Недоразвитие фонетико-фонематической речи у дошкольников

Примечание! Игры с фонариком позволяют легко развить связную речь дошкольника.

Ребенок с фонариком

Дидактические игры для развития речи дошкольников картотека по логопедии по теме

Напоминание для родителей

«Говорим, играем – развиваем свой дискурс»

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

Поговори с детьми!

Много говорят о том, что хорошее языковое развитие является условием академической успеваемости. Однако родители не всегда знают, как развить эту речь.

Часто можно услышать: «Мы много читали ребенку, читали стихи, говорили обо всем, но результата не было; сам ребенок не может ни описать простейший образ, ни рассказать что-либо.”

А как могло быть иначе: ведь это родители сказали – а не ребенок. Младенцы все разные – одних их не остановить, а от других ни слова. Но даже «молчаливый» заговорит, если будет стимул высказаться.

Выступление начинается с желания пообщаться!

Независимо от того, насколько несовершенно ваш ребенок говорит, примите его желание и потворствуйте ему. Даже если он вообще не говорит, часто вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). В то же время постарайтесь дать ему возможность послушать себя и себя. Особенно создавайте такие игровые ситуации, когда ребенку понадобится звукоподражание или придется сказать несколько слов, чтобы игра состоялась. Учтите, что мотивируете не вы, а ситуация. Настроение.

Попробуйте произнести новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок усваивает и усваивает информацию в 10 раз лучше нейтральной или неблагоприятной.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы изображение, читаете ли вы книгу, обращайте внимание ребенка на редкие фразы, спрашивайте, что означает то или иное слово.

2. Сыграйте в игру «Скажи мне слово»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен угадать и назвать последнее слово в нем.

3. Играйте словами. Это может развеселить долгое путешествие в транспорте, необходимость полежать в постели. Эти задачи включают:

  • какие слова, цвета могут описать время года, рассказать о теме, о чем она (цитировать как можно больше прилагательных);
  • что он умеет (назовите как можно больше глаголов)
  • играть в плохую и хорошую игру. Что хорошего в Бабе Яге, а что плохо? Что хорошо под дождем, а что плохо?
  • играть противоположные слова (противоположности)

4. Предложите ребенку рассказать сказку, сказку, мультик. Спросите, что вам понравилось и почему. Попросите описать понравившегося персонажа.

5. Сыграйте в игру: «Найди ошибку в предложении”

6. Научите ребенка составлять рассказ из изображения. Объясните, что у истории есть начало (короткое, как утро), центр (как день) и конец (короткое, как вечер).

7. Сыграйте знакомую сказку «в лица» с разными интонациями.

Запомнить! Сбить ребенка очень легко. Относитесь к ребенку с пониманием.

Расширьте словарный запас вашего ребенка.

У ребенка есть слова на двух уровнях: он понимает слова – это пассивная лексика, он говорит – он активен. Активный словарный запас может быть довольно небольшим. Попробуйте ввести названия вещей вокруг него (игрушек, предметов домашнего обихода), имена родных и близких в активный словарь. Чаще спрашивают: «А где стол? Где часы? »и т д. Это непременно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (способность слышать разные звуки речи), побуждая различать слова, различающие звук. (крыша – мышь, нос – нож).

Читайте своему ребенку.

Читайте короткие стихи, сказки. Прочтите их много раз: не бойтесь, что ребенку это надоест. Дети намного лучше усваивают тексты, которые они уже слышали. Если есть возможность, попробуйте процитировать стихотворение – покажите его лицами и предметами; и позвольте ребенку играть с предметами. Подождите, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите ритм, затем постарайтесь не заканчивать последнее слово каждой строчки, позволяя ребенку сделать это. Пойте простые песни, помогая ему почувствовать ритм и сыграть его.

Что еще почитать: Игра — инсценировка » Сварим из овощей вкусный суп» занимательные факты по развитию речи (младшая группа) на тему

Пальцы помогают слову.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точные движения пальцев. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игра с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать непослушными пальчиками. Как бы скучно это ни казалось, пусть ребенок застегивает пуговицы, завязывает шнурки, закатывает рукава. Также лучше начинать тренировки не с собственной одежды, а сначала «помочь» кукле и даже родителям одеться. По мере того, как детские пальчики станут более ловкими, его речь станет более понятной для окружающих. О пользе совместной гимнастики в развитии дошкольника.

Совместная гимнастика в развитии дошкольника.

Гимнастика для рук и ног нам знакома. Тренируем мышцы, чтобы они стали подвижными, сильными и подвижными. Но зачем тренироваться? Оказывается, язык – основная мышца органов речи. И ему, как любому мускулу, гимнастика просто необходима. В конце концов, язык должен быть хорошо развит, чтобы совершать тонкие намеренные движения, вызывающие звуки речи.

Недостатки произношения усугубляют эмоциональное и душевное состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься гимнастикой для суставов уже сейчас. С помощью артикуляционной гимнастики преодолеваются имеющиеся нарушения звукового произношения.

Первое время гимнастику нужно делать перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где он находится. В этом случае движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Работайте с ребенком каждый день по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в виде сказки (на веселом языке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Верь в себя!

Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка можете помочь ему гармонично развиваться. Будьте терпеливы, добры и спокойны и у вас все получится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.

в настоящее время показано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на речевое развитие детей. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ определили, что проекция руки в мозг находится очень близко к области речевого двигателя. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется еще и в том, что человек, затрудняющийся подобрать слово, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, сосредоточенный на рисовании или письме, непроизвольно высовывает язык.

Поэтому тренировка движений пальцев и рук – важнейший фактор, стимулирующий развитие речи ребенка, способствующий улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, а также мощный инструмент, повышающий работоспособность коры головного мозга и, как следствие, уровень развития мышления.

Занятия, развивающие мелкую моторику.

Благотворно влияют на развитие движений рук и пальцев:

  • массажи и самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • зрительная деятельность;
  • моделирование;
  • рисование;
  • заявление;
  • ручная работа;
  • манипуляции с различными предметами: сбор пирамид, матрешек, строителей, мозаик; расстегивание и застегивание пуговиц, липучки, лямок; шнуровка.
  • штриховка, написание.

Игры и упражнения для детей 2-4 лет.

Волшебная сумка.

Осмотрите игрушки и предметы вместе с малышом, потрогайте их. Предложите ребенку прикоснуться к одному из предметов в сумке, назвать его и поднять. Не снимая предмет, пощупайте его, назовите и опишите.

Тактильные столы.

необходимо подготовить серию досок с разными конструкционными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.

Задания: с закрытыми глазами почувствовать контур и назвать изображенный объект; найти конкретное изображение предмета с закрытыми глазами; найдите две одинаковые карты.

Бассейн для пальцев.

Задачи: опустить руки к бассейну пальцев и потрогать фасоль или горошек; переходить в другую тару по очереди; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держась за руки в бассейне; прикоснуться к данному объекту.

Я поворачиваюсь и поворачиваюсь.

(Задания с различными массажными шариками, палочками, каштанами, орехами и т.д.)

Бросить и схватить предмет одной рукой, двумя руками, развернуть желудь или шишку. Катите массажный мяч или палку: ладонью, краем ладони, пальцем одной ладони по направлению к другой, между ладонями, на тыльной стороне руки вращательными движениями в одном направлении, в другом направлении, в вертикальный. Постепенно увеличивайте давление и скорость вращения.

Веревка.

Задачи: завязать и развязать узлы; шпагат: снять бусинки, скрутить шнурок между кончиками большого и указательного пальцев, намотать шнурок на палочку или нить на катушку, заплести косичку, пальцы переплести шнурком, оформить шнурком узоры и фигурки.

Прищепки.

Задачи: зацепить прищепками лист бумаги, край коробки или чашки, веревку; открывайте и закрывайте прищепку большим и указательным, большим и средним пальцами и т д. Попросите ребенка сосчитать количество прищепок на веревочке, наденьте на веревку прищепки только определенного цвета.

Что еще почитать: Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Упражнения с вокальным сопровождением.

Лиса.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки при произнесении текста:

«Умный мошенник, рыжая. Рот открывается, кроликов пугает.”

Ворона.

Наклоните руку к столу и возьмите фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Разговаривать:

«Я видел бумагу и как ее взять. Я думала, это конфета, а оказалось: фантик.”

Собаки.

В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки во время произнесения текста:

«Две собаки лают, не кусаются. Двое детенышей целый день ходят в гнезде, кричат, открывая пасть воронам, очень хотят поесть.”

Для детей 5-7 лет.

Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. В качестве физических упражнений очень хорошо использовать пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. В словаре есть десятки стихотворений по каждой теме. Например:

Небо в россии голубое

Реки в России синие – по пальцу гнутся.

Есть клены и дубы, пальцы представляют «ветки”

А какие есть грибы! Кулак одной ладони прикрыт другой открытой ладонью.

Дети любят говорить на секретном языке. Создайте свой алфавит пальцами. Используйте его, чтобы угадывать буквы, а затем составлять слова. [2]

Расставьте фигурки, считая палочки, спички.

Пальчиковый театр. Развивают внимание, мышление, память, стимулируют речевое развитие малыша, помогают снять напряжение с рук, губ, снимают умственное переутомление, развивают руки, становятся более подвижными и гибкими. Посоветуйте родителям водить детей в настоящий театр на различные детские спектакли.

Письменные работы, различные виды штриховки, раскраски фигур, картинок.

В настоящее время существует большой выбор литературы по этой теме. Вы можете приобрести его по своему вкусу, но убедитесь, что инструкция подходит для вашего ребенка возраста и уровня сложности.

Логопедические игры и пособия

Ну а шея подъемного

Крана длиннее. (Жираф.)

«Сочини загадку»

Сильный, зубастый, кажется неуклю­жим.(Крокодил.)

Ползет, гибкий и очень сильный. (Удав.)

Зеленый охотник в речке сидит и до­бычу ждет. (Крокодил.)

С рожками-антенками красавец пят­нистый.(Жираф.)

Умеет ползать и летать, молоком всех угощать.(Божья коровка:)

Такие упражнения проводились нами на специальных занятиях или включа­лись в другие логопедические занятия как их составная часть.

Важно, чтобы дети эмоционально воспринимали материал. Поэтому в за­нятия мы включаемпсихогимнастику, релаксацию.

Например. Изобразить ис­пуганного, встревоженного жирафа; притаившегося крокодила; божью ко­ровку на весеннем солнышке; рассер­женного удава; солнышко спрягалось -гусеница замерзла, съежилась, появи­лось солнышко — гусеница отогрелась,расслабилась и т.д.

Когда дети освоили необходимую для работы лексику, приступили к сравне­нию предметов.

«Крокодил — это крупное животное, а божья коровка — маленькое насекомое. У крокодила есть туловище, голова и хвост, а у божьей коровки — туловище и голова. На голове у крокодила большие выпук­лые глаза и огромная зубастая пасть, а убожьей коровки — желтые янтарные гла­за и усики. У крокодила длинное, плоское,зеленое туловище, а у божьей коровки -круглое, красное, с черными точками. Крокодил живет в воде, умеет плавать, а божья коровка летает, ползает. Крокодил и божья коровка — хищники, только кро­кодил питается крупными животными, а божья коровка — очень маленькой тлей». В процессе сравнения развивается мышление, активизируется словарь, закрепляется полученный ра­нее навык использования соответствующих грамма­тических форм и синтакси­ческих конструкций.

После сравнения двух объектов я даю образец описания, Затем дети само­стоятельно составляют рассказы-описания.

Начиная занятие, гово­рю: «К нам прилетел Ино­планетянин. Он никогда не видел таких диковинных существ и ничего о них не знает. Давайте ему расска­жем, кто это».

Дети описывают: «Жи­раф — это очень красивое животное. Он живет в жарких странах. Отличается необычной пятнистой ок­раской и очень длинной, величавой ше­ей. На голове у жирафа маленькие рож­ки, похожие на антенну. Питается он ли­стьями деревьев, травой. Мне он очень нравится, но я его еще не видел.

Божья коровка — это насекомое. У нее круглое, красное, выпуклое тело с чер­ными точками на спине. На голове боль­шие желтые глаза и черные усики. Это хищник. Она ест вредителей садов -тлей. За это ее все любят. И ласково на­зывают «солнышко». Осенью божьи коровки собираются в стаи и улетают». Под влиянием услышанного художе­ственного произведения дети начинают рассказывать более эмоционально. Так, например, я читаю сказку «Утренние лу­чи» (по К. Ушинскому). Предлагаю детямпридумать что-нибудь похожее, при этом считаю эффективным такой при­ем: ребенок вовлекается в процесс, про­должая рассказывать вслед за педаго­гом.

(Этот прием позволяет активизиро­вать робких и застенчивых детей.)

Как проводить занятия в домашних условиях

Для многих детей домашнее задание намного веселее, чем со специалистом. Ребенок видит свою мать или любое другое лицо, которое он знает, и чувствует себя в безопасности. Чтобы добиться максимального результата от уроков, вы можете приобрести специальные руководства, в которых не только подробно объясняется настройка и автоматизация каждого звука, но и записываются результаты. Примером может служить логопедическая тетрадь Н.В. Соколовой.

Способы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Довожу до вашего сведения! Вначале логопедические игры должны сопровождаться голосовым объяснением взрослого. После этого только ребенок должен говорить (или пытаться произнести.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Эти звуки требуют уплощенного положения языка, прижатого кончиком к верхнему нёбу. Этого можно достичь с помощью следующих упражнений:

  • “Плечо”. Высуньте свой широкий язык и приложите его к нижней губе.
  • «Кисточка». Проведите кончиком языка от зубов к горлу и наоборот.
  • «Вкусное варенье». Он облизывает верхнюю губу, словно слизывая сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка относительно верхнего неба. Однако упражнения по настройке звуков будут другими.

Настройка звука “L»:

  • «Накажи язык». Вытяните и расставьте язык по нижней губе и слегка прикусите его верхними зубами, издавая звук «ру».
  • Чередование «шпателя» и «назад». Язык раздвинут на нижнюю губу или напряжен и находится в середине полуоткрытого рта.
  • “Лошадь”. Цель этого упражнения – научить ребенка щелкать, прижимая язык к альвеолам за верхними зубами.

Настройка звука «R»:

  • “Машина”. Широко откройте рот, прижмите язык к верхним бугоркам и быстро произнесите «ттт», имитируя автоматический огонь.
  • “Чистить зубы”. Проведите язык за верхними зубами вправо и влево.
  • «Качели для детей». Откройте рот и приложите кончик языка прямо к верхней губе, затем к нижней губе.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистки в 4 года. Упражнения, способствующие воспроизведению этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Тубус». Широко улыбнитесь, задержитесь в этом положении несколько секунд, затем сложите губы трубочкой.
  • “Маятник”. Откройте рот и направьте тугой кончик языка из правого в левый угол.
  • “Горка”. Положите кончик языка на нижние зубы и приподнимите среднее небо над верхним, образуя бугорок.

Важно! При объяснении упражнения обязательно иметь при себе настольное зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.

Каждое упражнение необходимо повторить шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 минут. При попытке исправить положение не стоит лезть в рот малышу грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные средства для логопеда (лопатку), при насильственном контакте с полостью рта ребенка можно использовать чайную ложку, предварительно стерилизовав в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАКАЧКИ

Интересные статьи ОБОГРЕВ ЗАГОРОДНОГО ДОМА

Дрова — самый распространённый с давних времён вид топлива, остающийся актуальным и в настоящее время по нескольким причинам. Во-первых, не всегда есть возможность подключения магистрального газа, а во-вторых газопровод — это дорогое удовольствие. Дрова же — самый дешевый вид топлива. Они удобны в складировании. Кроме этого, золу для сгорания можно использовать в качестве удобрения. Чтобы максимально возможно использовать энергию от сгорания дров, были изобретены пиролизные котлы.

Пиролизное сжигание (сухая перегонка топлива) — это такое сжигание дров, при котором под воздействием высокой температуры (200-800°С) и в условиях нехватки кислорода сухая древесина распадается на летучую часть — пиролизный газ и твердый остаток — древесный уголь (кокс). Пиролизный древесный газ горит ярким огнём, достигая температуры 1000°С. Этот процесс термического распада лёг в основу создания пиролизного котла. Котлы предназначены для отопления жилых и производственных помещений, оборудованных системой водяного отопления непрерывного действия с естественной или принудительной циркуляцией теплоносителя.

Пиролизные (газогенераторные) котлы как и другие котлы можно использовать с бойлером косвенного нагрева для получения горячей воды, применять в системе отопления тёплые полы.

Пиролизные котлы имеют несколько камер и шиберы, при помощи которых обеспечивается соответствующий уровень тяги и контроль за отводом продуктов горения. Горение газа контролируется автоматикой. Зола при таком процессе горения практически не образуется, и, следовательно, котел не нуждается в постоянной чистке. Твердое топливо в пиролизных котлах используется более эффективно, поэтому их нередко называют твердотопливными котлами долгого горения.

Котлы длительного горения можно загружать любыми видами древесного топлива. Кроме дров, для их работы используют отходы деревообработки, а также специально изготавливаемые древесные брикеты (пиллеты). При этом независимо от размеров древесного топлива эффективность их сжигания остается одинаково высокой. Удаление продуктов сгорания из котла требуется раз в 1-2 недели.

Для поддержания работы пиролизного котла длительного горения в течение суток требуется только одна или две закладки топлива. Если на улице температура относительно высокая, то одной загрузки камеры сгорания хватает на более длительный срок. Котлами длительного горения можно управлять автоматически. Это позволяет поддерживать в помещении заданную температуру воздуха и регулировать интенсивность сжигания топлива. Для безопасной работы так же имеется автоматический клапан, разрывающий электрическую цепь в случае перегрева котла.

Недостатки твердотопливных пиролизных котлов очень малы. Во-первых, стоимость пиролизного котла длительного горения дороже обычного, так как он имеет более сложное устройство. Но при этом КПД его работы доходит до 85%, что значительно выше, чем у других типов котельного оборудования. И второй недостаток — это большая «привередливость» к сухости дров. Однако, требовательность к сухости дров у различных моделей неодинаковая, и при необходимости можно найти менее «капризный» котел.

Пиролизный (газогенераторный) котёл не обладает полным циклом газификации твердого топлива, но за счёт достижения в нем высокой температуры позволяет более качественно сжигать твердое топливо и за счет пиролиза уменьшается выброс вредных веществ в атмосферу.

Остановив свой выбор на пиролизном котле, Вы получите современное экономичное устройство, удобное в эксплуатации и отвечающее строгим экологическим требованиям. Большинство выпускаемых котлов пиролизного типа отвечают требованиям стандарта «Евро 3», что для обычных котлов, сжигающих твердое топливо просто недостижимо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]