практикум для родителей детей , посещающих логопункт ДОУ «Сам себе логопед!»
Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.
Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения.
Обязательно хвалите ребёнка за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их.
2.
— Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:
найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из “Лото” (возможно у вас дома найдутся лото “Детское”, “Подбери и назови”, “Времена года”, “Животные” или др.);
можно воспользоваться презентациями, предоставленными вам учителем-логопедом;
вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий;
нарисовать схематическое изображение предметов на отдельных карточках;
На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:
Это могут быть такие игры, как:
«Лабиринты» (называние картинок, расположенных в определённой последовательности, можно использовать в игре мелкие фигурки, которые «ходят» по картинкам)
«Угадай-ка» (отгадывание предметов по их признакам или действиям)
“Эхо” (запомни и повтори слова по картинкам за мной)
“Фотограф” (припоминание как можно большего числа картинок, просмотренных ранее)
“Телеграф” (проговаривание слов с отхлопыванием, отстукиванием их по слогам)
“Угадай слово”/“Придумай слово” (узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первому звуку)
варианты игры “Волшебная палочка” (лексико-грамматические упражнения: “Один – много” – образование сущ. мн.ч.; “Прятки”, “Много чего” — употребление окончаний сущ. в Р.п.; “Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
“Сосчитай-ка” согласование имен существительных с числительными ( при этом можно использовать счетные палочки, числовые карточки, магнитные цифры)
Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый и ребёнок придумывают предложения по картинкам по очереди (за каждое придуманное предложение игрок получает «фант» — например, пуговку).