Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС.статья по логопедии
Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС.
Произошедшие в последние годы изменения в нашей стране повлекли за собой изменения в системе образования. Принят новый «Закон об образовании в РФ», а в соответствии с его требованиями разработаны и утверждены Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.
Поддержка разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка, вот в чем основная мысль ФГОС ДО. Дать возможность развиваться ребенку в характерном для него темпе. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив ДОУ сам выбирает основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы и создает свою модель педагогического процесса.
Нас интересует модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ. Задачей этой целостной системы является организация образовательной деятельности ДОУ как системы, обеспечивающей высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника, которая включает следующие аспекты: диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий. Создание такой системы возможно только при сотрудничестве различных специалистов. При наличии в дошкольном образовательном учреждении детей с ОВЗ ( с тяжелыми речевыми нарушениями и др.), в основную образовательную программу ДОУ парциально включаются программы, в которых учитываются все специфические особенности обучения и развития данных детей, как то подвижность сроков усвоения учебного материала, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение образовательной программы. Возможна адаптация общеобразовательной программы, для успешного усвоения знаний детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективность коррекционной работы зависит от сотрудничества всех специалистов, от комплексного подхода к решению данной задачи. Поэтому так важно взаимодействие медиков, психологов, педагогов.
В группах для детей с особыми возможностями здоровья основной задачей коррекционной работы является собственно коррекция недостатков в развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания им помощи в усвоении общеобразовательной программы.
В современной коррекционной педагогике в условиях реализации ФГОС учитель-логопед решает задачи, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитывая его психолого-возрастные и индивидуальные возможности, интересы; организуя такие виды деятельности, которые стимулируют речевое развитие, мышление, фантазию. Учитель-логопед постоянно находится во взаимосвязи с семьями воспитанников, способствуя непосредственному вовлечению их в образовательный процесс, оказывает им консультативную помощь.
Сегодня для успешной деятельности учитель-логопед должен обладать способностью к решению нестандартных ситуаций, готовностью к изменениям, быть ответственным и самостоятельным в принятии решений, изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.
Своей деятельности учителям-логопедам важно ориентироваться на показатели деятельностного подхода стандартов: — придание социально и личностно значимого характера результатам образования ; — усвоение знаний детьми более гибкое и прочное; — повышение мотивации и интереса к учению; — обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Компонентами логопедического сопровождения являются: — профилактика речевых нарушений;
— логопедическая диагностика;
— коррекция речевых дефектов; — формирование всех сторон речи; — развитие невербальных психических функций; — развитие эмоционально-волевой сферы; — формирование нравственных установок ребёнка.
Направления деятельности учителя логопеда в дошкольном образовательном учреждении: диагностическое, коррекционно-развивающее, информационно-просветительское, консультационное.
Задачами диагностического направления являются:
-своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи;
— раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
-комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы;
— обследование речи детей, с целью определения индивидуального коррекционного плана;
В коррекционно-развивающее направление включается:
-выбор оптимальных коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения для развития ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностями;
— организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;; -работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума; -проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.
К информационно-просветительскому (методическому) направлению относятся :
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, -проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
-повышение профессиональной компетентности. -выступления на МО учителей-логопедов;
— проведение открытых логопедических занятий;
-выступления на родительских собраниях; — публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах; -работа по теме самообразования; — осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой; — пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
-консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги при построении системы коррекционной работы, строят свою деятельность с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособляя, а дополняя и углубляя влияние каждого. Целями коррекционного обучения определяются организация, методические приёмы и содержание занятий, с учётом знаний и умений, накопленного детьми в процессе коррекционной работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной среде. Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с другими специалистами комплексно-тематический план, ведет собственно коррекционную работу по развитию всех речевых компонентов, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе, а в дальнейшем – успешному обучению в школе
В рамках новых стандартов обозначенные цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия деятельности учителя-логопеда сопряжена с обновленными стандартами и проходят основной линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
Сегодня к деятельности современного учителя-логопеда стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования: он обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, коллегами, родителями позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Шумова Светлана Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»
В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.
Новые требования, которые вкладываются законодательством в понимание работы логопеда на современном этапе — это перестроить свою деятельность с знанием новых технологий, новых правил, новых подходов к организации собственной работы.
Говоря о работе логопеда в рамках федерального государственного стандарта, хочу остановиться на тех документах, которые регламентируют работу логопеда.
В своей работе мы руководствуемся прежде всего:
- Законом РФ «Об образовании» №273 Ф3
- Федеральным закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Это основные документы, регламентирующие деятельность как коррекционных педагогов вообще, так и учителя-логопеда в частности. Они относятся к сфере общего образования, а стандартов, федеральных и государственных требований, которые бы непосредственно относились к коррекционному образованию на настоящий момент не существует. Существуют лишь проекты законов, проходят общественные слушания, общественные обсуждения проекта концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Этот стандарт был разработан специалистами института коррекционной педагогики и КП РАО в Москве. Этот стандарт обсуждался, но до сих пор этот стандарт не является принятым, потому как, и в правительстве, и в кругах педагогической общественности сейчас широко обсуждается вопрос интеграции, вопрос о том, где должны обучаться дети с проблемами в развитии, в частности дети с речевой патологией, интеллектуальной недостаточностью. Вопрос решается, и этот проект правительством поддержан. Все склоняются к тому, что инклюзия инклюзией, но существуют категории детей, которых никаким образом нельзя обучать в системе общеобразовательной школы, в частности, категория детей с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время система коррекционного образования, дефектологии сохраняется и этот стандарт, обсуждаемый, корректируемый, еще пока не принятый, находится в свободном доступе на сайте ИКПРАО.
Особенностью проекта ФГОС начального общего образования для детей с нарушениями речи является то, что решение выбора образовательного маршрута отдается не общей программе, а конкретному специалисту, который будет работать с ребенком и зависит от запросов родителей, от объективной картины физического и психического статуса ребенка. Чем сложнее структура дефекта, тем в большей степени программа становится вариативной, тем больший удельный вес приобретает жизненная компетенция, т.е. формирование жизненно необходимых навыков. Программ для детей с речевой патологией минимум. Для дошкольников — это программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше. Для школьников, для детей с дисграфиями, с дислексиями не существует. Только рекомендованы варианты логопедов-практиков, которые в каждом конкретном случае выстраивают свою работу в отношении стратегии коррекционно-логопедической работы с тем контингентом детей, которые пришли к ним в образовательное учреждение.
В пункте 2.6 ФГОС определены направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
Хочу остановиться на «речевом развитии». Хоть эта область и выделена в отдельную, в реализации всех этих областей можем найти междисциплинарные связи. Например: физическое развитие включает развитие моторное, развитие общей моторики. Куда без общей моторики при коррекции фонетических нарушений при дизартрии у детей, где общая моторика, там мелкая, там и артикуляционная, где логопедическое занятие, там и физкультурное. Если мы говорим про художественно-эстетическое развитие, то подразумевается, что у детей развивается музыкальные способности, если это музыкальные способности, то это работа музыкального руководителя, а если это работа музыкального руководителя и логопеда, то это занятие по логоритмике, без логоритмики невозможны занятия с детьми с заиканием.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения
- обогащение активного словаря
- развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, то, что мы не обделяем вниманием в структуре логопедического занятия, когда говорим про то, что любое занятие должно быть выстроено в рамках одной лексической темы, объединено общим игровым сюжетом.
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Это намек на развитие импрессивной речи, на понимание речи обращенной, в том числе и реализованной в детской литературе, в письменно-речевом творчестве.
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте (профилактика дисграфии, дислексии, нарушений письменной речи в целом. Полностью учтено в данном разделе, в данном направлении в структуре ООП дошкольного образовательного учреждения.
В этой области определены все направления работы, с которыми работаем мы – логопеды.
Содержание работы будет зависеть от того с кем мы работаем, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. Будет отражаться в общеобразовательной программе и парциальной программе логопеда. Может реализовываться в общении, в игре, в познавательно-исследовательской деятельности. Это дает возможность для творчества, т.е. это можно делать в любом виде деятельности в группе, кабинете, в структуре занятий других специалистов. Но никто и не запрещает проводить традиционно логопедические занятия, что впоследствии в школе превратится в классно-урочную систему. Чинно сидя за столом, а не лежа на полу, перед зеркалом и в структуре традиционного общения учитель-ученик, ребенок с речевой патологией – логопед, ребенок-взрослый. Как в групповых, так и в подгрупповых и индивидуальных формах работы.
Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
К сожалению, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких малышей не является личностно значимой.
Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психо-эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей — это тяжелый труд. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждет их сегодня. А что же их может ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно ребенка заинтересовать пригласить к диалогу.
В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же — это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как педагогам необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строилась по инициативе детей, т. е. увлекательную, игру со смыслом. Для этого я старалась создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности с детьми.
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.
Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно популярными. Хотя это не совсем игра. Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.
Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Естественная потребность детей играть с песком навела меня на мысль использовать песочницу в своей работе. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием.
Так в моем логопедическом кабинете появился ящик с песком. Для игр-занятий в песочнице — множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. игрушки из «Киндер-сюрпризов». Также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и др.).
Планшет для рисования песком с подсветкой (пишут слоги, рисуют (без света), составляют по собственно нарисованной картинке рассказ, рисуют овощи, фрукты, деревья.
В ящик с песком добавляю детали, и получаем уже «Цветовые параллели» —
придаю обстановке таинственность, задаю вопрос: «Как узнать, что спрятано под песком, не дотрагиваясь до него?». При этом в виде подсказки предлагаю детям разнообразные предметы: палочку, трубочку, камень, веревочку и т.д. Даю план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Ребята договариваются, кто читает схему (например, первый предмет находится в желтом ряду, во второй сверху ячейке и т.д.), а кто с помощью кисточки находит предметы. Далее пары определяют и проговаривают, где спрятался звук. Предметы расселяют в разные секции песочного стола: в правой располагают предметы со звуком в начале слова, в левой – в конце слова. Параллельно идет развитие пространственных представлений, чем повышаю результативность и качество деятельности (продуктивно-творческой, познавательной).
При помощи «Веселых человечков», которые представляют собой латексный шар наполненный песком, благодаря чему, он может принимать разную форму.
Даю детям задание: когда они услышат звук «С», слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передают эмоции «человечков» и одновременно развивают слуховую память.
Обучаю воспитанников навыку синтеза слога. Выставляю «человечков» парами, (первый синий рядом красный с условным обозначением звука «А», в виде рта — большого круга). Ребенок соединяет звуки и получает слог «СА». Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.
Я использую игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия.
Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа)
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. (Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить).
В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Надеваем колечки на пальчики поочередно и массажируем их (пальчиковая игра «мальчик-пальчик» — Мальчик-пальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел).
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
В своей работе также использую планшеты И.Лыковой, И. Мальцевой «Логико малыш» с наборами карточек с упражнениями для овладения детьми начальной грамотой.
Широко использую готовые картинно-графические схемы и планы рассказов Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н.
Авторы отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики и технологии развития связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа. Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем. Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы самостоятельно.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К. Д. Ушинский).
Недавно в своей работе стала использовать такую форму работы как — Лэпбук. Я решила оформить игры и речевой материал по закреплению звука в виде модного сейчас лэпбука. Лэпбук — это такая самодельная книжка — раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом готовый лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы над закреплением звука по моему заданию дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал для игр. В лэпбуке «У Шипелочки в гостях» представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Специальные компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Игры для тигры» и др. «Речевые игры» для интерактивной доски.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Я как учитель-логопед в своей работе использую ИКТ для:
- Подбора иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Подбора дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.
- Знакомства с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».
- Обмена опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.
В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета.
В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.
Следующая > |
Логопедическая работа в школе по ФГОСстатья на тему
Логопедическая работа в школе по ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:
· Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
· Познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности — уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знанием основных компонентов, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации специальной компенсации трудностей развития.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда – организация деятельности с учетом самоменеджмента. Самоменеджмент понимается как целенаправленное и осознанное управление педагогом собственной профессионально-педагогической деятельностью, а также процессом личностного и профессионального совершенствования и развития. Это оптимизирует использование рабочего времени и станет фундаментом для повышения эффективности всей логопедической работы.
Таким образом, цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) должно быть формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Основными задачами логопедической работы являются следующие:
расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Литература:
- Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).
27 декабря 2022 г.
Подведем итоги «Год науки и технологий»
2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. Это стало хорошим поводом для проведения в детском саду различных мероприятий, которые способствовали привлечению внимания детей к научным открытиям и технологическим достижениям, а также ознакомлению с научной литературой. Ведь, чем больше воспитанников будут увлечены наукой, тем больший потенциал технологического развития будет у страны. Дошкольники занимаются открытиями каждый день, познавая мир вокруг. С воспитанниками проводятся тематические беседы, викторины, эксперименты, опыты.
За 2022 год в ДОУ реализованы проекты различной направленности. В процессе участия в проектной деятельности, при участии в играх познавательного развития наши воспитанники научились искать ответы на свои вопросы.
В группе младшего возраста (группа №11 педагог Булгакова Е.И.) реализовывался проект познавательного направления в области природоведения, затрагивающий вопросы экологического воспитания, группы старшего возраста выбрали для проектной деятельности темы: «Занимательная математика» (группа №8 педагоги Морозова Е.А., Попова Л.А.), «Диетология: о пользе каш» (группа №9 педагог Савина Л.М.), а также «Волшебные листья» группа №3 (педагоги Чепига О.В., Травина М.В.), подготовительные группы организовали проектную деятельность по направлению «Экспериментирование – это интересно!» (группа №7 педагоги Мозговая ТВ., Хрюкина О.В.) и «Анатомия. Как я устроен?»» (группа №5 педагоги Лазарева Ю.А., Павличенко С.Я.). Как мы видим, научный мир дошкольника очень разнообразен и многогранен, юным исследователям в равной мере интересно играть в логические математические игры и узнавать о значении традиционной русской каши для здоровья человека, проводить различные интересные опыты с водой и воздухом и играть в сюжетную игру «Поликлиника», в которой работают врачи, знающие много о строении человека и его здоровье, наблюдать за сезонными изменениями в природе и узнавать о причинах этих изменений с точки зрения биологии.
При регулярной работе и тесном взаимодействии с родителями у детей развивается интеллектуальное любопытство, жажда новых знаний, интерес к окружающему миру и желание получить новые впечатления.
Наука и технологии – тема не одного года. Данную тему необходимо применять в работе с детьми регулярно, не останавливаться на достигнутом. Идти только вперед.
Крупа
Опыты группа№7
Проект группы №11
Проект Занимательная математика