Звук «С» в стихотворениях
Автоматизация звука «С» в стихотворениях будет полезна учителям-дефектологам и родителям детей с нарушениями речи.
После того, как поставлен звук «С» начинается его автоматизация. Сначала звук автоматизируется изолированно, например, из крана течет водичка: С-С-С…, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках…
Но для того, чтобы автоматизируемый звук прочно вошел в речь ребенка, рекомендуется заучивать стихотворения с этим звуком. Малышу кроме того, что надо выучить стихотворение, так еще надо контролировать правильное произношение звуков. Это приводит к сознательности и более быстрому введению необходимого звука в речь.
Для того, чтобы стихотворения учились веселее и легче запоминались, весь речевой материал представлен в наглядности. Рассматриваете с малышом картинку , читаете стихотворение и заучиваете его. В последующем при воспроизведении картинки малышу легче будет вспомнить речевой материал.
Не следует забывать перед заучиваем стихотворения о речевой разминке.
Это комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его вы найдете по выделенной ссылке.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ПОСТОЯННО СЛЕДИТЬ ЗА АРТИКУЛЯЦИЕЙ.
ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКА «С»: ГУБЫ РАСТЯНУТЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ «ЗАБОРЧИКОМ», ЯЗЫК ЗА НИЖНИМИ ЗУБАМИ, ПО СЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА ИДЕТ ХОЛОДНЫЙ ВОЗДУХ.
Стихи для автоматизации звука «С»
Водичка
Есть у дождика сестричка: «С – с – с». Это быстрая водичка: «С – с – с». «С – с – с», — она свистит. «С – с – с», — она поёт И струёй из крана льёт: «С – с – с». Эту песенку послушай: «С – с – с». Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».
Конфеты
Стынет суп у Сони, Светы, А они сосут конфеты.
Снегокат и самокат
Санин папа купит сыну снегокат, А когда весна настанет – самокат.
Сом и дом
Сом беседует с сомом: Где сому поставить дом? — На песке, само собой! Есть и свет там, и покой.
Сонные совы
Днём сонные совы На соснах сидят, Когда все уснут — На охоту летят.
Сон идет
Тихо-тихо сон идёт. Сказки новые несёт. Сказки обо всём на свете… Так бегом в постели, дети!
Пес и киска
Из кискиной миски пёс Сегодня «Вискас» унёс, А киска у пса из миски Ест с аппетитом сосиски
Кот на скамейке
Сам сказать сумей-ка: В саду стоит скамейка, На скамейке сидит кот, Он нам песенки поёт.
Котята
Сколько всего у Сони котят, Если два — под скамейкой сидят, А пять на софе спокойно спят?
Сон
Соня спит и видит сон – Снова снегом занесён Дом и сад, и всюду иней – Синий, синий, синий.
Саня
Есть у Сани снегокат, Есть у Сани сани. Дайте Сане снегопад — Он катать всех станет.
Сказка о сове
У Светы о сове есть сказка. Сова в ней надевает маску И, сев в кусты, свистит, сопит. Не спит сама, и лес не спит.
Сойка
Сойка, сидя на сосне, Поёт песню о весне, О том, как солнце светит Всем на свете детям.
Пылесос Буду маме помогать — Пылесосом пыль сгонять С пола, с коврика, с дивана… Пылесосить не устану. Вдруг залаял пёс Барбос: «Гав, гав, гав, пусти мой хвост!
Посуда
Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля, Столовый сервиз, красивый поднос, Солонка, маслёнка — всё это посуда. И мисочка с супом, что любит Барбос. Собака съест суп и хвостом завиляет, А после обеда с миской играет.
Соня
Соня очень любит спать. Соню соней стали звать. Соня – соня спит весь день. Погулять ей даже лень. Посмотри – ка, Сонюшка, На дворе – то солнышко!
Гусаки
Идут леском гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака!
Горка
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась, В снег упасть она боялась.
Две синицы
Две синицы прилетели на сосну. Две сестрицы засвистели про весну. Сколько света! Сколько света!
Скоро лето
Стала синей высота, Скоро лето! Скоро лето! Красота! Красота!
Лисичка
Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке. Пять опят и пять лисичек, Для лисят и для лисичек. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон!
Сливы
Сливы спелые висят. Синим стал сливовый сад. Сливы слева, сливы справа. Собирает сливы Слава.
Сом
Снится сон сому о том, Что он сильный слон, не сом. — Где усы? – встревожен сом. Не согласен сом со сном.
Салат
Слава съел салат капустный. Был салат капустный вкусный.
Снег
Сыплет, сыплет снег с небес. Спит под снегом зимний лес. Сонный сад в снегу стоит, Он под снегом тоже спит.
Сосульки
А на той же самой ветке сосны, Две сосульки – висюльки видны. Две сосульки свисают с сосны, Две висюльки боятся весны.
Непоседа Васенька
Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке.
Сто ребят
Жили – были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать. Начинай считать опять.
Велосипед
Велосипед меня понёс, Понёс куда – то под откос. Он там остался без колёс И дальше я его понёс.
Аист
Аист вёз из магазина На своей коляске груз: Ананасы, апельсины, Абрикосы и арбуз.
Лиса и оса
Под кустом лиса уснула, И оса лису куснула. Под кустом не спи, лиса, Сторожит тот куст оса.
Самолет
Самолет построим сами, Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме!
Самовар
Есть посуда – самовар, Есть машина – самоход, Есть игрушка – самокат И, конечно, самолёт! Суп могу я сам варить, В сад могу я сам ходить, Самокат мой сам катать, С горки в санках сам слетать! Значит, сам я – самовар, Значит, сам я – самоход, Значит, сам я – самокат, Значит, сам я – самолёт!
Сорок сорок
Сорок сорок Для своих сорочат Сорок сорочек Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок — Сразу поссорились Сорок сорок.
Пес и оса
Молодого злого пса В нос ужалила оса. — Не скули, — сказал я псу — Прогони скорей осу.
Кокосы
На кокосы, на кокосы Налетели мы, как осы. А кокосы высоко, высоко, А в кокосах молоко, молоко.
Гуси
Идут гуськом Гусак за гусаком, Смотрят с высока Гусак на гусака.
Киска
Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски: Сыта киска – пуста миска.
Автоматизация звука «С» в стихотворениях пройдет более успешно, если их повторять несколько раз в день в игровой форме. Например, твоя принцесса заколдована, расколдовать ее может стихотворение, или раскрашивать, лепить, складывать конструкторы, рассказывая стихотворение и т.д.
Нарушения при воспроизведении С и Сь
Логопеды тут
разделяют дефекты на 2 группы:
- Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:
-
губно-зубной
. Звуки «С» и «Сь» заменяют на фонему «Ф» (Сон – Фон, Сова – Фова); - межзубный.
При воспроизведении кончик языка находится между зубами. Ребенок шепелявит, выговаривая
слова
; - боковой.
Язык заваливается на одну сторону во время произношения звука; - носовой.
Наблюдается у детей при анатомо- физиологических дефектах (ринолалия, ринофония).
2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:
- призубный.
Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний); - шипящий.
«С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет); - ошибки смягчения.Твердый
«С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака); - дефекты глухости и звонкости.
«С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).
Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия)
. Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия ) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).