Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Произносить слоги.
жа — жо — жу — жи — же жо — жа — жу — жи — же жу — жа — жо — жи — же
жи — жа — жо — жу — же же — жа — жо — жи — жу
Произносить (читать) слова.
Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.
Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.
Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.
Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.
Слова со стечением согласных.
Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.
Артикуляция звука Ж
Фонема Ж — твердая и звонкая согласная. Ее артикуляция аналогична произношению Ш, но с напряжением голосовых связок, то есть с участием голоса.
Вот как происходит артикуляционное формирование звука Ж:
- губы чуть вытягиваются вперед, округляются;
- язык приподнимается к верхнему нёбу, соприкасается с его задней поверхностью;
- кончик языка, устремленный вверх, находится за верхними резцами;
- боковины языка соприкасаются с молярами.
Причины дефектного произношения
Есть несколько факторов, мешающих освоить произношение звука Ж:
- анатомически неправильная уздечка языка;
- высокое и деформированное твердое нёбо, не вмещающее язык;
- дефекты челюстей и зубного ряда, расщепившееся нёбо;
- открытый, выпячивающийся прикус.
В перечисленных случаях требуется помощь стоматолога-ортодонта или хирурга. Но чаще причина неправильного проговаривания Ж — непонимание, какой должна быть артикуляция, либо копирование ребенком искаженной речи окружающих людей. В этих случаях исправление неправильного произношения возможно методами логопедии.
Постановка звука Ж поэтапно для логопеда
Логопедическая работа включает 3 этапа корректировки звукопроизношения с постепенным усложнением задач:
- постановку — обучение правильной артикуляции, проговаривание изолированного звука;
- автоматизацию — звуковоспроизведение в слогах, словах, фразах;
- дифференциацию — слуховое восприятие фонемы со способностью отличить ее от похожих звуков.
Артикуляционная гимнастика для звука Ж
Сначала логопед учит дошкольника правильно ставить артикуляционные органы при проговаривании звука Ж. Наиболее распространенный и действенный метод — подражание: взрослый показывает движения губами и языком, ребенок повторяет. Желательно поставить перед дошкольником зеркальце. Тогда ребенок будет видеть, насколько правильно он повторяет движения за логопедом.
Маленьким детям бывает сложно держать язык в определенном положении. Тогда на первых занятиях логопед применяет зонды — фиксирующие и массажные приспособления.
Артикуляционная гимнастика — первый этап каждого логопедического сеанса. Вот какие упражнения оптимальны при постановке Ж:
- «Блин»: рот приоткрыт, расслабленный язык распластан на нижней губе, виден верхний зубной ряд. Длительность — 10 секунд.
- «Вкуснятина»: кончик языка расслаблен, облизывает круговыми движениями нижнюю, затем верхнюю губу.
- «Чашка»: язык выгибается чашеобразно, боковины соприкасаются с верхними молярами.
- «Приклей ириску»: расслабленный кончик языка лежит на нижней губе, на него нужно положить кусочек ириски или другой жевательной конфеты. Затем ребенок должен приклеить языком эту конфету к передней части нёба. При этом он не должен шевелить нижней челюстью, а рот должен быть открыт не более чем на 2 см.
- «Гриб»: губы растянуты в улыбке, зубы видны, рот приоткрыт, расслабленный язык прижимается всей поверхностью к нёбу. Затем нужно широко раскрыть рот, чтобы язык стал похож на грибную шляпку, а его уздечка — на ножку.
- «Гармонь»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, язык прижат к нёбу. Удерживая язык в исходном положении, нужно открывать и закрывать рот, фиксируя его то в одном, то в другом положении 3-10 минут. Уздечка языка будет расслабляться и натягиваться, словно меха музыкального инструмента.
Предложения для автоматизации звука Ж (речевой материал):
Жена положила в жаровню рыжики для жарки. Я уже ближе к коттеджу. Я вяжу муж желтый жакет. У Жанны был желтый жакет. Жулик жутко жульничает и лжёт. Доложи, как положено. Женя проживал этажом ниже. Ежонок бежит по лужайке. Ужи уже в луже. У Анжелы жемчужное ожерелье. Жук жужжит ж-ж-ж… Лыжник бежит по лыжне. Женя жуёт ежевику. Журавль кружит над лужей. Пижма пахнет нежно. Женин папа художник. Муж ждёт жену. Медвежонок жуёт жито. В желе нужно положить желатин. Монтажнику нужна ножовка. Ежегодно на рождество наряжают ёлку. У Жени живые ужи. Уж не может ужалить. Ежику нужен жук на ужин. У жилета нет манжет. У Жанны кожаный жакет. Женщина жуёт жвачку. Жанна и Жёня ужинают. Ежата ждут маму-ежиху. У Жанны бумажная жаба. Жучок жужжит над жасмином. Дружок сторожит жильё. На чужбине живется всё же хуже, чем дома. Я жую жвачку. Выражу общее желание жить дружно. Мне нужна желтая книжонка. Жора нажимает на наждак. Жора работает журналистом в журнале. Я жду рождения ежонка. Пожарник бежит на пожар. У пижамы нет манжет. Жуки жужжат над пижмой. Женя и Жора живут дружно. Мне можно работать ножовкой. Пожарные дружно бежали к пожарным машинам. Ежи жили у подножья горы. Жук под оранжевым абажуром жужжал и жужжал. Жердь укрепили булыжником. Жетоны положили в бумажные мешки. Мы были вынуждены ждать решения жюри. Жаба жила-поживала в жидкой луже. Ждать да догонять — нет хуже. Живем да хлеб жуем. Жизнь прожить — не поле перейти. Не до жиру — быть бы живу. Жара рождает ветер, прохлада — дожди. Бежит, как на пожар. Жить-поживать да добра наживать. Дружба дружбой, а служба службой. У ежа ежата, у ужа ужата. Живи да не тужи. Не живут ужи, где живут ежи. Не живут ежи, где живут ужи. У ежа ежата, у ужа ужата.
Дыхательная гимнастика
Когда артикуляция звука Ж правильная, вдоль языка идет наружу воздушный поток. Когда артикуляция дефектная, этот поток отсутствует. Задача дыхательной гимнастики — обучение дошкольника правильному дыханию при проговаривании звука Ж.
Когда дошкольник выполняет дыхательную гимнастику, логопед должен следить за его телодвижениями. Важно, чтобы плечи ребенка не двигались, грудь при совершении вдоха поднималась спокойно и невысоко. Расслабленные и короткие вдохи должны идти через рот, а выдохи должны быть спокойные и неторопливые.
Рекомендуемые дыхательные упражнения при постановке Ж:
- Сдуть лежащую на ладони бабочку из бумаги. Чем дальше она полетит, тем лучше.
- Улыбнуться, выгнув язык вверх, а его кончик спрятав за нижним зубным рядом. Выдохнуть.
- Выдохнув глубоко и коротко, погасить свечное пламя, при этом произнести длинное «фу».
- Улыбнуться с приоткрытым ртом, язык изогнуть чашеобразно, а расслабленный кончик прижать к верхней губе. Ребенок должен, выдохнув воздух через отверстие между чашеобразно скрученным языком и губой, сдуть положенный на нос кусочек ватки.
- Приблизить к нижней губе бутылку с узким горлом, подуть в нее, чтобы послышался звук.
Упражнения для постановки звука Ж
Фонему Ж несложно поставить от З, Ш или Р. Но это актуально, если дошкольник проговаривает перечисленные звуки корректно. Вот соответствующие упражнения:
- Постановка от Р. Ребенок проговаривает слог «ра», в этот момент логопед, используя зонд, ликвидирует вибрацию, образующуюся при произношении Р. Звук изменяется на Ж. Упражнение повторяется до тех пор, пока дошкольник не научится проговаривать слог «жа».
- Постановка от З. Дошкольник протяжно произносит «за». Одновременно логопед приподнимает зондом кончик языка к нёбу, фиксирует за верхними резцами.
- Постановка от Ш. Самый простой вариант, не требующий наличия зонда. Логопед просто объясняет ребенку, как подключить голосовые связки при проговаривании Ш.
Словосочетания (174)
- жаба душит
- жадный до денег
- жажда крови
- жажда личной наживы
- жажда славы
- жалкие слова
- жалкий человек
- жалкое существование
- Жанна д`Арк
- жареные факты
- жареный священник
- жаркий парень
- жаркое лето
- жаркое солнце
- жгучий холод
- ждавший у моря погоды
- ждавший, ждавший, да жданки потерявший
- ждавший, когда рак на горе свистнет
- жевательная резинка
- жегший глаголом
- жегший фимиам
- жезл любви
- желание знать
- желание спать
- желания исполняются
- желанный ответ
- желательно бы
- желать добра
- желать лучшего
- желать счастья
- желаю тебе
- желаю удачи
- желающий зла
- железная воля
- железная дорога
- железнодорожный транспорт
- железное здоровье
- железной рукой
- железный век
- железный занавес
- железный конь
- железный лист
- железный характер
- железный человек
- желтая карточка
- желтая пресса
- желторотый птенец
- желтые листья
- желтый дом
- желтый дьявол
- желудочно-кишечный тракт
- желчный пузырь
- жемчужина Адриатики
- жена сына
- жених и невеста
- женская логика
- женская особь
- женская половина человечества
- женские дела
- женский коллектив
- женский пол
- женский половой орган
- женское счастье
- женщина в возрасте
- женщина в разводе
- женщина вольного поведения
- женщина легкого поведения
- женьшеня настойка
- жертва диеты
- жертва общественного темперамента
- жертва похищения
- жертвование личными интересами в пользу других
- жесткий диск
- жестокая шутка
- жив, курилка
- живая вода
- живая музыка
- живая память
- живая природа
- живая сила
- живет на чужих хлебах
- живет одним днем
- живет по желтому билету
- живет своим умом
- живет сегодняшним днем
- живи не тужи
- живительная влага
- живое общение
- живое серебро
- живое слово
- живое существо
- живой журнал
- живой интерес
- живой организм
- живой портрет
- живой справочник
- живой труд
- живописные клены
- животики надорвешь
- животное ядовитое
- животный мир
- живущий в воображении
- живущий отдельно
- живший на широкую ногу
- живший полной жизнью
- живые деньги
- живые мощи
- живые организмы
- живым манером
- жидкая валюта
- жидкое стекло
- жидкокристаллический дисплей
- жизненная оболочка
- жизненная позиция
- жизненная проза
- жизненная сила
- жизненная ситуация
- жизненная установка
- жизненная энергия
- жизненно важный
- жизненно важный орган
- жизненно важных
- жизненно необходимо
- жизненно необходимый
- жизненное кредо
- жизненное пространство
- жизненные обстоятельства
- жизненные силы
- жизненные трудности
- жизненные условия
- жизненные функции
- жизненные ценности
- жизненный аспект
- жизненный опыт
- жизненный процесс
- жизненный путь
- жизненный смысл
- жизненный тонус
- жизненный уклад
- жизненный уровень
- жизненный цикл
- жизни не рад
- жизнь бьет ключом
- жизнь на земле с ее тяготами и печалями
- жизнь не мила
- жизнь продолжается
- жизнь удалась
- жила подпупная
- жилищный фонд
- жилое помещение
- жилой дом
- жилой комплекс
- жилой массив
- жилой фонд
- жирно будет
- жирный кот
- жировое отложение
- житейская проза
- житейские мелочи
- житейские ситуации
- житейское море
- житель гор
- житель провинции
- жить поживать
- жми на газ
- жор напал
- жребий брошен
- жрец правосудия
- жрец фемиды
- жрица любви
- жрица наемной любви
- журавлиный клик
- жуть как
- жуть сколько
На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на «ж» (в начале слова — Ж). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы и значения.
Смотрите также: слова, содержащие Ж.
Открыть 2 страницу слов на ж →
- Поиск занял 0.007 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения (нажмите Ctrl+D).
Постановка звука Ж для индивидуального занятия
Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.
Второй этап
Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:
- «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
- «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
- «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.
Третий этап
На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.
Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.
С этими картинками дети выполняют следующие задания:
- Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
- Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
- Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».
Важные правила:
- Назовите название стихотворения, если такое имеется.
- Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
- Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
- Объясните ребенку непонятные слова.
- Проговорите ВСЕ слова со звуком «Ж». Напомните ребенку, что звук «Ж» необходимо говорить правильно.
- Прочитайте стихотворение еще раз.
- Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
- Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.
Стихотворения на звук «Ж» лучше заучивать в игровой форме и используя наглядность.
Задания для автоматизации звука Ж
Автоматизация тоже проходит поэтапно, подразумевает закрепление правильной артикуляции в слогах, потом в словах и предложениях.
Автоматизация звука Ж в слогах
Ребенок закрепляет проговаривание Ж в слогах «жа», «жи», «жо», «же», «жу». Далее применяется проговаривание в слоговом ряду. Например: «жу-жу-жу», «жа-жа-жа». Затем идут ряды с разными слогами, например: «жо-же-жу», «жа-жо-жи». Для усложнения прибавляется четвертый слог, например: «жо-жа-жи-жу».
Автоматизация звука Ж в словах
Логопед предлагает дошкольнику произнести слова, включающие вышеперечисленные слоги, а еще сочетания согласных «жг», «жд», «жб», «жн» и прочие. Сначала идет автоматизация слов, в которых указанные слоги первые (желе, жар, жираф, жнец), затем последние (багаж, кожа, пожар, дружба) и, наконец, в середине (пижама, обжора, пирожное).
Важна четкая автоматизация в словах, где соседствуют согласные: одежда, ножницы, ждать, творожный. Еще важно проработать слова, в которых две фонемы Ж: жужелица, жижа, жажда, жужжать.
Автоматизация звука Ж в предложениях
Ребенок повторяет за логопедом словосочетания, где в обоих словах есть звук Ж. Например: жук жужжит, желтая пижама, ожог жжет, кожаный пиджак, жирный пирожок.
Далее идет автоматизация в предложениях из нескольких слов. Ребенок зачитывает их:
- в луже живет жирная жаба;
- вдоль дорожки выросли рыжие рыжики;
- Жора ест крыжовник, а Женя — ежевику;
- муж работает инженером, а жена — художник.
Применяется проговаривание чистоговорок наподобие таких:
- жа-жа-жа — жаба прогнала ужа;
- жу-жу-жу — я с жуками не дружу;
- жи-жи-жи — про животных расскажи;
- же-же-же — рыжик едет на еже;
- жо-жо-жо — мне с мороженым свежо.
Ребенок разучивает и рассказывает по памяти короткое стихотворение, в котором часто употребляются слова со звуком Ж.
Речевой материал:
Испугались
Испугались медвежонка Еж с ежихой и ежонком.
Жук
Жук жужжит в железной банке. Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька, Жалко бедного жука.
Дедушка Ежок
Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!
Дождик
Вышла Женя погулять, Стала дождик умолять: «Дождик, дождик, подожди, Дождик, дождик , не дожди. Ты нам не нужен, Не нужны и лужи». Дождик Жене не мешал, Дождик дальше побежал.
Жук
С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу, гужу И мед вожу…
Пылесос
Пылесос, пылесос, Ты куда суешь свой нос? Жу – жу – жу! жу – жу – жу! Я порядок навожу!
Журавленок
Мой бумажный журавленок, В синем небе не шали. Чтоб тебя, мой журавленок, Не прогнали журавли.
Серый ежик
Я – серый ежик, Не головы, ни ножек, Горбом спина, на спине борона. Разрешите здесь пожить, Буду терем сторожить. Лучше нас, лесных ежей, Нет на свете сторожей.
Бедный ежик
Бедный ежик ежится, Все ему не можется: Посинела кожица И скривилась рожица. Мать его тревожится: «Вот забот умножится – Бедный ежик ежится».
Жук
Я – жук, я – жук, Я здесь живу, Жужжу, жужжа, Гляжу, лежу и не тужу. Всю жизнь жужжу.
Дождик
Лейся, дождь, веселей, Мы с тобою дружим. Весело нам бегать босиком по лужам.
Колючий ежик
Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в колючках ежик. Как же взять его?
Буква Ж
Жу – жу – жу, жу – жу – жу, Я на веточке сижу. Я на веточке сижу, Букву «Ж» все твержу. Зная твердо букву эту Я жужжу весной и летом.
Жаба
Жаба толстая сидит И по сторонам глядит. Ведь на ужин жук ей нужен. Очень жабе нужен жук.
Ромашка
Я летаю и жужжу: Жу – жу – жу, жу – жу – жу, Надоело мне жужжать, Надоело мне летать. Под ромашкой посижу, На ромашку погляжу.
На лужайке
На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу – жу – жу, жу – жу – жу, Я с ромашками дружу.
Дождик
Дождик, дождик, поливай. Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти, Дай гороху подрасти.
Жук и еж
Жук однажды так жужжал – Даже ежик задрожал. Жук ежу не угрожал, Ежик все же убежал.
Желуди
Листья стали желтые. Дуб роняет желуди. Спелые, тяжелые, Подбирай–ка желуди.
Жа-жа-жа
жа-жа-жа, жа-жа-жа Тут ежата у ежа. жу-жу-жу, жу-жу-жу Как-то уж пришёл к ежу. жи-жи-жи, жи-жи-жи Мне ежаток покажи. жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ужами не дружу. жа-жа-жа, жа-жа-жа Уж уходит от ежа.
Жи-жи-жи
жи-жи-жи, жи-жи-жи В нашем доме этажи. жа-жа-жа, жа-жа-жа Подо мной два этажа. жа-жа-жа, жа-жа-жа Надо мной два этажа. же-же-же, же-же-же На каком я этаже?
Пожарные машины
Пять машин пожарных в ряд в ожидании ребят. Пять машин давно уже ждут пожарных в гараже. День рожденья был у Жени. Женя ждал на день рожденья дядю Жору, тётю Дашу, Мишу, Машу и Наташу. В это время магазин получает сто машин. На витрине магазина ярко-красная машина как огнём горит. О ней узнают все пять гостей. Каждый гость из магазина нёс пожарную машину. Потому-то дружно в ряд пять машин и ждут ребят. Ждёт и Женя. Их ведь пять. Приходите поиграть.
Жадина
Жадину я ни о чём не прошу. В гости я жадину не приглашу. Не выйдет из жадины друга хорошего, даже приятелем не назовёшь его. Я. Аким.
Жужелица
Жужелица прибежала, На жужжалочку нажала. Жужжалочка зажужжала – Жужелица убежала.
Ужа ужалила оса
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса Ужалила его в живот. Ужу ужасно больно. Вот! А доктор ёж сказал ужу: «Я ничего не нахожу. Но всё же, думается мне, лежать вам лучше на спине, пока живот не заживёт. Вот». Н. Воронель, Р. Муха.
Шажок
Раз шажок, два шажок, левый, правый сапожок. Я учу Алёшку топать понемножку. Г. Лагздынь.
Жук
Жужжит над жимолостью жук. Тяжёлый на жуке кожух. Е. Благинина.
Жора
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. А. Стародубова.
Пылесос
— Пылесос, пылесос, ты куда суёшь свой нос? — Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я порядок навожу. А. Масленникова.
Буква Ж
«Жу-жу-жу, я на ветке сижу, Букву Ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу зимой и летом». Жук-жучок отвечал урок. Вместо слов «ручей журчит» написал «жучей жужжит». Г. Виеру.
Дождик
Дождик, дождик, дожделей! Все поля скорей полей! Не жалей воды, напои сады. В. Суслов.
Ручей
Ручей бежит, бежит, бежит! Ручей дрожит, дрожит, дрожит! — Ручей, откуда и куда? — К реке бегу из-подо льда. В. Суслов.
Жук
(Считалочка.) «Жу» да «жу» — слетались в круг майский жук, июньский жук, жук-носорог, жук-плавунец, жук-сынок и жук-отец, жужелица, жук-жучок — все попались в мой сачок!
Не обижайте жаб
— Вот жаба, жаба! Убежим! Дрожат Наташа с Майе А жаба им в ответ: — Эх, вы! Ведь я вам не мешаю. Живём мы тихо у воды, едим букашек, мошек. От жаб детишкам нет беды, как нет беды от кошек. Вам жаб не нужно обижать И ни к чему от них бежать.
История с ежом
Через поле шла межа. Там мы встретили ежа. Мы смотрели на ежа, Не крича и не визжа. Мы смотрели на ежа, рты закрытыми держа. Мы смотрели на ежа, он от нас и убежа… Н. Слепакова
Еж и лиса
Бежит ёжик вдоль дорожек, да скользит по льду. Говорит ему лисица: — Дай переведу! Отвечает серый ёжик: — У меня две пары ножек — сам я перейду! С. Маршак.
Жук и вол
Жук жужжал в густой осоке, вол лежал на солнцепёке. Жук жужжал, жужжал, жужжал. Вол лежал, лежал, лежал. А потом спросил:— Скажите, для чего вы так жужжите? Жук волу ответил с жаром: — Ясно, я жужжу недаром. Я живу и не тужу, потому что я жужжу! П. Воронько.
Семейка
Мышка в кружечке зелёной наварила каши пшённой. Ребятишек дюжина ожидает ужина. Всем по ложечке досталось — ни крупинки не осталось! С. Маршак.
Не нахожу грибов
Я хожу, хожу, хожу, а грибов не нахожу, И в лукошке до сих пор только красный мухомор. В. Незвал.
Медвежата
Не знали медвежата, что колются ежата и давай с ежатами играть, как с медвежатами. Вдруг медвежата в слёзы: — Ежики — занозы! Испугались ёжики: несут щипцы и ножики и давай по штучке вынимать колючки. Э. Котляр.
В лесу
Я с утра в лесу гуляю. От росы я весь промок. Но зато теперь я знаю про берёзку и про мох. Про малину, ежевику, про ежа и про ежиху, у которых за ежат все иголочки дрожат. Н. Матвеева.
Сосчитай
На базаре ёжик накупил сапожек. Сапожки по ножке — себе, поменьше немножко — жене, с пряжками — сыну, с застёжками — дочке. И всё уложил в мешочке. Сколько в семействе у ёжика ножек? И сколько купил на них ёжик сапожек?
Где застёжки?
Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко Хорошо в жару такую снять одежду меховую. Ищет он застёжку, чтобы снять одёжку. О. Кригер.
Дождик
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Дождик, дождик, пуще — будет зелень гуще. Только нас не замочи, к нам в окошко не стучи.
Желудь
Жук жужжит: — Я шел и шел, Желтый камешек нашел. – Это желудь! Ты не прав, – Говорит жуку жираф. – Что ж, повесь его на сук, – Говорит жирафу жук. Г. Сапгир.
Ежевика
Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма. Е. Сирота.
Рыжий кот
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот. Кушать хочется, Да лень ворочаться. Вот и ждет рыжий кот, Может, миска подползет?
Рожь
Там во ржи, межа рыжа. Я сел однажды на ежа. И я подумал: «Еж похож На свежескошенную рожь». И сел нарочно я на рожь И понял: еж на рожь похож. М. Бертенев.
Дружно
Жили дружно, жили тихо Еж, ежата и ежиха. Еж с ежихой для ежат Припасали все подряд. Вот ежиха у дорожки Видит гриб на толстой ножке. Гриб большой ежихе нужен: Ждут ежата гриб на ужин. Пожелал ежихе ежик: – Не жалей ежиха, ножек! И ежиха убежала, В лапках гриб она держала. Ежик дальше побежал… В луже желтый лист лежал. Еж на иглы лист нанижет, Подбежит к норе поближе, Там положит для ежат, Пусть зимой в тепле лежат! И. Лопухина.
Душ
Вот от ножек и до ушек Моет Женю жаркий душик, И макушку, и живот Жене душ водой польет. Моет Женю жаркий дождик От макушки и до ножек, Моет шею, моет уши, Как же хорошо под душем! И. Лопухина.
Квартира
И живут в квартире с нами Два ужа и два ежа, Целый день поют над нами Два приятеля чижа. И про наших двух ужей, Двух ежей и двух чижей Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей. С. Михалков.
Жаба
Журавль дружил бы с жабой, кабы Желала дружбы этой жаба. В. Лунин.
Журавленок
Журавленок желудь взял, Бросил желудь и поймал. Он, наверно, очень скоро Будет цирковым жонглером. А. Пудваль.
Ежевика
Ежели вы не жили Возле ежевичника, Но ежели вы жили Возле земляничника, — Значит вам привычное Варенье земляничное, И вовсе непривычное Варенье ежевичное. М. Яснов.
Бедный ёжик
Бедный ежик ежится, Все ему неможется, Посинела кожица И скривилась рожица. Мать его тревожится: «Вот забот умножится – Бедный ежик ежится».
Песенка пчелы
С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу, гужу И мед вожу…
Стихотворения на звук «Ж» будут очень полезны при автоматизации данного звука. Заучивание стихов полезно само по себе для укрепления памяти. А заучивание с целью автоматизации полезно вдвойне.
Стихотворения на звук «Ж» и их заучивание — очень увлекательное занятие. Их можно рассказывать не только сидя за столом, но и по дороге на прогулку, прыгая, играя, лазая по гимнастической стенке ит.д.
Двигательная активность дополнительно простимулирует кору головного мозга, улучшит кровообращение, а тем самым облегчит процесс запоминания.
Заучивайте стихотворения на звук «Ж» не скучно и получайте от этого радость!