«Картотека упражнений для детей 4-5 лет с моторной алалией»


  1. Игра «Идет коза рогатая…»

Цель: Формирование подражательных движений (с употреблением простых по структуре слов), развитие общей моторики.
Оборудование: кукла бибабо (коза)

Ход игры: Слова логопеда дети сопровождают соответствующим движением:

Логопед: Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, (Дети повторяют: «Топ-топ» и притопывают ножками.)

Глазками хлоп-хлоп. (Дети, поднимая руки на уровне глаз, сжимают и разжимают кулачки, повторяют конец фразы.)

Логопед: Кто каши не ест,

Кто молока не пьет — (Дети делают соответствующие движения.)

Забодает, Забодает, забодает! (Слова логопеда дети сопровождают соответствующими движениями.)

  1. Игра «Угадай музыкальный инструмент»

Цель: Воспитание слухового внимания.

Оборудование: детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, гармошка…).

Ход игры: Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, барабана. Ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребенку найти тот инструмент, на котором он играл и тоже поиграть в него.

3. Игра. «Найди игрушки».

Цель: Развитие произносимой речи на звукоподражаниях.

Оборудование: игрушки (собака, корова, кошка).

Ход игры: логопед прячет игрушки (собаку, корову, кошку) в кабинете или около себя, ребенок ищет игрушки, находит их и на вопрос логопеда «Кто это?», говорит: «Ам-ам, му-му, мяу-мяу».

4. Игра «Моя семья»

Цель игры: развитие воспринимаемой и самостоятельной речи, расширение словаря на лексическую тему «Семья».

Оборудование: картинки на тему «семья».

Ход игры: Логопед, усадив небольшую группу детей или одного ребенка, показывает поочередно изображенных на картине членов семьи, называет их четко, ясно и лаконично:

«Это папа, мама, дедушка, бабушка, Тата, Вова»

Для проверки понимания и усвоения логопед предлагает детям показать на картинке папу, маму, бабушку и т. д.

Если на занятии присутствует группа детей, то лучше попросить одного ребенка показать папу, другого — маму и т. д., но с тем расчетом, чтобы каждый ребенок назвал всех изображенных на картине лиц.

Логопед показывает на отдельных членов семьи, изображенных на картинке, и спрашивает: «Кто это?» Ребенок отвечает: «Это мама, это папа» и т. д.

5. Игра «Найди лишнее»

Цель: развитие логического мышления, повторение и расширение словаря по пройденным лексическим темам.

Оборудование: картинки с изображением предметов по пройденным лексическим темам(овощи, фрукты, животные, птицы, насекомые, посуда и т.п.)

Ход игры: логопед раскладывает перед ребенком ряд картинок одной лесической темы и одну картинку из другой (например: лимон, яблоко, бабочка, груша), четко называет их и просит найти лишнюю картинку.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д. Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Картотека игр на развитие речи по коррекции моторной алаллии

Екатерина Абдуллаева

Картотека игр на развитие речи по коррекции моторной алаллии

«КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ»

Выдающийся лингвист А. Н.Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь. Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет)

начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты
речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. Коррекционная работа по преодолению алалии направлено на развитие речи при ее полном отсутствии или выраженном дефиците, при сохранности слуха и интеллекта.
Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь мы предлагаем вашему вниманию разработанную нами картотеку на развитие речи по коррекции моторной алалии, чтобы сделать занятия интересными для детей.

Цель – научить сознательному анализу речи, развитьфонематическое восприятие и понимание речи.

Коррекционно-развивающая работа направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности, решается посредством ряда поставленныхзадач.

Задачи:

• формируем коммуникативные намерение;

• овладение механизмов грамматики, принципам ее действия (происходит отбор лексико-грамматических средств)

.

Оборудование и материалы:

Картотека дидактических игр:

1. Дидактический материал по построению двухсоставной фразы.

2. Дидактический материал по отработке единственного и множественного числа.

3. Дидактический материал по составлению предложения из трёх слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления.

4. Дидактический материал по тренировки умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту.

5. Игры и упражнения по развитию речи:

• игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

• игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы

• игры на активизацию ассоциативных смысловых связий между словами

• игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами.

• игры на формирование эмоционально –оценочной лексики.

В нашей картотеке подобран лексический и дидактический материал, который способствует интересному многократному упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие)

и употреблении ее в
речи.
1.В первом дидактическом наборе берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла.При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка — киса, мишка — миша, поросенок — хрюша, петух — петя, заяц — зая, кукла — ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т. е. постепенному

улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов,обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит.Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет.Логопед или воспитатель говорит: «мишка идет»

и прямым указательным пальцем показывает на рисунок, который называется. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание. Когда все
картинки названы, взрослый дает инструкцию «Миша идет. Покажи где»
. Если ребенок затрудняется показать, взрослый помогает, показывая его пальцем названную
картинку. По инструкции «Миша идет. Закрой картинку»
ребенок кладет на нее
(сам или с помощью педагога)
фишку. Когда закрыты все
картинки,инструкции меняются: «Миша идет. Открой картинку»
. Ребенок сам или с помощью педагога поочередно открывает все
картинки. Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого. После глагола «идет»
в том же порядке отрабатывается следующий —
«бежит»
. При отработке этих двух глаголов последовательность расположения
картинок на листе одинаковая, чтобы на начальном этапе ребенку было легче ориентироваться. Затем идет дифференциация глаголов «идет — бежит»
. Здесь уже меняются местами
картинки с действующими персонажами. Даются действия «идет»
, справа —
«бежит»
. Затем слева —
«бежит»
, справа —
«идет»
. Дети не должны привыкать к определенному расположению материала, механически показывать
картинки и повторять фразу. Необходимо приучать вслушиваться в речь взрослых, понимать ее, ориентироваться и находить нужную картинку. В дальнейшем, при предъявлении нового материала, расположение предметов меняется местами. Изменение расположения персонажей способствует выработке концентрации, устойчивости, переключаемости внимания, совершенствованию зрительного восприятия. Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения. После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем. Если раньше ребенок ориентировался на первое слово — предмет, а потом уже называл действие — одно для всех предметов, то теперь он должен ориентироваться на второе слово — глагол, обозначающий различные действия. Количество занятий на отработку одного действия, или дифференциацию двух действий у каждого ребенка разное, в зависимости от того, как он усваивает материал. Сначала требуется больше времени, потом обычно усвоение идет быстрее. Однако на одно занятие не стоит брать больше одного действия и не более двух действий для дифференциации. Выполнение нескольких действий одним персонажем дается на одном занятии, другим на следующем и т. д. При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать.
Например: «Скажи (покажи, кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывет в лодочке?» и т. п. Это способствует не только развитию речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребенка к ведению диалога.

2. В работе со вторым набором дидактического материала хотелось бы научить ребёнка слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных на «-ы –и»

или
«-а — я»
и глаголов с окончанием
«-ут -ют»
или
«-ат -ят»
и использовать их в
речипри составлении предложений из двух слов: подлежащие и сказуемое.
3. В третьем дидактическом наборе мы учим ребёнка составлять предложение из трёх слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления. Логопед говорит все предложения, ребёнок находит соответствующие картинки и закрывает их фишками («Скажи — девочка рисует что?»

). Ребёнок сопряжено, отражённо или самостоятельно говорит простые распространенные предложения из трёх слов. По такой схеме можно отработать все предложения.

4. Четвёртый дидактическийнабор предназначен для обучения детей, понимать содержание текстов, тренировать умение пересказывать короткие рассказы близко к тексту. Каждый рассказ дается на отдельной карточке и сопровождается вопросами по содержанию текста.

5. Пятый дидактический набор предназначен для обучения детей развитию речи:игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей; игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы; игры на активизацию ассоциативных смысловых связей между словами; игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами; игры на формирование эмоционально – оценочной лексики.

В заключении хотелось бы повториться: «О чем нужно помнить, проводя коррекционную работу

.

Не переусердствовать с повторением, отраженной речью. Ребенок должен активно усваивать речь через предметно – практическую деятельность, накопление сенсорного опыта. Повторять в разных ситуациях, выполняя разные действия, осмысленный повтор.

Если дети безречевые, то начинать со звукоподражательных междометий. Если есть полноценные слова, сразу переходим на более высокий уровень. Но вначале многосложные заменяем на слова более простой слоговой структуры (не корова, а бык, не собака, а пес)

.

Вопросы коррекции звукопроизношения отодвигаем на второй план. Вначале запустить механизм языка.

Основа речи – опора на предикацию. НЕ сидеть долго на этапе номинации, не заучивать названия, отмечать функции, назначение, действия с предметами.

Пропозиционирование – построение суждения о конкретном предмете, действии (что видит, чувствует, делает)

.

Согласование речи и движения, рифмовки с движениями, плюс интонация (если не говорит, то интонация – уже речь)

. Жесты и мимика – предложение невербальное. Это кинетическая речь. Пока нет вербальных возможностей, можно использовать. Глаголы показывать через пантомимику. Сказку рассказывать мимикой, жестами, междометиями. Педагог оречевляет за ребенка. Это рассматривается как фразовая речь.

Исключить языковой формализм – не заучивать понятия. Все, что даем должны понимать. Эффективно давать в оппозиции (большой – маленький, тихо — громко)

. На контрасте, противопоставлении хорошо понимают и быстрее усваивают.

Вся работа должна быть положительной для ребенка. Очень важен эмоциональный настрой. Начинать со зрительного восприятия, фиксировать объект и прослеживать глазами, затем подключать другие ощущения.

Список использованных источников

1. ЖуковаН. С., Е. М. Мастюкова, Т. Б.Филичева:Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М. ,1973.

2. Жукова Н. С. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие.- М: Соц. — полит. журнал, 1994.

3. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977.

4.Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология»

/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.

5.Автор: Новикова — Иванцова Т. Н.Название: От слова к фразе.Издательство: М.: 2006

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]