Конспект логопедического занятия по теме «Слова-предметы»


Конспект логопедического занятия «Слова, обозначающие предметы».

Конспект логопедического занятия на тему:

Слова, обозначающие предметы.

Цель:

Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

— закрепить усвоение лексического значения слова;

— способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

— учить задавать вопросы к словам-предметам;

— учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

— корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

— развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

— развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

— развивать мелкую моторику;

— формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

— воспитывать усидчивость.

Оборудование:

изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент

.

— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

— У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

— Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

— Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

— Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. — Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

— Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

— Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

— Что же это? (Набор букв

.)

— Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова

.)

— Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.

)

3. Слова, обозначающие предметы.

— Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

— Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв

.)

— Можно ли из этих букв составить слово?

— Какое слово получилось? («предметы

»)

— Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы

»)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

— Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет

.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (
Нет, потому что имя девочки не названо
.)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

— Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

— Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.

— Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

  • Я знаю 5 молочных продуктов…
  • Я знаю 5 названий птиц…
  • Я знаю 5 лиственных деревьев…
  • Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
  • Я знаю 5 головных уборов…
  • Я знаю 5 диких животных…
  • Я знаю 5 музыкальных инструментов…
  • Я знаю 5 видов спорта…
  • Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

— Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

— Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

— Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

— Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

— Всё, что движется само, ест, растёт — живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

— Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

— Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. — Слова — предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово — предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

— На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

— Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

— Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях

).

Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

— Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

— С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами

.)

— Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые

.)

— На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?

)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]