Конспект логопедического занятия «Слова, обозначающие предметы».
Конспект логопедического занятия на тему:
Слова, обозначающие предметы.
Цель:
Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить усвоение лексического значения слова;
— способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
— учить задавать вопросы к словам-предметам;
— учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
— развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
— развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
— развивать мелкую моторику;
— формировать коммуникативную сторону речи учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
— воспитывать усидчивость.
Оборудование:
изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).
Ход занятия
1. Организационный момент
.
— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.
Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)
Пора года, когда цветут яблони. (Весна)
Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)
Здание, где дети учатся читать и писать. (Школа)
День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)
2. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.
— У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
— Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.
— Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
— Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. — Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
— Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты
Карб Чтение.
Ждло Стол.
Телва Арбуз.
Выбму Улица.
— Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
— Что же это? (Набор букв
.)
— Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова
.)
— Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают.
)
3. Слова, обозначающие предметы.
— Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.
— Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв
.)
— Можно ли из этих букв составить слово?
— Какое слово получилось? («предметы
»)
— Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы
»)
На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.
— Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет
.) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (
Нет, потому что имя девочки не названо
.)
Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.
Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.
— Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.
4. Физкультминутка.
— Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
— Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.
- Я знаю 5 молочных продуктов…
- Я знаю 5 названий птиц…
- Я знаю 5 лиственных деревьев…
- Я знаю 5 умывальных принадлежностей…
- Я знаю 5 головных уборов…
- Я знаю 5 диких животных…
- Я знаю 5 музыкальных инструментов…
- Я знаю 5 видов спорта…
- Я знаю 5 названий насекомых…
5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
— Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»
— Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.
— Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»
— Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»
— Всё, что движется само, ест, растёт — живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.
— Давайте познакомимся с ними поближе.
Работа по карточкам.
— Проведите линию от вопросов к предметам.
6. Закрепление знаний по теме.
1. — Слова — предметы приглашают вас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово — предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
Дом — …? Кто? — … Ложка — …? Что? — … Комар — …? Что? — … Улитка — …? Кто? — … Стул — …? Что? — … Тигр — …? Кто? — … .
2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».
— На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»
Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.
7. Работа по преобразованию слов.
— Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».
— Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях
).
Слова: капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.
Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.
8. Итог занятия.
— Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.
— С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами
.)
— Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые
.)
— На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что?
)