Занятие по обучению грамоте «Необычный звук [й]» для детей подготовительной группы


Пропись с буквой И

Нарисуй червяков для важного индюка.

Напиши печатные буквы И

Раскрась игрушки в названии которых есть звук И.

Работа по прописи с буквой И, Й.

Начинаем со штриховки по образцу, пропечатывания строчных и заглавных букв. Затем переходим к прописыванию прописных букв. А также ищем букву И среди ряда других букв.

Пропись со строчной и заглавной буквой И, Й.


Пропись с заглавной буквой И


Пропись со строчной буквой И


Пропись с заглавной буквой Й


Пропись со строчной буквой Й

.

Работа ведется над звуко-буквенным анализом, выделением гласного И в начале, середине и конце слов.

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

Источник: Н.Ю. Костылёва «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»

Логопедическая работа в группе над звуком и начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики, определения наличия звука [И] и его места в словах. Продолжается работой над просодической стороной речи, запоминанием графического образа буквы И, на основе всех каналов восприятия (зрительный, слуховой, двигательный). Заканчивается работа чтением выученных букв и их прописыванием.

Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Сказка про букву Й

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить. — Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?»

Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад:

Ой-е-е-е-ей!!!

Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».

Загадки для детей на букву Й

Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. — Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)

Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)

На поляне шерстяной Пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной Выползает стежка. (Швейная машина)

Может и разбиться. Может и свариться, Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо) Скажи, кто дела так боится, Как палки — пес, Как камня — птица? (Лентяй)

К маме-речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился весной. (Ручей)

Выпускает он листы Широченной широты. Держится на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдешь — На себе их все найдешь. (Репей)

Вырос в поле злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей)

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник)

«Звуки [х], [х′]. Буква Х». Конспект НОД по обучению грамоте

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:

  • Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.
  • Предупреждать переутомление детей.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.

Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».

Ход НОД

Организационный момент

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…

— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:

— губки и зубки свободны;

— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;

— горлышко «молчит».

Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Упражнение «Пропой песенки».

Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

— В каком месте слова слышится звук [х]?

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

— Какая картинка здесь лишняя? (утка)

— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

— На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.

Ниткопись буквы «Х».

Звуковой анализ слов.

Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».

(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

Муха – мухи, пихта – пихты.

Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие» )

Муха летит. Пихта растёт.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух . 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы».

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.

Хорошо хвалить, хихикать, Худо – хвастаться и хныкать. Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

Автор: Иванова Ольга Александровна, учитель – логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 324, г. Красноярск, Красноярский край, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Веселые стихи про букву Й для детей

Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» — Чуть завидев с йодом склянку. Йод порой, конечно, жжет, Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка. (В. Лунин)

Поиграй-ка, зайка, Поиграй со мной. Отвечает зайка: — Не могу, больной! Ой-ой-ой, бедный! (Е. Благинина)

Ой-ой-ой!-сказал ОЙ-ОЙ. — Я, мой друг, совсем больной! — Ты пойди-ка погуляй! Все пройдет! — сказал АЙ-АЙ. (Г. Виеру)

Йог вовек не скажет: «Ох!» «Ой-ой-ой!» — не крикнет йог. Молодой, владей собой! Старый, будь как молодой! (В. Берестов)

Я на хвостах у птиц и зверей: Вот горностай, вот — воробей. (Е. Григорьева)

У станции «И краткое» Нас встретили загадкою: «Прочти, смекай и отгадай — Как, с места не вставая, Ты можешь превратить трамвай Во многие трамваи? …Что надо пропустить, Чтоб можно было зайку В заику превратить?» Один из нас минуты три Подумал над разгадкою И отвечал «Крючок сотри Над буквою «И краткое». (С. Маршак)

Муравей нашел былинку, Много было с ней хлопот. Как бревно взвалив на спинку, Он домой ее несет… Он сгибается под ношей. Он ползет уже с трудом. Но зато какой хороший Муравьи возводят дом! (3. Александрова)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]