Конспект и самоанализ НОД по обучению грамоте «Звук и буква К» в подготовительной группе.


Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Продолжи фразу

В реках Африки живет Злой зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит… (крокодил).

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш).

Не хотел котенок мыться. Убежал он из … (корытца).

«Я в зеленку угодил!» — Горько плачет … (крокодил).

Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится … (кошки).

Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки Золотистые початки. Пусть не слаще я арбуза, Но сытней. Я … (кукуруза).

Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста).

Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь правда вкусная … (картошка)?

Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки! Кто несет меня?… (Коньки.)

Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он мурлыча песнь поет, Только мышь его боится… Угадали? Это … (кот).

По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко, Что не хочется вставать. Что за штука я? … (Кровать)

Задание: печатная буква К для дошкольников

Рассмотри букву К. Нашили букву К в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Загадки для детей на букву К

На море, в реках и озерах Я плаваю, проворный, скорый. Среди военных кораблей Известен легкостью своей. (Катер)

Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)

Глазищи, усищи, хвостище, А моется всех чище. (Кошка)

Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива)

Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что за диво? Это же … (крапива)

Быстрый прыжок, теплый пушок, Красный глазок. (Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он не знает. (Крот)

Низок да колюч. Сладок да пахуч, Ягоды сорвешь — Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них — сломаю. Все сначала начинаю. (Кубики)

На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И наконец совсем исчез. (Календарь)

Льется речка — мы лежим. Лед на речке — мы бежим. (Коньки)

Вверх-вниз, вверх-вниз. Кататься хочешь — На нас садись. (Качели)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)

Палочка волшебная Есть у меня, друзья. Палочкою этой Могу построить я: Башню, дом и самолет И большущий пароход! (Карандаш)

Моря есть — плавать нельзя, Дороги есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя. Что это? (Карта географическая)

На олене, на коне Хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу — Еду я по чудо-кругу. Я скачу, я лечу, Я в восторге хохочу! (Карусель)

Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

На соломинке дом, Сто ребяток в нем. (Колосок)

Не зверь, не птица, Носок как спица, Летит — кричит, Сядет — молчит. (Комар)

В желтом море корабль плывет. Он идет, волну сечет, Из трубы зерно течет. (Комбайн)

Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт)

Сказка про букву К

Как варить компот

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот! — Ну и как же его варить? — Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.

Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

— Готово! Кушайте на здоровье.

Попробовали друзья, плюются:

— Компот называется! Сам ешь! — Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.

(Г. Юдин)

Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуками [г], [г’] и буквой Г»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: Подготовка к обучению грамоте «Звуки [г], [г


]. Буква Г».
Подготовила: Сомова Н.Н.

Задачи:

— познакомить детей со звуками [г] и [г’],

— формировать умение дифференцировать звуки [г] и [г’] по твердости – мягкости,

определять место новых звуков в словах;

— познакомить с образом буквы Г;

— развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;

— воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.

ХОД НОД

1.
Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).
— Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв. Кто живет в той стране? (звуки и буквы)

-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

— А что мы будем делать в этой стране? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).

— А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки. Слова-отгадки начинаются с новых звуков.

Невидимка-великан В небе бьёт в барабан. (гром)

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса, Ребята у костра сидят, Поют и на нее глядят. Чтобы она вдруг зазвучала, Щипни струну ты для начала. А струн бывает семь иль шесть, Ее достоинств нам не счесть. Всем под нее легко поется, Скажите, как она зовется?.. (Гитара)

— С какими звуками мы познакомимся сегодня? ([г] , [г’])

— Закройте глаза, а произнесу волшебные слова. И мы окажемся в волшебной стране звуков и букв.

2. Знакомство со звуками
], [г

] (характеристика звуков с помощью схемы)
— Открывайте глаза.

— Произнесите: « Г». Звук [г], он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый)

— Как вы думаете, есть ли у звука [г] родной братик? (да, звук [г’])

— Произнесите звук [г’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий)

3.
Игры на развитие слухового внимания.
1) Игра «Сигнальщики».

— А сможете ли вы отличить братьев [г] и [г’] друг от друга?

— Я буду произносить звуки, а вы зажигать огни.

— Теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [г] или [г’].

— Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? ([г] и [г’] – согласные звуки, а красный огонек обозначает гласный звук)

2) Игра «Звукоежка».

— Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.

— Я произнесу слово без первого звука, а вы произнесете его правильно.

руша (груша), ..ном, …рузовик, …роза

..иря, ….ильза, …ерой, ..азета, …рим, ..релка, …лоток

— Какие звуки съел Звукоежка? ([г], [г’]).

3) Игра «Звуковые матрешки».

— Братьев различать научились, значит, можем поиграть. Закройте глазки.

(воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек», на «яблоках» нарисованы тигр, бегемот, голубь, гуси, гнездо, кегли, книги, груша, радуга, шапки)

-Будем яблочки срывать и Матрешек угощать.

— А Матрешки едят все яблоки? (Нет, синяя матрешка – яблоки с картинкой, в названии которой звук [г], зеленая – со звуком [г’]).

— А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.

— Гнездо. Для какой матрешки это яблоко? (для синей, есть звук [г], он твердый, первый в слове)

— Бегемот. Для какой матрешки это яблоко? (для зеленой, есть звук [г’], он мягкий, находится в середине слова)

Работа с остальными картинками.

— Какая матрешка съест яблоко с шапками? (Никакая, потому что в слове «шапки» нет звуков [г], [г’]).

Физкультминутка

Проводит ребенок.

4. Знакомство с буквой Г.

— У братьев Г и Гь одна мама – буква Г. Вот она. Это буква Г.

— На что похожа буква Г?

Букву на плече носил,

На лугу траву косил.

— Почему буква Г раскрашена синим и зеленым цветами?

5. Закрепление образа новой буквы.

Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г)

— Посмотрите! Для нас звуки и буквы приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это?

Дети делятся на четыре группы и собирают буквы.

6. Речевые игры.

1) Игра «Скажи наоборот»

— Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило — во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное.

2) Игра «Закончи предложение»

— Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].

У Гали голубые … (глаза).

На клумбе выросли … (гвоздики).

Гончар вылепил из глины …. (горшок)

Гром гремит во время … (грозы).

На лугу гогочут … (гуси).

7. Итог. Рефлексия.

— А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова.

– С какими звуками мы познакомились во время нашего путешествия? Чем они похожи? Чем отличаются?

— А зачем, мы с вами учились различать звуки, знакомились с буквой Г? Где вам потом пригодится это знание? (правильно читать, грамотно писать)

– Что больше понравилось? Что было трудно?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]