НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»


Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф’] и буквой Ф»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет: Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф
’] и буквой Ф».
Составила: воспитатель Сомова Н.Н.

Задачи:

познакомить детей со звуком [ф’];

— закрепить образ буквы Ф;

— формировать умение дифференцировать звуки [ф] и [ф’] по твердости – мягкости,

определять место новых звуков в словах; правильную артикуляцию звуков [ф] и [ф’];

— развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;

— воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.

Ход
НОД
I. Организационный момент

(создание благоприятной атмосферы; воображаемая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

— Давайте улыбнёмся друг другу.

— Сейчас мы отправимся в путешествие.

— А куда же мы отправляемся? ( В волшебную Страну звуков и букв).

На доске:

— Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим /дети показывают на уши/ и произносим /на свои губы/, буквы мы видим /на глаза/, читаем /ладони перед собой – имитация книги/ и пишем /пишут рукой в воздухе/. )

— А что мы будем делать в Стране звуков и букв? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).

— Закрываем глаза, телепортируемся.

II. Знакомство со звуком
[ф’].
— Открываем глаза. Итак, мы в Стране звуков и букв.

1.Речевая игра
на развитие слухового внимания«Звукоежка».
— Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.

— Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесете его правильно.

Жира…(ф), шка…(ф), шар…(ф).

— Какой звук съел Звукоежка? ( звук ф).

Характеристика звука по схеме.

— Что мы знаем о звуке [ф]? (согласный, глухой, твердый).

— Есть у звука [ф] родной братик. Он ласковый, добрый. Как же его зовут? (звук [ф’])

2.Работа над правильной артикуляцией звуков [ф] и [ф’].

— Произнесем хором [ф’]. Звук [ф’]- он какой? (согласный). Докажите (не поется, воздушная струя встречает преграду, верхние зубы слегка касаются нижней губы).

— Звонкий или глухой?

Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук [ф’]. (звук шумит, значит он глухой)

— Твердый или мягкий? (мы как будто улыбаемся, значит мягкий).

— Повторите, что мы узнали о звук [ф’]. Он какой? (согласный, глухой, мягкий)

— Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками [ф] и [ф’])

-Произнесем четко звук [ф]: верхние зубы слегка касаются нижней губы.

— Произнесем четко звук [ф’]: губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.

III. Закрепление новых знаний.

1.
Игра «Сигнальщики»
(дифференциация звуков [ф] , [ф’])

— А сможете ли вы отличить братьев друг от друга?

— Я произношу звуки, вы зажигаете огни.( [ф] , [ф’], [ф’], [ф] , [ф’]).

— А теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [ф] или [ф’].

Проблемный вопрос.

— Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? (красный цвет обозначает гласные звуки)

2.
Игра «Звуковые матрешки» (дифференциация звуков [ф] , [ф’], формирование умения звукового анализа (определять место звука в слове) ):
— Братьев различать научились? (Да)

— Значит, можем поиграть со Звуковыми матрешками.

— Закройте глазки. (воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек»)

-Будем яблочки срывать и … (дети хором продолжают) Матрешек угощать.

— А Матрешки едят все подряд яблоки? (Нет, с синим фартуком – яблоки с картинкой, в названии которой звук [ф], с зеленым фартуком — звук [ф’]).

— А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.

Дети на карточках обозначают место звука в слове синим или зеленым кружочком (яблочком).

— Что нарисовано на яблоке? (филин) Какую Матрешку угостим? (С зеленым фартуком) Почему? (звук [ф’] –мягкий)

— Определите место звука в слове. Где мы слышим звук: в начале, в середине или в конце? (В начале)

— Обозначьте на карточке место звука яблочком.

(Слова: фламинго, фея, конфета, фантик, фуражка, жираф, фейерверк, ведро, акула)

-Посмотрите, 2 яблока осталось. Почему? (Ведро, акула – нет звуков [ф] и [ф’].)

Физкуль (дети встают и изображают буквы, м, ж, ы показывают в парах.): о, м, х, т, ы, г, с, к, ж.

VI. Знакомство с образом буквы Ф.

— Звуки [ф] и [ф’] обозначаются одной буквой. Это буква «эф», но мы ее будем называть как звук [ф].

— Повторим [ф].

— Найдите и покажите букву Ф на плакате.

— На что она похожа?

Упражнения на закрепление образа новой буквы: «Живая азбука» (дети изображают букву)

:

Буква Ф надула щеки

Или встала руки в боки.

— Закройте глаза. Откройте. Что на доске изменилось? (появилась буква Ф)

— Посмотрите, а с буквой все в порядке? (нет, она не цветная, прозрачная)

— Прошел дождик и смыл с нашей буквы всю краску. Какого же цвета она была? (Половина – синяя, половина – зеленая) Почему?

— Поможем буковке стать прежней.

Дети раскрашивают букву в тетрадях.

Словарная работа со словами «фазан, сазан» : Игра «Шифровальщики»

КРУГ – Ф

ОВАЛ – З

РОМБ – Н

ПРЯМОУГОЛЬНИК – А

КВАДРАТ – А

— Прочитайте слово.

— Фазан – это кто или что такое? (Птица) (НА ДОСКЕ РИС.1 см.приложение)

— Посмотрите, вдруг птица превратилась в рыбу. (НА ДОСКЕ РИС. 2 см.приложение)

— Был фазан, а стал …? (сазан).

— Что случилось со словом «фазан»? (Букву Ф заменили буквой С)

— И птица стала рыбой.

— Вот как важно буквы знать и их правильно писать. А то, что может начаться? (Путаница)

V. Итог

— Нам пора в наш детский сад.

— Закрываем глаза, телепортируемся.

— Открываем глаза. Итак, мы в нашей группе.

— Понравилось в Стране звуков и букв? А что больше понравилось?

– С какими звуками познакомились? Чем они похожи? Чем отличаются?

Формирование у детей навыков самоанализа.

— Что было трудно?

Приложение

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

(Г. Юдин)

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили — Букву Ф Найди нам, Филин. Но, вздыхая тяжело. Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем. (Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. (Ф. Бобылев)

Фиалки — Фью, фью! — птица распевает. И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. (Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч, И у норок новых Начался футбольный матч Двух команд норовых. (А. Пудваль)

Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад — Два фонарика горят. (Г. Сатир)

Флажок Посмотрите! Посмотрите! Вот какой флажок у Мити! Кто флажок подарил? Митя сам смастерил. (О. Высотская)

Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,— грозится еж,— Если снимка не пришлешь!» (В. Берестов)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]