1. Произнесение звука [С] 2. Отличие артикуляции звука [З] от звука [С] 3. Артикуляция звука [Ц] 4. Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно 4.1. Упражнения для губ 4.2. Гимнастика для языка 4.3. Дыхательная гимнастика 5. Второй этап постановки 6. Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Правильная артикуляция звука З
Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.
Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.
Особенности артикуляции «З»:
- Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
- Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
- Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
- Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
- Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
- Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
- Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».
Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.
Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?
Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.
Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.
Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.
Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.
Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:
- Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
- Возникновение правильного звучания.
- Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.
Виды неправильной артикуляции
Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:
- выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
- выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).
Виды сигматизмов:
- Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
- Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
- Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.
Виды парасигматизмов:
- Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
- Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
- Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
- Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.
Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.
Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.
Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.
Подготовительные упражнения
Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:
- подготовку детей к занятию;
- упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
- изучение органов речи;
- знакомство с приемами самомассажа;
- упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
- развитие мелкой моторики.
Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.
Подготовительный комплекс:
Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.
- Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
- от середины лба к вискам;
- вокруг глаз;
- от переносицы к ушам;
- по спинке носа вверх и обратно.
- Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
- Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
- Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
- Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.
Начинаем с артикуляционной разминки!
Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.
Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:
- Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
- Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
- Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
- Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
- Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.
Постановка звука З
Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:
- По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
- С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
- С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
- Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
- Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.
По подражанию
Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».
Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.
После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.
Механический способ
Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:
- просит ребенка улыбнуться,
- а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
- в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
- как только получится четкий звук, палец убирают.
Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.
Постановка от опорных звуков
Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».
Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».
Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.
Постановка от артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляции звука «З»:
- «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
- «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
- «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
- «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
- «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
- «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
- «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Упражнения артикуляционного комплекса
Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:
- Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
- Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
- Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
- Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
- В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
- Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
- То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
- Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
- Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
- Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
- Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.
Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.
Автоматизация звука З
Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.
Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.
Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.
Звук «З» отрабатывается поэтапно:
- В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
- В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
- В загадках и скороговорках: а-за-за, за-за-за. За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу. Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе. Сено мы дадим козе.
- В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
- В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.
Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:
- выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
- разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
- отделить картинки со звуками «С» и «З».
Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С
Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.
Гол!
Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.
Язычок лег отдохнуть
Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.
Язык-блинчик
Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.
Чистые зубки
Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.
Дифференциация от созвучных звуков
У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
- развитие слуховой дифференциации;
- закрепление произносительной дифференциации;
- формирование фонематического анализа и синтеза.
Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.
Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.
Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.
На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.
Как поставить звук механическим способом
Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:
- «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
- Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
- Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
- На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
- Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
- После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.
Автоматизация в спонтанной речи
Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.
Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.
К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.
Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.
Ц – веселый звук и друг!
Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.
При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.
Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):