Постановка звука [х]консультация по логопедии (старшая группа)


Почему детские язычки «не любят» простые звуки?

У малышей преимущественно 3 лет бывают трудности со звуками Г (гаммацизм), К (каппацизм) и Х (хитизм). Детки либо заменяют эти звуки, например, К на Т, Г на Д, Х на Т, либо вообще не произносят их, пропускают. Происходит это явление из-за особенностей строения неба, недостаточно активного корня языка (гипотонус) или просто малыш лениться сделать усилие и правильно выговорить звук.

Чрезвычайно важно осознать и побороть недостатки дикции на раннем этапе, когда артикуляционный аппарат еще формируется. В детском саду этой проблемой занимаются специалисты-логопеды, но и родителям нужно помочь ребенку перешагнуть через дефект речи. Для этого существуют прекрасные, а главное – результативные упражнения, игры, гимнастика, разработанные практикующими докторами «по речи».

Причины возникновения

Факторы, провоцирующие речевые дефекты могут носить разный характер:

  • Органические. Слишком узкое и высокое твердое нёбо, затрудняющее образование плотной язычно-нёбной занавески. Другими словами, язык не достает до нёба. Еще одна причина – парез подъязычной мышцы;
  • Функциональные. Ребенок находится в неполноценной речевой среде. Неправильное произношение возникает в результат поражения.

Нередко причиной нарушения произношения звуков становятся нарушения центральной нервной системы. Они сопровождаются проблемами с артикуляционной моторикой (дизартрией). Проявляется она в виде снижения тонуса артикуляционных (шилоязычной, шилоподъязычной, двубрюшной, шилощитовидной) мышц, отвечающих за произношение. Также могут отмечаться гиперкинезы языка, расстройства голосообразования, синкинезий и пр.

Покоряем звуки вместе с ребенком!

Значит, этапы формирования правильного произношения звуков Г, К, Х и их мягких вариантов происходит постепенно, от простого к более сложному. Для начала нужно поставить произношение, этот этап так и называется – постановка, только затем можно приступать к автоматизации. И здесь строго по этапам: слог, слово, фраза. Если малыш подменяет один звук другим, то обязательно прорабатываем дифференциацию звуков.

Этот процесс может растянуться на целый учебный год, а деткам, как известно, быстро надоедает однообразная деятельность, поэтому нужно подбирать разные игры на автоматизацию и различение звуков.

Этап постановки заключается в формировании правильного положения органов речи при произношении звука. Для этого есть упражнения, гимнастика, которую дети осваивают вместе с логопедом. Чтобы правильно выполнять упражнения, нужно понимать, как звук зарождается, какое положение языка необходимо принять. Я не буду пока на данном вопросе зацикливаться. Приведу пример упражнений для постановки звука [K].

«Кто сильнее?» Взрослый и ребенок сидят на стульях друг напротив друга. Ребенок в улыбке высунул язык, а взрослый указательным пальцем пытается задвинуть язычок обратно в ротик. Язык ребенка сопротивляется, выгибается горкой, что и нужно для правильного произношения [K].

«Сдуй шарик» Взрослый пальцем или шпателем устанавливает положение языка ребенка так, как нужно для произношения [K]: язык горкой, кончик у зубов, задняя часть язычка упирается в мягкое небо. В этом положении ребенок толчкообразно «выстреливает» воздух, пытаясь сдуть с ладони ватный шарик. При этом должен получится [K].

Еще мы дышим с открытым ртом только носом, проверьте: язык стоит так, как необходимо при произношении [K].

Потренировались, затем упражняемся в изолированном произношении этого звука. Пока не добьемся правильного произношения его отдельно от других звуков, дальше двигаться нельзя. Потом автоматизируем в слогах, словах, фразах. Это касается работы с любыми звуками, алгоритм одинаков для всего алфавита.

Чтобы у малыша не пропало желание заниматься, просто бесконечно произнося «к-к-к, ку-ку-ку, ха-ха-ха, га-га-га», нужно добавить атрибуты и простые игровые ситуации.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Постановка звуков.

Заднеязычные :

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» — взрывной, губно-зубной, а звук «Х» — щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания «ХК». Или попросить ребёнка округлить губы ,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык «горкой» и пустить ветерок. Из книги В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей»

Постановка звука «К» от «Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука «К» на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка]. 2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к]. 3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом). 4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно. 5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»

Постановка звука «К» от правильного «Х». 1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. 2.Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к]. 3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха). 4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. 5.Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука «К» по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь. 2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым. 3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха. 4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]» 5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь.»

Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться». 1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох. 2. Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию. 3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х’я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х’] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук. 4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот. 5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»

Постановка звука «Х» от правильного «К».

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения. 1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х — х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком. 2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х — ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность. 3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха — ха — ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук 4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. 5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха.

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» — толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.

Постановка звука «Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «ДА», передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится «ГЯ», а затем «ГА».

Постановка звука «К». Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков. Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА». Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К». Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем. Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К». 1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает. Исправление: ставить звук заново.

2. «К» заменяется звуком «Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух. Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом. 3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ», «КИ», где звук «К» смягчается под влиянием следующих гласных. Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги). 4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука. Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука). 5.После звука «К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т». Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту). 6. Вместо «К» получается «Г». Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т». Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу выдоха после взрыва. 7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина : состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки. Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т» и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак). Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием. Упражнения

Постановка звука «Сь».

Занятия способствуют развитию мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционной моторики, помогают ребенку быстрее усвоить речевые звуки. Занятия проводятся в игровой форме. В нем излагается краткий материал, который может быть использован для автоматизации звуков.

При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», более сближены, чем при «С» и язык при этом уже упирается не в верхнюю часть передних нижних зубов, а чуть ниже, почти в нижнюю десну (в шейки зубов). Язык напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы.

Изображаем кистями рук «птенчиков в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить словно птенчики в гнезде. Птенчики в гнезде сидят Маму весело кричат: «Ти-Ти-Тиссс»

Когда ребенок подражает «птенчикам», следить нужно за тем, чтобы ребенок четко обнажал все зубки (и верхние, и нижние). Кончик языка упирается в шейки нижних зубов, струя воздуха четко идет посередине на передние зубы. Подуйте ему на тыльную сторону ладони. Пусть попробует сам это сделать. Если не получается, то попробуйте от «ИС», а также со спичкой, прижав кончик языка к нижним деснам. «Сь» на слух звучит тоньше, чем «С». Проводите почаще дифференциацию звуков «С» и «Сь» изображая то птичку-маму — «СССС», то птенчиков — «Сьссссь», выполняя при этом фигурки. Это способствует развитию фонематического слуха.

Если ребенок длительно может произносить звук «Сь», значит он у него получается и можно переходить к его закреплению: Сначала работаем со словами. Берутся слова со слогами: все, свё, сви, ели, сля, сми, смя, сня, спя, сти и т. д.

Учим пословицы, скороговорки, загадки, стишки.

Читаем ребенку рассказ, он отвечает на вопросы, пересказывает.

В конце можно давать на дифференциацию слова со звуками «С» и «Сь»: лиса-лисята, гусак-гусята, косынка-косички, сад-сядь и т. д.

Постановка звука ( С )

Из книги « Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников и младших школьников» , составитель Е.И. Шаблыко

Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука. При отсутствии звука , используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука ( с ), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук ( с ): пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильного положения губ при произнесении этого звука либо с механической помощью ( пальцем отводя нижнюю губу от зубов ). В других случаях ребенка просят улыбнуться, несколько оттянуть углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для ( С ). Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог ТА , взрослый вводит зонд № 1 между альвеолами и кончиком языка ( а также передней частью спинки ) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, взрослый может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука ( С ). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук ( С ).

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук ( Ф ), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком ( Ф ), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

При призубном парасигматизме правильного звучания звука ( С ) добиваются , используя показ правильной артикуляции , тактильные ощущения ( тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука ( С ) взрослым, а потом им самим.

При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук ( Ф ) и добиваться правильного звучания звука ( С ).

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов — принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

Теперь изображаем кистями рук «птичку». Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими. Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис-писсссс.

Чтобы ребенок правильно подражал, для этого нужно: обязательно обнажать все зубки, иначе струя, которая четко идет на передние зубы, будет искажаться и звук будет смазанный. Точно упираться в верхнюю часть нижних зубов языком. Если язык будет упираться в нижнюю их часть, то звук будет мягким — «Сь». А если язык будет грубо перекрывать воздушную струю на передние зубы, то она пойдет в сторону или сразу в обе. Звук будет искажен. Можно попробовать от протяжного повторения — «Иссс» плюс с помощью обыкновенной спички, которая кладется на кончик языка, искусственно создавая канальчик, по которому идет воздух.

Кроме зрительного, слухового анализатора подключаем и тактильный: когда произносим звук «С», даем ребенку почувствовать прохождение струи на зубки, дуя на тыльную сторону его ладошки. Почаще его просите изобразить, как поет птичка, одновременно с фигуркой. Следите за правильным положением губ, зубов, языка: при необходимости поправляйте ребенка. При этом звуке надо получить правильную воздушную струю точно посередине и положение языка в верхней части нижних зубов, в которые он упирается.

Если звук звучит длительно и изолированно значит он получается.

Начинаем его закрепление. Придумываем предложения со словами, которые содержат этот звук.

Со слогами придумываем стишки-стихотворки.

Учим стишки со словами, в которых содержится звук «С».

Учим пословицы, скороговорки, загадки.

Читаем ребенку рассказик, он отвечает на вопросы, пересказывает.

Постановка звука Ш

1. Если у ребенка не получается поставить традиционно от «Чашечки» — люблю использовать постановку от звука»Т»- предложенный Р.И.Левиной.

Рот широко открыт, язык на альвеолах. Попросить ребенка произносить звук «Т» с придыханием. Губы округлить. После произнесения просить ребенка не отпускать язык вниз, а отодвигать к передней части неба. Боковые края прижаты к коренным зубам. Первое время слышится ТШШШШ. Фиксировать внимание ребенка на шипении — «Звук змеи». Затем отделяем «Т» от «Ш». Автоматизируем в слогах, в словах, в предложениях и т.д.

2. Мне долго не удавалось исправить заднеязычное произношение звука Ш. В одной книге нашла такой прием: произносить слог СА поднимая язык вверх. Сначала использовала зонд, потом ребенок сам справился.

3. Постановка звука «Ш» (один из методов личного пользования)

ЗВУК «Ш» При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш. При подражании нужно следить за тем, чтобы ребенок точно губами выполнял линию овала, обнажая при этом зубы, между которыми выдерживал расстояние равное 2 — 5 мм (обязательно). Нужно выдерживать также расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами (деснами), через которое проходит выдыхаемый воздух. Если его не будет, т. е. кончик языка упирается в верхние альвеолы, то воздух пойдет по краю языка или по обеим краям. Звук будет искажен. Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» — ля-ля-ля, «молоточек» — д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять — ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку. Если ребенок правильно и четко произносит этот звук, то переходим к его закреплению. Сначала звук закрепляем в слогах и в словах с этими слогами. Придумываем предложения со словами, которые содержат звук «III». Учим с ребенком стишки-стихотворки, пословицы, загадки, стишки.

При губно-зубном сигматизме или если «ш» = «ф»

При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение «чашечка» не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель. Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык — блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная «чашечка», к тому же губы «заблокированы» и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

Постановка звука «Ж» (один из методов личного пользования)

При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при «Ш». Техника его выполнения точно, как и при звуке «Ш», но при «Ж» в работе участвуют голосовые складки. Звук звонкий. Поднести тыльную ладошку ребенка к гортани, и он это почувствует. При подражании нужно следить за тем, чтобы выполнял все то, что рекомендовано при звуке «Ш» плюс включение голоса. Обращаем внимание на предварительное упражнение «молоточек» — д-д-д, которое выполняется так же, как и «паровозик», только в этом случае замедляем «удары» молоточка при продолжительном выдохе, которые переходят в длительный звук «Ж». Кончик языка удерживаем в верхнем положении, не дотрагиваясь до верхних альвеол: через этот промежуток идет воздушная струя, которая трется о кончик языка и альвеолы. Если ребенок правильно и четко подражает звуку «Ж» переходим к его автоматизации. Сначала его закрепляем в слогах и словах. Придумываем предложения, слова в которых содержат звук «Ж». Учим стишки-стихотворки, загадки, пословицы, стишки.

Постановка звуков.

Заднеязычные :

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» — взрывной, губно-зубной, а звук «Х» — щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания «ХК». Или попросить ребёнка округлить губы ,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык «горкой» и пустить ветерок. Из книги В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей»

Нескучные занятия

На этапе автоматизации изолированного звука и слога хорошо бы предложить ребятам такие дидактические игры:

  • Самое простая развивающая игра – «Лесенка». Сделать ее легко из конструктора. Суть такова: на следующую ступеньку можно подняться только в том случае, если удалось правильно произнести звук (любой К, Г, Х или дальше по этапу слоги, слова). Можно «шагать» пальчиками, что полезно для сенсорного развития.
  • Тактильна звуковая дорожка: дидактическая игра, предполагающая прохождение пальцами или фишками нарисованных лабиринтов, полей-бродилок, произнося на каждом повороте изолированный звук или слог. Сделал шаг – произнес звук, слог. Дальше можно усложнить – произносить нужно уже слово. Существует большое количество вариантов этой забавы, смотрите в магазинах.
  • «Накорми птицу, рыбку, животное»: используется картинка, игрушка, самодельный атрибут, изображающий любое существо, и вот его нужно накормить. Но прежде чем дать петушку, например, зернышко, нужно четко произнести звук, слог, слово: к-к-к, ко-ко-ко, кушай. Точно также на другие звуки.

Можно усложнить: из ряда предметов или изображений выбирать лишь те в качестве корма, в названии которых есть заданный звук: в начале, середине, конце.

  • «Нагрузи грузовик»: принцип тот же, что и с «кормлением». Нужно класть в кузов груз, но вначале произнести звук, слог, слово.
  • Широко используются игры с карточками: на картинках изображены предметы или живые существа, необходимо выбрать те, в названии которых есть определенный звук. Или находим на рисунке с множеством предметов необходимое изображение. Также соединяем графическое изображение звука с изображением предмета на этот звук.

Еще хорошо тренирует мозг задание на поиск и вычеркивание лишних изображений, в названии которых нет нужного звука или слога. Отлично воспринимается детьми задача дорисовать деталь рисунка, которая начинается на определенный звук: птичке – клюв, лошадке – копыто. Это уже под силу для детей 5-6 лет.

  • «Рыбалка»: удочка с металлическим грузиком, к которому хорошо прилипают магнитные карточки с изображениями, позволит разнообразить логопедические занятия. Задача: поймать на удочку необходимые карточки.

Лечение тейпированием

Зачастую ребенку сложно правильно произносить те звуки, которые наиболее сложны по артикуляции – требуется дифференцированное движение органов речи.

Вы таких случаях рекомендуется логопедическое тейпирование, которое обеспечивает:

  • ускоренную постановку звука/звуков,
  • улучшение кровообращения органов артикуляционного аппарата,
  • повышение иннервации тканей,
  • воздействие на функцию голоса,
  • решение проблем, связанных с глотанием и гиперсаливацией.

Эффект от тейпирования заметен уже после первых процедур. Суть процедуры заключается в наложении специальных эластичных гипоаллергенных лент из 100% хлопка или искусственного шелка, кросс-тейпов. С их помощью обеспечивается возможность непрерывного лечебно-корректирующего воздействие на протяжении 3-5 суток. Эластичность лент обеспечивает комфортное ношение. Возможность выбора детских дизайнов и расцветок позволяет сделать процедуру более приятной для ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]