Особенности
Моторная афазия – повреждение головного мозга в зоне Брока, которая характеризуется необратимыми органическим изменением мозговой ткани с полной утратой в данной зоне её функциональной активности. Специалисты выделяют две основные клинически значимые формы моторной афазии: афферентная и эфферентная моторная афазия. При данном заболевании происходит нарушение синтетической деятельности головного мозга с выпадением речевой функции, совместно с её восприятием. При этом у больного отмечается отсутствие ситуативной речи, т.е. пациент не может поддержать диалог, так как попросту его не воспринимает.
Афферентная моторная афазия
Афферентная или кинестетическая афазия проявляется затруднением воспроизведения речи преимущественно из-за проблем в артикуляционном аппарате. Таким образом пациенты с афферентной моторной афазией не могут не могут связать собственную речь в цельное структурированное предложение.
Больные зачастую пытаются заменить слова, которые не могут произнести синонимами, что приводит к значительному замедлению произносимой речи. Обращает на себя внимание и трудность в произнесении согласных звуков.
В большинстве случаев афферентная моторная афазия сочетается с аграфией – нарушением письменности.
Эфферентная моторная афазия
Возникает в результате повреждения премоторных участков коры больших полушарий. Эфферентная моторная афазия проявляется буквально заклиниванием речи больного на конкретных звуках. Пациент не может изменить положение артикуляционного аппарата, что приводит к появлению больших временных пауз между произносимыми звуками. Речь становится телеграфной или штампованной.
Стоит отметить, что практически в половине всех случаев выявленной моторной афазии у больных происходит сочетание и афферентной и эфферентной афазии. Смешанная афазия проявляется комплексным проявлением все вышеперечисленных проявлений, что называется термином – сенсомоторное нарушение речи.
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
1. Накопление обиходного пассивного словаря:
— показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам
— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);
— показ частей тела на картинке и у себя;
— выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
— ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;>
— выполнение простых устных инструкций;
— улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи:
— раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
— ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
— письмо слов, слогов и букв по памяти;
— «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
— выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
Стадия расстройств средней степени
1. Восстановление фонематического слуха:
— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
— выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.
2. Восстановление понимания значения слова:
— выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
— заполнение пропусков во фразах;
— подбор определений к словам.
3. Преодоление расстройств устной речи:
— «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;
— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.
4. Восстановление письменной речи:
— закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;
— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;
— письмо под диктовку слов и простых фраз;
— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
Стадия лёгких расстройств
1. Восстановление понимания развёрнутой речи:
— ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;
— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
— улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;
— осмысление логико-грамматических оборотов речи;
— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
3. Коррекция устной речи:
— восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;
— составление рассказов по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов по плану и без плана;
— составление планов к текстам;
— составление речевых импровизаций на заданную тему;
— речевые этюды с элементами «ролевых игр».
4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
— чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;
— диктанты;
— письменные изложения;
— письменные сочинения;
— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.
Причины афферентной моторной афазии
Причинами формирования моторной афферентной афазии является ряд заболеваний, приводящих к органическому поражению коры больших полушарий, в том числе и зоны Брока, а также премоторной коры. Чаще всего к афферентной афазии приводят заболевания с обширным поражением структур головного мозга, например:
- Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Причём инсульт носит геморрагический характер, при котором происходит массивное кровоизлияние в структуры головного мозга. Пропитывание кровью и сдавление задних областей лобной зоны приводит к поражению центра Брока и развитию афферентной моторной афазии;
- Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего к ним относятся энцефалит или лейкоэнцефалит. Воспалительные заболевания приводят к размягчению тканей головного мозга и формированию полостей абсцессов;
- Черепно-мозговые травмы, в особенности с выраженным ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Ушиб головного мозга и отёк приводят к сдавлению структур головного мозга, при этом может повредиться и центр Брока;
- Развитие опухолевого процесса, локализованного в лобных или височных долях на стороне доминантного полушария;
- Эпилепсия, при наличии эпилептогенного очага в непосредственной анатомической близости от речевого центра головного мозга;
- Токсическое повреждение структур головного мозга, например, тяжёлыми металлами или другими ядами.
Также способствующим к развитию афферентной моторной афазии можно отнести ряд хронических заболеваний:
- Хроническая патология кровообращения, в следствие наличия аневризмы или атеросклеротических изменений в сосудистой стенке церебральных артерий.
- Медленно прогрессирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз или энцефаломиелит. Демиелинизация нервных волокон приводит к нарушению афферентных и эфферентных связей речевого центра с другими структурами головного мозга;
- Формирование прионного белка.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Преодоление пространственной апрактогнозии:
— схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
— изображение плана пути, комнаты и т.д.;
— конструирование по образцу, по словесному заданию;
— работа с географической картой, часами.
2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):
— наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;
— заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
— составление фраз со словами, имеющими пространственное
3. Конструирование сложноподчинённых предложений:
— уточнение значений подчинительных союзов;
— заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;
— составление предложений с заданными союзами.
4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:
— картинное изображение сюжета конструкции;
— введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);
— введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;
— предъявление конструкций письменно, а затем устно.
5. Работа над развёрнутым высказыванием:
— изложения, сочинения;
— импровизация на заданную тему;
— толкование сложных по смысловой структуре слов…
Статья с сайта: wapref.ru/referat_qasyfsujgpolyfsaty.html
Симптомы
Афферентная афазия сопровождается возникновением ряда симптомов и синдромов, которые и формируют клиническую картину характерную для данной формы. Синдром нарушения экспрессивной речи включает:
- Нарушение пространственных движений, таких как мимика и жестикуляций, а также полное отсутствие ситуативного речевого процесса. При попытке повторов звуков пациент производит лишь изолированные движения губами и языком;
- Речь становится излишне клишированной, присутствуют слоговые и звуковые выпадения.
Также пациент испытывает выраженные трудности в произношении сложных слогов, а именно: делят слова на части и пропускают наиболее сложные звуки. Происходит нарушение понимания чужой речи, однако, данный период длится недолго от суток до нескольких дней и возникает после перенесённого острого нарушения мозгового кровообращения.
Обращает на себя внимание и пространственная дезориентация пострадавшего, а также нарушение письменности и восприятия визуальной текстовой информации. При письме пациент смещает гласные, пропускает согласные и меняет порядок букв.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Расширение рамок слухового восприятия:
— показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;
— показ частей тела по тому же принципу;
— выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
— ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;
— прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;
— письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
— чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.
2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:
— повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
— заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
— повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;
— чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);
— составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
— перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.
3. Преодоление трудностей называния:
— анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
— смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;
— классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
— упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
4. Организация развернутого высказывания:
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;
— развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
Диагностика
Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований. Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.
Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:
- Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
- Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
- Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
- Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
- Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.
Клинический Институт Мозга целенаправленно занимается изучением, диагностикой и лечением пациентов с неврологической симптоматикой, в том числе и больных с моторной афазией. На базе Клинического института Мозга работает мощное и современное диагностическое отделение, позволяющее с высокой долей вероятности ставить правильные диагнозы.
Лечение
Основное лечение должно быть направлено на устранение основной причины, которая привела к формированию афферентной моторной афазии. В зависимости от основной патологии лечебная тактика будет иметь значительные отличия.
- При наличии опухолевого процесса – оперативное вмешательство на головном мозге или курсовое применение лучевой и химиотерапии.
- При наличии инфекционного очага или абсцесса – дренирование в комбинации с антибактериальной терапией и применением общих стабилизирующих препаратов.
- При остром нарушении мозгового кровообращения – курсовое лечение препаратами с ноотропным действием, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте с выраженной компрессией головного мозга – оперативное лечение.
- При эпилепсии основная терапия направлена на применение антиконвульсантов.
- При демиелинизирующих и дегенеративных процессах в нервной ткани применяются глюкокортикостероиды.
Все вышеописанные схемы лечения будут эффективными в лечении афазии, так как обладают патогенетическим механизмом коррекции патологических проявлений заболевания.
Реабилитация
Очень важно, чтобы лечение было комплексным и тесно связано с реабилитационно-восстановительными мероприятиями. Клинический Институт Мозга является одним из первых центров в стране в которых было начато комбинированное применение лечебных и реабилитационных мероприятий. Реабилитация заключается в:
- Систематическом посещении логопеда, не реже трёх раз в неделю;
- Работа в двойном режиме, т.е. и со специалистом, и самостоятельно.
Реабилитационные занятия направлены на восстановление членораздельной речи, для этого пациенты поют песни, читают стихи, так как при данных занятиях слова растягиваются на слога и тренируют артикуляционный аппарат больного. Отдельно стоит упомянуть и восстановлении письменности, для этого пациенты пишут письма под диктовку.
Для более эффективного и быстрого восстановления больного к лечению необходимо привлечь близки родственников и друзей. Нельзя допускать, чтобы пациент оставался и длительно находился в социальной изоляции.
На базе клинического Института Мозга работает специалист – афозиолог, который разрабатывает индивидуальные программы для каждого конкретного пациента для восстановления речевой и письменной функции при выраженных когнитивных расстройствах.
Советы
Афазия не является психическим заболеванием, даже если имеются выраженные нарушения речевой функции. Стоит относиться к больному с пониманием и терпением. Не стоит повышать голос на больного, так как это не улучшит понимание информации и смысл сказанного. С больным следует говорить, как можно более медленно, не используя сложных конструкций в предложениях. Следует также ограничить жестикуляцию. Используйте вопросы, на которые можно получить однозначный ответ да или нет.
Для улучшения восприятия информации больным постарайтесь исключить все посторонние шум. Старайтесь не ограничивать больного в общении и побольше задавайте ему вопросов.
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия грубых расстройств
1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:
— выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);
— оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;
— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;
— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.
3. Преодоление расстройств речевого программирования:
— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
— конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
— выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
— раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.
4. Преодоление расстройств грамматического структурирования
5. Стимулирование письменной речи:
— раскладывание подписей под картинками;
— чтение идеограммных слов и фраз.
Стадия расстройств средней степени выраженности
1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:
— конструирование простой фразы;
— составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;
— составление рассказа по серии последовательных картинок;
— развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;
— составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» – диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.
2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:
— показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);
— оканчивание фраз различными словами;
— подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;
— письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);
— письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;
— элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;
— заполнение пропусков в словах;
— письмо простых слов по памяти и под диктовку.
Стадия расстройств лёгкой степени выраженности
1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
— развёрнутый диалог на различные темы;
— конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;
— автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;
— накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);
— чтение и пересказ текстов;
— «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
— «речевые импровизации» на заданную тему;
— развернутые изложения текстов, сочинения;
— составление поздравительных открыток, писем и т.д.
Профилактика афферентной и эфферентной моторной афазии
Не существует специфической профилактики развития афазии. Все профилактические мероприятия в первую очередь направлены на устранение факторов риска, повышающих риск образования сосудистых заболеваний. Так как острое нарушение мозгового кровообращения является самой частой причиной развития афазии, то и профилактика инсульта оказывает косвенное влияние на развитие афазии.
Своевременное лечение артериальной гипертензии, коррекция липидного профиля крови, а также ежегодное прохождение профилактических осмотров помогут избежать обширных поражений головного мозга.
Как и при любом другом заболевании профилактика подразумевает под собой:
- Ведение здорового образа жизни;
- Правильное питание;
- Нормализация режима труд-отдых;
- Отказ от вредных привычек.
Что такое дисфазия развития?
Под дисфазией понимают стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка. Связана такая патология с определенными органическими поражениями в коре головного мозга, который отвечает за развитие речевых навыков. Дисфазию нередко путают с афазией, при которой ребенок перестает говорить в связи с утратой навыков речи. Происходит это в результате тяжелых травм, заканчивающихся сотрясением, заболеваний сосудов или операции на коре головного мозга, а также при его опухолях.
Дисфазия всегда начинает проявляться в перинатальном или раннем периоде развития речевых навыков у младенца. Степень тяжести заболевания при обращении к врачу устанавливается исходя от времени поражения систем головного мозга. Самым опасным периодам считается 3 – 4 месяц беременности. Ребенок при таком заболевании не только не может разговаривать, но и зачастую плохо понимает речь окружающих людей.
СПРАВКА! Дисфазию в российской классификации болезней именуют как алалия. Этот термин нельзя путать с распространенным заболеванием дислалией, при котором речь у ребенка имеется, но сильно искажена. Различные источники также дают однотипные названия для дисфазии – это «ранняя детская дисфазия» или «дисфазия развития».