Речевая готовность детей к школе
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.
Умение слушать и слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.
Сформированность звуковой стороны речи
Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
- умение четко и внятно произносить все звуки речи;
- возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
- умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
Умение различать звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
Функции языкового анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:
- Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
- Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
- Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
- Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
- Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Посильная профилактика
Проблемы с речью встречаются у детей довольно часто и большинство из них успешно исправляется. Однако родители могут и должны предпринимать усилия по предупреждению возникновения подобных проблем. С ребёнком надо постоянно говорить. С самого раннего возраста дети должны слышать речь.
Когда взрослый человек, предположительно мама, чётко проговаривая слова, комментирует все свои действия, когда ребёнок слышит обращённую к нему речь, чёткое произношение звуков, у него формируется навык воспроизведения не только отдельных слов и предложений, но и богатой палитры интонаций, что тоже положительно влияет на развитие его речи.
Надо почаще обращаться к малышу с вопросами, ждать ответа, провоцировать его на использование всё более широкого набора слов. Это необходимо делать, даже если никаких проблем с речью у ребёнка нет. Ведь постоянное общение отражается не только на речевом, но и на общем развитии. При этом родители должны следить в первую очередь за правильностью своей речи, стараться заканчивать фразы и избегать невнятных формулировок.
Подготовка к школе: как сделать так, чтобы ребёнок умел учиться
Формирование грамматического строя речи
К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи.
Малыша необходимо научить:
- правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;
- правильно употреблять предлоги, согласовывать их с существительными;
- образовывать однокоренные слова (окно — оконце — окошечко); образовывать новые слова из двух слов (пар — ходить — пароход), существительные с суф-фиксами (масло — масленка), глаголы с приставками (ехать — приехать), сравнительную и превосходную степень прилагательных (веселый — веселее — еще веселее);
- правильно пользоваться несклоняемыми существительными (кино, пальто и т. д.);
- составлять простые и сложные предложения;
- использовать в речи сложные предложения разных видов.
Сравнение чисел
Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.
Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.
Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет. Например, пять меньше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.
К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (
Геометрия
Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга — на прямоугольник, дорожный знак — на треугольник и т. п.
Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.
Малыш должен понимать, что геометрические тела — это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.
Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.
Решение задач
Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».
Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.
К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.
Состав числа
Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 — это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 10 состоит из 10 единиц.
Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребенок должен назвать число 3.
Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 100 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т.д.
Решение примеров
Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.
Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия — «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.
Логические задачи
Развитие логического мышления — одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.
Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие — при помощи логических размышлений.
Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.
Невротическим состояниям – особое внимание
Речевые проблемы могут быть следствием каких-то невротических расстройств. Надо внимательно следить за ребёнком: отражается ли его эмоциональное состояние (радости, гнева, страха) на речевом процессе.
Бывает, что ребёнок, перевозбудившись, пытается сказать что-то, а у него не получается. Он снова и снова начинает произносить фразу и сбивается. В такие моменты его надо остановить, попросить несколько раз глубоко вздохнуть, успокоиться и чётко произнести фразу, которую он собирался сказать.
Если эти моменты упустить, может развиться заикание, которое придётся впоследствии лечить. Если же у малыша постоянно возникают трудности «на нервной почве», то прежде чем идти к логопеду, стоит обратиться к неврологу.
Считаете ли вы, что введение обязательного второго иностранного языка с 5 класса положительно отразится на качестве знаний школьников?