Конспект занятия в старшей логопедической группеТема: Звук [У]


Цель: уточнить произношение звука «и»,учить его интонировать, закрепить акустико-артикуляционную характеристику, выделять из состава слова, определять место в слове. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, мн.ч. сущ. Познакомить с символом звука «и», развивать внимание, память, мелкую, артикуляционную, общую ассоциативное мышление.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Назови гласный звук в слове» Мак, бак, сад, дуб, сок, дам, сам, жук, тук, рак, стул, стол, сом, лось, шар…

Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

– Улыбка — Трубочка — Окошко — Чередование «Улыбка»-«Трубочка»- «Окошко»

2. Знакомство со звуком «И»

Ира с Игорем играли, Все игрушки разбросали. – Какой звук вы слышали чаще всего? — С этим звуком мы сегодня познакомимся поближе. Выставляется сюжетная картинка «Ослик». Родственник лошадки — ослик, Носит длинный, тонкий хвостик, А ещё — большие ушки, Украшение макушки. Песенку всегда поет: и-и-и Спойте песенку ослика. Улыбнемся широко, Песню мы споем легко, Голосок звучит игриво, «И» выводит он красиво. Губки, зубки не мешают, Песню «И» не нарушают. Видите, как долго мы тянули этот звук, значит этот звук гласный. Логопед знакомит детей с фотографией (символом Ткаченко звука «и»). — Почему фотография звука «и» « прямоугольник»?

3. Игра «Что говорит Игорь?» (считывание по беззвучной артикуляции звукосочетаний «ау», «уа», оуи, ио…)

4. Работа над интонационной выразительностью речи. Игра «Тихо-громко» Звук «И» имеет голос, умеет петь. Произнести звук с постепенным ослаблением голоса на плавном выдохе.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Будь внимательным» -Выделение звука [и] из ряда гласных: о, а, и, у, о, и, э, о, и… -Выделение звука [и] из ряда слогов: их, ам, ук, по, ни, фо,.. -Выделение звука [и] из состава слова: колготки, юбка, кофта, куртки, ива, бинт

6.Определение места звука в словах: кит, ива, петухи

7. Физминутка «Индюк» Ходит по двору индюк. Словно перьевой сундук. Он шагает не спеша С боку на бок, чуть дыша. Важно крыльями трясёт, Индюшат к себе зовёт. А они гуськом бегут От отца не отстают.

8. Игра «Один-много» (обратить внимание на позицию звука «И») Утюг, сапог, паук, чулок, замок, комок, носок

9.Игра «Чьи уши» (заячьи, медвежьи, волчьи, беличьи)

10.Игра «Найди пару» на развитие ассоциативного мышления. (иголка, нитка, книги, лист, гвозди, клещи, брюки, пиджак, руки, перчатки, елки, шишки). Составь предложение и выложи его схему с каждой парой картинок.

11. Пальчиковая гимнастика Покажи из пальцев раннее изученные буквы.

12. Письмо

Итог занятия

Автор: Ванифатьева Виктория Викторовна, учитель-логопед, КДОУ «Сказка», г. Першотравенск, Днепропетровская обл. Украина

Статья размещена в авторской редакции

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста » Звук и буква У»

Конспект занятия с методическими рекомендациями.

«Звук и буква У. В гости к Умке.

Составила учитель-логопед

Садырина Оксана Леонидовна

1.Обоснование актуальности разработки.

В последнее время значительно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении, которых можно выделить в особую группу «дети с задержкой психического развития(ЗПР)». По статистическим данным среди дошкольников число таких детей составляет 25%, а среди младших школьников – 50%.

Как правило, дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем основным психическим параметрам:

  • знания и представления об окружающем мире;
  • уровень развития мыслительных операций, действий и навыков;
  • познавательная активность;
  • регуляция поведения.

Характерным для детей с ЗПР является отсутствие грубых нарушений звукопроизношения и грамматического строя речи, которые бы препятствовали их общению с окружающими, однако у большинства речь отличается вялостью артикуляции, интонационной невыразительностью. Смазанность речи усиливается при многократном произнесении сложных по слоговой структуре слов. Это связано с недостаточностью моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижностью органов речи.

С эмоциональной и интеллектуальной недостаточностью связано своеобразие словарного запаса и понимания речи у детей ЗПР. Именно это вызывает ограниченность, неточность и ошибочность представлений детей об окружающем мире.

Становится очевидным, что без специальной коррекционно-развивающей работы изучение дошкольниками с ЗПР практических всех разделов орфографии и грамматики русского языка затруднено.

Таким образом, с учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с ЗПР, возникает необходимость в разработке технологий комплексного коррекционно-развивающего сопровождения образовательного процесса.

2. Обоснование новизны учебно-методической разработки, определение авторского вклада в работу.

В конспекте коррекционно-развивающей деятельности (КРД) при объяснении и закреплении изучаемого материала основной акцент сделан на использование различных игровых приемов

, что вызывает живой интерес, позволяет активизировать познавательную активность детей с ЗПР и способствует более быстрому и прочному запоминанию ими изучаемого материала.

Игровые приемы с привлечением сказочных героев, помогают детям лучше узнать русские народные сказки, художественные произведения отечественных авторов, т.к. занятиям предшествует чтение соответствующих рассказов и сказок или просмотр мультипликационных фильмов. Это в свою очередь дает образец правильной речи, способствует воспитанию доброты, отзывчивости, чувства любви к Родине, включению в общую систему нравственных ценностей русского народа и формированию активной гражданской позиции.

3.Теоретическое и методическое обоснование разработки.

Данная методическая разработка составлена на основании закона РФ «Об образовании»,с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В ней определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства.

Конспект коррекционно-развивающей деятельности, представлен в методической разработке, составлен с учетом методических рекомендаций С.Г.Шевченко ( Подготовка к школе детей с ЗПР.-книга 1,2.- М.:Школьная Пресса, 2004г., комплекта методических пособий И.А.Морозовой, М.А.Пушкаревой по работе с детьми с ЗПР. – М.:Мозаика-Синтез, 2009г.).

В данной методической разработке предлагается коррекционно-развивающая деятельность по развитию речевого(фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте у детей 5-7 лет с ЗПР.

Предложенный конспект КРД базируются на основных принципах дидактики:

  • Принцип развития.
  • Принцип системного подхода.
  • Принцип комплексности.
  • Принцип деятельностного подхода.
  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
  • Принцип систематичности и концентричности.
  • Принцип ориентировочной функции знаний.
  • Принцип максимального использования.
  • Принцип последовательного перехода.
  • Важное место занимают такие дидактические принципы, как: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методическая разработка предназначены учителям-дефектологам, воспитателям групп компенсирующей направленности, родителям при работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала в процессе подготовки к школе, а также могут быть использованы логопедами при устранении общего недоразвития речи у детей.

3. Цели и задачи.

Цели

методической разработки:

  • создать условия для повышения уровня психического развития ребенка с ЗПР(интеллектуального, эмоционального, социального) в коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевого(фонематического) восприятия при подготовке к школьному обучению, выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннее гармоничное развитие;
  • предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных задержанным психическим развитием старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
  • осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В коррекционно-развивающей деятельности (КРД) по развитию речевого(фонематического)восприятия и подготовке к обучению грамоте решаются следующие коррекционные задачи

:

  • уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире;
  • развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
  • формирование у детей направленности на звуковую сторону речи, развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произношению;
  • совершенствование чувственного(сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных;
  • формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

4. Ожидаемые результаты:

а) в старшей группе —

  • дети научатся различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением;
  • научатся обозначать гласные звуки буквами;
  • получат знания о двух основных группах звуков – гласных и согласных;
  • научатся различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности их звучания и артикуляции;
  • научатся выделять слово из предложения.

б) в подготовительной группе-

  • дети научатся проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
  • научатся списывать с печатного текста слов, написание которых не расходится с произношением;
  • научатся читать по слогам небольшие предложения и связные тексты, состоящие из слов несложных по слоговой структуре;
  • научатся слушать сказки, стихи, рассказы;
  • отвечать на вопросы по тексту, пересказывать услышанное по вопросам или иллюстрациям.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ПОДГРУППОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА « ЗВУК И БУКВА У. В ГОСТИ К УМКЕ»
Алгоритм разработки логопедического занятия Анализ логопедического занятия
  1. 1. По тематическому планированию, составленному на основе Программы коррекционно-логопедической работы, определяем тему и место

    логопедического занятия в разделе, курсе. Уточняем количество занятий по теме.

  • «Формирование представлений о звуке «У»

    В данной группе –первое( из двух ) занятие на эту тему. В зависимости от контингента выделяется от 1 до 3 занятий.

2. Определяем цели

занятия с учётом тематики, недостатков речевого и психического развития контингента логопедической группы, требований классической логопедии как науки:

  1. Коррекционно-образовательные

    – учить выделять на слух и различать в чужой и собственной речи звук «у» определять место в слове.Познакомить с буквой «У», учить печатать букву, узнавать среди других букв.
    Коррекционно-воспитательные
    – прививать интерес к логопедическим занятиям, воспитывать умение вести себя в учебной и внеучебной ситуации, использовать вежливые слова при приветствии, прощании и поздравлении.

  2. Коррекционно-развивающие

    – восполняя пробелы в развитии фонематического восприятия., обогащать словарь,развивать устную речь. Реализация коррекционно-развивающих целей предполагает включения в занятие заданий с опорой на несколько анализаторов,
    специальных коррекционно-развивающих упражнений
    для высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, логического мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.

3. Определяем тип

занятия по дидактическим целям.

Классический подход:

  1. сообщение новых знаний (первоначальное изучение материала),
  2. формирование и закрепление знаний и умений (практическое занятие),
  3. обобщение и систематизация знаний (повторительно-обобщающее занятие),
  4. проверка и оценка знаний, умений и навыков (контрольно-проверочное занятие)
  5. комбинированное занятие.
В нашем случае логопедическое занятие объединяет в себе: сообщение новых знаний (первоначальное изучение материала), формирование и закрепление знаний и умений (практическое занятие), обобщение и систематизацию знаний (повторительно-обобщающее занятие), таким образом, это – занятие комбинированного типа.
4.Дидактическая структура коррекционного занятия, как и урока, включает в себя дидактические задачи.
  1. Мотивация и стимулирование деятельности детей, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.
5.
Дидактические методы
подбираются , исходя из целей и задач занятия, комбинируются таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей и, тем самым, реализовывался охранительный режим обучения.
В нашем занятии представлены все виды дидактических методов По Лернеру И. Я. это:

1)Информационно-рецептивный.

2)Репродуктивный.

3)Проблемный: а)проблемное изложение; б)эвристический; в)исследовательский.

Обеспечена смена разных видов деятельности: слушание, говорение, размышление, (программированное задание), игры, физические упражнения и пр.

Вид занятия — смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

6. А

нализируем
учебные возможности и предшествующие достижения детей группы,
для которых проектируется занятие.

Дети владеют
  • Регулятивными:
  1. могут определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;
  2. недостаточное развитие самоконтроля;
  3. сопоставлять свои действия с эталоном (образцом) могут с помощью логопеда;
  • познавательными:

1) определять наличие или отсутствие указанных учителем или логопедом звуков в слове в чужой и собственной речи; ;

2) делить слова на слоги

3) сравнивать предметы, явления, слова, находить сходство затрудняется большинство детей находить отличия могут, но выразить словами – не всегда;

4) с трудом овладевают учебными понятиями, терминами и недостаточно способны к запоминанию преимущественно словесного материала;

5) имеют значительные трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе);

  • коммуникативными:

1) оформлять свои мысли в устной форме могут далеко не все, особенную сложность вызывает ответ полным предложением с использованием слов вопроса логопеда

2) не всегда умеют слушать и слышать ответы других;

3) в диалоге занимают позицию ведомого, т. к. большинство недостаточно активны и многие затрудняются в постановке и формулировке вопросов;

4) недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности наблюдается у всего контингента группы;

  • личностными:
  1. умеют радоваться своим успехам, но редко — успехам сверстникам.
  2. положительно относятся к коррекционным занятиям, но недостаточно понимают их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  3. высказывать своё отношение к предмету, явлению затрудняется большинство детей группы, отстаивать свою точку зрения словами также; только по инициативе логопеда;
  4. положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  5. ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;
  6. к творчеству имеют стремление многие, но выразить себя в нём не хватает умений.
7.

Составляем
план
занятия с позиции системно-деятельностного подхода, придерживаясь выбранного типа занятия по структуре и учитывая необходимые элементы содержания учебного материала. Рассчитываем время на каждый этап.

Орг. момент.

Введение в тему.

Актуализация опорных ЗУН и представлений детей дошкольного возраста.

Постановка проблемы.

Изучение нового.

Закрепление.

Итог.

8.
Дидактический материал
подбираем в соответствии с требованиями программы , на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Шевченко.
Осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход,

обеспечиваем на занятии
разноуровневые, индивидуальные и дополнительные задания
, соответствующие индивидуальным особенностям отдельных детей.

9.

Исходя из состава группы по структуре дефекта большинства учащихся
отбираем необходимый материал
и наполняем им составленный план занятия.

Выделение повторяющихся звуков из текста.

Произнесение звука «У» перед зеркалом. Характеристика их с опорой на зрение, слух, тактильные и кинетические ощущения.

Обозначение буквой «У»..

10.

Коррекционно-воспитательные цели могут быть ориентированы, в первую очередь, на
воспитание мотивации к учению
, а для этого стоит продумывать форму занятия таким образом, чтобы занятия были занимательны, интересны, разнообразны. Это способствует воспитанию ближней и перспективной мотивации.

Занятие составлено в форме игры-путешествия сказочного героя медвежонка Умки. Дети становятся не наблюдателями, а активными помощниками героя. Такая форма организации не только реализовывает деятельностный подход, но и способствует воспитанию сопереживания, взаимопомощи, коллективизма; воспитывает навыки общения в учебной и внеучебной ситуациях. Кроме того, воспитывается способность к самоконтролю и регуляции своего поведения в процессе занятий и в социуме.
11.

Подбираем и анализируем
лексико-грамматический материал
по теме. Лексическая работа на логопедических занятиях

  • Уточнение имеющегося у детей словарного запаса.
  • Обогащение словаря новыми словами и значениями имеющихся в употреблении слов.
  • Активизация новых слов на занятиях в игровой и учебной деятельности.
  • Формирование лексической системности и семантических полей.
Основные учебные термины и понятия:

звук (речевой — неречевой, гласный – согласный.

12.

Главной задачей логопеда является
комплексная работа
над всей речевой системой ребёнка.

Уточняем задачи отдельных этапов занятия.

1) психологической базой речи, развивающей
  • навыки конструктивной деятельности,
  • логическое мышление,
  • зрительный гнозис (узнавание и различение предметов, их свойств и качеств),
  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • способность к переключению,
  • сопоставление и сравнение,
  • анализ,
  • синтез,
  • обобщение;

2)импрессивной речью

(развитием восприятия и понимания речи) —

  • коррекция слухового восприятия на основе упражнений в сравнении понимания сложных инструкций,

3)экспрессивной речью

(развитием навыков общения)

  • развиваем и закрепляем навык диалогической речи,
  • уточняем, обогащаем и активизируем словарный запас,
  • восполняем пробелы звукопроизношения,
  • совершенствуем слоговую структуру многосложных слов,
  • отрабатываем процессы словообразования,
  • коррегируем грамматическое оформление речи,
  • обращаем особое внимание на интонационное оформление фразы и другие средства выразительности.

Реализация коррекционно-развивающих целей предполагает включения в занятие заданий с опорой на несколько анализаторов, специальных коррекционно-развивающих упражнений

для высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, логического мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.

13.

Встраиваем» в общий план различные оздоровительные мероприятия, применяя
здоровьесберегающие технологии
.

Гимнастика речевого аппарата – артикуляционная.

Дыхательная гимнастика.

Физминутка.

14.

Дополняем конспект
специфическими логопедическими упражнениями
или элементами, способствующими формированию и коррекции речи и ВПФ. Отказываемся от излишеств.

Используем традиционные

(коррекция произношения, пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика, психотерапия т. д.)
виды коррекции.
Нетрадиционные виды необязательны.

15.

Планируем предполагаемые результаты коррекционной работы.

  1. Коррекционно-образовательные

  • Дети голосом выделяют звук «У» в словах.
  • Знают понятие «гласный звук». Опознавательные признаки гласного звука.
  • Знают букву «У», печатают букву У, узнавать среди других букв.
  1. Коррекционно-воспитательные

    – с интересом участвуют во всех этапах занятия, пытаются вести себя в соответствии с учебной и внеучебной ситуацией, соблюдают дисциплину и принятые правила поведения, выполняя все виды работы; используют вежливые слова при приветствии, прощании и поздравлении.

  2. Коррекционно-развивающие

    – выполняя подобранные задания, становятся успешнее, заполняя пробелы в развитии фонематического восприятия составе, лексики, устной речи. Становятся активнее, внимательнее, лучше запоминают материал, эмоциональнее.

16.

Продумываем форму рефлексии.

Коррекция самооценки:
  • Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.
  • Устранять навыки не критичности, неустойчивой и пониженной самооценки.
  • Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.
  • Воспитывать умение анализировать свою деятельность, связывать с образцом.
  • Формировать адекватный уровень притязаний.
  • Воспитывать позитивное отношение к критике, коррегировать отрицательные реакции на замечания (обидчивость, драчливость).
17.
Составляем предполагаемый диалог.
Планируем связующие звенья и смысловые переходы от этапа к этапу. Продумываем различные формулировки вопросов, чтобы исключить шаблонное мышление и получить нужный ответ в развёрнутой форме.
Здесь на первое место выступает профессионализм учителя в овладении им методами обучения:
  • чёткость и завершённость инструкций к заданиям,
  • логичность рассуждений,
  • грамотное владение учебным материалом,
  • умение реагировать на высказывания учащихся, активизировать деятельность каждого ученика.
18.

В сети интернет и в оборудовании кабинета подбираем необходимый
наглядно-демонстрационный и раздаточный дидактический материал
(возможно, изготавливаем что-то к конкретному занятию или группе занятий по теме). Он должен стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развлекательного) фона. Любая картинка, таблица, схема должны решать определённую дидактическую задачу. Логопед должен знать, для чего он использует на этом этапе занятия тот или иной материал.

Для учащихся с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью больше всего подходит наглядность схематического плана, например:
  • рисунки, которые поэтапно воссоздают объект или предмет,
  • схемы, последовательно рисующиеся на глазах учеников,
  • составление букв, цифр из элементов,
  • лица людей или пиктограммы, изображающие эмоции и др.
  1. Корректируем время этапов занятия

    с учётом внесённых изменений и темпа работы группы.

Оставляем возможность исключить из плана 1 задание при недостатке времени или включить в занятие дополнительное задание при избытке.
  1. Вносим дополнительный элемент творчества (оформляем подробный конспект

    ).

Занятие приобретает нестандартную или игровую форму. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Тема: Звук и буква У. В гости к Умке.

Задачи:

  • Учить детей голосом выделять звук «У» в словах.
  • Закрепить понятие «гласный звук». Опознавательные признаки гласного звука.
  • Познакомить с буквой « У», учить печатать букву У, узнавать среди других букв.
  • Развивать неречевые психические функции( внимание, память, зрительное и слуховое восприятие).
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога, правильно выполнять инструкцию.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с изображениями буквы У, карточки с буквой У, рисунок медвежонка Умки, мультфильм Умка, снежинки с изображениями букв.

Этапы Деятельность дефектолога Деятельность детей
1 этап

Цель: организация деятельности детей, развитие неречевых психических функций(внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия)

Дефектолог демонстрирует на интерактивной доске фрагмент мультфильма «Умка» 1-2 минуты и задает вопросы:

-Ребята, скажите из какого мультфильма эти кадры?

-Умка, приглашает нас в гости, а вы знаете, где живут белые медведи?

Показывает картинку с изображением Умки.( см Приложение 3)

Дети смотрят фрагмент мультфильма и отвечают на вопросы.

-Умка.

-На Северном полюсе.

2 этап

Цель: знакомство со звуком «У», развитие слухового восприятия, закрепление понятия «гласный звук»

Звучит музыкальное сопровождение (вьюга)

-Мы с вами оказались на Северном полюсе. Здесь очень холодно, дует сильный ветер, завывает. Как голосом мы можем показать вьюгу?

Дается характеристика звука « У», уточняется артикуляция(положение губ, языка, прохождение воздуха).

Слушают музыку

У-у-у

Наблюдают за правильно артикуляцией звука У, произносят его хором и индивидуально.

3 этап

Цель: развитие правильного речевого дыхания

гимнастика « Погреем ручки».

-Как холодно на Северном полюсе, давайте согреем наши ручки, подуем на них. Выполняют соответствующие движения с дыханием.
4 этап

Цель: выделение звука « У» на фоне звуков, развитие слухового внимания.

Игра «Топни-хлопни».

Дефектолог объясняет.

— На Северном полюсе очень холодно, чтобы не замерзнуть мы с вами поиграем в игру « Топни-хлопни». Если вы услышите звук «У», хлопните в ладоши, если нет топайте.

(а ,у ,м, п , у , ы , у, в ,т, у).

Дети слушают.
5 этап

Цель: выделение звука «У» из слов.

Игра « Поймай рыбку».

-Ребята, на Севере белые медведи ловят рыбу , (показ фрагмента из мультика).

Умка хочет с вами поиграть. Вы должны с помощью удочки, поймать рыбку, посмотреть . какая картинка нарисована, и определить есть в слове звук « У» или нет.

Дети слушают и смотрят.

Ловят рыбок и определяют наличие звука У в названиях картинок.

6 этап

Цель: знакомство с буквой «У», развитие операций зрительного анализа и синтеза, зрительно-двигательной координации, тактильных ощущений.

Физ. Минутка « Мишка».

Дефектолог демонстрирует букву «У».

-Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

-Ребята, давайте научим Умку, печать букву «У», его имя начинается с этой буквы.

Дети внимательно рассматривают.

Заучивают стихотворение.

Дети на подносах с манкой, пальчиком рисуют букву «У».

7 этап.

Цель: развивать общую и мелкую моторику.

Физ. Минутка « Мишка».

Дефектолог читает текст и выполняет движения вместе с детьми.

Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись

И животик свой потри

Раз, два, три – раз, два, три!

Дети выполняют упражнения в соответствие со словами и образцом.
8 этап

Цель: узнавание буквы « У» среди других букв, развитие внимательности.

Игра « Найди снежинки»

Дефектолог объясняет задание.

— На севере много снега , посмотрите сколько здесь снежинок. На обратной стороне снежинок написаны буквы, найдите снежинки с буквой « У».А мы посмотрим с Умкой, кто самый внимательный.

Дефектолог отмечает самых внимательных.

Дети внимательно слушают и выполняют задание.
9 этап

Цель: обобщение материала, изученного на занятии.

-Дети, нам пора возвращаться в детский сад, Умка приготовил нам подарки, это картинка с буквой «У»,которую нужно раскрасить. А также картинка с Умкой Дети получают карточки с изображением буквы У, которое нужно раскрасить.

Картинка с Умкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]