Методическая разработка «Коррекция произношения звука К при замене К на Т»


Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.

Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ (

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.

Дислалия бывает простая

(дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и
сложная
(Нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).

Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.

Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш, ж, ч, щ,

свистящие —
с,сь, з, ц,
соноры —
р,рь,л,ль
. Реже нарушаются звуки
к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш,

то произношение звуков
ж,ч,щ
также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.

До трех лет ставить хромающие звуки рано , но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи. Логопедический массаж можно и нужно применять у детей с 2 месяцев, а логопедическую гимнастику — с двух лет.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ

— расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:

•· Согласные звуки произносятся смягченно: «лямпа» вместо «лампа», «миська» вместо «мишка», «зюбы» вместо «зубы»;

•· Шипящие фонемы заменятся свистящими: «лоська» вместо «ложка», «сяпка» вместо «шапка», «сётка» вместо «щётка»;

•· Совсем не произносят звук «р» или заменяют его звуками «л, ль, в, й»: «лыба» вместо «рыба», «лёза» вместо «роза», «кавман» вместо «карман», «йак» вместо «рак»;

•· Звук «л» чаще всего отсутствует ( ампа

, вместо
лампа
), смягчается или заменяется на «й»: «люк» вместо «лук», «йампа» вместо «лампа»;

•· Звуки «к,г,х» или отсутствуют или заменяются на «т» и «д» «п»: «дуси» вместо «гуси», «тоска» вместо «кошка», «тлеб, плеб» вместо «хлеб».

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Такой вид нарушений бывает при просовывании кончика языка между зубами — в большинстве случаев получается нечистое С и З

(пришептывание — этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Такое произношение , когда кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом ( котса, кодза

, вместо
коса и коза
).

ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж ( шанки,
жямок).
БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.

При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух — слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы

вместо
суп, зубы
)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.

Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

НОСОВЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.

Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

СМЯГЧЕНИЕ ТВЕДЫХ ЗВУКОВ С И З

Такой вид нарушений возникает при нормальном положении передней части языка, а средняя часть его недостаточно опущена — получаются смягченные СЬ и PM ( сянки, зямок).

Это нарушение часто бывает у детей с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: Ц — С, Ц — Т, Ц — Ч, С — Т,

С — Ф, З — Д, З — В,

НАРУШЕНИЯПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков

Губно-зубной, Межзубный, Призубный, Боковой, Шипящий, Носовой (см. нарушение произношения свистящих звуков)

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж; Ж — З, Д, Ш; Щ-СЬ, Ш, Т; Ч — Щ, ТЬ, С

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ (ЛАМБДАЦИЗМ)

ГУБНО-ГУБНОЙ ЛАМБДАЦИЗМ

Звук произноситься с участием губ, которые вытягиваются вперед, получается подобие краткого У

. Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. (
уампа
вместо
лампа
).

ГУБНО-ЗУБНОЙ ЛАМБДАЦИЗМ

Произношение звука Л

, напоминающее звук
В
. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости. (
вампа
вместо
лампа
)

МЕЖЗУБНОЕ ПРОИЗНОЖЕНИЕ

При этом виде ламбдацизма кончик языка находиться между зубами.

СМЯГЧЁНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

Звук Л произноситься недостаточно твердо, что-то среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук Л произноситься с более приподнятой средней частью языка и несколько ниже нормы опушенной задней частью языка.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ (ЗАМЕНЫ ЗВУКА Л).

Звук Л

чаще всего заменяется звуками
У, Д, В, Н, ЛЬ, З, Р.
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ ( РОТОЦИЗМ)

В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука Р

(до 28). Основными видами искажений считаются следующие:

ГУБНО-ГУБНОЙ РОТОЦИЗМ («КУЧЕРСКОЕ» ПРОИЗНОШЕНИЕ)

Произношение, при котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру

ОДНОУДАРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик ударяется лишь один раз об бугорки за верхними резцами.

БОКОВОЙ РОТОЦИЗМ

При этом виде нарушения различаются двусторонний и односторонний ротацизм.

ПРИ ОДНОСТОРОНННЕМ произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротоцизм)

При ДВУСТОРОННЕМ боковом ротоцизме вибрируют боковые края языка.

ВЕЛЯРНЫЙ РОТОЦИЗМ

При этом нарушении велярное Р

образуется вибрацией мягкого нёба.

У ВУЛЯРНЫЙ РОТОЦИЗМ

При таком нарушении Р

, образуется за счет вибрации маленького язычка. Звук
Р
при таком нарушении, почти не отличается от нормального (грассирующий Р)

НОСОВОЙ РОТОЦИЗМ

Носовой ротоцизм возникает тогда, когда воздушная струя при произнесении звука Р

проходит через нос, а не через рот. Звук
Р
получается с гнусавым, носовым оттенком

ГЛУХОЕ Р

Такой звук Р произноситься без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют)

ПАРАРОТАЦИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКОВ Р,Рь)

Звук Р чаще всего заменяется следующими звуками: Л, ЛЬ, Й,Д, Г,В.

Нарушения произношения звука Р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. Это следует учитывать при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й (ЙОТАЦИЗМ)

Нарушения произношения звука Й наблюдаются очень редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука («олка» «Ама»

вместо
ёлка и яма
), либо в замене его звуком ЛЬ
(«лелька», «ляма»).
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

К, КЬ (КАППАЦИЗМ), Г (Г АММАЦИЗМ), Х (ХИТИЗМ)

Нарушения произношения данных звуков встречаются относительно редко (1,5% всех случаев нарушений произношений) и проявляются в следующим образом:

ОТСУТСВИЕМ ЗВУКОВ

Звуки К и Г полностью отсутствуют («от» вместо «Кот», «алка» вместо «галка»), иногда при опущенном языке вместо К и Г слышится едва уловимое щелканье голосовых связок.

ЗАМЕНА ЗВУКОВ

Звуки К,Г

,
Х
заменяются звуками
Т
и
Д («таша»
— вместо «каша»,
«долова»
вместо «голова»), Звук
Х
заменяется на
П
(чаше при физиологической дислалии)
«плеб»
вместо
«хлеб»
ЗАМЕНА Г и К

Г

и
К
могут заменяться придыхательным южнорусским заднеязычным звуком, при произнесении звуков
Г, К
спинка языка не смыкается с нёбом.

ЗАМЕНА ВНУТРИ ГРУППЫ

Замены звуков Г на К, К на Х («хот» вместо «кот» )

ДЕФЕКТЫ ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ

Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха (Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка), недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е дефект звонкости.

ОГЛУШЕНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Согласные Б, В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа, шелесо, и.т.д.)

Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При озвончении согласных звуки П,Т,К,С,Ш, Ф произносятся с участием голосовых связок и звучат, как Б,Д,Ж,З,В.

Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков

СМЕШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При этом недостатке ребенок хотя и может правильно произносить в отдельности

согласные звуки, но в речи часто их смешивает: пулка, добор. В основе этого дефекта лежит главным образом плохое (у тугоухих детей) или недостаточно четкое (мало дифференцированное) восприятие сходных звуков речи, иногда же и плохое слуховое Внимание. Нередко причина лежит в плохом осмыслении тонких акустических различий сходных звуков по артикуляционному укладу.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней части спинки языка.

ДЕФЕКТЫ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ согласных могут охватывать многие пары звуков и могут проявляться в трех вариантах. Эти дефекты могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц), повышенного тонуса спинки языка.

ЗАМЕНА ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМИ

При таком нарушении звукопроизношении средняя часть спинки языка слишком приподнята — получается смягченность звука (сянки — санки, дёмик-домик).

ЗАМЕНА МЯГКИХ ЗВУКОВ ТВЕРДЫМИ

Замена мягких звуков твердыми (дада- дядя, лублу — люблю)происходит потому, что средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к небу, иногда из-за плохого фонематического слуха, иногда же из-за тугоухости.

СМЕШЕНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ ЗВУКОВ

Этот дефект чаще встречается у детей с нарушением слуховой дифференциации звуков и у тугоухих детей.

Артикуляционная гимнастика для звука т

Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.

Еще по теме:

  • Артикуляционная гимнастика для звука Ш
  • Упражнения для звуков “С, Ц, З”

Постановка звука Т

  • Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
  • Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
  • Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
  • Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
  • Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

Постановка звука Ть

  • Проговорить с ребенком Та-Та.
  • Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
  • Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
  • Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.

Логопедические упражнения

Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.

  • “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
  • “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
  • “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
  • “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.

  • “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.

Как научить ребенка говорить букву «К»?

Если принято решение заниматься с малышом дома, то родителям следует освоить методики постановки звука «к», сделать подборку специальных логопедических игр и упражнений, которые помогут научить его выговаривать эту букву.

Перед проведением занятий, обучающих малыша правильному литературному произношению (орфоэпии), следует выполнить несколько общих логопедических упражнений для разминки речевого аппарата. Самыми эффективными являются:

  1. «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении 5 секунд.
  2. «Улыбка». Малыша следует попросить улыбнуться как можно шире, но не показывать зубы при этом.
  3. «Змейка». Ребенка нужно попросить высовывать и засовывать язык от 5 до 7 раз между плотно сжатыми губами.
  4. «Заборчик». Сын или дочь должны улыбаться, показывая нижние и верхние зубы.
  5. «Чистим зубки». Ребенок открывает рот как можно шире и проводит языком по внутренней стороне верхних зубов, затем нижних, сначала слева направо, а потом наоборот.

Артикуляционная гимнастика проводится в течение 10 минут. С ее помощью можно подготовить разговорные мышцы лица к выполнению игр и упражнений, направленных на освоение звука «к».

Методы постановки звука «к»

Звук «к» относится к группе заднеязычных. Чтобы его произнести, необходим высокий подъем в области корня языка. Дети часто пропускают эти звуки или заменяют более легко произносимыми переднеязычными. Если исключить патологии, в связи с которыми малыш не может выговаривать букву «к», то можно говорить о том, что детский язычок ленится работать в полную силу.

При неумении говорить букву «к» ребенок заменяет ее буквой «т» («тофта» вместо «кофта», «тапитан» вместо «капитан», «Татя» вместо «Катя» и т. п.). В некоторых ситуациях родителям достаточно пару раз четко произнести звук, чтобы ребенок видел их мимику и смог повторить. Но не все дети сразу схватывают правильное произношение.

Одной из методик, обучающей проговариванию буквы «к», является механический прием. Родитель предлагает сыну или дочери произнести несколько раз слоги «та-та-та». Пока он это делает, мама или папа прижимают кончик языка вниз и отодвигают слегка назад. Выполнять манипуляцию можно с помощью пальца или черенком чайной ложки.

Язык отодвигается, прижимается к небу, постепенно принимает положение, необходимое для четкого произношения звука «к». Прием достаточно повторить несколько раз, потом малыш начинает выговаривать букву без посторонней помощи.

Закрепление звука «к» в речи ребенка

После того как малыш научится самостоятельно выговаривать букву «к», родителям следует каждый день проговаривать вместе с ним как можно больше слов, в которых она используется. Для этой цели также подойдут скороговорки («У киски мягкие лапки», «Купили кукушонку капюшон», «Карлик Карл кувыркался на ковре», «Клава клала лук на полку» и др.), пословицы или стихотворения.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву «к», следует выполнять с ним следующие упражнения:

  1. «Катание с горки». Ребенка учат удерживать язык в положении горки. Затем ему в руку на ладонь кладут шарик из ваты. Далее малыш должен удерживать корень языка немного приподнятым, опустив при этом его кончик. После выполнения вышеописанных действий ребенок должен выдохнуть воздух, сдув с ладони шарик. При выполнении этого упражнения должен прозвучать звук «к». Не у всех детей получается произнести его с первого раза.
  2. «Язык-борец». Кто-нибудь из родителей и сын или дочь садятся перед зеркалом. Ребенку следует рассказать, что его язычок превращается в борца, которому предстоит сражаться с недругом (указательным пальцем мамы или папы). Малыш начинает улыбаться с открытым ртом как можно шире, а взрослый в это время упирается пальцем в кончик его языка, отодвигая его немного назад. Ребенок при этом старается вытолкнуть палец изо рта. Затем родительский палец перемещается на переднюю стенку языка, слегка нажимая на нее. В конце концов, язык малыша займет позицию «горки», необходимую для правильного произношения звука «к». Далее ребенок сможет ставить язык в правильное положение без борьбы с пальцем взрослого. При выполнении этого упражнения родителям следует быть предельно осторожными, чтобы не поцарапать рот малыша ногтями или не вызвать у него рвотный рефлекс. Руки должны быть чисто вымытыми.

5 рекомендаций родителям

Проведение речевых занятий дает результаты, но помимо них, родителям следует играть с малышом в игры, способствующие развитию мелкой моторики.

Зачем нужно развивать мелкую моторику и какая от этого польза — расскажет эта статья.

Мама или папа могут перебирать с ним крупы или макароны, учить ребенка нанизывать бусины на нитку либо леску, лепить фигурки из пластилина или соленого теста.

  1. Также логопеды и дефектологи рекомендуют родителям:
  2. Просить малыша повторить звук, если произнести его получилось удачно.
  3. Когда ребенок научился говорить букву, то ее произношение закрепляют проговариванием фраз, слогов и слов с ней.
  4. Мама или папа могут предложить ребенку вспомнить самостоятельно слова со звуком «к», назвать картинки из книги, где он присутствует.
  5. Ребенка нельзя принуждать к занятиям, если он не хочет этого или плохо себя чувствует.
  6. Если от занятий дома нет никакого результата, ребенка показывают логопеду или дефектологу.

Постановка звука т при замене на к

  1. Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
  2. Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
  • Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
  • Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.

Дидактический материал своими руками для детского сада

Идеи для мам и малюток

Добрый день!

Малышу 1 год и 11 мес. Болтать начал рано, месяцев в 10 сказал мама, потом папа и т.д. Сейчас говорит много, много слов и складывает простые предложения из 2-3-4 слов.

Но пока не всегда понятно, что он говорит. Понятное дело, что еще может быть рано, что он не произносит Р, часто может пропускать первую букву, не говорит шипящие, но больше всего меня волнует, что он сразу начал заменять звук К на Т. Причем К он может сказать в слоге «КИ». Например, прошу «скажи киви», он говорит. А все остальные слова заменяет на Т. Для примера он говорит примерно так: лягушка — «идута», машина — «маина», картошка — «татота», зеленый — «иений», пришел — «пией». Некоторые слова получаются хорошо, например, печенье — петенье, мама, папа, деда, баба, Ваня и т.д. хорошо говорит. Упал, пол, Люблю маму и т.д.

Большое спасибо заранее!

Отвечает логопед Надежда Ерофеева

Добрый вечер!

Безусловно, такие звуки как Р, шипящие для вашего возраста произносить еще рано. А звук К появляется одним из первых. Но то, что ваш малыш произносит его мягкий вариант — Кь, это очень хорошо. В детской речи появляются первыми мягкие звуки. Поэтому паниковать не стоит. Попробуйте предложить ребенку повторить за вами (в процессе игры) такие слова: кит, киска, Кира, кино. Если у него получится, то попробуйте усложнить задачу. Просите повторить слова со слогом КИ в середине, например: выкинь, накидка. При произнесении делайте акцент на этом слоге. Если таким образом дело пойдет, то звук К сам постепенно появится. Его можно поставить механическим способом, но это довольно трудно и лучше в этом случае обратиться к логопеду. А так как вам еще и 2-х лет нет, то о логопеде и речи быть не может.

Еще очень вам рекомендую заняться артикуляционной гимнастикой. Это не навредит, а наоборот разовьет подвижность языка и губ. Упражнения можно найти в интернете, либо в книжном магазине. Здесь главное привлечь внимание ребенка и вызвать у него интерес. Поэтому постарайтесь найти красочные картинки, стихи для каждого упражнения. Главное не переусердствуйте: начинать нужно с малого, не более 3-4 упражнений за один раз. Гимнастика займет у вас максимум 10 минут, а пользы от нее много. И еще, делать ее необходимо регулярно, по чуть-чуть, но каждый день. Тогда толк определенно будет.

Так как ваш малыш заменяет звук К на Т, то необходимо поработать и над фонематическим слухом. Да и вообще это лишним не будет. Здесь работа будет идти постепенно. Сначала развиваем восприятие неречевых звуков. Эта игра очень нравится детям — «Что звучало?» Возьмите 3 разных звучащих предмета (если есть музыкальные инструменты — колокольчик, маракас — будет замечательно), либо замените сподручными. Покажите ребенку, что как звучит, а потом спрячьте за какую-нибудь ширму и позвучите. Эту игру постепенно можно усложнять, добавлять новые предметы, предметы со схожим звучанием. Когда игра будет проходить легко, переходим к следующему этапу. Предлагаем ребенку поймать звук — хлопнуть в ладоши. Начинаем с гласных звуков: со звука А. Произносите ребенку такой ряд звуков: А, Р, А, Ш, О, А, У, М, А, И. Позже, когда ребенок будет легко справляться, предлагаем другие звуки. После гласных можно взять звук Ш — «поймай змейку», Р — «поймай моторчик», а потом уже наш звук К. Когда малыш научится его выделять из ряда звуков, предлагаем слоги с этим звуком, простые слова. Затем учимся различать звуки К-Т. Например, предлагаем ребенку игру: «Если услышишь такой звук — К, хлопни, а если Т- топни». Сначала называйте слоги, а затем слова с этими звуками.

Вот такую работу вам предстоит сделать. Пробуйте. Будут возникать вопросы, пишите, с удовольствием отвечу!

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

  • Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
  • Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
  • Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
  • Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
  • Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
  • Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]