Цели и задачи логоритмики
Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В логопедии речевая и двигательная формы развития считаются взаимосвязанными. Движения, производимые в определенном ритме, легко запоминаются. На их основе легко строить речевой ритм. Двигаясь и одновременно в таком же темпе произнося фразы, ребенок учится четко и красиво говорить.
Цель логоритмики – предотвращение и коррекция речевых дефектов, физическое и психоэмоциональное развитие.
Задачи:
- коррекция нарушений речи;
- улучшение дыхания;
- усовершенствование артикуляции, фонематического слуха;
- улучшение координации движений;
- расширение индивидуального словаря;
- формирование интереса к музыке как к культурному явлению;
- развитие памяти, концентрации внимания, умения ориентироваться в пространстве;
- совершенствование чувства ритма;
- расширение представлений об окружающем мире;
- стимуляция речевой активности.
Какое занятие выбрать, зависит от имеющейся у ребенка проблемы. Если это заикание, преобладающими должны быть упражнения на ритм и дыхание. А если дошкольник затрудняется воспроизводить определенные звуки, то обязательными становятся артикуляционные занятия.
Специфика
Вкратце стоит остановиться на том, что представляет собой логоритмика. Это узкоспециализированный комплекс упражнений терапевтического характера, включающий в себя элементы нейрогимнастики. Речь – это сложный процесс, который предполагает участие нескольких важных составляющих: нервной системы, дыхания, органов восприятия и ротовой полости. Если же хотя бы один из этих элементов дает сбой, то у всего механизма возникают проблемы.
Добиться гармоничной работы всех органов, ответственных за речь, можно логоритмическими занятиями. Эта методика, опирающаяся на связь музыки, движений и слов, включает коммуникативные и музыкально-двигательные игры, пальчиковые движения и др. Результатом таких занятий становится:
- тренировка двигательной памяти, слухового восприятия и внимания;
- улучшение физического состояния ребенка;
- нормализация мышечного тонуса;
- совершенствование мелкой и общей моторики;
- развитие артикуляции и фонематического восприятия;
- выработка координированных с речью движений;
- развитие просодических и мелодико-интонационных элементов, а также воображения и творческой фантазии.
Логоритмические занятия лучше всего начинать в 2,5–3 года, когда малыш уже способен самостоятельно выполнять движения и петь, хотя при желании можно применять эту методику и раньше. Особенно эффективна логоритмика при таких проблемах, как заикание или предрасположенность к нему, задержка речевого развития, дизартрия, сложности в произнесении тех или иных звуков. Кроме того, она помогает при слишком медленной, быстрой или прерывистой речи, нарушениях моторики и координации движений.
Многие родители обучаются основам логоритмики для самостоятельных занятий со своими детьми. Но для профессиональной деятельности необходимо иметь соответствующее образование. Сложность состоит в том, что отдельных программ переподготовки по профилю «Логоритмика» нет, поскольку она является составной частью более широкого направления – «Логопедия». Поэтому сначала необходимо получить диплом о профпереподготовке по логопедии, разобравшись с основами этой науки, а затем дополнительно расширить свои познания по логоритмическим аспектам на курсах повышения квалификации, семинарах или мастер-классах.
Что входит в логоритмику
Занятия по логоритмике в дошкольном учреждении включают:
- разные виды двигательной активности – шаг, приседания, прыжки, танцы, хлопанья в ладоши, размахивания руками – такие упражнения обычно применяют как разминку;
- методы коррекции речи;
- артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения;
- пение, зачитывание стихов, произнесение скороговорок;
- пальчиковую гимнастику;
- игры для развития концентрации внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти;
- упражнения для совершенствования мимики, укрепления лицевой и челюстной мускулатуры;
- расслабляющие упражнения, которыми обычно завершаются занятия.
Дистанционное обучение
Современный тренд в дополнительном образовании – использование электронного обучения и дистанционных технологий. Этот формат гораздо дешевле и удобнее, особенно для жителей отдаленных районов. За короткое время «дистанционка» прошла путь от снисходительных улыбок до всеобщего признания. Сейчас этот метод применяют многие вузы и учебные центры:
- Центр креативной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) реализует курс профпереподготовки «Инновационные технологии раннего развития детей дошкольного возраста с основами логопедии и логоритмики» объемом 540 академических часов, которые можно пройти за 15 недель (по просьбе участника срок продлевается до 30 недель). Обучение организовано в дистанционном формате, заниматься можно индивидуально и в группах. После каждой дисциплины слушатели сдают зачет или экзамен. Выпускник получает квалификацию воспитателя детей дошкольного возраста. Стоимость курса – 19000 рублей, при групповом обучении предоставляются скидки.
- Уральский институт повышения квалификации и переподготовки (Пермь) предлагает широкий выбор дистанционных программ переподготовки для педагогов самых разных направлений. В частности, здесь есть курс «Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушением речи» трудоемкостью 620 часов, соответствующий требованиям ФГОС и профстандарта. Материал можно освоить за 24 недели (5,5 месяцев) при поддержке закрепленных за слушателями сотрудников. Участники получат глубокие знания в вопросах педагогики, психологии и логопедии, необходимые для успешной работы с детьми. В качестве бонуса слушатели получают на 3 месяца доступ к библиотеке, содержащей свыше 4 тысяч вебинаров на актуальные темы. Стоимость курса составляет 12495 рублей.
- Научно-исследовательский институт управления народным хозяйством (Тюмень). Здесь есть несколько вариантов получения желаемых навыков для занятий логоритмикой с детьми. Например, можно сначала пройти курс переподготовки «Воспитание и обучение в детском саду» или «Учитель-логопед» объемом от 260 до 1040 академических часов за 6000–8000 рублей. После получения диплома с соответствующей квалификацией записаться на 144-часовой (18-дневный) курс повышения квалификации «Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» всего за 3000 рублей. Все обучение проводится в режиме онлайн через персональный кабинет на сайте, а подтверждающие документы отправляют участникам почтовой связью.
- Астраханский государственный университет дает своим слушателям возможность выбора наиболее подходящего формата обучения. Курс переподготовки «Логопедия» на базе департамента непрерывного образования можно освоить в дистанционном или очно-заочном формате. Трудоемкость программы 532 академических часов, а длительность обучения 10 месяцев. Занятия ведут преподаватели АГУ и специалисты коррекционных учреждений Астрахани. Расписание можно формировать с учетом пожеланий участников. Слушателям дают все необходимые знания о современных логопедических технологиях обучения и коррекции нарушений речи, учат эффективно планировать образовательный процесс и готовить детей с проблемами речи к школе.
- Образовательный портал «Инфоурок» (Смоленск) занимается переподготовкой учителей-логопедов по программам трудоемкостью 300 и 600 академических часов, в зависимости от уровня начальной подготовки слушателей. Участники работают по индивидуальным планам, поэтому длительность учебы может варьироваться от 2 до 12 месяцев. Стоимость обучения одна из самых низких на рынке (1470 и 1870 рублей соответственно), оплатить можно в рассрочку. Все занятия проводят исключительно в дистанционном формате, освоение каждого предмета нужно подтвердить сдачей теста, а всего курса – итогового экзамена.
Специалисты по логоритмике работают чаще всего в специальных коррекционных учреждениях и детских садах. В частных организациях эта методика поставлена на профессиональную основу, а специалистам помогают дефектологи и психологи. Наиболее эффективна работа в малых группах, когда педагог может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Также широко применяют индивидуальные занятия для детей, которые стесняются и не могут в полной мере раскрыться в коллективе. Опытный мастер логоритмики может в полной мере реализовать свой потенциал и неплохо заработать.
Правила проведения занятий по логоритмике
Логоритмика подразумевает привлекательную для ребенка игровую форму. Чтобы повысить интерес дошкольника к занятиям, используйте игрушки, иллюстрации, литературные произведения, музыкальные инструменты, аудиозаписи, необычные предметы, марионетки и пальчиковые куклы.
При заикании ребенок должен заниматься через день. Со здоровым дошкольником достаточно работать дважды в неделю.
Темп упражнений при каждом очередном занятии должен постепенно возрастать по мере успешности их выполнения ребенком. Музыкальное сопровождение должно соответствовать темпу двигательной активности и эмоциональной наполненности действий.
Не показывайте ребенку, что вы им недовольны. Разочаровавшись в себе, в следующий раз он может отказаться от выполнения упражнений.
Логоритмика для детей 3 лет
3-летний возраст – период активного развития речи. Поэтому упражнения логоритмики для детей должны стимулировать речевую активность, улучшать мыслительные способности, развивать артикуляцию. Про физическую активность тоже забывать нельзя, подвижные игры обязательны.
Далеко или близко
Объясните детям, что далеко находящиеся объекты издают тихие звуки, а близкие – громкие. Предложите воспроизвести голоса животных. Например, собака лает далеко – дети произносят тихо «гав-гав», собака лает близко – дети говорят громко «ГАВ-ГАВ». Аналогично для кошки, овцы, коровы, петуха, кукушки, лягушки и других животных.
Моя семья
Зачитывайте стишок, а воспитанники должны после каждой строчки сгибать палец руки:
- «этот палец – дедушка» – малыши сгибают большой палец;
- «этот палец – бабушка» – указательный;
- «этот палец – папочка» – средний;
- «этот палец – мамочка» – безымянный;
- «а этот палец – я» – мизинец;
- «вот моя семья» – дети выставляют вперед получившийся кулак.
Веселый животик
Игра по логоритмике предназначена для улучшения дыхания диафрагмой. Дошкольник ложится на спину, расслабляется, кладет на живот любимую игрушку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть, чтобы живот поднялся, а вместе с ним игрушка. Затем выдохнуть, чтобы живот с игрушкой опустился. Пусть повторит действие несколько раз.
Скажи по порядку
Игра по логоритмике развивает речевое дыхание. Ребенок должен вдохнуть, затем на выдохе пересчитать объекты на картинке: один, два, три… Количество произнесенных на выдохе слов должно соответствовать возрасту воспитанника.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения в рамках логоритмики тонизируют мускулатуру языка, челюстей. Вот некоторые примеры:
- «Облизываюсь» – рот нешироко раскрыт, язык плавно движется по кругу по губам;
- «Зубки прячутся» – губы то крепко сжаты, то растягиваются в широкой улыбке;
- «Футболист» – язык движется внутри ротовой полости вправо-влево с давлением на слизистые стенки;
- «Сердитый язык» – кончик языка упирается в задние стенки верхней пары резцов.
Ходьба
Под музыкальное сопровождение малыши идут цепочкой, держа левой рукой шнурок. Сначала делают обычные шаги, музыка передает соответствующий ритм. Далее темп меняется, игроки проходят около 3 м приставным шагом, высоко поднимая ноги. На 3-ем этапе дети, продолжая двигаться один за другим, должны переступить через 5 кубиков и ступеньки положенной на пол лестницы.
Основные понятия
Дети с диагнозом «нарушение речи» нуждаются в проведении специальных тренировок, направленных на развитие мыслительных навыков и фантазии, артикуляционной и общей тонкой моторики, а также коммуникативных навыков вербального и невербального характера. Разработанные упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки.
Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста. Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка. Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности сочетания музыкальных мотивов, слов и движений.
Логоритмика помогает дошкольникам справиться с проблемами речевого развития. Что немаловажно, помимо совершенствования речи удается сформировать правильную осанку и укрепить мышцы. Также регистрируется повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития. В качестве конечной цели рассматривается решение ряда задач, затрагивающих сферы оздоровления, образования и коррекции.
Интенсивность процесса развития речи зависит от физической активности. Данное утверждение позволяет говорить о наличии тесной взаимосвязи между двумя на первый взгляд обособленными составляющими гармоничного развития малыша. В двигательных упражнениях речи присвоен статус подталкивающего к действию и контролирующего фактора. Основу логоритмики составляет стихотворная разновидность речи, в которой четко прослеживается определенный ритм. Специально разработанные упражнения учат дошкольников правильно дышать, знакомят на практике с многообразием темпов речи и развивают речевой слух.
Значительная часть родителей осознает важность раннего развития интеллекта малыша. Чаще всего взрослые стремятся усовершенствовать навыки чтения. Многие люди уверены в том, что востребованность методик раннего развития на протяжении последних лет свидетельствует в пользу их эффективности и полезности. Лишь тщательно приглядевшимся ученым удалось установить, что стремительное формирование навыков счета, письма и чтения затормаживает другие направления психомоторного развития, имеющие отношение к правому полушарию головного мозга. Наблюдаемые на данном этапе перекосы почти нереально исправить в будущем. Такая особенность подтверждает актуальность применения логоритмики как в пределах домашнего общения, так и в рамках детского сада. Для обучающихся по данной методике малышей характерно гармоничное и плавное развитие, показатели которого отвечают нормам возраста ребенка.
Логоритмика для детей 4 лет
Для 4-летнего ребенка первостепенную важность имеет физическое развитие, совершенствование двигательных навыков. Также важно учить дошкольников правильному общению, красивому произношению, четкому проговариванию звуков.
Делай, как животные
Предложите воспитанникам имитировать движения и звуки разных животных. Например, как ходит и рычит медведь – дети отвечают «р-р-р», при этом двигаются вразвалочку косолапыми шагами. Или, как летит и кричит гусь – игроки отвечают «га-га-га», при этом широко размахивают руками.
Иду-плыву-лечу
Услышав слово «земля», дети топают по полу. При слове «вода» они делают движения руками, словно плывут. А при слове «воздух» взмахивают руками, как птицы при полете.
Овощи
Показывайте воспитаннику иллюстрации овощей, при этом произносите их названия четко по слогам: по-ми-дор, ка-ба-чок, ре-дис, ку-ку-ру-за. Ребенок должен хлопать в ладоши после каждого услышанного слога.
Покорми птиц
Для игры по логоритмике нужно подготовить зерно, горох и небольшие камушки, а также 6 емкостей. Предложите воспитаннику покормить птиц, прилетевших к кормушке. Для этого он должен переложить зерно, горошины и камушки в другую тару. Сначала малыш делает это одной рукой, затем другой, потом двумя. Далее использует только пальцы: большой с указательным, затем со средним, с безымянным и, наконец, с мизинцем.
Поезд
Дошкольники имитируют вагоны поезда: становятся друг за другом, сгибают руки в локтевом суставе, прижимают к бокам, ладони сжимают в кулаки. Начинают двигаться под музыку в соответствующем ритме, топая ногами и одновременно совершая круговые движения руками. Темп музыки меняется, вслед за ним дети меняют скорость движений.
Автомобиль
Дети отвечают на вопросы, сопровождая ответы соответствующими действиями:
- как гудит автомобиль – «би-би-би» – дети давят кулаком о раскрытую ладонь другой руки;
- как шумит мотор – «ж-ж-ж» – делают круговые движения руками, словно управляют рулем;
- как мы быстро едем – «р-р-р» – громко и быстро стучат ногами о пол;
- как шины шуршат об асфальт – «ш-ш-ш» – дети трут ладони одну о другую;
- как вертятся колеса – «та-та-та» – делают круговые движения руками в одну сторону.
Логоритмические игры для детей с заиканием
В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:
В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:
Маша мыла мылом Милу.
Упражнение:
Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)
Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)
Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:
Рано утром ходят в гости —
Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)
Черепаха с толстой тростью
В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)
Всех созвал зверей бельчонок,
Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)
Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)
Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)
Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)
Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)
Чтобы в танце покружиться
Плавно по полу скользя. (кружатся)
(М. А. Мордвин)
От плавных движений рук к быстрым:
Наклоняют еле-еле
Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)
В небесах порхает птичка,
Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)
(М. А. Мордвин)
Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.
Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.
Логоритмика для детей 5 лет
В конспекте логоритмики для дошкольников средней группы должны быть активные игры, направленные на физическое развитие и оздоровление. Движения усложняются, дополняются другими разными действиями, нагрузка становится интенсивнее. Занятия должны развивать гибкость, способствовать сохранению здоровой осанки, а также улучшать творческие способности.
Передай другу
Игра по логоритмике развивает концентрацию внимания и скорость реакции. Игроки становятся попарно напротив друг друга. В руке одного – кегля, другого – кольцо от игрушечной пирамиды. Когда зазвучит музыка, начинается передача предметов: один игрок принимает у второго кеглю правой рукой, а кольцо отдает левой, и так по кругу.
Готовим капусту
Рассказывайте стишок, производя соответствующие сюжету действия, а ребенок должен их повторять:
- «мы капусту порубили» – малыш делает рубящие движения руками;
- «мы капусту посолили» – складывает пальцы, двигает ими, как будто сыпля соль;
- «мы капусту подавили» – делает руками давящие и разжимающие движения;
- «вкусную еду получили» – хлопает в ладоши.
Что зазвенело
Покажите воспитанникам 4 предмета: деревянные ложки, погремушку, стеклянный стакан, металлический колокольчик. Позвените предметами, спрячьте их. Повторно позвените ими из тайника. Дети должны догадаться, что звенит.
Зоопарк
Разделите игроков на 4 группы: зайцы, медведи, зебры, попугаи. Под музыкальное сопровождение дети движутся, имитируя животных: «зайцы» прыгают, «медведи» шагают вразвалку, «зебры» высоко поднимают ноги над полом, «попугаи» машут руками.
Гуси
Игра по логоритмике улучшает моторику. Задача воспитанников – воспроизведение действий птиц по стишку:
- «гуси прилетели» – дети машут руками, бегают на цыпочках;
- «на лужайке сели» – садятся на корточки;
- «походили» – игроки поднимаются, медленно ходят на цыпочках;
- «поклевали» – останавливаются, наклоняются вниз;
- «и быстро убежали» – игроки бегут к своим стульям, садятся на них.
ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Дорошенко Наталья Ивановна Хомяк Лариса Александровна учителя-логопеды Цурихина Зинаида Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» Алексеевского городского округа Белгородской области
С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей и дефицит общения с детьми, неблагополучие внутри семей, слабое физическое здоровье детей, плохая экология. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Для того, чтобы исправить имеющиеся нарушения речевой функции, необходимо взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Целью этого взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика.
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения сочетаются с произношением специального языкового материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических процессов.
Рекламное сообщение
Необходимо отметить значение музыки при проведении логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует центральную нервную систему, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Значимую роль в слове, движении, музыке, играет ритм. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день, ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия по логоритмике. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Задачи логоритмического воздействия: ⦁ Развитие слухового внимания. ⦁ Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха. ⦁ Развитие фонематического слуха. ⦁ Развитие пространственной организации движений. ⦁ Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики. ⦁ Формирование и развитие кинестетических ощущений. ⦁ Воспитание выразительности движений. ⦁ Воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другое. ⦁ Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации. ⦁ Развитие физиологического и фонационного дыхания. ⦁ Развитие певческого диапазона голоса. ⦁ Развитие чувства ритма. ⦁ Развитие умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями. ⦁ Формирование умения перевоплощаться.
Тесная связь логопеда и музыкального руководителя занимает особое место в системе коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность. Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы. При подготовке логоритмических занятий, следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений: ⦁ Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. ⦁ Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. ⦁ Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. ⦁ Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
На логоритмических занятиях используются: -упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, -выработка продолжительного речевого выдоха, -тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
6. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
7. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
8. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
9. Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляцию, дыхание.
10. Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
11. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства, способствуют углублению осознания сферы общения, обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
12. Подвижные игры, хороводы, танцы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. 1. Наглядно-зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения, подражание образам, использование зрительных ориентиров и наглядных пособий. 2. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря. 3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, музыкальные инструменты, короткие стихотворения. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы: ⦁ объяснение новых движений; ⦁ пояснение движения; ⦁ указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения; ⦁ разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры; ⦁ команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки; ⦁ образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ; ⦁ словесную инструкцию.
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи. В результате использования логоритмики, к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, фонетическое восприятие и связная речь. По результатам анкетирования родители наблюдают положительные результаты музыкальных, речевых и творческих способностей детей.
Список источников: ⦁ Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010. ⦁ Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001. ⦁ Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. ⦁ Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997. ⦁ Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006 ⦁ Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005. ⦁ Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. ⦁ Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998. ⦁ Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002. ⦁ Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007. ⦁ Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. ⦁ Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006. ⦁ Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
Для детей 6 лет
С 6-летнего возраста дошкольники уже готовятся к школе, упражнения по логоритмике усложняются. В этом возрасте важно развивать ритм, интонацию, четкость речи, умение выражать эмоции, расширять кругозор.
Живое-неживое
Произносите слова, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат название живого и маленького существа. Например: пчела, телефон, карандаш, комар, бегемот, жираф, муравей, кузнечик, мяч, птенец, кнопка, стрекоза, окно, лошадь, улитка.
Узнай животное
Игроки с помощью мимики и телодвижений должны изобразить заданных животных. Например, важного индюка, трусливого кролика, медлительную черепаху. А остальные должны догадаться, кого показывает товарищ.
Путешествие
Расскажите воспитанникам, что они сейчас отправятся путешествовать на разных видах транспорта. Сначала на машине – дети произносят протяжно звук «р-р-р». Затем на самолете – «у-у-у». Самолет снижается – дети произносят звук тише. Путешествие продолжается на поезде – «ту-ту-у-у-у». Поезд едет быстро – «чух-чух-чух». Приближаясь к станции, замедляет ход – дети произносят «чух-чух» медленнее. Поезд остановился, из-под колес пошел пар – «ш-ш-ш». Дальше путешествие продолжается на лошади – дети издают цокающий звук языком.
Узнай по мимике
Дети по очереди называют междометия, изображают мимикой соответствующую эмоцию. Остальные должны догадаться, о чем речь:
- Ах! – удивление;
- Ох! – боль;
- Ай! – испуг;
- Эх! – веселье;
- Эй! – недовольство;
- Ой! – растерянность.
Логоритмические игры для детей 4-5 лет
К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.
Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)
Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)
На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)
И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)
Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:
Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)
Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)
Кукла Маша уснула. (сопят носом)
Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:
— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)
У меня есть гребешок. (потрясти головой)
— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)
Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)
— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)
Хвост и грива золотая (потрясти головой)
Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.
Игра 1
Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.
Игра 2
Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.
Для детей 7 лет
В 7-летнем возрасте дошкольники могут выполнять сложные задания по логоритмике.
Какое это животное
Один игрок двигается под музыку, изображая телодвижениями, мимикой и звуками определенное животное. Когда музыка прерывается, замирает. Остальные должны догадаться, какое животное он изображал.
Связист
Производите ладонями по 3-4 хлопка в разном ритме наподобие азбуки Морзе. А воспитанник должен повторить их в том же ритме. Например: 3 быстрых, 1 медленный.
Зеркало
Для игры по музыкальной логоритмике подготовьте картинки людей в разных позах. Включите музыку, пусть дети танцуют. Как только мелодия прервется, игроки должны принять позу того человека, который изображен на демонстрируемом изображении.
Логоритмика Железновой для детей
Педагог Екатерина Железнова разработала уникальную программу логоритмики для дошкольников всех возрастных групп. Занятия подразумевают одновременное выполнение речевых, двигательных и музыкальных упражнений.
В программу включены:
- движения под музыку;
- пальчиковые игры;
- подражательные сказки;
- веселые упражнения;
- подвижные игры;
- гимнастика и аэробика;
- массажные игры;
- инсценировки;
- колыбельные.
Программы логоритмики Железновой для разных возрастных групп выпущены в виде дидактических пособий, записаны на аудио и видео, их можно найти в интернете.
Программы
В некоторых программах для логопедов определенная часть учебного плана выделяется для изучения логоритмических упражнений, однако нередко ее объема недостаточно для того, чтобы самостоятельно проводить занятия, особенно с учетом того, что работать необходимо с маленькими детьми. Вместе с тем, освоив самые разные подходы к организации логопедической помощи своим воспитанникам и получив все необходимые базовые познания, специалист сможет легко пополнить свой арсенал методик при помощи дополнительных занятий.
В процессе освоения учебных программ на переподготовке и повышении квалификации слушатель получает навык организации таких упражнений:
- пальчиковая гимнастика – песни и стихи, сопровождаемые движениями рук;
- музыкально-ритмические игры;
- фонопедические упражнения, чистоговорки;
- дыхательные упражнения и самомассаж;
- логопедическая гимнастика и артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов и укрепление их мышц;
- расширение активного словарного запаса малыша за счет словотворчества;
- коммуникативные игры и танцы для развития эмоциональной сферы, образного мышления и позитивного самоощущения;
- упражнения для развития моторики и мимики.
Специалисту необходимо учитывать, что логоритмика должна быть для ребенка веселым и увлекательным занятием. Педагог должен быть веселым, всегда в хорошем настроении, уметь правильно подобрать музыкальный материал, костюмы, игрушки. Учитывая тот факт, что логоритмика основывается на подражательстве, преподавателю необходимо владеть технологиями передачи необходимой информации в доступной и понятной форме. Для достижения максимального результата требуется постоянное сотрудничество с родителями воспитанников и терпение, поскольку результаты редко проявляются быстро.