Методическая разработка «Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д с использованием техники лепки буквы из пластилина на основе игровых методов»

В методической разработке «Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д с использованием техники лепки буквы из пластилина на основе игровых методов» освещается актуальность проблемы коррекции нарушений письма у младших школьников в рамках видения процесса письма как сложной формы речевой деятельности, рассматриваются научные, методологические и методические основания и актуальность авторской разработки.

Данная методическая разработка раскрывает этапы, методы работы, коррекционно-развивающие упражнения при оптической дисграфии на примере смешения написания букв «б д» с использованием техники лепки буквы из пластилина и элементов игры.

В заключении представлены ресурсы, сроки и ожидаемые результаты эффективной реализации методической разработки, критерии оценки достижения планируемых результатов.

Проблема изучения и коррекции дисграфии у детей в настоящее время является одной из важных задач логопедии. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, с увеличением числа учащихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения. Специфические расстройства письма влекут за собой нарушения в овладении орфографией, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии. Это определило тему методической разработки: «Коррекция оптической дисграфии с использованием техники лепки буквы из пластилина на примере дифференциации букв б-д».

Письмо как сложная форма речевой деятельности

Письмо представляет собой сложную, системную, произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Письмо обеспечивается согласованной деятельностью затылочной, теменной областей коры, височной области левого полушария мозга, являющихся корковыми отделами анализаторных систем, а также передних отделов коры головного мозга, связанных с организацией протекания движений во времени, с выработкой и сохранением двигательных навыков и с организацией сложных целенаправленных действий.

Для своевременного и полноценного формирования письма у детей необходим ряд предпосылок — сформированность (сохранность) устной речи, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, двигательной сферы — тонких движений пальцев и руки, саморегуляции и контроля собственной деятельности.

И устная, и письменная форма речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. На начальном этапе овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Проговаривание помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове.

Проблема овладения школьниками навыком письма является одной из актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Научные, методологические и методические основания авторской разработки

Дисграфия определяется как частичное специфическое нарушение письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

При оптической дисграфии наблюдется искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное пространственное соотношение буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов или наращивание элементов, замены и смешения графически сходных букв). В связи с этим в процессе логопедической работы осуществляется развитие зрительно-пространственных функций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.

Сенсомоторной основой психического развития ребенка являются те координации, которые возникают между глазом и рукой, между слухом и голосом. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением, что в достаточной степени можно проработать, используя технику лепки из пластилина.

Процесс развития определенной психической функции при коррекции оптической дисграфии, согласно принципу учета «зоны ближайшего развития» по Л. С. Выготскому, должен осуществляться с учетом того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны учителя – логопеда. Использование техники лепки буквы из пластилина дает ребенку возможность самостоятельного конструирования.

Для повышения эффективности коррекционного воздействия, особенно на начальных этапах работы, целесообразно придерживаться принципа максимальной опоры на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, а так же межанализаторное взаимодействие. Использование техники лепки из пластилина позволяет создать яркий образ буквы, стимулировать работу зрительного анализатора. Проводя пальцами ведущей руки по вылепленной букве, мы развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику рук. Одновременное проговаривание вслух и обведение контура пластилиновой буквы закрепляет связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.

Движение рукой с вылепленной буквой слева направо и сверху вниз с включенным зрительным контролем формирует зрительно – пространственную координацию. Совместная и поочередная работа рук, обводящих контур вылепленной буквы, способствует развитию межполушарных связей. Мягкая структура пластилина оказывает расслабляющий эффект, что создает позитивный фон для коррекционной работы.

Умение конструировать и реконструировать букву из пластилина, определять сходство и различие между графически сходными буквами развивает у детей мыслительные процессы, внимание и пространственные представления. В процессе логопедических занятий важно не только сформировать умственное действие, но и довести его до автоматизма.

Закрепить образ буквы нам помогает многократная лепка буквы из пластилина.

В процессе коррекции оптической дисграфии необходимо соблюдать принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций. В связи с этим на каждом логопедическом занятии необходимо усложнять речевой материал, используя звук, слог, слово, словосочетание, предложение и текст с данной буквой.

Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Когда дети лепят из пластилина, они опираются на «память руки». Зрительный контроль за движением почти отсутствует. Постепенно во время лепки происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет.

Учащиеся первых классов нередко смешивают написание букв б-д, затрудняясь в различии этих букв, сходных по форме и отличающихся только различным пространственным расположением элементов. По представлениям И. Н. Садовниковой и А. Н. Корнева смешения графически сходных букв происходят по их кинетическому сходству и объясняются нарушением динамической организации движений. Центральным звеном движения является координация, которая обеспечивает точность, соразмерность и плавность выполнения движения.

В процессе коррекции оптической дисграфии выделяются определенные этапы логопедической работы. Выделение этапов работы учитывает последовательность формирования функции в онтогенезе (онтогенетический принцип), поэтапность формирования умственных действий.

Дифференциация букв Л-М, Б-В

Занятие.

Тема: «Дифференциация букв Л — М»

Цели:

коррекционно-образовательные

:

  • формировать умение сравнивать и различать буквы Л-М

    по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  • формировать навыки слогового анализа и синтеза;
  • формировать навыки анализа слов-паронимов;

коррекционно-развивающие

:

  • развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис (узнавание);
  • развивать зрительно-слуховую и зрительно-двигательную память и самоконтроль;
  • формировать пространственное восприятие и пространственные представления;
  • развивать зрительно-моторные координации и пространственные ориентации,
  • развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.

воспитательные

:

  • воспитывать умение слушать себя и окружающих;
  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
  • развивать интерес к содержательной и смысловой сторонам речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.
  • Упражнение для рук «Лезгинка». Описание: упражнение выполняется сидя. Левая рука согнута в локте и находит­ся в вертикальном положении, пальцы сжаты в кулак, за исключением большого пальца, направленного влево (ку­лак повёрнут ладонью к себе). Правая рука согнута в локте и находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Собранные в ладонь пальцы касаются мизинца ку­лака левой руки. Положение рук чередуется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворе­ния с чётким ритмом.
  • Знакомство с гостями занятия.

Есть на свете кот один, он учёный господин.

Если грустно станет вдруг – вспомни, он хороший друг.

Для него не страшен труд. Знаешь, как его зовут?

-Это кот Леопольд и его приятели мыши.

Выделите первые буквы в словах мыши и Леопольд

.

  1. Основная часть.
  1. Сравнение букв Л и М по начертанию и произнесению. Конструирование и реконструирование букв занятия.

Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву Л, затем «превратите» их в букву М. Выложите из верёвочки рукописную букву Л, затем перестройте её в букву М. Для буквы Л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы М — два элемента. При произнесении звука Л язык прижимается к внутренней стороне верхних зубов, при произнесении звука М- смыкаются губы.

  1. Прочитать слова. Найти в них и записать слоги с буквами Л-М.

Дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох.

  1. Узнать слова по описанию.
  • Замёрзшая вода (3б)
  • Городской транспорт (5б)
  • Часть головы человека (3б)
  • Розыгрыш по билетам(7б)
  • Растение с красными цветками (3б)
  • Домашние животные, которых используют для перевозки людей или грузов (6б)
  • Сооружение в форме башни с сигнальными огнями, ориентир для судов(4б)

Слова для справок: лошади, метро, лотерея, лёд, мак, лоб, маяк.

  1. Напиши под цифрой-символом букву М и Л.
1 2 2 1 1 2 1 2 2
л м
  1. Записать слова в три столбика. Найти и подчеркнуть обобщающее слово.

Майя, Кирилл, Мария, Михаил, Людмила, Алиса, Галина, Владимир, Матвей, имена, Максим

  1. Вставить пропущенные буквы в слова, записать их.

-ипа, -арка, -ента, -етро, -ираж, -ев, -ягушка, -ороз, -атрос, -опата, и-я, пи-от, ба-ет, ро-ашка, васи-ёк, ар-ия, со-ат, -ас-о, -а-ыш, -и-он, -арша-, па-ь-а, -а-ина, -а-ютка, -о-ко, фа-и-ия, шко-а, -о-одец, -ебе-ь.

  1. Работа со словами — паронимами.

Мошка – ложка, мак- лак, мама – лама, миля – Лиля, молоть – ломоть.

  1. Подобрать и записать слова (слова должны начинаться на букву Л или М):
  1. противоположные по значению:

плюс -…, правда — …, война — …, сухой — …, глубокий — …, старый (человек) — …, говорил —

  1. близкие по значению:

черта — …, холод — …, колдун -…, умный — …, сильный — …, влажный — …, желал — …

  1. Вставить буквы Л-М в словосочетания:

-етний -есяц, -овкий -атрос, -окрая -иства, -ощный -отор, -юби-ая -ожка, -а-енький -яч, -иповый -ёд, -ебельный -агазин.

  1. Соединить линией начало и конец предложений.
Летит сладостями.
Лакомится на самолёте.
Мастерит пол.
Метёт кормушку.
Лежит о лете.
Лакает на матрасе.
Мечтает молоко.
  1. Соединить линией части пословиц.
Лучше меньше, мука будет.
Всё перемелется- да и та работает.
Молва без крыльев, да лучше.
Пчела мала, а летает.

Крупномоторное упражнение «Перекрёстные прыжки — 1». Описание: упражнение выполняется стоя. Исходное по­ложение: руки направлены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь — руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вме­сте — руки в стороны. Выполняется под счёт.

  1. Работа с текстом. Прочитать. Списать. Подчеркнуть буквы Л-М.

Ворона

У леса Миша увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик взял её домой. Дома он смастерил клетку. В клетку Миша поставил миску с водой и впустил ворону. Скоро ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по комнате. Так она прожила всю зиму. Весной Миша её выпустил на волю.

III. Итог занятия.

Занятие.

Тема: «Дифференциация букв Б — В»

Цели:

коррекционно-образовательные

:

  • формировать умение сравнивать и различать буквы Б-В

    по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  • формировать навыки слогового анализа и синтеза;
  • формировать навыки анализа слов-паронимов;

коррекционно-развивающие

:

  • развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис (узнавание);
  • развивать зрительно-слуховую и зрительно-двигательную память и самоконтроль;
  • формировать пространственное восприятие и пространственные представления;
  • развивать зрительно-моторные координации и пространственные ориентации,
  • развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.

воспитательные

:

  • воспитывать умение слушать себя и окружающих;
  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
  • развивать интерес к содержательной и смысловой сторонам речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Упражнение для рук «Лезгинка». Описание: упражнение выполняется сидя. Левая рука согнута в локте и находит­ся в вертикальном положении, пальцы сжаты в кулак, за исключением большого пальца, направленного влево (ку­лак повёрнут ладонью к себе). Правая рука согнута в локте и находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Собранные в ладонь пальцы касаются мизинца ку­лака левой руки. Положение рук чередуется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворе­ния с чётким ритмом.

  1. Основная часть.
  1. Сравнение букв Б и В по начертанию и произнесению. Конструирование и реконструирование букв.

Первая буква — строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый — овал, а второй хвостиком наверх. (Б- картинка белки) . При произнесении ориентир – губы.

Вторая буква — строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вверх. При произнесении – нижняя губа касается верхних зубов.

  1. Дописать недостающий элемент у букв Б и В.
о о о о о о о о о о
  1. Записать слова в три столбика, заполнить таблицу, найти обобщающие слова.

Выдра, одуванчик, вобла, камбала, буйвол, бархатцы, цветы, кабан, рыбы, гвоздика, верблюд, животные, гербера, вербена.

с буквой Б с буквой В с буквами Б, В
  1. Вставить в слова букву Б или В. Записать слова.

-ата, -еседа, -агаж, -осток, -окал, -осход, по-еда, за-трак, ме-ель, оду-анчик, о-ощи, жи-отные, оши-очный, -ер-а, -ер-люд, -ре-но, -ук-а, -ль-ар, лю-о-ь, -оро-ей, -о-ла, а-томо-иль, с-о-ода.

  1. Вставить в словосочетания буквы Б, В. Записать их.

-олнистые -олосы, -елый -ант, -есенний -ечер, -ыстрая -елка, -ыносли-ый -ол, -ольшое -людо, -ежли-ый -одитель, -лизкий -ерег, -зрослый -нук, -ерёзо-ая

-ереста, -ысокая -олна, -лестящие -усы.

  1. Придумать и написать слова:
  1. противоположные по значению:

утро -…, запад — …, закат — …, польза — …, низкий — …, бедный — …, далёкий — …, здоровый — …, садиться -…, назад — …

  1. близкие по значению:

колдун — …, ураган — …, свобода — …, свидание — …, радость — …, почтительный — …, пугался — …, защищался — …, рядом — …, скоро — ….

  1. Соединить линией начало и конец предложения. Записать предложения.
Беседовал ветрянкой.
Болел с товарищем.
Возвращался бороду.
Брил по берегу.
Бродил в воду.
Бросал из вагона.
Вышел с выставки.
  1. Соединить линией части пословиц. Прочитать пословицы.
Волков бояться- не кормят.
Соловья баснями в лес не ходить.
Всякое дело мастера боится, вода и будет.
Воду в ступе толочь — а от иного и мастер бегает.

Крупномоторное упражнение «Перекрёстные прыжки — 1». Описание: упражнение выполняется стоя. Исходное по­ложение: руки направлены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь — руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вме­сте — руки в стороны. Выполняется под счёт.

  1. Узнать слова по описанию.
  • Время года после зимы (5б)
  • Зимнее жилище медведя (7б)
  • Ростки семян, показавшиеся от земли (6б)
  • Боковой отросток, побег ствола дерева (5б)
  • Дерево с пушистыми белыми почками (5б)
  • Смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли (6б)
  • Хищный пушной зверь с острой мордой и длинной шерстью (6б)
  • Тот, кто приносит вести (7б)

Слова для справок на доске: ветка, барсук, весна, верба, всходы, берлога, воздух, вестник.

  1. Вписать в текст слова из предыдущего задания.

Весна

Весело в лесу. В __________ запахло ________ . Появились белые пушистые почки на ________. Они очень красивы и нежны. Просыпается медведь в ___________. Прилетел грач — ________ весны. Вышел из норы __________. У него шерсть жёсткая, длинная, блестящая. На полях зеленеют __________. Все рады приходу __________.

  1. Работа с текстом.

Грибы

Много грибов в лесу. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовики и подосиновики. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзы. А вот подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка.

III. Итог занятия.

Структура и содержание авторской разработки

Данная методическая разработка предлагает методы коррекции оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д и включают следующие этапы работы с использованием техники лепки буквы из пластилина:

  1. Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.
  2. Автоматизация смешиваемых на письме букв «б д».
  3. Дифференциация изолированных смешиваемых букв проводится с целью закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением в виде буквы.
  4. Анализ и синтез состава буквы в наглядно-действенном плане. В ходе данного этапа коррекционно – развивающей работы реализуются такие задачи как развитие оптико-пространственных представлений, совершенствование навыка конструирования и реконструирования буквы.
  5. Анализ и синтез состава букв отвлеченно проводится с целью формирования навыков целостного восприятия буквы.
  6. Анализ и синтез состава букв по представлению формирует навыки целостного восприятия буквы.
  7. Графический диктант служит промежуточным контрольным заданием с целью определения уровня усвоения материала.
  8. Дифференциация смешиваемых букв закрепляет навык написания букв на уровне слога, слова, предложения, текста. Заключительный этап включает проверку сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольных диагностических работ с целью определения уровня усвоения материала.

Для проведения эффективной коррекционной работы с учащимися при устранении оптической дисграфии нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок.

При смешении оптически сходных букв нарушение письма носит системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на развитие речевой системы в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

План-конспект группового логопедического занятия по теме «Дифференциация букв Б-Д»

Тема: «Дифференциация букв Б-Д»

Цели:

• учить детей различать зрительные образы букв Б – Д; • вспомнить правило написания имен собственных; • вспомнить правила обозначения границ предложения; • развивать зрительно-пространственную ориентировку; • развивать навык языкового анализа; • развивать мышление, память, внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед выставляет на доску две картинки и спрашивает детей, как они называются. (Дом и бант).

Детям предлагается записать эти слова в тетрадь и выделить первую букву. (В слове дом первая буква Д, в слове бант — Б) Логопед сообщает детям тему занятия: «Буквы Д – Б»

II. Основной этап

Логопед предлагает детям рассмотреть написание букв Б, Д и назвать схожие элементы. Затем, логопед просит назвать различия между этими буквами. (У Буквы Д «хвостик» смотрит вниз, а буквы Б «хвостик» смотрит наверх)

• Дифференциация «Б-Д» на буквенном уровне. Логопед объясняет детям, каким образом можно заменить символ нужной буквой. Звёздочка обозначает положение «хвостика» буквы. Таким образом, если звездочка вверху, то это буква Б, если внизу, то это буква Д.

(б, д, д, б, б, д, д, д, б, б, б.)

Работа выполняется устно, затем самостоятельно, каждым ребенком в тетради. После завершения работы, логопед называет получившиеся буквы, а ученики проверяют правильность выполненного задания.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слога. Логопед просит детей подумать и сказать, каким образом «замаскированы» буквы занятия в следующем задании. (Если стрелочка направленна вверх, значит это буква Б, если стрелочка смотрит вниз, значит это буква Д )

(Ди, бя, бю, бе, ду, де, би, бё, бе, ду, бя, до.)

Учащиеся по цепочке читают слоги и объясняют, почему вставили именно эту букву.

• Дифференциация «Б-Д» на уровне слова. Логопед просит детей списать слова, выбрав нужную букву Б или Д, пользуясь подсказкой. Если солнышко стоит над буквой, то следует писать букву Б, если солнышко спряталось под букву, стоит написать букву Д. Дети по цепочке выходят к доске и записывают по одному слова, остальные работают в тетради.

(Базар, дорога, бинт, доярка, билет.)

(Рубашка, радуга, сады, работа, командир, города.)

После выполнения задания, детям предлагается самостоятельно придумать слова с буквами Б – Д и зашифровать их подобным образом. Работа осуществляется у доски. Дети выходят по одному, пишут свое слово и просят других учащихся его отгадать.



• Дифференциация «Б-Д» на уровне предложения. Логопед раздает детям карточки с предложениями, где пропущены буквы Б и Д. Перед выполнением упражнения, логопед просит детей вспомнить правила написания предложений, в частности, с какой буквы начинается предложение (с большой), что ставится в конце предложения (точка, вопросительный или восклицательный знаки). Также, логопед напоминает, что все имен всегда пишутся с большой буквы.

Белка забралась на высокое дерево. Друзья собирают клубнику в саду.

Даша и Боря плывут на лодке.

Лида увидела в лесу дятла. Дима и Боря кормят голубей.

Боря погладил лошадь.

Даша собирает букет из ландышей.

Работа осуществляется каждым ребенком самостоятельно по индивидуальной карточке. После выполнения задания, дети меняются карточками и продолжают работу.

После выполнения задания всеми учащимися осуществляется проверка. Логопед просит прочитать детей по одному предложению, акцентируя внимания на вставленных ими буквах.

III. Итог занятия

Детям предлагается вспомнить имена с буквой Б и с буквой Д.

Автор материала: Медведева Оксана Владимировна

Также по теме:

План-конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация букв И-Ш»

Методы обучения

В коррекционном обучении с большой эффективностью применяются следующие методы:

1. Формирование и автоматизация образа буквы с помощью лепки буквы из пластилина. Ученик самостоятельно конструирует заданную буквы из пластилина после серии последовательных операций, включающих опору на кинестезии (ощупывание) и проговаривание.

2. Вербальный осознанный сравнительный анализ конструкции буквы. Ученик должен самостоятельно вылепить графически сходные буквы и по внешнему виду объяснить, в чем их сходство и в чем различие.

3. Реконструкция буквы. Ученик из одной слепленной буквы составляет другую букву, дополняя ее каждый раз недостающими для другой буквы элементами, лежащими перед ним и устраняя лишние элементы из данной буквы.

4. Письмо с опорой на моторный двигательный образ буквы. Большое значение уделяется письму отдельных букв и целых слов с опорой на моторный двигательный образ (обводка слепленных букв, письмо букв, слов в воздухе рукой, письмо с закрытыми глазами). Изготовление букв из пластилина, а впоследствии запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием. В качестве опоры для дифференциации букв «б д» используем различие особенностей артикуляции соответствующих звуков.

5. Письмо диктантов слов, начинающихся на ту или другую букву, помогает формировать оптический образ буквы через:

  • сохранный моторный образ буквы,
  • ее связь с определенными упроченными смысловыми связями,
  • с определенными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов.

6. При чтении текста ребенку предлагается находить и выделять отрабатываемые буквы: б – над буквой прилепить пластилиновую горошину, д – под буквой прилепить пластилиновую горошину.

Коррекционно – развивающие упражнения:

I. Знакомство с буквой «б».

Учитель – логопед: «Ребята, вы сегодня познакомитесь с буквой б. Только знакомство будет не обычное, а пластилиновое. Вы не просто узнаете букву б, а станете ее создателями».

  1. Показ предметных картинок со звуком [б].
  2. Выделение начального звука [б]. Уточнение артикуляции – звук согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (гуБы). «Когда мы произносим звук [б], работают гуБы».
  3. Возьмите кусочек пластилина и скатайте шарик.
  4. Из шарика скатайте колбаску средней длины и толщины.
  5. Из колбаски сформируйте букву б в той последовательности, как при письме буквы б: начинаем конструировать овал против часовой стрелки, который переходит в вытянутую вверх наклонную палочку с закруглением вправо.

II. Знакомство с буквой «д».

Учитель – логопед: «Сегодня мы знакомимся с буквой д. Только знакомство будет не обычное, а пластилиновое. Вы не просто узнаете букву д, а станете ее создателями».

  1. Показ предметных картинок со звуком [д].
  2. Выделение начального звука [д]. Уточнение артикуляции – звук согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десну (потолок) за верхними зубами (язычок в Домике). «Когда мы произносим звук [д], язычок в Домике».
  3. Возьмите кусочек пластилина и скатайте два шарика: один – поменьше, другой – побольше.
  4. Из шариков скатайте две колбаски.
  5. Из одной колбаски сформируйте овал, из другой – палочку с петелькой внизу.
  6. Соедините овал с палочкой, как при письме буквы д: от овала наклонная палочка идет вниз и закругляется в петельку.

III. Различаем буквы б – д.

1. Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: согласные, звонкие, взрывные. Разное: место преграды. Звук [б] – гуБы, звук [д] – язычок в Домике. 2. Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки. Соотнесение буквы д с очертаниями дятла, хвост которого направлен вниз. Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем «опоры»:

  1. Звук [б] – «барабанят» гуБы; буква б – хвост белки (вверх).
  2. Звук [д] – язык-дятел «долбит» в Домике; буква д – хвост дятла (вниз).

IV. «Сказка о буквах».

Хорошо запоминается то, что интересно. После того, как пластилиновые буквы готовы, можно поиграть в ассоциации, позвать Фею Букв и предложить детям стать волшебниками, превращая буквы в знакомые им предметы. Эта игра развивает фантазию и помогает лучше запомнить графический образ букв «б д», поскольку ребенок заинтересован, эмоционально включен в занятие.

Сказка про буквы «б» и «д».

Узнала однажды Фея Букв, что некоторые ученики путают буквы «б д», решила рассказать им одну историю.

Эта история произошла давным-давно. Вот послушайте.

Пошли как-то раз буквы погулять в лес. Сначала они собирали грибы и ягоды, а потом стали играть в прятки. Все согласные буквы спрятались, а гласные принялись их искать. Они быстро отыскали «г» под грибом, «м» — в малине, «к» — в кустах. Потом нашли и остальные согласные буквы. Только две буквы никак не могли отыскать «б д».

А в это время буквы «б д» сидели спокойно на дереве. Ходят буквы и не могут отыскать пропажу. А вы, ребята, видите буквы «б д»? (Демонстрация плаката с белкой и дятлом.)

Я открою вам секрет. Это Фея Букв помогла «б д» так хорошо спрятаться. Она коснулась своей волшебной палочкой и превратила букву «б» в белку, а букву «д» в дятла.

Как вы думаете, почему буква «б» превратилась именно в белку, а буква «д» в дятла?

Правильно, у буквы «б» хвост поднят вверх, как у белки, а у дятла хвост опущен вниз, как петелька у буквы «д». Кроме того, в слове белка первая буква «б», а в слове дятел первая буква «д».

Все дети, которым Фея Букв рассказывала эту историю, больше никогда не путали буквы «б д». Они вспоминали белку и дятла и не ошибались!

V. «Летающие буквы».

Упражнение развивает зрительное внимание, зрительно – моторную координацию.

Ученики по звуковому сигналу барабана начинают движение рукой слева направо и вверх наискосок, в которой держат планшет с вылепленной буквой б. По звуковому сигналу дудочки ученики начинают движение рукой слева направо и вниз наискосок, в которой держат планшет с вылепленной буквой д.

VI. «Мы – волшебники».

Инструкция: ребята, сейчас вы будете волшебниками. Сначала слепите из пластилина буквы «б д». Потом вставьте буквы в нарисованные предметы, которые напоминают вам о буквах «б д». Крибле, крабле, бумс! Начали.

  • б – бабушка
  • б – белка
  • б – бабочка
  • д – дятел
  • д – дедушка с палочкой внизу
  • д – дерево

VII. «Буквы оживают».

Инструкция: необходимо слепить восемь овалов; четыре палочки с петелькой, направленной вниз; четыре палочки, вытянутых вверх с закруглением вправо.

Ведущий читает слова, а ученики конструируют из пластилиновых элементов букву «б» или «д», ту, которая есть в слове ведущего.

Слова: бант, бочка, далеко, дыня, вода, труба, столбы, ягоды.

VIII. «Превращалки».

Ученики изготавливают из пластилина элементы букв «б д»: палочки с петелькой, направленной вниз и палочки, вытянутые вверх с закруглением вправо. Детям раздаются карточки с напечатанными овалами. Ученики слушают слова ведущего и превращают овалы в буквы «б» или «д».

Слова: дом, дым, быстро, бублик, брат, зубы, плоды, рыба, сады, собака, продукты, работа, города, рубашка.

При контрольном проговаривании слов ученики пальчиками обводят контур соответствующей буквы.

Дифференциация звуков и букв б-д в словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект подгруппового коррекционного занятия,

проведенного с группой № 2 подгруппой 1 (дисграфия)

Учитель-дефектолог Демянчик Марина Викторовна

Тема: Дифференциация звуков и букв б-д в словах, словосочетаниях, предложениях

Задачи

  • Формировать кинетические представления букв б-д путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • Формировать умения дифференцировать звуки и буквы б-д в словах, словосочетаниях, предложениях с опорой на кинетические и оптические представления
  • Развивать зрительно-пространственную ориентировку

Оборудование:

Демонстративный материал: картинки с изображением дятла и белки, картинки с образцами написания прописных букв б-д, две корзинки, предметные карточки, опорные карточки

Раздаточный материал: тетради, ручки, фломастеры, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Организационный момент « Подари улыбку»
  2. Основной этап

    Создание проблемной ситуации

  3. Артикуляционная характеристика звуков б-д
  4. Объявление темы занятия.
    Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
  5. Соотнесение звуков с буками б-д Игра «Корзинки»
  6. Игра «Волшебные краски»
  7. Дифференциация букв б — д в словах. Игра «Чей это хвостик?»
  8. Игра « Назови одним словом»
  9. Физминутка «Фиксики»
  10. Дифференциация б-д на уровне словосочетания. Игра «Собери пазлы»
  11. Дифференциация на уровне предложения «Закончи предложение»
  12. Дифференциация на уровне текста «Собери текст»
  • Заключительный этап
    1. Обобщение материала по теме
    2. Оценка и самооценка деятельности детей

    Ход занятия

    1. Организационный момент « Подари улыбку»

    — Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. И дарю вам свою улыбку. А теперь вы повернитесь друг к дружке и подарите улыбки. Мы спокойны и добры, мы привлекательны, мы ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

    1. Основной этап

    2. 1 Создание проблемной ситуации

    — Я предлагаю вам сегодня отправиться в маленькое путешествие — в осенний лес. И нас с вами встречают лесные жители. Давайте узнаем, кто же это! А вы хотите узнать кто это? Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:

    Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу. (Дятел)

    -Ребята, вы знаете кто это? Вывешивается картинки дятла

    В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)

    Вывешивается картинка белки;

    2.2. Артикуляционная характеристика звуков б-д

    — И так ребята, кто нас с вами встречает? Дятел и белка- правильно. Так правильно, Давайте с вами произнесем слово дятел. Какой первый звук в слове дятел. Звук дь, Как мы его с вами произносим твердо или мягко? (мягко). А давайте произнесем его твердо. На что похож этот звук? Так дятел бьет своим клювом по дереву.

    — А что происходит с нашим язычком, когда мы произносим звук д? Когда мы произносим звук д. Наш язычок бьется в наши бугорочки как дятел. А губки у нас при этом широко улыбаются.

    — А кто еще из лесных жителей нас сегодня встретил? Да, Белка. Давайте произнесем слова белка. Какой первый звук в этом слове? –бь .Мы его произносим как ? (мягко). А давайте произнесем его твердо. А что происходит с нашими губами когда мы произносим звук б ? Они сомкнуты, наша воздушная струя их разрывает. И мы произносим звук б

    2.3
    Объявление темы занятия.Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
    – Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и прописные буквы б

    и
    д.
    Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Посмотрите, у буквы б так же поднят хвост, как и белки

    Из каких элементов она состоит бука б? (Овал и крючок вверху)

    — Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? У буквы д хвост также направлен вниз, как и у дятла. Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)

    Вывод:

    запоминаем наши «опоры»: Звук [
    б]
    – «взрываются» гу
    б
    ы, буква
    б
    – хвост
    б
    елки (вверх);

    Звук [д]

    – язык упирается в
    бугорки
    ; буква
    д
    – хвост
    д
    ятла (вниз).

    Лесные жители, очень любят проверять своих гостей, какие они умные, смелые и сообразительные. И для этого дятел и белка приготовили для вас интересные игры и задание. И вот ребята наше первое задание.

    Но для того чтобы в ней одержать победу, давайте с вами вспомним где у нас правая сторона. Поднимите правую руку вверх, а теперь давайте вспомним, где у нас левая сторона, поднимите левую руку вверх. Хорошо я вижу, что вы различаете правую и левую сторону. А теперь давайте с вами поиграем в игру

    2.4.
    Соотнесение звуков с буками б-д Игра «Корзинки»
    — Ребята, на доске у нас висят картинки, давайте с вами их назовем. Учитель показывают указкой, а дети называют А теперь, пожалуйста, назовите какие картинки у нас висят в правом верхнем углу, какие картинки висят в левом нижем углу, какие картинки висят правом нижнем углу, какие картинки висят верхнем левом углу. Дети по очереди называют картинки . Учитель уточняет какие звуки есть в этих картинках и в какую корзинку их необходимо отложить к дятлу или к белке. (В какую корзинку к какому лесному жители мы положим картинку. Какой звук там есть?)

    — Ребята, какие вы все таки молодцы, справились с первым нашим заданием. И белка и дятел передали следующее задание

    2 .5 Игра «Волшебные краски»

    -Посмотрите на свои карточки с заданием, определите первый звук в названии картинок и его напишете. Но писать мы с вами будем не в тетрадях и не ручками. А писать мы с вами будем волшебными красками в воздухе.

    — Сколько раз вы записали букву б? А сколько раз букву д?

    -Ребята, а встретилось ли такое слово в котором есть и буква б и д? назовите его пожалуйста.

    — А в слове бутерброд мы слышим звук д или звук т? А на письме будем писать букву д или т? А как мы можем проверить? С этим заданием мы тоже справились.

    2. 6 Дифференциация букв б — д в словах. Игра «Чей это хвостик?»

    — Ребята, белка с дятлом решили поиграть с вами в игру «Чей хвостик» сейчас я раздам вам карточки. В этих карточках вам необходимо при помощи фломастеров вам нужно дописать «хвостики» буквам б-д и прочитайте слова

    2.7 Игра « Назови одним словом»

    — А вот и очередное задание от наших лесных друзей. Ребята, у каждого из вас на карточках написаны слова, вам необходимо подобрать к ним обобщающие слова. Дети по очереди читают и называют обобщающие слова, указывая какая буква есть в обобщающем слове

    Ботинки, босоножки, кеды — ….

    Чашка, блюдце, чайник — …

    Колбаса, хлеб, шоколад -…

    Табуретка, диван, комод -…

    Береза, дуб, рябина -…

    — А теперь вместе с нашими лесными жителями мы с вами немного отдохнем 2.8.Физминутка «Фиксики»

    — Вот ребята мы с вами и отдохнули и можем приступать к следующему заданию

    2.9. Дифференциация б-д на уровне словосочетания. Игра «Собери пазлы»

    К словам из правого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Но для этого у вас, ребята, есть небольшая подсказка от дятла и белки, каждую пару слов можно найти не только по смыслу, но еще и по узору. Один ребенок выполняет задание на доске.

    Бумажная тетрадь
    Больной дедушка
    Доброжелательная бабушка
    Деревянная лодка
    Дождливая погода
    Младшая дочь

    2.10. Дифференциация на уровне предложения

    — Ребята, на ваших карточках написаны предложения, которые вам необходима закончить словами в которых есть буквы б-д. Но и здесь белка и дятел подготовили для вас подсказки — это картинки на доске.

    Закончи предложения: допиши слова с буквами
    б-д
    Ребята набрали в лесу много …________________.

    В магазин привезли карандаши и … ____________.

    Боря сделал игрушки из цветной … _____________.

    Берта нашла под дубом … _____________.

    У Бори красивая …_____________.

    2.11. Дифференциация на уровне текста «Собери текст»

    — А теперь наше последнее задание от белки и дятла. Сейчас, каждому из вас я раздам конверт, высыпав его содержимое, вы увидите там пазлы. Вам необходимо их сложить, чтобы получился текст. А что бы вам было легче складывать, лесные жители дали вам подсказку, каждая деталь кроме узора еще скрепляется и по цвету.

    Когда дети собрали пазл, при помощи фломастера вставляют буквы б-д и зачитывают текст.

    III. Заключительный этап

    1. Обобщение материала по теме

    – Ребята, с кем мы сегодня отправились в путешествовали? Понравилось ли вам путишествие? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными, а какие задания были легкие, а какие сложные ?

    b.Оценка и самооценка деятельности детей

    А вам понравилось, как вы выполняли задания. Если вы считаете? Что хорошо выполняли задания, то прикрепите к нашему осеннему дереву зеленый листик. А если вы считаете, что вы не уверены в правильность выполнения своих заданий, то прикрепите зеленый листик.

    — Ребята, вы хорошо работали сегодня на занятии. Нашим лесным гостям очень понравилось. Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах и не забывайте про хвостики.

    Использованные источники:

    Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

    Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]