Урок на тему: Дифференциация звуков Ч-Ш
Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш
Тема: Дифференциация Ч-Ш (занятие 1)
3-4 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;
2. Соотносить их с буквами Ч, Ш; 3. Развивать слуховое и речевое внимание; 4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.
2. Основная часть.
1. Знакомство с темой.
Послушай слова и назови согласный в начале слова. Слова: Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба. Обратите внимание на разницу в их произношении: При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается. Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается. Напоминаем: Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.
2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.
• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.
• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.
• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?
• Подчеркни букву С одной чертой, а Ш — двумя:
Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц
3. Дифференциация звуков на уровне слога.
a) Чтение слоговых рядов (с доски): Ча – ша Чо – шо Чу – шу Чи – ши Аша – ача Ошо – очо Уши – учи и т.п.
b) Диктант слогов: Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.
c) Игра «Эхо».
Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:
Ча — ша, ша — ча, ча — ша — ча, ша — ча — ша, ча — ша — ша, ча — ша — ча — ша, ша — ча — ча — ша, ша — ча — ша — ча.
4. Физминутка.
5. Дифференциация звуков на уровне слова.
- Отбор предметных картинок (с заданными звуками);
- Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
- Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.
6. Дифференциация звуков на уровне предложения.
• Прочитать и повторить скороговорку.
Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали. У четырех черепах по четыре черепашонка. У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы. 3. Итог занятия. С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?
Тема: Дифференциация Ч — Ш (занятие 2)
Цели занятия: 1. развивать фонематическое восприятие;
2. закреплять умение дифференцировать звуки Ч и Ш в словах, предложениях, тексте; 3. обогащать словарный запас и грамматические формы речи;
Материал к занятию: раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Определить количество букв Ш и Ч наложенных друг на друга. «Проверь себя». Вспомни, чем отличаются звуки Ш и Ч? Какие приемы помогут различить эти звуки?
2. Основная часть.
1. Дифференциация звуков на уровне слова.
• Запиши первые буквы из слов (слуховой диктант):
Слова: сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол.
• Закончи слово, добавив слоги ЧИ или ШИ (каточка № 2):
2. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.
К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркни буквы Ч и Ш разным цветом (карточка № 3 -1).
3. Физминутка
4. Дифференциация звуков на уровне предложения.
• Составьте предложения из данных слов (каточка № 3 – запись в тетради):
5. Зрительно-слуховой диктант.
Текст записывается на доске, буквы Ш и Ч выделяются. Ребенок читает текст, обращая внимание на выделенные буквы. Проговаривает их, используя приемы самоконтроля. Затем текст закрывается, и учитель диктует текст. После записи текст открывается, ребенок сам проверяет свою работу, сравнивая ее с записью на доске (карточке). Затем диктант проверяет учитель.
У малышки всегда чистые ладошки. Миша любит горячие ватрушки.
3. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?
Приложение.
Раздаточные карточки
Дифференциация ч — ш в словах Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте слова, найдите звуки ч, ш и запишите соответствующие буквы:
а) из начала слова.
Червяк, шапка, чемодан, шкатулка, чай, шар, чайник, школа, чулки, штаны, часы, шутка, чтение, шпилька, шпалы, чи-, стота, чисто, штамп, чихать;
б) из середины слова.
Учет, решать, решето, почтение, мишень, кричать, ошибка, получка^отлучка, мышонок, горошина, кулачок, младший, новичок, стручок, хороший, ребятишки, сучок.
а) в конце слова.
Врач, малыш, грач, галош, калач, наш, плач, ваш, обруч, душ, кирпич, шалаш, сыч.
Задание 2. Закончите слово, дописав слога:
а) ча, ша
(вспомните, как всегда пишется слог
ча):
Ка…, ту…, Ма…, ку…, кры…, встре…. Ми…, лап…, да…, на…, зада…. Па…, переда…, све…, поро…, отда…, еда…, уда…;
б) Чи, ши
(вспомните, как всегда пишется слог
ши).
но..;., на…, мы…, да…, у…, ту…, гало…, кала…,, зада…, малы…, ветре…, ланды…, гра…, мол…, пи…, ды…, ни… .
Задание 3. Сравните по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом устно придумайте предложение. —
Даша — дача; кошка — кочка;
туча—туша; кручу—крушу.
Задание 4. Измените слова по образцу. Запищите:
О бра з е ц: кошка — кошечка.
лягушка — …, катушка — …, опушка — …, ракушка — …, кукушка — …, крошка — …,шапка — …. мошка — …, подушка—… .
Задание 5. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ш, ч в словах. Составьте схемы слов. Надпишите буквы ш, ч над соответствующим слогом. Под схемой напишите слово по слогам.
Крошечка, подушечка, строчка, чашка, чешуя, крошка, лягушечка, лягушачий, кошачий, паучки, мошки, игрушечный, крошечный, пшеничный, гречневая, ночная.
Задание 6. Прослушайте и запишите ряды слов.
Лягушка — лягушечка — лягушонок — лягушачий; кошка — кошечка— кошачий; крошка — крошечка — крошечный.
Задание 7. Запишите слова в три строчки: в первую —с буквой ч, во вторую — с буквой — ш, в третью — с буквами ч, ш.
Чулок, пушка, чайник, чешуя, шуба, шина, чайка, машина, почка, печка, мошка, мачта, крошёчный, почта, калач, малыш, силач, чешется, плач, шоколад; кошечка, чашка, чемодан.
Задание 8. Вставьте в слово пропущенные буквы ш или ч.
Лап…а,кру…а, …ахта,сту…ит, …ервяк, …топать, …угун, …иж, ко…ка, о…ки, клю…, поту…и, лу…, кирпи.,., …ере-нок, пе…енье, …ту…ка, …а…ки, то..е…ка, …емодан…ик, …еп…ик, …а…е…ка, бука…е…ка, …айни…ек, …уло…ки, ба…ма…ки,…у…у, …е…уя.
Задание 9.
Словарныедиктанты
а) с опорой на схему выделенные буквыш, ч;
б) с делением слов на слоги;
в) без опоры на схему и выделенные буквы. (Используется материал предыдущих заданий.)
Дифференциация ч — ш в предложениях Тренировочные упражнения
Задание 1. К словам первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Подчеркните буквы ш, ч разными карандашами.
а)сочная шоколад б)гречневая ручка крошечная пятнышко чистые паштет черное груша большая человек сливочный мышка школьная ладошки заточенный каша широкий каша горячая ватрушка печеночный чашка молочная карандаш чуткий ручей. Коричневая шляпа
Задание 2. Закончите предложения подходящими по смыслу словосо-четания. (Используются ранее отработанные словосочетания.)
Бабушка сварила … (к а к у ю? ч то?). На грушевом дереве созрели… (к а к и е?ч т о?). У белой кошки было одно … (к а к о е? ч т о?). У малышки всегда … (к а к и е? ч т о?). Наташа любит… (к а к о й? ч т о?). В углу шуршит… (к а к а я? к т о?). Со стола упала иразбилась… (к ак а я?ч т о?). Под горой течет …(к а к о й?чт о?). Миша надел на голову… (к а к у ю?ч т о?).
Задание 3. Придумайте и запишите предложения со словосочетаниями.
Молочная лапша, печеночный паштет, ночной шорох, керамический горшок, школьная ручка.
Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквыч, ш.
У Ма…и новая …а…ка. Папа пьет …ай из боль…ой кори… невой …а…ки. Бабу…ка пе…ет ватру…ки. Ми… а любит горя…ие ватру…ки. Вну…ка вы…ивала деду…ке поду…е…ку.
Кошка.
Это ко…ка Ма…ка. Она в …улане поймала мы…ку. Хозяин ее моло…ком напоил. Сидит Ма…ка на поду…е…ке и песенки мурлы…ет. А ее котено…ек сам с собой играет.
Дифференциация ч — щв
слогах Тренировочные упражнения
Задание 1.
ча — ща ща — ча ач — ащ ащ — ач ача — аща
чо – що що – чо оч – ощ ощ – оч ощо – очо чу – щу щу – чу уч – ущ ущ – уч учу – ущу чи — щи щи —чи ич— ищ ищ — ич ищи — ичи че — ще ще — че еч — ещ ещ — еч ече — еще.
Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога. Ча, ща, щу, чу, чи, щи, че, ще.
Задание 3. Прослушайте слоги. Запишите последнюю букву каждого слога.
Ач, ащ, оч, уч, ущ, ещ, еч, ощ.
Задание 4. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные:
Аща, ача, ущу, учу, еще, ечо, ечи, ищи, очо, уче, уще.
Задание 5. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в. той же последовательности. Вспомните, как пишутся ча, ща.
ча — ща — ча че — ще — че ач— ащ — ач що— чо — що ще — че — ще оч — ощ — оч чу —щу —чу чи — щи — чи уч — ущ — уч
ча — ща — ча — ща чу — щу — чу — щу чо — що— чо— що чи — щи — щи — чи
ча — ща — ча — ща ще — че — че — ще.
Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой щ. (Используется материал предыдущих заданий.)
Дифференциация ч — щ
в словах . Тренировочные упражнения.
Задание 1. Прослушайте, слова, найдите звуки ч, щ, запишите соответствующие буквы:
а) в начале слова.
Щетка, четко, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, щелка, щеки, чтение;
б) в конце слова.
Хрящ, меч, борщ, мяч, плач, вскачь, хвощ, сыч, клещ;
в) в середине слова.
Свечка, трещина, морщины, качели, веревочка, вещевой, тачанка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера.
Задание 2. Найдите и запишите слоги с буквами ч, ш.а) в начале слова:
чета, щенок, человек,’щипать, щиты, чижик, чудо, щеки, чехол, щенки, чихнуть;
б) в середине слова.
Защита, початок, пощада, кричали, вещание, морщины, печали, защищали, ищейка, починка, начинка, перчатки, морщинки;
в) в конце слова.
Вещи, ключи, встречи, плющи, ищу, кричу, стучу, тащу, кузнечик, стрекочет, пищит.
Задание 3. Закончите слова, дописав слоги.
а) ча
или
ща:
Ро …, пи …, све…, ветре…, ча …, зада …, ку …;
б) чу
или
щу
Та…, то …, пи …, кри …, уго …, ветре …, наве … гта…, изве…, кру…, зачи ….
Задание 4. Вставьте в слова пропущенные буквы ч или щ.
Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный, …еткий, …а…а, …у…ка, …ено…ек, ве…и…ка, ру…и…а, то…иль…ик, вол…и…е, уро…и…е, я…и…ек, …ето…ка,кри…а…ий.
Объяснить слово: урочище.
Задание 5. Прослушайте ряды слов, запомните, запишите в той же последовательности.
пишу — кричу — гощу ящик — мячик — вещи молчу — тащу — верчу пища — куча — пуща
Задание 6. Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.
Вопросы
.
Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время? Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?
Как по-другому называются огурцы, капуста, свекла, лук? Как по-другому называют диких животных?
Слова для справок: пещера, часы, щетка, щетина, овощи, хищники.
Задание 7.
Словарные диктанты:
а) с опорой на схему слова и выделенные буквы ч,щ;
б) с делением на слоги;
в) без опоры на схему слова и выделенные буквы.
Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щетка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча» круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, щеночек, точильщик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, летающий, щучка, ящичек, палящие, удочка, болельщик, хищник, чемоданчик, строчка, ищейка, поищи, лещи, платочки.
Дифференциация ч— щ в предложениях
Задание 1. Спишите словосочетания. Слова, обозначающие признаки, . пишите по слогам. Подчеркните буквы ч, щ:
Почтовый ящик; врачебная помощь; поющие чижи; ночной хищник; горячие щи; четкие шаги; очищенные овощи; жгучие лучи;
Задание 2. Со словосочетаниями из задания 1 составьте и запишите предложения. Подчеркните буквы ч и щ разными карандашами.
Задание 3. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.
Письма опускают в почтовый…. Для дождливой погоды мама купила красивый …. Надо отдать чужую …. Мы собирали на огороде сочные ….
Очень вкусен копченый ….
В лесу раздавался птичий ….
Туристы вошли в чудесное ….
Слова для справок:
ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.
Задание 4. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.
Была …удесная погода. Мы вышли из …а…и леса. Под деревьями росла.. .ахлая трава. В ро.. .е поют.. .ижи, кри.. .ат гал…ата, пи…ат сквор…ата. Птицы хлопо…ут у своих гнезд. Мы наве…аем больных у…еников. Филин —но…ной хи…ник. Больному необходима вра…ебная помо…ь. То…иль…ик то…ит ножи.
Задание 5. Закончите предложения, отвечая на вопросы что делает? к т о?
Стекла … … . Вещи … … . Ножи … … . Ботинки
Крышу … ….
Задание 6.
Диктанты.
Зрительные диктанты
Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.
Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача. Весну встречай. Ребятишки повесили скворечники. Грачи вьют гнезда. Повсюду щебечут птицы.
Дифференциация ч—ц
Тренировочные упражнения
Задание 1. Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и различие.
Задание 2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторитеих, как запомнили.
ча — ца — ча ца — ча — ца ча—ца—ча—ца ца—ча—ца—ча.
Задание 3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся зву-косочетания.
Задание 4. Прослушайте слоги. Запишите:
а) первую букву каждого слога. Ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че
319
б) последнюю букву каждого слога.
Ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч.
Задание 5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.
Ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи.
Задание 6. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности.
цу—чу — цу чу—цу—цу—чу чу—цу—чу цу—чу—чу—цу
цо – чо – цо – чо чо – цо – чо – цо цы — чи — чи — цы чи — цы — цы — чи.
Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ц.
Ча, цу, ач, уц, чу. чи. еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве. чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце.
Буквы «ш, щ, ч, ц, й, ы» в английском языке
Как известно, все языки отличаются друг от друга не только словарным запасом, но и наборами букв и звуков. Для одной языковой группы такие отличия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе, но в случае сравнения английского и русского языков разница очень заметна.
Алфавит русского языка состоит из 33 букв, а английский, в свою очередь, всего лишь из 26. Исходя из этого, стоит ожидать, что некоторые привычные для нас буквы и звуки будут передаваться с особенностями.
В английской письменности отсутствуют буквы, способные самостоятельно передать наши й, ц, ч, ш, щ, ы.
И хотя они почти не используются англичанами и американцами, но бывают необходимы для передачи заимствованных слов, а также при адаптации славянских имён, фамилий, названий городов и так далее. Для замены проблемных букв используются буквосочетания.
Буква Ш.
В первую очередь она передаётся буквосочетанием SH. Наиболее показательные примеры — слова EngliSH, SHine, fiSH, SHe и так далее. Именно таким образом будут переданы славянские имена DaSHa, MaSHa, NataSHa и прочие. Иногда звук Ш передаётся в английских словах другими сочетаниями. Например, commiSSion, revoluTion, dimenSion.
Буква Щ.
Данная присущая славянским языкам буква, а в особенности отвечающий ей звук вызывают у англичан много трудностей, и на письме передаются 4 символами SHCH. Это обусловлено схожестью звука Щ по звучанию со звукосочетанием ШЧ. Примеры использования: SHCHedrin, SHCHerbakova…
Буква Ч.
Эта проблемная буква и этот звук также передаются двойным буквосочетанием, а именно CH, которое в конце слов преобразуется в TCH. Примеры в исконно-английских словах: catCH, CHalk, CHoose и так далее. В заимствованных словах: CHeburashka, CHeboksary, PeCHkin…
Буква Ц.
В отличие от Ч и Ш, которые встречаются иногда в английских словах, примеров использования звука Ц найти не получится, потому этот славянский звук передаётся из соображений фонетической схожести сочетанием букв TS, реже можно встретить использование TZ или TC. Примеры перевода: VysoTSky, TSvetaeva, TroubeTZkoy.
Буква Й.
В соответствии с текущими стандартами на письме этот звук и эта буква передаются при помощи символа Y. Стоит отметить, что таким же образом передаётся и буква Ы, чем иногда бывает вызвана путаница, которой не было, пока придерживались использования для звука Й английской буквы J. Так или иначе, согласно современным нормам при переводе запись будет следующей: Yogurt, TolstoY, AivazovskY.
Буква Ы.
Это один из самых трудных звуков в нашей речи, произнести его не в середине слова трудно даже для носителей русского языка. В английском для его замены тоже используют Y, при этом из контекста понятно, какой именно звук подразумевается. Примеры: DobrYnin, KrYlov, DavYdova.
Буквы «ч» и «ш» перед «н» и «т»
В словах, образованных от основ на ч, к, ц , перед суффиксами, начинающимися с согласной н (суффиксами −н , −ник, −ниц ), пишется буква ч , которой в большинстве случаев соответствует и в произношении звук ч , напр.: печной, печник (от печь), уборочный (уборка), красочный (краска), источник (исток), песочница (песок), птичник (птица), конечный (конец). Однако в некоторых таких словах букве ч обычно соответствует в произношении звук ш . К ним относятся: булочный, булочная (сущ.), булочник (от булка); гадючник (гадюка); горчичный, горчичник (горчица);девичник (девица); кусочник (кусок); лоточный, лоточник (лоток); молочник, молочница (молоко); очечный, очечник (очки); перечница (перец , только в сочетании чёртова перечница);полуночник, полуночничать (полночь); беспорточный (портки); прачечный, прачечная (сущ.) (прачка); пустячный (пустяк); подсвечник (свеча); сердечный (сердце , только в сочетании друг сердечный и как существительное сердечный в значении ‘бедняжка’); скворечня, скворечник (скворец); скучный, скучно (скука, скучать); шапочный (шапка , только в сочетаниях прийти к шапочному разбору, шапочное знакомство); яичница (яйцо); двоечник, троечник, четвёрочник, пятёрочник (двойка, тройка, четвёрка, пятёрка). То же в слове конечно , по происхождению связанном со словом конец , и в слове нарочно .
Пишется ч, а произносится обычно ш также: перед н – в женских отчествах типа Саввична, Никитична, Ильинична, Кузьминична ; перед т – в слове что , в производных ничто и почто (но внечто и ничтожный произносится ч).
В нескольких словах, производных от основ на к , перед суффиксальным н не только произносится ш , но и пишется буква ш : городошный, городошник (от городки), дурашный (дурак), раёшный, раёшник (раёк). То же в словах рушник, двурушник, дотошный , где суффикс в современном языке уже не выделяется, и в понарошку (хотя нарочно). Сочетание шт пишется в частице нешто‘разве’ и в наречии ништо ‘довольно хорошо; поделом’, по происхождению связанных со словом что .
Примечание 1. Сочетание шн регулярно пишется: 1) перед суффиксами, начинающимися с н , в словах, образованных от слов с основой на х , напр.: золотушный (от золотуха), суматошный (суматоха), орешник (орех); 2) в суффиксах −шн (ый), −шник , присоединяемых к несклоняемым существительным на гласную, напр.: лотошный, лотошник (от лото), киношный, киношник, доминошный, доминошник ; 3) в прилагательных на −шний , образованных от наречий: вчерашний, завтрашний, сегодняшний, всегдашний, нынешний, тамошний, теперешний, давнишний (см. § 56). Примечание 2. Пишется щ, а произносится обычно ш в слове помощник (от помощь). Слово всенощная (от нощь – церковнославянская форма слова ночь) также пишется с буквой щ, хотя может произноситься ш. |
Список литературы
|