Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Артикуляционная поза: губы раскрыты, лучше растянуть в «улыбку», так чтобы зубы были обнажены, зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой», кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних рез¬цов и образует с ними плотную смычку, боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух, корень языка поднят.
Произносить чётко звук [л] в слогах сначала по вертикали, затем по горизонтали: ла ал ала лал ло ол оло лол лу ул улу лул лы ыл ылы лыл
Закрепляем произношение звука Л в конце слов:
овал бокал канал обвал пенал подвал вокзал металл капитал самосвал угол укол стол ствол сокол козёл котёл костёл футбол буйвол узел дятел Павел пепел факел новосёл осёл стул баскетбол
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
Бал — мал — зал. Обвал — металл — бокал. Копал — кивал — зевал. Вол — гол — кол. Котёл — козёл — щегол. Осёл — чехол — футбол. Факел — дятел — пепел. Шумел — шипел — шагал.
Звук Л в конце слова в ряду слов
Перечень слов: Зал, канал, бокал, подвал, Бал, пенал, коралл, шакал.
Перечень слов: Стол, котел, козел, щегол, Вол, осел, футбол, чехол.
Закрепляем произношение звука Л в начале слов:
лак лавка лама лампа лапша лапоть ласка латка ладонь лавина ласточка лампада лоб лом ловкий лодка локоть лось лоза ловить ломать ломоть лоток луг луна лужа лужок Лука лужайка лук лубок лупа лукошко лубяной лукавый
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
Лавка — лапа — лампа. Лакомство — лодочник — лавочник. Локоть — ложка — лодка. Лук — лупа — лужа. Луша — лунка — лучик.
Особенности автоматизации звука [Л]
После того как звук будет поставлен, следует вводить его в свободную речь. Потребуется много времени, чтобы ребенок смог свободно выговаривать звук в собственной речи. Многократное выполнение одной и той же артикуляции позволит говорить звук бессознательно. Этот процесс называется автоматизацией.
Закреплять фонему нельзя, пока ребенок не научится воспроизводить ее безошибочно изолированно. Перед проведением занятий по закреплению звука необходимо подготовить мускулатуру речевых органов с помощью выполнения специальных логопедических упражнений. Звуки, смешиваемые ребенком при разговоре, автоматизируются поочередно на разных занятиях.
При пропусках фонемы этап автоматизации проходит довольно быстро, так как в речевых центрах коры головного мозга нет сформировавшихся условно-рефлекторных связей, требуется их создание. При дефектном произношении или при смешивании фонем эти связи уже имеются, их нужно разрушить, параллельно создавая новый двигательный стереотип верного артикулирования. В этом случае закрепление длится долго.
Процесс автоматизации звука включает определенные этапы, нарушение этой поэтапности не допускается. В неосложненных случаях (при физиологической возрастной дислалии) все этапы могут длиться всего около пяти минут.
Звук [Л] автоматизируется в следующем порядке:
- Автоматизация изолированной фонемы.
- Отработка на материале слогов.
- Закрепление в словах.
- Закрепление на материале фраз.
- Закрепление в стихотворениях.
- Отработка в связной речи.
- Введение в самостоятельную речь.
Звук Л в начале слова в ряду слов
Перечень слов: Лапы, лодка, лампочка, локоть, лапоть, ласточка.
Перечень слов: ландыш, лавка, лампа, ложка, лось, лопата, лак, ладошка.
Перечень слов: лук, лучи, луна, лужайка, лошадь, лотос, лобик, лайка.
Закрепляем произношение звука Л в середине слов:
пила пиала юла скала акула кулак салат халат талант малахит балка белка булка галка палка вилка полка иголка фиалка заколка булавка бутылка колонка палатка лопатка метёлка солонка болонка скакалка копилка посылка носилки улов полоть колоть молоть волосы голова золото молоко голод голос холод колос баллон болото солома колонна холодный полоскать половина молоток валун колун шалун тулуп голубь голубок голубка белуга Калуга жёлуди палуба вилы пилы каникулы алый милый белый колыбель полынь улыбка Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
Дела — зола — пила. Халат — салат — скала. Колос — голос — волос. Палатки-булавки — салазки. Болото — Володя — поломка. Голодный — холодный — колодец. Улыбка — булыжник — волынка.
Автоматизация изолированного звука [Л]
Сначала артикулирование фонемы нужно отработать изолированно, то есть отдельно от остальных фонем. На постановочном этапе и при закреплении важно задействовать вспомогательные процессы – зрение, осязание. С опорой на визуальные стимулы, которые дошкольник применял редко или вовсе не применял, происходит создание верных зрительно-двигательных и слухоречевых стереотипов. Занятие должно проводиться у зеркала, чтобы ребенку было видно собственное лицо и лицо педагога для контроля правильности артикуляции.
Закреплять звук отдельно надо в интересной игровой форме. Недостаточно простого проговаривания фонемы для того, чтобы ребенок смог верно ее воспроизвести – при определенных ситуациях требуется детальное объяснение, как расположить органы речевого аппарата, чтобы добиться точного артикулирования. Бывают случаи, когда эффективно использование аналогий или имитирование действий языка ладонью. Продолжительное время важно напоминать ребенку визуально и словесно, как нужно произносить [Л]. При изолированном закреплении звука происходит знакомство с обозначающей его буквой.
Русские слова, оканчивающиеся на Л
Обратный русский словарь (окончания слов на Л) — сайт Игоря Гаршина
Garshin.Ru |
Лексиконы |
[/td]
Главная > Обратный словарь Зализняка > Слова, оканчивающиеся на Л
Общеславянские корни русского: | | | | | Е, Э, Ѣ | | | | | | | | | | | | | У, Ѫ | | | | | | Ю, Ѭ | Я, Ѩ
Исконные русские слова: | | | | | Е, Ё | | | Ъ, Ы, Ь | | |
Иноземные заимствования в русском языке: | | | | | | | | |
Алфавитные разделы ЭССЯ Трубачёва: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Русские словари: | Библиографии: | Этимологические | Толковые | Диалектные | Исторические | Нормативные | Термины |
Словари на сайте: | Фасм. | Цыг. | Шан. | Сем. | Шап. | Шим. | Даль | Крысин (ин.сл.) Ожегов | Арх. | Новг. | Пск. | СРНГ | Академии | Лопатин | Тихонов | Нефтегаз | Промбез | | ГИС |
Слова, оканчивающиеся на: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
- бал
- каннибал
- клавицимбал
- вал
- завал
- навал
- карнавал
- обвал
- подвал
- полуподвал
- перевал
- буревал
- развал
- приживал
- привал
- сейвал
- шквал
- кимвал
- финвал
- овал
- снеговал
- кошмовал
- сеновал
- глиновал
- сукновал
- коновал
- повал
- наповал
- шаповал
- лесоповал
- провал
- ветровал
- брусовал
- полуовал
- нарвал
- сервал
- интервал
- штурвал
- свал
- самосвал
- отвал
- увал
- полувал
- чувал
- бахвал
- чехвал
- самохвал
- вывал
- кагал
- астрагал
- мадригал
- мангал
- мартингал
- аргал
- камчадал
- вандал
- скандал
- сандал
- шандал
- феодал
- идеал
- реал
- касса-реал
- ареал
- кинжал
- зал
- аудиенц-зал
- конференц-зал
- вокзал
- аэровокзал
- автовокзал
- аванзал
- кинозал
- курзал
- спортзал
- танцзал
- филиал
- церемониал
- риал
- империал
- полуимпериал
- материал
- стройматериал
- пиломатериал
- электроматериал
- лесоматериал
- фотоматериал
- мемориал
- экваториал
- факториал
- куриал
- фиал
- инициал
- официал
- дифференциал
- потенциал
- биопотенциал
- провинциал
- кал
- закал
- накал
- каракал
- аксакал
- шакал
- перекал
- радикал
- клерикал
- вертикал
- бокал
- недокал
- скал
- фискал
- оскал
- зубоскал
- лал
- крахмал
- канал
- сигнал
- блок-сигнал
- эхо-сигнал
- стоп-сигнал
- видеосигнал
- радиосигнал
- светосигнал
- пенал
- арсенал
- оригинал
- кардинал
- криминал
- номинал
- люминал
- финал
- полуфинал
- четвертьфинал
- профессионал
- национал
- интернационал
- аммонал
- веронал
- персонал
- медперсонал
- техперсонал
- сульфонал
- журнал
- киножурнал
- трибунал
- ревтрибунал
- пал
- запал
- подпал
- муниципал
- принципал
- опал
- копал
- гуммикопал
- самопал
- выпал
- марал
- аврал
- интеграл
- чинодрал
- либерал
- генерал
- минерал
- адмирал
- вице-адмирал
- генерал-адмирал
- контр-адмирал
- горал
- хлорал
- хорал
- капрал
- трал
- театрал
- централ
- бромурал
- хурал
- универсал
- вассал
- тал
- капитал
- сантал
- тантал
- квинтал
- чернотал
- краснотал
- каптал
- квартал
- портал
- пьедестал
- ритуал
- интеллектуал
- фал
- платикефал
- брахикефал
- мезокефал
- макрокефал
- микрокефал
- долихокефал
- платицефал
- брахицефал
- стегоцефал
- мезоцефал
- макроцефал
- микроцефал
- долихоцефал
- ринхоцефал
- буцефал
- вымпелфал
- нахал
- чал
- подчал
- причал
- счал
- отчал
- маршал
- фельдмаршал
- гофмаршал
- бел
- корабел
- подбел
- децибел
- пробел
- плевел
- картвел
- ангел
- архангел
- задел
- надел
- управдел
- передел
- предел
- раздел
- подраздел
- словораздел
- слогораздел
- водораздел
- придел
- недодел
- бракодел
- стеклодел
- маслодел
- винодел
- сукнодел
- ковродел
- продел
- сыродел
- отдел
- здравотдел
- подотдел
- жилотдел
- женотдел
- финотдел
- политотдел
- техотдел
- спецотдел
- удел
- выдел
- козел
- узел
- санузел
- радиоузел
- гидроузел
- факел
- мел
- пепел
- перепел
- трепел
- вымпел
- брейд-вымпел
- жупел
- карел
- мегрел
- застрел
- обстрел
- артобстрел
- пристрел
- самострел
- пострел
- прострел
- расстрел
- отстрел
- выстрел
- окисел
- замысел
- домысел
- помысел
- промысел
- солепромысел
- нефтепромысел
- умысел
- вымысел
- петел
- чистотел
- вертел
- дятел
- прицел
- кобёл
- козёл
- полукозёл
- орёл
- осёл
- новосёл
- отёл
- новотёл
- первотёл
- котёл
- костёл
- жезл
- ил
- аил
- кабил
- дебил
- стробил
- крокодил
- эдил
- плодожил
- трубкожил
- пескожил
- старожил
- альгвазил
- кизил
- кил
- тамил
- богомил
- фенил
- винил
- дивинил
- хлорвинил
- полихлорвинил
- перхлорвинил
- зоил
- надпил
- подпил
- пропил
- спил
- распил
- гамадрил
- мандрил
- тетрил
- нитрил
- карбоксил
- индоксил
- девясил
- метил
- ацетил
- хризотил
- тротил
- застил
- настил
- подстил
- самостил
- расстил
- бутил
- рутил
- этил
- юдофил
- библиофил
- франкофил
- туркофил
- англофил
- псаммофил
- термофил
- германофил
- эллинофил
- полонофил
- славянофил
- гигрофил
- русофил
- цикл
- эпицикл
- биоцикл
- мотоцикл
- балл
- галл
- коралл
- металл
- неметалл
- биметалл
- кристалл
- псевдокристалл
- монокристалл
- фалл
- максвелл
- армадилл
- берилл
- хризоберилл
- мезофилл
- хлорофилл
- спорофилл
- ксантофилл
- ролл
- рок-н-ролл
- атолл
- холл
- мюзик-холл
- пенчингбол
- гандбол
- амфибол
- волейбол
- обол
- дискобол
- мотобол
- бейсбол
- баскетбол
- футбол
- пушбол
- вол
- произвол
- буйвол
- символ
- ствол
- дьявол
- гол
- глагол
- щегол
- монгол
- бурят-монгол
- колларгол
- протаргол
- угол
- дол
- идол
- валидол
- солидол
- амидол
- асидол
- индол
- подол
- продол
- стодол
- тиходол
- суходол
- карнеол
- креол
- ореол
- дибазол
- фталазол
- пиразол
- сульфазол
- норсульфазол
- подзол
- резол
- перезол
- крезол
- лизол
- анизол
- камзол
- бензол
- азобензол
- пиробензол
- нитробензол
- коксобензол
- хлорбензол
- креозол
- отзол
- вызол
- ихтиол
- кол
- закол
- надкол
- прикол
- дровокол
- ледокол
- тиокол
- колокол
- царь-колокол
- прокол
- дырокол
- сокол
- протокол
- частокол
- скол
- раскол
- откол
- укол
- гваякол
- салол
- ксилол
- пирогаллол
- мол
- намол
- обмол
- перемол
- размол
- тимол
- богомол
- рак-богомол
- недомол
- мукомол
- помол
- комсомол
- осмол
- вымол
- риванол
- метанол
- эвгенол
- фенол
- индофенол
- нитрофенол
- карбинол
- павинол
- пол
- подпол
- шомпол
- купол
- рол
- нигрол
- нерол
- кальциферол
- стирол
- полистирол
- айрол
- окрол
- пиррол
- синестрол
- фурфурол
- сафрол
- засол
- прасол
- подсол
- пересол
- хлебосол
- досол
- недосол
- мосол
- разносол
- посол
- просол
- гиперсол
- рассол
- усол
- тол
- скатол
- автол
- метол
- анетол
- ментол
- бороментол
- стол
- престол
- апостол
- нафтол
- бензонафтол
- аксерофтол
- толуол
- нитротолуол
- тринитротолуол
- фол
- чехол
- хохол
- перл
- шерл
- эрл
- ярл
- розмысл
- промысл
- смысл
- аул
- баул
- караул
- есаул
- подъесаул
- саксаул
- ертаул
- кабул
- сомнамбул
- вельзевул
- гул
- агул
- загул
- нагул
- разгул
- пригул
- вогул
- прогул
- отгул
- выгул
- одул
- оракул
- фолликул
- матрикул
- артикул
- дивертикул
- карбункул
- гомункул
- фурункул
- туберкул
- мускул
- минускул
- маюскул
- мул
- стимул
- манул
- пул
- скрупул
- консул
- вице-консул
- проконсул
- посул
- капитул
- титул
- колонтитул
- шмуцтитул
- тарантул
- стул
- похул
- гуцул
- чернобыл
- пыл
- припыл
- копыл
- винтокрыл
- шерстокрыл
- бескрыл
- клюворыл
- звездорыл
- трубкорыл
- подсыл
- присыл
- посыл
- тыл
- ял
Главная
Славянские корни | Славянские слова | Заимствования | Корневые морфемы | Приставки | Суффиксы | Окончания | Постфиксальные группы | Служебные слова | Звукоподражания | Междометия | Смысловые пучки | Структура и образование слова | Звуки речи | Правописание | О русском языке
Русские словари: Библиография по всем видам | Архив словарей сайта Другие словари: Праностратический | Праиндоевропейский | Праславянский | Старославянский | Иностранные | Терминологические
© «slovorod.ru», 2012. Игорь Константинович Гаршин. Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина. Автор и владелец сайтов — Игорь Константинович Гаршин (см. резюме автора). Пишите письма ( ).
Страница обновлена 17.07.2019
Упражнения для автоматизации звука [Л]
«Пароход». Ребенку предлагают рассмотреть изображение парохода и воспроизвести его гудок. Затем нужно помочь пароходу доплыть до пристани, проведя пальцем по дорожке, четко произнося протяжный звук [Л].
«Лесные песенки». Перед ребенком рисунок с изображением диких животных. Напротив каждого животного слоговая дорожка. Ребенка просят пропеть слоги, изображая голоса животных.
«Дополни предложение». Взрослый произносит предложения. Ребенку предлагается послушать их и добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Затем нужно повторить предложения полностью, выделяя звук [Л].
«Найди слово». Перед ребенком несколько картинок со звуком [Л] в разных частях слова. Ребенок называет, что изображено на них, выделяя звук [Л]. Затем предлагается рассортировать слова по месту расположения звука [Л] и составить предложение с каждым словом — названием картинки.
«Сказочная тропинка». На картинке изображен сказочный персонаж и его замок. Ребенку предлагается провести персонаж к замку по дорожке из слогов.
«Слоговая ромашка». На картинке изображена ромашка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке написан слог. Ребенок должен прочитать слоги и составить из них слова, соединяя лепестки одинакового цвета. С полученными словами составляют предложения.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
- знать все буквы и соответствующие им звуки;
- знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
- знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
- научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]
Правильное проговаривание любой речевой единицы демонстрируется взрослым, и только после повторяется ребенком. В идеальном варианте он не должен при закреплении фонемы допускать ни единой ошибки, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного. Поэтому педагог должен контролировать произношение, чтобы предупредить ошибку и сделать подсказку.
Крайне важно отрабатывание новой фонемы не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной деятельности. Если изучаемый звук верно произносится только на занятии, то появляется «синдром кабинетной речи», когда при педагоге весь речевой материал произносится безошибочно, а в повседневной жизни полученные навыки не применяются.
Нужно контролировать содержание предлагаемого материала – не должно присутствовать оппозиционных фонем. «Конфликтующими» фонемами могут быть абсолютно любые пары. Для каждого случая необходимо подбирать индивидуальную картотеку материала. Если встретилось такое слово или сочетание – нельзя требовать безошибочного проговаривания всех звуков. Смешиваемые фонемы различаются на специальном этапе дифференциации.
Первое время необходима очень утрированная артикуляция поставленной фонемы. Это требуется для того, чтобы слуховым анализатором зафиксировалось новое звучание как образцовое.
Первое время надо подкреплять новый звук любыми способами, нельзя предоставлять малышу право говорить его без поддержки и контроля. Серьезную проблему создает самостоятельное выполнение домашних заданий. Если ребенок умеет читать, не стоит разрешать ему самостоятельно прочитывать слова, надо чтобы взрослый дал правильный образец, после чего ребенок должен его воспроизвести. Также важно, чтобы взрослые следили и исправляли неправильное произношение в повседневной жизни.