Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях [карточки]


Кто может научить ребенка говорить букву Р?

Логопед сыграет одну из важнейших ролей в формировании речи малыша. Однако самыми главными участниками процесса будут родители. Именно от них зависит успех или же провал обучения.

При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить намного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата. Поэтому родителям следует:

– составить график занятий с ребенком;

– не пропускать в тренировках ни одного дня;

– подобрать самые интересные и увлекательные игры и упражнения;

– делать занятия веселыми;

– иметь под рукой поощрительные подарки;

– запастись терпением на пару месяцев вперед;

– не ожидать быстрых результатов.

Только после этого можно говорить о готовности родителей помочь своему ребенку исправить произношение.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный. Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный. Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой. Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный. В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой. Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный. Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Автоматизация звука

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”.

Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий “р”

Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.

Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:

Речевые упражнения

Для развития речевого аппарата необходима общая гимнастика языка. Она обязательно должна проходить в игровой форме. 3-4 раза в день по 10-15 минут. Малыша необходимо заинтересовать, чтобы у него было желание заниматься данной гимнастикой. Каким образом это сделать, это уже забота каждого родителя индивидуально.

Итак, рассмотрим примерный комплекс упражнений.

  • Упражнение 1: поиграть с ребенком в игру, кто дотянется своим языком до кончика носа
  • Упражнение 2: свернуть язык в трубочку, высунуть изо рта и подуть в язык
  • Упражнение 3: кончиком языка достать верхние зубы и говорить букву «д»
  • Упражнение 4: побаловаться языком, высунуть его изо рта и болтать им в одну и другую сторону.
  • Упражнение 5: сказать малышу, что твой язычок – это зубная щетка, и тебе нужно почистить им все свои зубки со всех сторон.

Родители в дополнение к этим упражнениям, могут придумывать и другие, главное чтобы они проходили в игровой форме и нравились ребенку.

Не требуйте от ребенка сразу выговаривать слова с буквой р. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Попробуйте сначала показать как рычать, а он пусть повторит. Затем, если уже будет получаться одиночная буква «р», тренируйтесь говорить слоги с данной буквой «ра, ро, ри, ре, ря, ру». И уже после того, как стали получаться слоги, можно переходить к словам с буквой «р».

Не забывайте, что важный момент при занятиях с детьми – психологический. Ребенок в 5 лет уже большой и сам замечает свой дефект, возможно, что и его сверстники постоянно ему об этом говорят. Поэтому главное не «переборщить». На занятиях подбадривать малыша, хвалить его.

На заметку родителям. Не отчаиваться, если у вас будет уверенность в своих силах, в способностях своего малыша, то он будет стараться и у него все получится.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.

Упражнения для языка

  • «Иголка». Попробуй сделать язычок узким и острым. Получается? Покажи.
  • «Лошадка». Подковы лошадки звонко цокают по мостовой. Изобразим этот звук языком.
  • «Сластена». Как ты облизываешь губы, если на них осталось вкусное варенье?
  • «Качели». Попробуй дотянуться до носа кончиком языка. А теперь — до подбородка. Нужно повторить несколько раз.
  • «Маляр». Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.
  • «Трубочка». Язычок высовываем в форме трубочки.
  • «Парус». Открываем рот. Язык ставим наверх за зубы и начинаем дуть на язык, словно ветер надувает парус.

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Артикуляционная гимнастика перед занятиями

Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика. Предварительно разогретые мышцы помогают быстрее и успешнее справиться с неверным произношением.

  • Первое упражнение называется «Непослушный язычок». Для его выполнения следует улыбнуться, открыв рот, язык расположить на нижней губе, немного прикусывая его зубами. В таком положении нужно произнести: «пя-пя-пя» на протяжении 10 секунд.
  • Второе занятие «Лопатка». Оно делается таким образом: нужно открыть ротик, улыбаясь, широкий язычок положить на нижнюю губу и зафиксировать это состояние на 5 секунд. Выполнить понадобится 3 раза.

  • Третьим хорошим упражнением является «Индюшонок». Ребенку понадобится открыть рот, улыбнуться и двигать широким передним краем язычка по верхней губе вперед-назад. При этом нельзя отрываться от губы, а кончик немного загнуть вверх. Начать занятие следует медленно, а затем постепенно увеличивать скорость движений.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]