Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
- упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
- закрепить зрительный образ буквы [Р].
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую мускулатуру детей;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
- рисунок с изображением зонта;
- карточки с изображением эмоций (робот);
- звуковые дорожки;
- таблица с буквами;
- игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
- мольберт;
- таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
- карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).
Ход занятия
1. Организационный момент Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.
А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.
Пальчиковая гимнастика «Робот»
К нам пришёл сегодня робот. | (ритмично сжимать и разжимать кулачки). |
Две руки, две ноги, голова на месте | (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках) |
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. | (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем \ складывают руки в замок, переплетая пальцы). |
Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:
- губы находятся в положении следующего гласного;
- зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
- кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
- посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
- под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.
Артикуляционная гимнастика
«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».
2. Изолированное произнесение звука «Р».
«Звуковые дорожки».
На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки. Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).
3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
«Найди букву». Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].
4. Автоматизация звука в слогах.
Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.
«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р]. Рисунок зонтика. 5. Развитие фонематического слуха.
Игра « Поймай звук».
Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук. Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши. На столе выкладываются 8-10 картинок.
6. Автоматизация звука «Р» в словах.
«Собери рюкзак для друзей». С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р]. Карточки
7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.
«Увиденное в дороге».
Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.
Физкуль
Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять.
8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.
В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.
Описание игры.
Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.
Игра «Горная тропа».
Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.
Старт Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте). Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза). Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка). Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).
Финиш РА-ра-ра интересная игра ( на финише).
9. Определение место звука в слове.
В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» — по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.
Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).
10. Развитие слухового внимания и памяти.
Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).
Он высокий словно шкаф, А зовут его … (жираф). Удивленно смотрит Люда На горбатого…(верблюда)
Вот так чудо- огород, мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод в январе Ёжик спит в своей …(норе).
На крылечке у ворот Замяукал рыжий…..(кот).
11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»
Нет руля и нету шин, Но я – родственник машин. Хоть с квадратной головой, Я почти как вы, живой: Я стою и я хожу Кто захочет, с тем дружу. Пусть немного твердолобый, Но я очень добрый робот.
12. Подведение итогов.
Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Автор материала: Гордиенко Ольга Леонидовна
Также по теме:
Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
автор: Балок Инна Игоревна
Учитель-логопед ГКОУ ЛО Лужская школа-интернат
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
Цель:
автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- Образование существительных, обозначающие названия профессий;
- Знать артикуляционные упражнения;
- Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
- Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
- Знать графический образ буквы Р;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать целостное восприятие
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитание стремления овладеть правильной речью;
- Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Здоровьесберегающие:
- Профилактика переутомления учащихся.
- Предупреждение нарушения осанки.
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент.
– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
- Артикуляционная гимнастика.
– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
- Упражнение «Чистим зубки»
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Упражнение «Барабанщик»
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
- Упражнение «Маляр»
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
– Так на чём мы поедем?
– На автобусе.
– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
- Характеристика звука [Р].
– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
- Автоматизация звука.
1) в слогах
– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
– Молодец!
2) в словах
– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
– Да.
– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
- Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
– Во время представления громко играет цирковой оркестр.
– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
- Динамическая пауза
– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
- Позиция звука в слове.
– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
- Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
- Мелкая моторика рук.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
- Итог занятия.
– Пора возвращаться домой.
– Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]