Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО


Логопедический проект «Непослушные звуки»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НЕПОСЛУШНЫЕ ЗВУКИ»

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проект предназначен для детей 6– 7 лет Участники проекта:

дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель:
повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта.
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. 4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям. 5. Привлечь детей к совместной деятельности. 6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Ожидаемый результат.
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Эффективность данных результатов Для детей: — положительная динамика речевого развития; — выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

— успешная социальная адаптация в ДОУ и семье. Для родителей: — готовность и желание помогать; — активизация педагогического потенциала родителей, — приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; — чувство удовлетворенности от совместного творчества. — положительная оценка деятельности ДОУ. Для педагогов: — положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; — заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; — удовлетворенность собственной деятельностью; — повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; Практическая значимость проекта

Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Вид проекта:
практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации
проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проектаI. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
4. Логопедический проект «Непослушные звуки»
Задачи:
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. • Повышение компетенции воспитателей в данной области. Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Содержание работы.
Работа с детьми. • Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке». • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков». • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки». Работа с семьей • Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины». • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки». • Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». • Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки). • Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. Практический результат проекта • Презентация индивидуальных буклетов «Непослушные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. • Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непослушные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

III. Заключительный этап реализации проекта:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта будет являться: • Сформированная устойчивая мотивация детей.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 1. Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Список использованной литературы: 1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе — журнал Логопед — № 5, 2005. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

I. этап

— дофонемный

II. этап

– фонемный

Дофонемный этап

На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.

К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.

К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.

В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.

С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.

С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:

понимать речь окружающих;

подражать окружающим;

устанавливать связь слова – предмет.

Фонемный этап

К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.

К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.

Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)

Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух,

который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.

О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.

Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.

Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Библиографическое описание:

Бочарова, Е. Н. Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО / Е. Н. Бочарова, И. А. Дубяга. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1137/ (дата обращения: 03.01.2022).


Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму.

(Восточная мудрость)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий вразличных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)».

Вводить новое содержание в образовательный процесс, активизировать мыслительную и познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод принадлежит к числу эффективных средств, все чаще применяемых в педагогике, которое помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении тех или иных трудностей у дошкольников. Эффект применения метода проектной деятельности зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавая психоэмоциональный комфорт детям, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах. Подобный подход к процессу обучения — это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.

Проектный метод в дошкольном учреждении стал одним из основных компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, решая поставленную задачу методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Как и в педагогике, в логопедии «обучение … рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств», Л. С. Волкова [1, 74].

И в современной логопедии, как педагогическая наука, также происходит постоянный активный поиск путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для дошкольников с нарушениями речи.

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из главных условий его нормального психического развития. Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. При помощи речи, общения ребенок узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Речевое общение создает условие для планирования самостоятельной деятельности и участия в ней. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его.

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в разной степени отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Неполноценное речевое развитие ребенка накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными дошкольному возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, испытывают трудности в овладении навыками анализа и синтеза, в умении сравнивать, обобщать. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив — порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей.

Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Речевые отклонения затрудняют построение отношений в социуме и особенно болезненно затрагивают процесс формирования высших уровней познавательной деятельности, что не может не сказываться на качестве школьного обучения.

К сожалению, в наши дни в дошкольные образовательные организации все больше поступает детей с различными нарушениями речи, которые резко ограничивают возможность общения детей с окружающими их сверстниками и взрослыми.

В связи с этим, работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод проектирования, который используется в логопедии наряду с традиционными методами и является эффективной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Применение в непрерывной образовательной деятельности проектирования позволяет педагогу оптимизировать логопедическую работу с детьми, повысить её эффективность и продуктивность.

Но возникает вопрос, а так ли необходим проектный метод учителю-логопеду ДОО для работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии? Как показывает практика, использование в лого-коррекционной образовательной деятельности метода проекта не только возможно, но и необходимо. Как раз такие дети, может, даже больше остальных нуждаются в применении в работе с ними проектного метода, который позволяет повысить интерес к усвоению предложенного материала, мотивирует их на познавательную активность, так как они, зачастую, снижены у детей с нарушениями речи. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дошкольники с недоразвитием речи обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, общаться с окружающими.

Одним из существенных преимуществ использования метода проекта в деятельности учителя-логопеда является возможность приблизить коррекционную среду к ситуации стихийного формирования речи — ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-либо. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют больший спектр применения, быстрее автоматизируются.

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями:

– для установления контакта с ребенком;

– пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

– сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания.

Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Проектная деятельность в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе с детьми выступает как эффективное инновационное средство, помогающее учителю-логопеду ДОО выстраивать свою работу системно и поэтапно. Важно отметить, что учитель-логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей в осуществлении проектной деятельности:

– помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к совместной с детьми деятельности;

– координирует весь процесс коррекционной деятельности;

– помогает детям в поиске источников информации;

– сам становится источником информации;

– поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности непосредственно на самого педагога. Проектирование заставляет учителя-логопеда постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. В результате реализации проекта повышается и профессиональная компетентность всех педагогов ДОО: в ходе организации консультаций, семинарских и открытых занятий, они получают дополнительные знания в вопросах использования метода проектной деятельности в коррекционном и педагогическом процессе.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл. Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения.

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем традиционных педагогических технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, формирует интерес к занятиям, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Как показывает практика, дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности

Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития детей свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы. Исходя из данных полученных результатов деятельности учителя-логопеда с использованием метода проекта становится очевидным, что данный метод является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения и может активно применяться в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.

Литература:

  1. Волкова Л. С. Логопедия. Издание пятое, переработанное и дополненное.//Владос, Москва,2004

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, проектная деятельность, дошкольный возраст, проектный метод, нарушение речи, непрерывная образовательная деятельность, образовательный процесс, работа, восточная мудрость, дошкольное образование.

Проектная деятельность в логопедической работе в детском саду

Методическая разработка. Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Актуальность темы

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Очевидным является тот факт, что русский язык — очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать антонимы или несколько синонимов. Ребенку — дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. Особенно трудно это малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога — организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным. Сделать процесс освоения лексической структурой речи интересным и максимально продуктивным для ребенка с речевыми нарушениями поможет метод проектной деятельности. Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но недостаточно вариативной. Основные формы взаимодействия логопеда с родителями это индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Но данные и отзывы воспитателей дошкольных образовательных учреждений об организации детско-родительских проектов показывает положительные результаты в плане мотивации родителей, повышение их заинтересованности на активное участие в образовательном процессе. Думаю такой же эффект может дать организация проектной деятельности для детей и родителей логопедом. Но пока действие Федерального государственного образовательного стандарта не распространяется на систему логопедической помощи, особенно на логопункты. И это понятно. Довольно просто, и это уже повсеместно практикуется, организовать проектную деятельность по темам, касающимся речевого развития в специализированных детских садах для детей с речевыми нарушениями. Вся система работы там организована на коррекцию и развитие речи детей, поэтому и логопед и воспитатели имеют все возможности организовать такую форму работы. Но условия и система работы логопункта общеобразовательных дошкольных учреждений не дает таких широких возможностей для реализации проектной деятельности. Встает вопрос, как быть логопедам логопункта? Как не упустить огромные возможности для речевого развития детей, которые дает технология проектной деятельности. Пока ответ один – становиться новаторами, пробовать внедрять и реализовывать новые технологии в своей профессиональной деятельности, осваивать и распространять новшества. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний. Вполне вероятно, что преобразования системы образования на государственном уровне коснется и логопедической помощи. Это так же подтверждает актуальность вопроса. Таким образом, темой моей итоговой работы по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ является внедрение проектной деятельности при речевом развитии на дошкольном логопункте, при развитии представлений о словах антонимах у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проблемой итоговой работы для меня является противоречие между наличием возможности использования технологии проектной деятельности для речевого развития детей на логопункте и отсутствием подобных экспериментов в собственной практике и в практике других специалистов.

Цель и задачи
Цель: апробация метода проектной деятельности в практику логопедической работы с детьми на логопункте ДОУ. Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи: 1.Проанализировать литературу по теме. 2.Разработать план проектной деятельности по теме. 3.Привлечь родителей к активному участию в работе. 4.Реализовать проект. 5.Разработать и реализовать мониторинг, анализ проведенной работы.
II. Основная часть

Содержательно-технологический блок

Проект «Слова наоборот»
Цель: развитиеправильного и осознанного употребление детьми дошкольного возраста слов антонимов в речи; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; создание совместно с детьми и родителями иллюстрированного словаря антонимов разных частей речи; формирование у детей интереса к родному языку. Образовательные и развивающие задачи: •Познакомить детей с некоторыми антонимами. •Развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению. Развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь антонимов детей. •Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. •Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; Ожидаемые результаты: правильное и осознанное употребление детьми слов антонимов в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку и к поисковой деятельности. Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Этапы проекта: 1.Провести родительское собрание (Информирование и мотивирование родителей на работу в форме проектной деятельности. Создание буклетов, которые содержат информацию о целях и задачах проектной деятельности, о планируемых результатах). 2.Подготовить методические материалы необходимые для работы над проектом детям и родителям (Аннотированный каталог ресурсов, памятки). 3.Оборудовать информационный уголок в группе (собрать все необходимые материалы с ответами (диски с детскими обучающими передачами по теме, наборы картинок слов антонимов, логопедические пособия: «Скажи наоборот», «Необычные часы» ) на проблемный вопрос, предоставить детям возможность свободного доступа к ним) Реализация проекта: 4.Постановка проблемы(в игровой форме детям представляются антонимы, ведется беседа о том что дети знают об этих словах, а что не знают). 5.Постановка целей для исследования (описание выделенных неизвестных фактов в виде целей для исследования). 6.Разработка план деятельности по достижению цели: •к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); •где, в каких источниках можно найти информацию; •какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); 7.Обсуждение с детьми на какие вопросы им удалось найти ответы, как они это сделали. 8.Выбор детьми продукта (презентация или самодельный словарик). 9.Обсуждение плана создания продукта. 10.Создание детьми вместе с родителями иллюстрированного словаря антонимов. 11.Презентация своей работы (словаря) всей группе. 12.Самооценка ребенком проведенной работы по листу самооценивания. 13.Подведение итогов, определение задач для новых проектов. Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку. Контрольно-оценочный блок В виду новизны применения технологии проектной деятельности особенно остро встает необходимость разработки и реализации мониторинговых процедур, системы оценки качества для отслеживания эффективности технологии. Для этого нужно разрабатывать экспертные карты для оценки условий реализации проекта, его содержательной части и результатов, проводить фото и видеозапись для дальнейшего анализа. Ресурсный блок (условия) Для полноценного внедрения проектной деятельности в работу логопеда на логопункте, необходимы изменения в условиях организации логопедической помощи. Необходима разработка нормативно-правовой базы, где прописывалась бы возможность использования проектной деятельности в логопункте на равнее с урочной, выделялось бы на это отдельное время в графике работы. Необходима так же разработка соответствующих научно-методических материалов где были бы прописаны основные направления, задачи развития детей с разными речевыми нарушениями в проектной деятельности на логопункте, алгоритм проведения таких проектов. Также должно быть организовано необходимое материально-техническое оснащение. Данный же проект «Слова наоборот» не требует больших материально-технических затрат. Все необходимое обычно имеется в арсенале любого дошкольного учреждения. А именно: •Техническое оборудование: компьютер, проектор, фотоаппарат (в том числе и у родителей). •Картинный материал: картинки с изображением слов антонимов. •Материалы для творческой деятельности: альбомы, краски, кисти, карандаши, ножницы, клей и т.п.
III. Заключение
Выводы Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и ,конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. Важнейшим его достоинством, является самостоятельное «добывание» знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает — «присваивает» знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова ребенок будет использовать их в собственной речи. Думаю, технологии проектной деятельности будет востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]