«Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед МБДОУ детский сад №16 «Ласточка»
г. Котовск Тамбовской обл.
Забродина А.Ю.
Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда.
В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии
, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся
хорошо известные специалистам технологии: логопедического обследования, коррекции звукопроизношения, формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, развития интонационной стороны речи, коррекция темпо-ритмической стороны речи, развития лексико-грамматической стороны речи, логопедического массажа.
Актуальность:
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Инновационность.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.
Активно использую в своей работе следующие инновационные здоровье сберегающие технологии:
- Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений)
- Технология «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук»
- Биоэнергопластика
- Логоритмика
- Су-Джок терапия
- Технология моделирования и проигрывания сказок
- Акватерапия
– цель этих технологий не только оптимизация процесса коррекции речи, но и обеспечение оздоровления детей.
1.Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Комплекс кинезиологических упражнений провожу на ежедневных утренних пятиминутках. Дети очень хорошо принимают данные упражнения и с удовольствием их выполняют.
2. Следующая технология о которой я хотела рассказать — «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук». «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев..» (В. А. Сухомлинский.) Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка, отмечают большое стимулирующее значение функции руки..
На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.
В одном из домов ребенка были проведены наблюдения за детьми первых недель жизни. У группы шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей пассивно тренировали правую руку, у других – левую. Через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухих детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухие дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом – оно требует многих и многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью. Педагоги активно используют в практике развитие мелкой моторики- пальчиковые игры, гимнастика и т.д. Почему меня заинтересовала данная инновационная технология? Все чаще у детей нарушается не только звукопроизношение, но и слоговая структура слова. Данная технология сочетает и развитие мелкой моторики и работу по устранению нарушений слоговой структуры слова (которая зачастую очень трудна в коррекции). Известно, что гласные звуки несут слогообразующую функцию. Проговаривание слов по слогам в сочетании с движениями пальцев рук, символизирующих движения губ при произнесении гласных звуков, позволяет корректировать слоговую структуру слова, развивать голос, слуховое и зрительное восприятие и память. По данной методике при произнесении гласных звуков с опорой на зрительный контроль облегчается проговаривание слов по слогам, т.к. ребёнку легче припомнить каждый последующий слог в слове.
3. Следующая технология на которой хотела остановиться –«Моделирование и проигрывание сказок» (автор Ткаченко Т.А.) Цель- формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения. Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. Данная технология особенно эффективна при работе с детьми имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми. Так же она имеет элементы пальчикой гимнастики, т.к. могут присутствовать элементы пальчикового или теневого театра.
4. Здоровьесберегающие технологии активно включают в себя различные виды массажа. Новыми в работе логопеда являются:
- суджок-терапия
— обладает высокой эффективностью и безопасностью. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами.
- аурикулотерапия —
массаж ушных раковин. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
- гидрогимнастика
– прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.
Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речь с движением)
5. Помимо здоровьесберегающих технологий особого внимания заслуживает технология — «Дидактический синквейн»
. Данная педагогическая технология служит для развития лексико-грамматической стороны речи, так как именно эта сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: — Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. — Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. — Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. — Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления). Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; • вторая строка – два слова, прилагательные; • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; • четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например,
1. Кукла 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.
Данную технологию можно использовать вариативно как на занятиях, так и подключать родителей.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, необходимо организовывать коррекционный процесс таким образом, чтобы ребенок ощущал интерес, новизну, элемент игры и творчества. Использование новых технологий в сочетании с традиционными дают хороший результат, наряду с коррекционными задачами вносят разнообразие, создают благоприятный эмоциональный фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций, что помогает достигать хороших результатов коррекции речевых нарушений.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.
Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.
Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.
К таким новым инновационным технологиям относятся:
- Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
- Кинезитеропия (логоритмика)
- Различные виды логопедического массажа
- Су-Джок терапия
- Гимнастика А. Н. Стрельниковой
- Дидактический синквейн
- Информационно-компьютерные технологии
- Мнемотехника
- Метод «блисс-коммуникации»
- Нейропсихологические методы.
Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики
- Регулярные проведение таких упражнений позволит:
- Выработать правильное речевое дыхание
- Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
- Улучшить фонематический слух
- Формировать умение изменять модуляцию голоса
- Улучшить ритмико-интонационную сторону речи
Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой).
- «Волшебная указка»
- «Шарфики»
- «Муравей»
- «Солнце и тучка»
- «Ракушка»
Кинезитерапия
Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)
Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.
Она предполагает несколько направлений:
Направление «ручная терапия», которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи), дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши), декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки), музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)
- «Камушки»
- «Шишки»
- «Деревянные ложки»
- «Дудочки»
- «Маракасы»
- «Матрешки»
Направление «пальчиковый игротренинг». Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.
- «Семена растений»
- «Мозаика»
- «Театр Би-Ба-Бо»
Направление «терапия движением». Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.
- «Пропевание звуков»
- «Трубочки»
- «Пластмассовые бутылочки»
Направление «изотерапия» — работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька». Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.
Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:
- Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
- Даются на дом задания-игралочки
- Изо-студия «Акварелька»
- Логопедический массаж
В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.
- «Шарик Су-Джок»
- «Массажное кольцо»
Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один – много»
Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.
Упражнение «Один-много»
Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. — — Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?
Дети поднимают плечи, удивляются:
— Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)
При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.
В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.
Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги». Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.
По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.
Дидактический синквейн
Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна ( «синквейн» — пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.
Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)
Примеры синквейна
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:
Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой), слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.
Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки»)
— на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.
Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
Процесс запоминания делится на 4 этапа:
- копирование элементов информации в зрительный образ
- сам процесс запоминания
- запоминание последовательности информации
- закрепление информации в памяти
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.
Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.
Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.
По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Компьютерные технологии в логопедии
Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры». Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.
«Игры для Тигры»
В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд). Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р].
На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды). Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.
Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.
Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.
Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.
ФоторамкаKodak Easy Share
Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.
Примеры электронных наглядно-игровых средств
Дидактическая электронная игра «Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая).
Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)
Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»
Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами).
При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.
Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп). 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.
Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.
Следующая > |
Традиции и инновации в логопедической практике Избранное
Традиции и инновации в логопедической практике
Ключ к успеху ― в инновациях, которые,
в свою очередь, рождаются креативностью.
Дж. Гуднайт
Сегодня в арсенале специалиста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.
Инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии выступает повышение эффективности образовательного процесса.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее применение не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую. Положительные результаты приносят технологии логопедического массажа, телесно-ориентированные, информационные арт-терапевтические технологии.
Сегодня необходимы исследования, направленные на улучшение практики в учреждениях, т.е. развитие практико-ориентированной науки. Практики должны осуществляться системно, осознанно и целеустремленно, все это нужно делать для того, чтобы не оказаться в жизненном противоречии: свобода изобретательства всяких реформ и их разрушительное действие.
Инновации ―это улучшение чего-то уже существующего. Мы не ставим образование с ног на голову, а ищем пути, которые позволят улучшить процесс образования и, прежде всего, его качество.
Так, что же важнее инновации или традиции в руках педагога на занятиях с воспитанниками ОВЗ? На это вопрос каждый, думаю, ответит сам, но хочется отметить: нововведения в образовании ― это веление времени. Но ограничиться одними новыми технологиями и инновационными методиками недостаточно. Если инновация служит целям «украсить», «пустить пыль в глаза», «утвердиться», она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени и денег.
Любой педагог испытывает момент, когда нужно резко измениться, чтобы подняться на следующий уровень, двигаемся вперед с сохранением профессиональных традиций в коррекционной педагогике и специальной психологии.
Не забудьте подписаться на Журнал «Логопед»!. Мы всегда Вам рады!
С добрыми пожеланиями и новыми идеями, главный редактор С.Ю. Танцюра
«Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста»
#Учебно-методические материалы #Методические указания и рекомендации #Воспитатель #Психолог #Логопед #Дефектолог #Дошкольное образование
Гудина Анна Ивановна, учитель-логопед АНОО средняя школа «Бизнес-гимназия» г. Волгоград «Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста»
Что такое речь? Речь – умение, способность человека говорить. Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка. Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются! Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. .
Давайте освежим в памяти, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка. Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово, а когда начнет говорить «как взрослый». Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное. Рожденный младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.
Доречевой период не кричит перед кормлением (к концу 1мес.) отсутствие улыбки (к концу 4 мес.) отсутствие или слабо выраженность лепета постепенное затухание начинающегося лепета Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Речевой период отсутствие простых слов отсутствие понимания окружающей речи понимание жестов и мимики, ее попытки общения с окружающем миром Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны не всегда могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами.
Сегодня наблюдается увеличение числа новорождённых с различными патологиями. Чем раньше начать коррекционную работу с детьми с нарушениями онтогенеза, тем более выраженным будет эффект. Важным направлением развития ребят в возрасте до трёх лет является реализация технологий раннего логопедического вмешательства. Сегодня наблюдается увеличение числа новорождённых с различными патологиями. Чем раньше начать коррекционную работу с детьми с нарушениями онтогенеза, тем более выраженным будет эффект. Важным направлением развития ребят в возрасте до трёх лет является реализация технологий раннего логопедического вмешательства. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий. Самое главное в ранней диагностике — это не упустить момент! Зачастую, когда мы определяем проблему важно вовремя ее заметить. Логопедическое обследование детей желательно проводить только в присутствии родителей или их законных представителей. Почему? Потому что современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний. Поэтому нашей задачей является помочь родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.
Субъекты раннего вмешательства специа- листы ребенок семья
Технологии логопедической работы Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми способностями. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Между тем это слово, пришедшее к нам от греков: «технос» – искусство, мастерство; «логос» – учение.
Отличия технологии от методики: Многие педагоги путают понятия «технология» и «методика». Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.
Современные технологии организации логопедической помощи детям раннего возраста Логопедия – наука относительно молодая и сложная. Наша наука стоит на стыке педагогике, психологии и медицины. Кто-то может сказать, что еще нового можно придумать? Уже хорошо, что мы не натираем язык перцем, не засовываем за щеки орехи, не прижигаем языки каленым железом, как это было в Древние времена. Тем не менее инноватика, какие-то педагогические технологии каждый год внедряются в логопедическую работу. Конечно любые использованные технологий не могут коренным образом изменить весь ход логопедической работы, но могут улучшить результаты вашей работы.
Логопедические технологии Логопедические технологии Инновационные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в предупреждении и преодолении речевых трудностей у детей раннего возраста. К ним относятся хорошо известные специалистам: Технология логопедического обследования. Технология коррекции звукопроизношения. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология развития интонационной стороны речи. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Технология логопедического массажа.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: Инновационные технологии в логопедической практике – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты. Это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, помогающие логопеду в работе. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к занятиям, повышение утомляемости. Дети часто становятся нервными, раздражительными, необщительными. Чтобы заинтересовать ребенка, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Нетрадиционные технологии . арт — терапевтические технологии (терапия на основе творчества) . современные технологии логопедического и пальцевого массажа (массаж при помощи предметов и игрушек) современные технологии сенсорного воспитания (терапия основанная на чувствах ребенка: осязание, обоняние, тактильные, слуховые, зрительные) телесноориентированные техники информационные технологии нейропсихологические технологии В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе творчества раскрывается внутренний мир ребенка. Через рисунок, игру, сказку, музыку — мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, стимулировать речь малыша. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания маленького человека через творчество. Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Виды арт-терапии: • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); • кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); • сказкотерапия; • куклотератия; • креативная игротерапия (песочная терапия); • смехотерапия; • ароматерапия; • цветотерапия (хромотерапия).
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Коррекционные задачи музыкотерапии: • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); • улучшение общего состояния детей; • стимуляции речевой функции; • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, интонации); • формирование слоговой структуры слова. Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии, используемые для развития речи: • техника «кляксография»; • техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ; • техника отпечатывания ватой; • техника «оттиск пробками»; • рисование тычком жёсткой полусухой кистью; • рисование ладонями; • пальцевая живопись; • рисование мягкой бумагой; • рисование на стекле; • рисование на манке.
Сказкотерапия Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Коррекционные задачи сказкотерапии: • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; • совершенствование лексико-грамматических средств языка; • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; • совершенствование звуковой стороны речи; • развитие диалогической и монологической речи; • эффективность игровой мотивации детской речи; Элементы сказкотерапии: • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности. Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Коррекционная работа предполагает: Коррекционная работа предполагает: Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы; Непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой; Лечебные этюды; Лечебные спектакли. В логопедической пальчиковой гимнастике дети могут надеть кукол на пальчики, которые помогали лучше усвоить материал. Куклы совершенствуют у детей мелкую моторику, массажируют мышцы пальцев, помогают активизировать речь. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить. Диагностика показала: у детей улучшилась память, речь, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.
Песочная терапия Песочная терапия — метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия способствует: • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; • обогащению словарного запаса; • развитию связной речи; • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; • развитию фантазии и образного мышления.
Смехотерапия Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям. Особенно полезно смеяться деткам, тем более что рассмешить крох будет не проблема, их умиляют практически все смешные ситуации: кривлянье, игра с ними в прятки, а также многое другое. Тут главное найти к крохи индивидуальный подход и тогда вы заметите целебный результат смеха. Для детей это, порой, единственная возможность коррекции различных отклонений в психоэмоциональном и речевом развитии.
Ароматерапия Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Дети — чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Виды ароматерапии: • ванны; • распыление; • ингаляциия; • массаж.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему. Это должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гиперактивными детьми. Исследования: Гиперактивным детям давали вдохнуть аромат мяты, а детям вялым, паретичным — запах лимона. В Результате дети допускали меньше ошибок на занятии, были наиболее внимательны и сконцентрированы. Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеансы показаны для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных лиц.
Цветотерапия (Хромотерапия) Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Период преддошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна. Работа с цветом способствует решению многих задач: • повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость; • обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; • знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Цветотерапия, несомненно, способствует: • улучшению психологического микроклимата дома и в детском коллективе; • стимуляции интеллектуального и эмоционального развития малышей; • улучшает аппетит (оранжевый, красный) или снижает (зеленый); • приобретению детьми навыков психофизической релаксации. Цветотерапия незаменима при использовании в детских учреждениях и детских комнат.
Телесноориентированные техники: Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (Сопряженная гимнастика); • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Биоэнергопластика Биоэнергопластика –это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Практика подтверждает эффективность этих технологий. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих: одновременная работа над всеми нарушенными звуками; имитация руками артикуляционных упражнений; обыгрывание артикуляционных упражнений; опора на кинестетические ощущения ребёнка; использование нетрадиционной Су-джок-терапии; воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. На первых этапах дети знакомятся с артикуляционными упражнениями, выполняют самомассаж кистей рук, затем вводится одна рука (у правши – правая, у левши – левая), и только потом добавляется вторая рука. Педагог следит за ритмичным выполнением. С этой целью применяются счет, музыка, стихи.
Логоритмика Логоритмика — это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально — речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Это — коктейль из движений, речи и музыки. Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только-только начинают говорить, то есть детям раннего возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание.
Степ-технологии В основе технологии лежит танцевальная игра, производная от Степ-аэробики. В сочетании с речевым текстом похожа на логоритмику. Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от возраста и уровня сложности упражнения. Танцевальная игра основанная на степе оказывает сильное влияние на развитие личности, помогает снять напряжение, повышает самооценку, развивает координацию движений, чувство ритма, укрепляет физическое и речевое дыхание, а самое главное способствует развитию речи. Начиная с 1 — 1,5 года. Упражнения можно подбираться в зависимости от возрастных особенностей. Для маленьких детей возможны занятия в форме игры. В речевой степ-аэробике необходимо правильное выполнение упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой и речевым материалом. В огороде шум-шум-шум, Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум, Прыг-прыг-прыг по пням, по пням, Съел морковку — ням-ням-ням!
Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для маленьких детей характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для маленьких детей характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Решая коррекционные задачи, в процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия, рабочей программой. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.
Логопедический массаж Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств. Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи. К основным видам логопедического массажа относятся: • классический ручной; • точечный; • аппаратный.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Пальцевый массаж • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; • прищепочный массаж; • массаж орехами, каштанами; • массаж шестигранными карандашами; • массаж чётками; • массаж травяными мешочками; • массаж камнями; • массаж зондами, зондозаменителями; • массаж приборами Су-Джок терапии. Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Технологии сенсорного развития Сенсорное развитие ребёнка ‑ это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий. Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных целях.
Лего-технологии ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество коррекционной работы с детьми, позволяют организовывать игровую, исследовательскую и творческую деятельность с детьми, даже с самыми маленькими, и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: активизация словаря (пассивного и активного); развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем и возраста; формированию грамматической составляющей речи; формированию и развитию правильного длительного выдоха. постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание “волшебных” ступенек, лесенок, дорожек); развитию и совершенствованию высших психических функций; тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негатива, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Здоровьесберегающая технология Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, Бутейко, тренажёр Фролова, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. Дыхательная система детей не совершенна: чем меньше ребенок, тем уже его дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, поэтому нельзя бездумно следовать какой-нибудь из новых техник. Маленькие дети требуют более тщательного и серьёзного подхода: 1. Учёта эффективности каждого упражнения; 2. Уровень сложности выполнения, доступность маленькому ребёнку. 3. Включение в систему упражнений для разных типов дыхания: — брюшного; — рёберного; — ключичного; — полного; Правильное речевое дыхание – это основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного, сильного выдоха, направленной воздушной струи. Поэтому дыхательная гимнастика занимает важное место и в логопедической работе.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. • нормализации и оптимизации работы дыхательной системы в целом; • активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует повышает внимание и улучшает память; • в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе; • улучшает речевое дыхание и звучность речи; • устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке, но не менее 2 раз в день. Часики. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз) Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза) Петушок. Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть, похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ – выдохнуть. (4 раза) Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза) Паровозик. Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд) Весёлый мячик. Стоя прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз)
МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики не всегда эффективен для целенаправленного формирования или восстановления отдельных мышц, страдающих нарушением по типу гипотонии. Миогимнастика -это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости. Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращая зубочелюстную деформацию. Лошадки или Конфета. Цоканье языком (30 сек) в удобном для ребёнка положения (сидя, стоя) Заводим машину. Произнесение звука Д-Д-Д (до 30 с.) Почистим зубки. Кончиком языка водить («чистить», «гладить») по верхним и нижним зубам вправо-влево (4-5 раз) Поцелуйчик. Вытянуть вперёд губы и чмокнуть (4-5 раз) Улыбочка. Растянуть губы как можно шире, вернуться в исходное положение губ (4-5 раз) Надуем шарик. Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками (4-5р)
Компьютерные технологии «Волшебная ручка» Еще одна современная электронная технология обучения, активно используемая нашей в работе с детьми – «Волшебная ручка» и серия книг, которая входит в комплекте с электронным устройством в виде ручки. В ручку уже «закачано» содержание обучающих книг. Чтобы электронное устройство «распознало» каждую книгу, нужно лишь дотронуться им до логотипа на первой странице. При касании текста «ручка» прочитает его вслух. С книгами серии Волшебная ручка дети смогут: ∙ читать или слушать книги серии самостоятельно, ∙ отвечать на вопросы и с помощью ручки проверять правильность ответов, ∙ узнавать значения новых слов, ∙ слушать небольшие музыкал