План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе»


Цель: показать роль и значение логосказок как один из эффективных приемов развития ре-чи у детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (статьи в СМИ, интернет-ресурсы);

2. Разработать картотеки для организации воспитательно – образовательного процесса.

3. Применить эти разработки на практике.

Актуальность темы:

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, име-ющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо раз-витие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются ЛОГОСКАЗКИ.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связан-ных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.

Этапы работы по самообразованию

Информационно-подготовительный этап

— Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

— Изучение периодической печати.

— Знакомство с работами других педагогов.

— Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Методическая литература:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Фе-дерации» № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

№ 1155

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» — СПб. «КАРО», 2001

4. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М.: Линка-Пресс, 2008

5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Рече-вые развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2009

6. Справочник старшего воспитателя до-школьного учреждения, №11, 2013

7. Дошкольное образование, №8, 2009

8. Интернет-ресурсы.

Практический этап

Разработать картотеки по теме самообразования.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

— Подготовить консультации по те-ме.

Разработать и апробировать си-стему работы по теме самообразования.

— Участвовать в работе конференций, семинаров. -Картотеки по теме самообразования,

-рекомендации, памятки для педагогов и родителей,

-консультации по теме.

Итоговый этап (отчёт)Формы отчета:

— обобщение опыта работы по теме самообразования.

— Выступления на педсоветах, се-минарах — по обмену опытом и педагогических находок.

— Мастер – класс.

— Консультации и картотеки для пе-дагогов по теме самообразования.

— Внедрение в педагогический про-цесс методических пособий.

— Ознакомление коллег с новинка-ми методической литературы по те-ме само

образования.

— анализ результатов работы.

-Консультации и картотеки для педагогов по теме самообразования;

-Картотека по теме;

-Опыт работы, презентация по теме.

Перспективный план работы по самообразованию

на 2020-2021 год

сентябрь

-Чтение художественной литературы.

-Дидактические, артикуляционные, пальчиковые игры.

-Самостоятельная деятельность.

-Подбор и изучение методической лите-ратуры по данной проблеме

-Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

октябрь

-Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

-Помощь в обогащении предметно-развивающей речевой среды.

ноябрь

-Обмен опытом между коллегами.

-Помощь в обогащении предметно-развивающей речевой среды.

декабрь

-Изучить опыт других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Оформление наглядной ин-формации.

январь

-Использование логосказок в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в игре, в свободной деятельности

-Создать картотеку по пальчиковым играм, упражнениям на релаксацию, дыхательным упражнениям, упражнениям на координацию речи с движением, играм на развитие

слухового внимания;

-Мастер-классы для родителей

февраль

-Подобрать цикл сказок на коррекцию речевого развития дошкольников

-Консультация для родителей: «Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома»

март

-Обмен опытом между коллегами.

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы

апрель

-Картотека для воспитателей

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы.

май

-Оформление результатов работы по теме,представление материалов;

-Создание презентации «Коррекции речи дошкольников при помощи лого-сказок».

-Участие родителей для закрепления коррекционной работы.

Литература:

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования При-каз Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.

№ 1155

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» — СПб. «КАРО», 2001

4. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М.: Линка-Пресс, 2008

5. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Речевые развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2009

6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №11, 2013

7. Дошкольное образование, №8, 2009

8. Интернет-ресурсы.

Программа по самообразованию учителя — логопеда ДОО на 2020-2024 годы

Индивидуальная программа самообразования учителя — логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №175 комбинированного вида» Советского района г.Казани на 2020-2024 годы.

Сведения о себе:

Ф.И.О.

Карпова Любовь Михайловна

Год и место рождения

: 1980, Саратовская обл., город Балаково.

Образование:

высшее, КГПУ, факультет русского языка и литературы, логопедии.

Год окончания:

2002

Специальность по диплому

: учитель русского языка и литературы, учитель – логопед.

Место работы:

МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №111» Авиастроительного района города Казани, МБДОУ «Детский сад №162» Советского района города Казани, МБДОУ «Детский сад №175» Советского района города Казани.

Должность

: учитель – логопед.

Общий стаж:

17 лет;
педагогический стаж:
17 лет;
стаж в данной должности:
17 лет.

Квалификационная категория:

высшая.

Дата присвоения:

декабрь 2022.

Курсы повышения квалификации:

1. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», 144 ак.ч., АНО ДПО «УиРПКиП», удостоверение № 592403934772, 2016.

2. «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение №1327846-2236, 2016.

3. «Современные образовательные информационные технологии в работе учителя», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 019727, 2016.

4. «Углубленная олимпиадная подготовка учащихся по русскому языку», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1357730 – 4842, 2016.

5. «Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях», 72ч., ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО», удостоверение №У-2673/вн, 2016.

6. «Здоровьесберегающие технологии в образовании в условиях внедрения ФГОС», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1675120-3172, 2022.

7. «Психология учителю: работа с «трудными» учениками и родителями», 72ч., ООО «Центр онлайн – обучения Нетология – групп, Фоксворд», удостоверение № 1558931-1034, 2022.

8. «Клинические основы стоматологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей и взрослых», 144ч., МЦДО ООО «Бакалавр – Магистр», удостоверение № 772406788869, 2022.

9. «Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», 144ч., АНО АДПО, удостоверение 452406846099, 2022.

10. «Классический оздоровительный массаж», 72ч., ЧОУ ДПО «Школа массажа «Секрет», свидетельство № 10/18, 2022.

11. «Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушений речи у детей дошкольного возраста в ДОУ», 144ч., ЧОУ «Учебный центр дополнительного образования «ВсеВебинары.ру», удостоверение № 540800172060, 2022.

12. «Обучение лиц с ОВЗ в системе профессионального образования», 72ч., Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова, удостоверение 162408878293 ПК-1799–2019, 2022.

13. «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах по аттестации педагогических работник дошкольных организаций», 36ч., ГАОУ ДПО ИРО РТ, сертификат № 5429 – ст, 2015.

14. «Теория и практика оказания первой доврачебной помощи в ОО: реализуем ФЗ об образовании», 24ч., ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего», удостоверение Д-269, 2016.

15. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков», 20ч., НОУ ДПО ЦСГО, удостоверение № 162405081378 рег. № 2677, 2022.

16. «Логофасциальный массаж при мышечных функциональных нарушениях у лиц с речевой патологией», специалист по логопедическому, фасциальному массажу и миофасциальному центрированию Сахаровская О., сертификат, 2022.

17. «Профессиональные компетенции педагога инклюзивной образовательной организации», Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), сертификат, 2022.

18. «Технологии коррекции дислексии как путь к улучшению успеваемости учащихся», 18ч., Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), сертификат, 2022.

Профессиональная переподготовка не менее 500 час.

«Дошкольная дефектология» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» в сфере дошкольного образования, 520 ч., ООО «Издательство «Учитель», Диплом 342406882793 ППК-2038, 2022.

Методическая тема:

«Реализация здоровьеформирующего и здоровьесберегающего подхода при формировании психофизиологической базы речи и коррекции речевой функции у дошкольников с особыми образовательными потребностями (тяжелыми нарушениями речи) в коррекционно — развивающей деятельности учителя — логопеда ДОО».

Сроки разработки темы

: 2022 – 2024гг.

Цель самообразования

:

повышение методологической базы, совершенствование уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционно – развивающей помощи детям с ОВЗ и их родителям.

Задачи:

— повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

— организовать сетевое взаимодействие для решения поставленной цели: педагоги, медики, студенты, высшее образование, родители;

— разработать программы дополнительного образования, рабочую программу учителя — логопеда;

— оформить пространственно – предметно – развивающую среду в кабинете и группе в виде центров речевой активности согласно ФГОС ДО;

— организовать консультационную и просветительскую деятельность по вопросам психоречевого развития детей ДОО среди педагогов и родителей;

— транслировать передовой педагогический опыт в рамках семинаров, конференций, вебинаров различной формы и уровня с целью;

— разработать методические материалы для педагогов, родителей.

Обоснование выбранной темы

.

Количество воспитанников с речевыми нарушениями, осложненными сопутствующими медицинскими проблемами развития, возрастает год от года. Усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема профилактики, коррекции, стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми, но на базе здорового моторного и психоречевого потенциала. Поэтому освоение и применение в логопедической практике инновационных технологий и знаний из области нейропсихологии, миофункциональной терапии, ортодонтии, остеопатии, рефлексотерапии, массажных практик становится приоритетным направлением коррекции речевых нарушений при условии междисциплинарного подхода и взаимодействия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя — логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя — логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога — психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, медицинских и социальных институтов) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей, мелкой, артикуляционной.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество речевой дошкольной подготовки, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование

— одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования

.

  1. Диагностическая, консультационная, коррекционная деятельность

    Организация образовательного процесса.

    Содержание работы Сроки
    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка. Начало учебного года
    В теч. года
    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО. В течение года
    Он-лайн консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя — логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке. В течение года
    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. По плану ДОУ
    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру, окружающему миру. В течение года
    Проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. В течение года
    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». В течение года
    «Совместная картотека» — подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты. В течение года
    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника В течение года
    Семинары — практикумы «Методы и приемы развития речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка» Сентябрь, январь, май
    «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» — создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек. В течение года
    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» — подготовка ребенка к письму и развитие тонкой моторики В течение года
    Реализация проекта «Рука в руке» — педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями В течение года
    Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий год Апрель
    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт. В течение года
    Участие в работе РМО учителей-логопедов По плану РМО
    Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ Постоянно
      Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.
    В течение года
  2. Методическая работа.
  3. Обобщение, распространение практического опыта по теме.

    Содержание работы Сроки
    1 Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам. Постоянно
    2 Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №175». Начало года, регулярно
    3 Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда, циклограммы рабочего времени на учебный год Сентябрь
    4 Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов. В течение всего периода
    5 Разработка программы коррекции на учебный год. Начало года
    6 Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек. В течение года
    7 Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение». В течение года
    8 Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке». В течение года
    9 Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов. По плану
    10 Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы. В течение года
    11 Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной». В течение года
    12 «Совместная картотека» — создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома. В течение года
    13 Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка В течение года
    14 Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики) В течение года
    15 Оформление проекта «Рука в руке» — педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями В течение года
    16 Наличие, ведение, обновление персонального сайта Постоянно
    17 Подготовка к ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет Апрель
    18 Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера. В течение года
    19 Обобщение опыта работы по методической теме: разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель. В течение года
    20 Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика». Постоянно
    21 Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование». Октябрь
    22 Постоянное повышение квалификации на дистанционных и очных кратковременных и долгосрочных курсах повышения квалификации для педагогов ДОО. Постоянно
    23 Участие в ежегодном конкурсе чтецов при КФУ Октябрь
    24 Участие в ежегодных международный научно – практических конференциях при КИУ им.В.ГТимирясова (ИЭУП). Публикации в сборниках, участие в мастер – классах и в работе секций, модератор одной из секций работы конференции. Март
    25 Участие в ежегодном конкурсе чтецов среди воспитанников логопедических групп ДОУ Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани Апрель
    26 Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования. Постоянно
    27 Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей — логопедов По плану ст. логопеда
    28 Наличие персонального сайта https://multiurok.ru/logoped175/: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет. Постоянно
    29 Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на образовательных порталах «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок». Регулярно
    30 Работа он — лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников. Постоянно
    31 Работа в Клинике остеопата Байрамовой логопедом, миофункциональным терапевтом, бломберг – терапевтом По графику
    32 Работа в КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП). С 1 сентября 2018
    33 Учеба в аспирантуре КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) старшим преподавателем кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП). 2020-2022

    3. Изучение специальной литературы.

    1 Изучение и размещение материалов на сайтах:

    Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», https://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

    2 Изучение периодических изданий, методической литературы.
    • Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».
    • Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
    • Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — №1.
    • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
    • Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
    • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
    • Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
    • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
    • Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.
    • Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».
    • Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.
    • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
    • Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
    • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С.-Пб, ИД Литера, 2009г.
    • Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
    • Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. — М.: Мозаика — Синтез. — 2015г. – 160с.
    • Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
    • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
    • Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

План самообразования воспитателя логопедической группы Гавриловой К.А. на 2016 – 2022 учебный год

Согласовано:
Зам. зав. по УВР МБДОУ № 303

Стонт С.В.__________________

Утверждаю:

и.о. зав. МБДОУ № 303

Соседова Л.А. _________

План самообразования

воспитателя логопедической группы

Гавриловой К.А.

на 2016 – 2022 учебный год

Тема:

Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.

Цель:

Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.

План самообразования.

Тема:

Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.

Цель:

Расширение педагогических и коррекционных знаний по теме для полноценной и успешной социализации личности ребенка в повседневной жизни, в процессе специальных игр и упражнений; побуждение детей использовать в своей речи фольклор, обогащение словаря; показать значение русского языка в развитии речи.

Этапы Вид деятельности Цель Время проведения Форма отчетности
I.
  1. Изучение закона «Об образовании» и других нормативных документов.
  2. Изучение методической литературы:
  • Программа дошкольного образования: «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
  • Журналы: «Старший воспитатель», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель», «Дошкольная педагогика», «Дефектология», «Логопед» и другие.
  • Газеты: «Первое сентября», «Дошкольное образование», «Педагогическая газета» и другие.
  • «Пословицы, поговорки, загадки» Мартынова А.К.
  • «Потешки, песенки, пестушки, считалки» хрестоматия и другие.
  1. Изучение интернет — ресурсов
Повышение уровня знаний для педагогической и коррекционной работы. Сентябрь — апрель
II.
  1. Составление картотеки потешек, песенок, пестушек, считалок.
  2. Создание методической папки.
  3. Оформление театра по потешкам.
  4. Подбор художественной литературы.
  5. Разучивание с детьми песенок, считалок, потешек, пестушек.
Создание образовательного пространства по развитию у детей речевых навыков и умений с помощью фольклора. Октябрь — май Буклеты для родителей.

Памятки.

Выставка книг для педагогов и родителей.

Сюжетно-ролевая игра «Я в театре».

Показ театральной самодеятельности для воспитанников средней логопедической группы «А».

III. Подведение итога по теме самообразования. Определение результативности и разработка плана на новый учебный год по теме самообразования. Май Презентация картотеки потешек, песенок, пестушек, считалок на педсовете.

План самообразования учителя-логопеда

Можно предложить ученику выбрать из орфографического словаря 4-5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить эти слова и правильно их произнести, указав место отрабатываемого звука. При необходимости учитель уточняет значение этих слов.

Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

Тренируясь в выделении звуков, ребенок с фонематическим недоразвитием должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах. С этой целью следует подбирать большое количество упражнений, в которых изучаемый звук стоял бы в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш)

. При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком
Ш
слова со звуком
С
не даются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить, различать и выделять из состава слова изучаемый звук.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то в начале для ориентировки можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов. На основе схемы ребенок устанавливает порядок звуков в анализируемых словах и одновременно определяет, какое место занимает в словах изучаемый звук.

По мере усвоения анализа с помощью схемы следует перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах, и наконец, звуковой анализ в уме, про себя. Так как ребенок еще не редко ошибается, то необходим непрерывный контроль за правильностью выполняемых им действий со стороны логопеда. Постепенно возникает возможность перейти к более обобщенным и сокращенным упражнениям типа: «Назови четвертый звук в слове» или «Какой звук стоит до…? какой после…? какой между…?» и т.д.

Как видно, здесь имеет место расчленение действий звукового анализа на отдельные элементы (операции). Усвоение каждой новой операции готовит учащихся к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.

В этот период широко используют разрезную азбуку и всевозможные письменные упражнения. Ребенку предлагают прослушать слово, повторить его и проанализировать; после анализа составить это слово из букв разрезной азбуки, прочитать вслух и записать в тетрадь по памяти. Можно предложить составленное слово переделать в другое при помощи замены буквы или нескольких букв (суп-сук – сок

-…); расположить эти слова одно под другим, прочитать, проанализировать и сравнить звуковой состав каждого из них. Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука изменяется смысл слова.

Индивидуальный план по самообразованиюматериал по логопедии (подготовительная группа)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад№15 Семицветик»

План по самообразованию

учителя-логопеда Кочкиной Ирины Александровны

по теме: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

2020-2021 учебный год

Озерск 2020

Концепция

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Речь — это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Данная тема самообразования выбрана не случайно. Развитие связной речи является важнейшей задачей в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребенка. Все это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексикограмматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной. У детей с ОНР мы видим множество проблем:

односложная,

состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грамматически правильно построить предложение;

бедность речи;

употребление нелитературных слов и предложений;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т. д.;

плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием приемов мнемотехники должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в

памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса – из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь — большой круг. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.

Цель: Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.

2. Ознакомиться с инновационными методиками.

3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная — через индивидуальный план;

групповая — через участие в деятельности городского методического объединения учителей-логопедов, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством интернета.

План работы по теме самообразования

Направление 2019-2020гг. 2020-2021 гг.
1.Программнометодическое обеспечение Подбор методической литературы по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники». Определение цели и задач. Разработка и внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающей, коррекционной педагогической технологии – мнемотехника. Приобретение литературы по формированию связной речи
2. Материально-техническая база Приобретение аудио пособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Подбор материала по оформлению уголков Создание предметно-развивающей среды.

Пополнение имеющихся уголков

3. Взаимодействие с детьми Подбор диагностических методик с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений Оформление и пополнение картотеки: подвижные игры, пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений. Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы: — на занятиях;

— в свободной деятельности;

— в продуктивной деятельности;

— в индивидуальной деятельности.

4. Взаимодействие с родителями

5. Взаимодействие с педагогами

Приобщение родителей к оформлению развивающей среды в группе. Подбор консультационного материала.

Создание памяток для по развитию связной речи «Обучение связной речи». «Мнемотехника» на занятиях по развитию речи

Консультации для родителей на тему: «Метод мнемотехники в коррекционно развивающей работе с детьми». «Роль мнемотехники в речевом развитии дошкольников».

Тематические беседы с родителями. Проведение консультации для родителей на тему: «Связная речь». Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей » Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей Провести конкурс совместно родители и дети: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей «

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники» Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе.

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Месяц Содержание работы Практический выход
Сентябрь Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме. Выбор темы
октябрь Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Наличие литературы по теме самообразования
декабрь Подготовка пособий и подборка материала для составления мнемосхем. Наличие материала
январь Подбор диагностических методик с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений Наличие материала
февраль Приобщение родителей к оформлению развивающей среды в группе Наличие консультативного материала.
март Консультация для родителей «Роль мнемотехники в развитии речи ребенка» Подбор консультативного материала
апрель Создание памяток для родителей по развитию связной речи «Обучение связной речи». Повышение знаний родителей
май Консультация для педагогов ДОУ по теме «Мнемотехника» на занятиях по развитию речи» Повышение уровня педагогических знаний педагогов ДОУ

Список литературы

1. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г

2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

3. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДетствоПресс», 2001г. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г. 4. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. — №10.

5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]