Фронтальное логопедическое занятие с презентацией для старшей группы с учетом ФГОС ДО
Фронтальное логопедическое занятие для детей старшей группы «Варенье из облаков»
Статья составлена по материалам Елены Матвиенко, Лидии Слуцкой, Е. Кошкаровой, Т. Керстен.
Данный материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детского сада. Конспект занятия составлен с учетом федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Фронтальное логопедическое занятие для детей старшей группы «Варенье из облаков» Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Программное содержание Образовательные задачи: — обучать детей устанавливать контакт друг с другом, способствовать сплочению группы; — способствовать снижению эмоционального напряжения, импульсивности. Развивающие: — развивать внимание, речь, воображение, память, мышление. Воспитательные: — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Предварительная работа: Словарная работа: самомассаж, пейзаж. Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, газовые платочки разных цветов, раздаточный материал для нетрадиционного рисования пальчиками «Слоненок», музыкальный центр, кисломолочный продукт.
Ход деятельности:
I. Организационный момент. 1. Игра – приветствие под музыкальное сопровождение. 1:Проходите, проходите все малыши! Хорошо, что вы пришли. — Ну здравствуйте, ребята! — Здрав-ствуй-те! — Как ваше настроенье? — Очень хорошо! — Пора нам заниматься. — Да-да-да! — Мы будем все стараться — Так же как всегда. — Будем рисовать На вопросы отвечать. Прошу, ребята, Вас За мною повторять. 2:Проходите, в гости к нам щенята пришли. Отвечайте, как они. — Ну здравствуйте, щенята! — Гав-гав-гав! — Как ваше настроенье? — Гав-гав-гав-гав-гав! — Пора нам заниматься. — Гав-гав-гав! — Мы будем все стараться — Гав-гав-гав-гав-гав! — Будем танцевать И песни распевать. Прошу, щенята, Вас За мною повторять. 3:Проходите, проходите все малыши! Хорошо, что вы пришли. — Ну здравствуйте, ребята! — Здрав-ствуй-те! — Как ваше настроенье? — Очень хорошо! — Пора нам заниматься. — Да-да-да! — Мы будем все стараться — Так же как всегда. — Будем рисовать На вопросы отвечать. Прошу, ребята, Вас Присесть за стол сейчас. II. Сообщение темы и цели занятия. — Сегодня мы с вами будем играть с облаками. А как мы будем это делать вы узнаете чуть позже. III. Основная часть. 1. Беседа, о том какого цвета бывают облака. — Ребята, какого цвета бывают облака? — Белого! — Разве только белого? Нет. Облака бывают и других цветов, а каких, вы узнаете посмотрев презентацию. Внимание на доску. 2. Мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением «Варенье из заката» Вы пробовали когда-то Варенье из заката? Вот оно клубничное, Ну, а потом черничное. Немного необычное, Хотя на вкус отличное. Такой чудесный ужин Всегда для нас готов. Сдуть не забудьте пенку Из свежих облаков. 3. Обсуждение увиденного. — Какого цвета бывают облака? — Красного, оранжевого, синего, фиолетового, серого, разового, малинового. — Почему так происходит? — Солнышко восходит и заходит, окрашивая облака в разные цвета. 4. Самомассаж с платочками. Ребята получают газовые платочки разных цветов и делаю самомассаж под руководством педагога-психолога. — Облака опускаются к нам на ладошку. — Гладим сначала правую ладошку, потом левую ладошку. — Гладим ручки от плеча к пальчикам. — Пропускаем платочек между пальчиков. — Спрячем облако в кулачок и выпустим его. Положить платочки рядом с ребенком. 5. Физминутка «Слоненок на облаке». Жил серый Слоненок На облаке белом. По синему небу Тихонько летел он. И песни цветные Слоненок трубил О том, что видел и любил. Когда он на яркое Солнце смотрел, То рыжие песни Он весело пел. Когда же он голову вниз опускал, Зеленые песни распевал. 6. Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования пальчиками (хоботом) с помощью слоненка. – Слоненка мы не отпускаем. Мы попросим его остаться с нами и помочь нарисовать облака на небе. IV. Итог занятия. — Что вам понравилось? — Что было веселым? — А теперь мы все вместе попробуем облака на вкус. Ребята пробуют облака на вкус (кисломолочный продукт).
Презентация для фронтального логопедического занятия для старшей группы с учетом ФГОС ДО
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по логопедии для старшей группы Конспект игрового занятия в старшей группе по развитию речи Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков т-д для детей старшей группы Коррекционно — развивающее НОД с подгруппой детей 5-6. Конспект
Похожие статьи:
Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия на тему «Животные» в старшей группе
Конспект занятия – путешествия для детей старшей группы ДОУ на тему: Птицы
Конспект интегрированного занятия на тему «Космос». Старшая группа
Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОСметодическая разработка по логопедии на тему
Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС |
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.
I. Общая памятка по составлению конспектов
- Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
- Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
- Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
- Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
- Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.
II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия
1. Мотивационно-целевой этап
Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.
Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:
- Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
- Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
- Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.
Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:
Два подхода к постановке проблемы.
- (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
- Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.
В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема — кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.
2. Ориентировочный этап
Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)
На ориентировочном этапе можно предложить задание:
— Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).
Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.
На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?
3. Поисково-исследовательский этап
Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.
Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать — на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).
Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].
4. Практический этап
Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.
Вот примеры такого вида организации части занятия:
- Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
- Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.
Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.
5. Рефлексивно-оценочный этап
На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос — не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:
— Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])
— При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?
— Почему, как вы думаете?
— Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)
— Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)
— На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?
— Оцените каждый свою работу по таблице.
— Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!
РОль учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС
Роль учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования
Подготовила учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 23«Колокольчик» Буланова Е.Н.
За последние годы в системе дошкольного образования произошли существенные изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ»
, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС), является основным документом, в котором задаются новые координаты для развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Основная мысль ФГОС
ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание
условий
развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.
Особые требования предъявляются к деятельности учителя-логопеда
, задачами которого является ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей и склонностей, организация видов
деятельности
, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание консультативной и иной помощи.
Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда
. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы.
Учителю
-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.
Для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, определено и на государственном уровне — в тексте ФГОС ДО
.
Современная образовательная политика актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности
по речевому развитию дошкольников.
В этих изменяющихся условиях
нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе, которая предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения?
Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?
В тексте ФГОС о. Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы; — «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе. Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека». Как должна измениться работа учителя-логопеда?
Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».
Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально — ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов: -придание результатам образования социально и личностно значимого характера; -более гибкое и прочное усвоение знаний детьми; -существенное повышение мотивации и интереса к учению; — обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий. Компонентами логопедического сопровождения являются: — профилактика речевых нарушений;
— логопедическая диагностика;
— коррекция речевых дефектов; — формирование всех сторон (компонентов) речи; — развитие невербальных психических функций; — развитие эмоционально-волевой сферы; — формирование нравственных установок ребёнка.
Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям: 1. Диагностическое. К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов: — обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута. По результатам диагностики составляется речевая карта. 2. Коррекционно-развивающее. К коррекционно-развивающему направлению относятся: — индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи; — работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума; — проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей. 3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности. К данному направлению логопедического сопровождения относятся: — консультирование педагогических работников; — консультирование родителей; — выступления на МО учителей-логопедов;
— проведение открытых логопедических занятий;
-выступления на родительских собраниях; — публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах; -работа по теме самообразования; — осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой; — пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Специальные компьютерные игры «МЕРСИБО»
,
«Игры для тигры»
и др. которые используются в моей работе с детьми.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Я как учитель-логопед в своей работе использую ИКТ для:
- Подбора иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация)
.
- Подбора дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.
- Знакомства с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации, отчетов.
- Обмена опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.
В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования.
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.