Задачи
- Обогащение словарного запаса детей.
- Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
- Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.
- Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
- Общее развитие познавательных процессов.
Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.
НОД по развитию речи «Перелетные птицы».
Автор: Давлетова Гульнара Урумбаевна
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад» с. Горьковское
Населенный пункт: п. Новоорск, Оренбургская область
Тема: НОД по развитию речи «Перелетные птицы».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 06.04.2019
Цели: развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи;
Связанная речь: продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать навыки составления рассказа по опорным схемам (рисункам).
Оборудование: опорные схемы, фотографии перелетных птиц, мяч.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент
— Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
Составление рассказа по опорным картинкам «Почему птицы улетают на юг?»
— Дети, вы, наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о перелетных птиц.
— Каких птиц мы называем перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг в теплые края).
— Птицы улетают на юг собираясь в стаи. Летят стаей, клином, по одиночке. Объяснение сопровождается показом иллюстрации. Назовите известных вам перелетных птиц. (Дети называют птиц, а воспитатель выставляет на магнитной доске их изображения.)
Загадки
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его… (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
«О какой птице ты хочешь рассказать?» Воспитатель предлагает детям описать птицу, показывая фотографию, назвать ее характерные черты. Воспитатель может помогать детям вопросами.
— Эта птица крупная или мелкая?
— Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида: какие у нее крылья, клюв, лапы? Если ребенок говорит «длинный клюв», воспитатель «значит мы его можем назвать длинноклювым», «черные крылья» — «чернокрылый» и т.д.
Это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? — Короткохвостый. Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – длиннохвостая. Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый. У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Физкультминутка “Улетают – улетел”
Скоро белые метели Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх ) Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей) Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам) И скворечник опустел (руки перед собой) Аист крыльями полощет (взмахи руками) Улетает, улетел (имитация полета птиц).
Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.
Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают,. высиживают, поют.
Игра «Один-много» — Дети, выходите на ковер, мы с вами поиграем.
Журавль-журавлей, кукушка-кукушек, утка- уток, цапля-цаплей, грач-грачей, скворей-скворцов.
Игра «Назови ласково»
— А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко. Игра проводится на ковре.
Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.
— Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
Конспект занятия по развитию речи » Зимующие птицы»
автор: Туршатова Ольга Николаевна в
опитатель МБДОУ №2 компенсирующего вида
Конспект занятия по развитию речи » Зимующие птицы»
Конспект занятия по
развитию речи в средней группе
«Зимующие птицы»
Цель:
Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Закрепить знания о строении птиц. Формировать понятие “зимующие птицы”. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Правильно составлять предложения.
Задачи:
— Образовательная:
уточнить и расширить представления у детей о зимующих птицах, их внешнем виде; активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); учить отвечать на вопросы полным предложением.
— Развивающая: развиватьу детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц, наблюдательность, познавательные способности — речь, память, внимание, логическое мышление.
— Воспитательная:
воспитывать умение слушать рассказы других детей; воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
загадки о зимующих птицах, письмо, кормушка, корм, вырезанные птицы
(
зимующие и перелётные, схема для рассказа о птице, разрезанные на части картинки птиц
.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята иду, я сегодня в детский сад, а мне на встречу летит снегирь. Смотрю, а в клюве у него конверт. Он с высоты мне бросил его и улетел. Интересно, что написано в письме, давайте прочитаем?
Дети:
давайте
Я, Снегирь-снегирёк живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму.
И подпись: снегиь
Воспитатель:
Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо снегирю.
Дети:
Давайте.
Воспитатель:
Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.
Воспитатель
: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья снегиря.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько здесь на ёлочке птиц. А вот и сам снегирь, давайте его попросим пусть расскажет сам ,что прилючилось.
Воспитатель:
Снегирь- снегирёк, что случилось, что за переполох?
Ребята, он говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Дети подходят к ёлочке, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель:
Какие это птицы?
Дети:
Перелётные.
Воспитатель:
Почему они так называются?
Дети:
Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель:
Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети:
Они замёрзнут от холода и погибнут от голода, потому, что эти птицы насекомоядные, питаются насекомыми, а зимой все насекомые спят, прячутся в земле. Давайте этих птиц отправим на юг, где они могут прокормиться.
Воспитатель:
Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют
птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел, ворона, сорока.
Воспитатель:
Какие это птицы?
Дети:
Зимующие.
Воспитатель:
Почему их так называют?
Дети:
Потому что они зимуют с нами, прилетают из лесов поближе к человеку.
Воспитатель:
Снегирь ты поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.
Дети садятся на стульчики
Отгадывание загадок.
Воспитатель:
Ребята, а вы загадки отгадывать любите?
Дети:
Да
Воспитатель:
- Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (воробей)
- Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
- Непоседа, невеличка, жёлтая вся птичка,
Любит сало и пшеничку. (синичка)
- Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел.)
- Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
(Дети прикрепляют картинки птиц на доску)
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
Воспитатель:
Ребята, снегирь, спрашивает, а вы, знаете из каких частей, состоят птицы?
Воспитатель:
Дети, давайте рассмотрим птицу и расскажем снегирю о птицах.
Воспитатель:
Молодцы. Ребята, снегирь спрашивает, а вы знаете, чем питаются птицы?
Дети:
Зёрнышками, хлебными крошками, крупой, ягодами, салом.
Игра «Собери картинку»
Детям раздаются конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.
— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. (Детям, которые затрудняются выполнить задание, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.)
Воспитатель спрашивает детей.
— Расскажи какую птиц ты составил? Аты?
— А теперь ребята давайте поиграем
Физкультминутка.
Птички клювик поднимают (поднимают и опускают голову)
.
Птички крылья расправляют (поднимают и опускают прямые руки)
.
Птички зёрнышки клюют (приседают и стучат указательными пальцами по колену)
.
Птички песенки поют (поворачиваются вправо и влево, взмахивая руками и произносят «Тень – тень»
).
Птички ножки разминают (поочерёдно поднимают ноги, сгибая колени)
.
Птички прыгают, летают (прыжки на двух ногах)
Воздух носиком вдыхаем (медленно поднимают руки – вдох, отпускают – выдох)
.
Дети полетели и сели на стульчики.
Воспитатель: А
теперь ребята послушайте, я расскажу о воробье, а вы внимательно послушайте. ( рассказ воспитателя)
Воспитатель:
А теперь , кто из вас желает рассказать о воробье, можно смотреть на схему при рассказывании.( рассказы детей
Воспитатель:
а вы хотели бы помочь птицам, чтобы они не погибли от голода.
Дети:
Да
Воспитатель:
Вот у нас есть кормушка , мы сегодня повесим на нашем участке, и каждый день будем класть в гашу кормушку еду для птиц.
Итог:
Вот и подошла к концу наша прогулка полесу. Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах.
Конспект занятия по развитию речи » Зимующие птицы»