Конспект подгруппового коррекционного занятия для детей подготовительной группы с ТНР

Цель занятия: изучаем букву Ф, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Ф, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ф по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Фиалка


Фламинго


Флаг


Филин

Когда мы произносим звук [ф], нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка. Произнеси: ФФФ. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ф].

  • Какой звук есть и в слове ФЛАГ, и в слове ШКАФ, и в слове ТУФЛИ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ф] в слове ФЛАГ? — ШКАФ? — ТУФЛИ? — ФАРТУК? — ГРЕЙПФРУТ?
  • Гласный или согласный звук [ф]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Задание: печатная буква Ф для дошкольников

Рассмотри букву Ф. Нашили букву Ф в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Распечатать

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Звук Ф»

Конспект НОД на тему: «Звук Ф»

Конспект занятия могут использовать учителя-логопеды при ознакомлении детей со звуком Ф в старшей группе компенсирующей направленности.
Цель: 1. Познакомить детей со звуком Ф. Учить выделять звук в ряду других звуков, в составе слова. Учить выполнять анализ слога ФУ, звукового ряда АФЫ. 2. Закрепить знания по теме «Дикие животные». Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным. 3. Развивать слуховое восприятие. 4. Воспитывать желание заниматься. Материал: звуковые кубики, звук Ф, предметные картинки на звук Ф, игрушки животных, фанты. Ход: 1. – Назови в слове первый звук: БАНКА, ПОЛКА, ПИОН, БИНОКЛЬ, ЭХО, УЛЕЙ, ПАНАМА, БАНТ, ПЕТУХ, БИНТ, ОБЛАКО 2. Работа над звуком Ф: — Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Какой звук повторяется в словах: ФАТА, ФОНТАН, ФАЗАН (Звук Ф). — Произнесите звук Ф. Звук Ф – гласный, или согласный? (Звук Ф – согласный, потому что он не поется). — Что мешает его петь? (Верхние зубы и нижняя губа). — Проверим по горлышку, звук Ф – звонкий, или глухой? (Звук Ф – глухой, потому что в горлышке не звенит колокольчик, когда мы его произносим). — Сегодня звук Ф в синей рубашке, потому что он твердый. — Расскажите все о звуке Ф (Звук Ф – согласный, глухой, твердый). — В гости со звуком Ф пришел фокусник медведь. Он вас научит делать фокусы. Возьмите в руки синие флажки. Услышав в слове звук Ф, поднимите флажок вверх: ФАНТИК, ПАРТА, БУСЫ, КОФТА, ФЛАЖОК, ВАЗА, ФЛАЖОК, ПЕНАЛ, БИЛЕТ, ФЛОТ. МАК — Фокусник приготовил для вас еще одну игру. «Повтори цепочку слогов и получи фант»: ФА-ФО-ФА ФУ-ФЫ-ФУ ФЭ-ФА-АФ ОФ-ОФ-УФ ФА-ФУ-ФА ФЫ-ФО-ФЫ — Кто изображен на ваших фантах? (Волк). — Какое животное волк? (Волк – дикое животное). — Волк, какой? (Волк серый, большой, хищный, голодный). — Где спит волк? (Волк спит в логове). — Как называются детеныши волчицы и волка? (волчата). — Волк приготовил для вас свое задание. Нужно выложить из кубиков слог ФУ. — Какой первый звук в слоге ФУ? (В слоге ФУ первый звук Ф. Звук Ф – согласный, глухой, твердый). — Какой второй звук в слоге ФУ? (В слоге ФУ второй звук У. Звук У – гласный). — Соедините звуки и прочитайте слог. Где стоит звук Ф в слоге ФУ? (В слоге ФУ звук Ф стоит в начале слога). — Вы правильно выложили слог ФУ и рассказали о звуках. Получите фанты от волка. Кто нарисован на фантах? (Лиса). — Расскажите о лисе (Лиса – дикое животное. Лиса спит в норе. У лисы детеныши лисята). — Лиса, какая? (Лиса рыжая, большая, пушистая, хищная, хитрая). — Лиса приготовила для вас свое задание: выложить из кубиков звуковой ряд АФЫ. — Произнесите ряд (АФЫ). — Какой первый звук вы поставили на дорожке? (Первый звук А. Звук А – гласный). — Назовите второй звук в ряде АФЫ (Второй звук Ф. Звук Ф – согласный, глухой, твердый). — Какой третий звук в ряде? (Третий звук Ы. Звук Ы – гласный). — Сколько звуков в ряде АФЫ? (В ряде АФЫ три звука). — Назовите согласный звук в ряде (Звук Ф). — Где стоит звук Ф в ряде АФЫ? (Звук Ф стоит в середине ряда). — Лиса хочет напомнить, как правильно читать этот звуковой ряд. Поставьте правый указательный палец на кубик со звуком А. Произнесите звук. Переведите палец на кубик со звуком Ф и приготовьте губы для произношения звука Ы. Соедините слог (ФЫ). Прочитайте весь ряд (А-А – ФЫ – Ы). — Где стоит звук Ф в ряде АФЫ? (В ряде АФЫ звук Ф стоит в середине ряда). — Получите фанты от лисы. Кто изображен на этих фантах? (Заяц). — Заяц, какой? (Серый, маленький, пушистый, травоядный, трусливый, быстрый). — Где спит заяц? (В лесу, под кустом). — Как называются детеныши зайчихи? (Зайчата). — Заяц принес вам фотоаппараты, чтобы вы сфотографировали его любимые картинки. Пальчиковая гимнастика «Фотографы». — Возьмите фотоаппараты (дети подносят к глазам собранные пальцы правой и левой рук), сфотографируем первую картинку, вторую, третью, четвертую – дотрагиваться кончиком большого пальца до указательного (фонтан, кофта, телефон, фокусник). — Проявим пленку (дети сжимают руки в кулаки, разводят кулаки в стороны), — Напечатаем снимки (дети хлопают в ладоши четыре раза). — Посмотрим, какие снимки у нас получились (один ребенок называет картинки в правильной последовательности) ФОНТАН, КОФТА, ТЕЛЕФОН, ФОКУСНИК ТУФЛИ, ФЛАЖОК, ФУТБОЛИСТЫ, ФАСОЛЬ ФУТБОЛКА, ФОНАРЬ, ФЛАКОНЫ, ФРУКТЫ — Что такое фасоль? (Фасоль – это овощ). — Что такое флакон? (Флакон – это стеклянная баночка для духов). — За правильное выполнение задания получите фанты от зайца. — Кто изображен на следующем фанте? (Еж). — Расскажите, что вы знаете о еже (Еж – дикое животное, спит еж в норке. Детеныши ежихи – ежата. Еж – хищное животное. Питается еж мышами, червячками, жуками). — Еж, какой? (Еж серый, маленький, колючий, хищный). — Еж хочет с вами поиграть. 3. Физкультминутка. Показал нам фокус Мишка – переваливаться с одной ноги на другую Заяц фотоаппарат принес – прыжки на месте Фартуки купил волчишка – руки на поясе, наклоны в стороны Ежик фруктов воз привез – присесть, обняв колени 4. Медведь – фокусник любит плавать на корабле. Он хочет, чтобы вы выучили стихотворение Маршака на звук Ф: Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле 5. Раскрасьте Российский флаг на корабле (Дети раскрашивают флаги в рабочих тетрадях). 6. Итог занятия. Рассказать все о звуке Ф.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности Конспект развивающего занятия для детей 6-7 лет

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект занятия в ГПД. Черенкование комнатных растений

Сказка про букву Ф

Фокусник Федя

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»

— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..

(Г. Юдин)

Знакомство с буквой Н

Для занятий понадобится картинка с изображением Н и носорога. Пригодятся счетные палочки, акварельная краска, пластилин, детские книги со стихами, загадками, шарадами. Закрепить материал помогут раскраски, цветные карандаши, бумага в клеточку.

Использование визуального канала с помощью зрения

Запоминание новых знаков у детей независимо от возраста происходит в первую очередь через органы зрения. Использование визуального канала необходимо для создания у ребенка ассоциации картинки со звуком. Задействовать этот канал в полную силу помогут упражнения для запоминания нужного образа.

Сначала взрослый показывает картинку из азбуки, изображающую символ Н, и говорит: «Это носорог — Н». Просит повторить сказанное, тем самым закрепляя связь картинки с образом. Через некоторое время воспитатель снова показывает фигуру Н. Ребенок должен вспомнить картинку, затем название животного, а потом букву.

Для запоминания образа Н рекомендуется разучить стихотворение из детской книжки с цветным изображением животного. Легко запоминается детьми четверостишие Лидии Гржибовской из «Веселой азбуки»: Носорог кричит друзьям: «Букву Н принес я вам! Букву Н вам надо знать, Чтобы Новый год встречать!».

После усвоения образа с картинкой следует переходить к запоминанию одной буквы. Для этого взрослый показывает фигуру Н в алфавите без картинок или вместе с учеником выкладывает ее из подручных средств: счетных палочек, карандашей, конфет. Закреплять знание и одновременно развивать воображение следует на совместных прогулках несложным упражнением: выложить символ Н из камушков, веточек, проволочек.

Следующий этап обучения через визуальный канал — нахождение нужной фигуры в середине слова. На прогулках ребенка просят найти изображение Н на вывесках, сделанными большими и понятными шрифтами. Со временем упражнение усложняется вопросом, в какой части стоит нужный символ — в начале, середине или конце. Можно делать упражнение дома, используя газеты, журналы, рекламные проспекты.

Для закрепления образа следует совместно нарисовать фигуру Н на листе бумаги и вырезать ее. Далее взрослый разрезает букву посередине, вертикально или горизонтально на 2 части и предлагает ребенку сложить ее вновь.


Картинка из азбуки для запоминания буквы Н.

Использование тактильных упражнений с помощью ощущений

Тактильные ощущения играют важную роль в познании маленьким человеком окружающего мира. Упражнения с помощью ощущений развивают творческое начало ребенка. Для изучения азбуки применяются специальные игры — упражнения, усиливающие связь между ощущением и мозгом, помогающие усвоению нового материала.

Медленно нарисовать пальцем на ладошке ребенка нужный буквенный символ, попросить его закрыть глаза и произнести звук «н».

Из ладошек и отставленного большого пальца изобразить фигуру Н.

Увлекательным занятием станет рисование Н на бумаге пальцем с помощью гуаши или акварельной краски.

Из пластилина или теста слепить фигурку Н.

На рассыпанной по ровной поверхности крупе нарисовать пальцем Н.

Использование звукового канала

Слышать и различать в словах твердые и мягкие звуки, а затем складывать их в слоги дети учатся, используя этот канал восприятия. Упражнения по звуковому методу выполняются как самостоятельно, так и одновременно с визуальными или тактильными.

Учитель медленно произносит ряд слогов, содержащих и не содержащих Н: не, за, ня, ма, ну, со, ню, хе, ни, нэ. Задача ребенка: топнуть ногой, когда слышит твердый звук [н], хлопнуть в ладоши при мягком [н’]. Постепенно упражнение с этим же условием усложняется. Вместо слогов взрослый говорит ряд слов: Наташа, нитки, Николай, барабан, Надежда, клиника, санки, коньки.

Для этих целей можно читать стихотворные тексты, легкие для понимания и запоминания детьми. Например, «Утром юный носорог моет уши, чистит рог».

Для ребят постарше дается задание запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н’] при прослушивании рассказа Георгия Юдина про Никиту. Это классический детский текст о том, как мальчик на Новый год стал себе делать из бумаги нос Буратино. Ничего у него не получилось. Никита придумал сделать рог на голове, как у носорога. Опять не справился. Обиделся на всех, решил, что лучше придет после Нового года и скажет, что был в костюме невидимки. Рассказ содержит много слов с «Н», поэтому считается подходящим для данного занятия.

Веселые стихи про букву Ф для детей

… А фазаны попросили — Букву Ф Найди нам, Филин. Но, вздыхая тяжело. Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем. (Г. Сатир)

Филин в чаше у-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. (Ф. Бобылев)

Фиалки — Фью, фью! — птица распевает. И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. (Г. Виеру)

Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов)

Филин взял футбольный мяч, И у норок новых Начался футбольный матч Двух команд норовых. (А. Пудваль)

Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад — Два фонарика горят. (Г. Сатир)

Флажок Посмотрите! Посмотрите! Вот какой флажок у Мити! Кто флажок подарил? Митя сам смастерил. (О. Высотская)

Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,— грозится еж,— Если снимка не пришлешь!» (В. Берестов)

Сказки и шарады с буквой Н

Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:

«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»

Шарады:


Шарада Буквы Н

С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)

Загадки, пословицы и поговорки

Загадки: «Нитки», «Нос» и слово «Нет» С этой буквы начинаются, А еще она в «коНфете», «НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква Н)

Этой буквой по дорожке Ходят люди, мышки, кошки. А она, пройдя сквозь ушко, Шьет нам новую игрушку. (Буква Н — ноги, нитка)

Он приходит в зимний вечер, Зажигать на елке свечи. Он заводит хоровод — Это праздник …. (Новый Год)

Пословицы и поговорки: Не бросай друга в несчастье. На вкус и цвет товарищей нет. На любое незнание есть оправдание. Все можно, нельзя только на небо влезть. Ноги в руки и пошел. Береги нос в большой мороз. Хорошо там, где нас нет. Неделя год кормит.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]