Сроки и продолжительность логопедических занятий. Как сэкономить.


Многие родители задают этот вопрос — как долго заниматься с логопедом?

Все зависит от вида речевого нарушения

Постановка звука при мономорфной дислалии (при отсутствии поражений ЦНС, сохранной иннервации артикуляционного аппарата, слухе и при нормальном анамнезе). В данном случае один звук можно поставить достаточно быстро от 2 до 10 занятий, но что бы автоматизировать и ввести его в речь потребуется не менее 2 месяцев. Бывают случаи, когда это удается сделать быстрее или медленнее, но это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его характера, частоты посещений, ежедневном выполнении домашних заданий, здоровье ребенка. При полиморфной дислалии (при отсутствии поражений ЦНС, сохранной подвижности артикуляционного аппарата, слухе и при нормальном анамнезе), при которой произносятся дефектно несколько групп звуков. Занятия займут большее количество времени примерно 6 месяцев, т.к. нарушено произношение множества звуков, и нужно не только их поставить и автоматизировать в речи, а так же научить дифференцировать их. При неврологических нарушениях в зависимости от характера перинатального поражения головного мозга.

  • При дизартрии в зависимости от ее формы от года до 3 лет;
  • При с детьми ДЦП учитывается степень поражения крупной, мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата в среднем работа проходит от 1 года и более.
  • При алалии около 3 лет иногда времени требуется больше.
  • При заикании от 6 месяцев (с аппаратом БОС) и больше в зависимости от вида заикания, возраста, частоты посещений, усердия, концентрации, саморегуляции.

При органических поражениях обусловленная дефектами артикуляционного аппарата (прикус, форма и размер языка, форма неба, губ, подъязычная уздечка). В зависимости от вида поражения подбирается индивидуально длительность курса, так же в процессе коррекции речи содержание и длительность курса могут меняться. Следует заметить, что в некоторых случаях, например, при ринолалии требуется хирургическое вмешательство и тогда работа по коррекции речи становиться достаточно продолжительной. При нарушениях темпа речи (брадилалия, тахилалия, батаризм, полтерн, заикание). В данных случаях, для более эффективной и быстрой работы, мы рекомендуем проходить курсы коррекции речи на аппаратах БОС и forbrain плюсом к основным занятиям. Длительность занятий может занимать от 6 месяцев и дольше. При дислексии и дисграфии. В зависимости от вида дислексий и дисграфий, степени запущенности, анамнезе, желании ребенка, каждодневном выполнении домашних заданий от 2 лет и больше. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Нужно отметить, что все сроки по коррекции речи написаны в среднем значении, каждый ребенок индивидуален (его анамнез, вид того или иного нарушения, характер, психо-эмоциональное состояние, саморегуляция, воля), в некоторых случаях, требуется параллельная работа с психологом, нейропсихологом, неврологом, дефектологом, специалистом по ЛФК, вспомогательные аппараты DENAS, forbrain, БОС. Поэтому, никогда нельзя сказать точно, сколько именно занятий нужно конкретному ребенку, можно обозначить лишь примерные сроки работы. Так же, немаловажную роль в работе играют родители и родственники ребенка, каждодневное выполнение домашних заданий, отработка в повседневной речи правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и темпо-ритмической сторон речи, поддержание и поощрение ребенка в его занятиях, создание благоприятной и плодотворной обстановки для ребенка, «Пример» — правильная речь самих родителей.

Автор статьи: Анастасия Гаук.

Как долго

Если логопед заочно, не видя ребёнка, оговаривает чёткие сроки решения проблемы, стоит насторожиться. Как бы вам ни хотелось оценить временные затраты, без встречи с ребёнком это сделать невозможно. Продолжительность занятия с логопедом для детей зависит от возраста ребёнка, сложности ситуации, наличия неврологических диагнозов и готовности родителей выполнять задания логопеда дома. Конкретный план работы и примерные сроки специалист сможет называть после первого или даже третьего занятия.

Бывает, что шипящие или [р] удаётся поставить всего за пару занятий, но после этого их нужно довести до автоматизма. Если с ребёнком постоянно занимаются дома: поправляют, если произносит по-старому неправильно, выполняют артикуляционную гимнастику, повторяют чистоговорки, то можно дальше обойтись без логопеда. Однако многие родители прибегают к помощи специалиста. Это объяснимо: для этого нужно много свободного времени и опыт обучения ребёнка. С логопедом здоровый дошкольник может автоматизировать звуки за два-три месяца. При этом занятия с логопедом для детей должны проходить не реже двух раз в неделю.

Научим говорить красиво и правильно — попробуйте бесплатное занятие с репетитором

Если ребёнок не отличает, когда говорят «бочка», а когда «почка», у него проблемы с фонематическим слухом. Подобные трудности влияют на устную речь и мешают грамотно писать. Научить правильно слышать непросто, такая работа может длиться весь учебный год. Чем больше звуков вызывают затруднения, тем больше нужно времени.

Метод Томатис® — Soundsory® в Троицк Москва

Совершенствование когнитивных и дви…
Коррекция речи Логопед в троицке Логопедический пункт Логопедия Общее развитие 0 Понравилось Поделиться

  • Когда ждать результатов

    Если у ребёнка нет нарушений работы артикуляционного аппарата и серьёзных диагнозов, изменения в произношении звуков вы заметите уже через 4-8 занятий. При этом логопед должен объяснить, в чём он видит основное препятствие. Так вы поймёте, за счёт чего будет его преодолевать. Если у здорового ребёнка в течение двух месяцев даже на занятиях логопеда не появляются новые звуки, стоит обратиться за консультацией к другому логопеду-дефектологу. Однако даже при появлении звуков, полной автоматизации не следует ждать ранее, чем через два месяца работы.

    Когда ребёнок с трудом воспринимает речь на слух и путает звуки, результаты будут заметны в течение двух-трёх месяцев. Логопед должен объяснить, на что делает упор в первую очередь и что будет признаком успеха обучения. Чтобы не тратить напрасно деньги и время, стоит пройти предварительную диагностику у нескольких специалистов. Если все они одинаково описывают причину трудностей, постарайтесь понять, как они предлагают помочь ребёнку, какова их программа работы.

    К логопеду обращаются и для развития внимания, памяти, логического мышления, устной речи. В этом случае прогресс будет заметен в житейских ситуациях: по рассуждениям, высказываниям ребёнка дома. Если логопед задаёт домашние задания в специальной тетради, вы увидите, как они постепенно усложняются. Сначала нужно будет запомнить простую рифму, найти несколько отличий или сходств на картинке. Со временем ребёнок сможет заучивать и рассказывать наизусть всё более длинные стихи, говорить распространёнными предложениями.

    Начните заниматься с логопедом бесплатно

    Как происходит развитие речи

    Действительно, развитие речи в детском возрасте в значительной мере вариативно, то есть речевые навыки одного ребенка могут сильно отличаться от речи других детей. Как же отличить индивидуальность от задержки, вариации — от речевого нарушения? Основной принцип заключается в следующем: развитие речи предполагает постоянное ее совершенствование.

    До 1 года

    До года лучше всего опираться на продвижение ребенка от крика — к общению звуками, слогами, словами. То есть сначала ребенок кричит, затем крик постепенно перерастает в гуление в процессе общения, затем в лепет, а затем и в первые слова.

    Если этого развития не происходит, ребенок надолго задерживается на одном этапе, и новые единицы (слоги, слова) никак не формируются, стоит обратиться за профессиональной консультацией.

    Важным показателем на этом этапе является и стремление к общению. Если ребенок не вступает в общение или делает это совсем не так, как ожидает мама, лучше проконсультироваться со специалистом. В этот период пока не смотрим на звукопроизнесение и правильное произношение всех слов.

    После 1 года

    После достижения ребенком возраста 1 года у него начинает бурно развиваться понимание речи. Настолько бурно, что оно может даже потеснить развитие активного словаря. Иначе говоря, первые появившиеся слова остаются и используются, а новых слов довольно мало.

    Если в этот момент ваш ребенок превращается в настоящего домашнего «шпиона» и начинает понимать все более сложные ваши фразы и рассказы — скорее всего, все в порядке. Можете поиграть в «повторюшки» и попробовать вызвать у ребенка произнесение еще нескольких слов по подражанию.

    При этом все-таки словарь ребенка медленно, но верно расширяется, а ближе к полутора годам может произойти самый настоящий словарный взрыв (в науке он так и называется — лексический взрыв). И если родители сначала старательно вызывали новые слова, то теперь у них иногда возникает желание, чтобы слов стало поменьше, настолько быстро может идти развитие.

    Если понимание речи не развивается либо развивается очень медленно, откладывать консультацию не стоит. Аналогичным образом обстоят дела с появлением слов — если ребенок после полутора лет использует только те слова, которые начал говорить в год, обращение за профессиональной помощью не будет лишним.

    Как и что говорит малыш

    Есть небольшой нюанс в том, как произносит слова ребенок в период лексического взрыва, — чем больше слов появляется в детском лексиконе, тем больше малыш может их сокращать и коверкать. В начале лексического взрыва это понятно и объяснимо, но далее у ребенка должна включиться способность наблюдать за речью окружающих и усложнение слов — из односложного слово превращается в двусложное и даже в трехсложное. Если процесс усложнения слоговой структуры идет — это хороший признак.

    2 года

    К 2 годам мы ожидаем (в условной норме) получить фразу. Фраза — это не просто «ты де» или «я пать». Фраза предполагает способность ребенка соединять два (затем и более) имеющихся слова, чтобы описать фрагмент действительности более сложный, чем просто предмет: «тись ам» — кошка ест, «па пать» — папа спит, «Натя туки» — Настя хочет на ручки. Как видите, фраза еще не выглядит полностью понятным предложением. И все же если «я пать», «па пать», «тись пать» существуют в речи, то у ребенка сформирована двусловная фраза.

    Затем слова начинают видоизменяться — появляются грамматические формы: «я плю» — я сплю, «там баки» — там собаки.

    Причем в этот момент малыш много словоформ говорит неправильно: «домы», «яйцы» — ребенок формулирует схему образования множественного числа и переносит ее на все остальные слова. В самом начале это очень хорошо. Но затем должно смениться более общепринятыми вариантами на основе наблюдения за речью других людей и подсказок родителей. Продолжает усложняться и слоговая структура — на этом этапе ребенок может произносить слова из трех и четырех слогов.

    Для выявления признаков задержки и нарушения речи ориентируемся на развитие. Поводом для обращения к логопеду могут быть задержка появления фразы, отсутствие первых словоформ и их постепенного развития, отсутствие усложнения слоговой структуры.

    2–3 года

    В возрастной период 2–3 года речь должна становиться регулятором поведения ребенка. Расширяется словарь — в нем и существительные, и прилагательные, и глаголы. Грамматические формы усложняются, усложняется слоговая структура, ребенок понимает все более сложные сказки и рассказы, подсказывает, если вы отвлеклись и перестали читать или рассказывать.

    Перечислять все словоформы, которые появляются в этот период, нет смысла, назовем основные навыки:

    1. употребление форм единственного и множественного числа (в вариантах «яйца», «деревья» и прочих, образованных не по простым правилам, ребенок имеет право на ошибки);
    2. употребление окончаний мужского, женского и среднего рода у существительных, глаголов и прилагательных;
    3. понимание и использование основных предлогов.

    Очередность появления навыков не так важна, важно постоянное развитие.

    А, может, само пройдёт?

    Если ребёнок в чём-то отстаёт от сверстников — это ещё не повод для беспокойства. Дети развиваются неравномерно: иногда они накапливают опыт и впечатления, чтобы затем сделать рывок. Так один ребёнок уже говорит фразами, а другой только словами. Один сразу стал чётко «рычать», а другой произносит слова на французский манер. Один понимает, что огурец и помидор — это овощи, а другой не умеет обобщать понятия. Для оценки уровня речевого развития детей психологи и педагоги разработали специальные пособия.

    Вместо того чтобы сравнивать своего ребёнка с другими, предлагайте ему тесты с интервалом в один-два месяца. Если способности вашего сына или дочери возрастают со временем, скорее всего, всё в порядке. Если же вам кажется, что ребёнок стоит на месте, обратитесь за консультацией. Когда ребёнок коверкает звуки или допускает грамматические ошибки: например, «бабушка пошёл в магазин», его стоит показать логопеду. Чем раньше специалист начнёт наблюдать ребёнка, тем больше шансов на успешную коррекцию речи. Логопед не всегда предлагает занятия, он может направить вас на консультацию к неврологу или нейропсихологу. В Тетрике вы получите первую консультацию логопеда бесплатно. Заполните форму и приходите знакомиться!

    Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

    Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

    Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

    Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

    Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.

    Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

    У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]