Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл. В последние годы одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста. В нашем ДОУ была создана модель коррекционно-речевой работы с маленькими детьми, которая позволяет: — максимально рано выявить детей с задержками речевого развития; — сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия; — целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей. Эта модель состоит из двух блоков. 1 блок. Общее и индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое воздействие Работа с детьми от 1 года до 3 лет идет в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем. Диагностика Диагностика имеет первостепенное значение для определения состояния речи и своевременного выявления детей, нуждающихся в коррекционном воздействии. Диагностические мероприятия в группе раннего возраста (2-й год жизни) 1. Наблюдение. Ведется логопедом во время режимных моментов, игр, занятий, проводимых воспитателем. При наблюдении оцениваются: — речевая активность ребенка; — коммуникативные навыки (что преобладает — «взрослые» слова, слова-трафареты, звукоподражания; жестово-мимические средства — жесты и их направленность, коммуникативная или агрессивная, сопровождаются ли возгласами или «немые»); — начальный детский лексикон. Учитывая большое количество воспитанников ясельных групп и малую продолжительность своего рабочего времени, низкий уровень контактности маленьких детей с малознакомыми людьми, функциональные особенности раннего детства (неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, расторможенность), логопед не может выяснить словарный запас ребенка, но это могут сделать родители. 2. Опросник для родителей1. В опроснике представлен список типичных слов из детского лексикона. Родители заполняют его два раза в год (октябрь и март). Это позволяет не только проследить динамику развития пассивного и активного словаря, но и наглядно показать родителям, к чему здесь нужно стремиться при воспитании детей. 3. Углубленное логопедиче- ское обследование детей, имеющих предположительно темповые задержки развития речи (ЗРР) или проявления системного нарушения речи (ОНР). Диагностические мероприятия в первой младшей группе (3-й год жизни) 1. Наблюдение логопеда за речевым развитием детей во время игры, в режимные моменты, в совместной деятельности с взрослым. При наблюдении отмечаются: — понимание обращенной речи; — коммуникативные навыки; — состояние словаря; — навыки связного высказывания; — особенности произносительной стороны речи. 2. Углубленное логопедиче- ское обследование всех детей перед переводом их в группу дет- ского сада. Система диагностики детей 2-х и 3-х лет должна отвечать следующим требованиям: — лаконичность и доступность заданий (возможность использования как для экспресс-обследования, так и более углубленного изучения); — наличие нормативных показателей для выявления отклонений и определения степени их выраженности; — учет индивидуальных особенностей развития ребенка. Все динамические наблюдения за развитием детской речи заносятся в дневник наблюдений. Он заводится на каждого вновь поступившего ребенка (группа раннего возраста). Заполнение начинается со сведений родителей о раннем развитии, об особенностях речи и общения ребенка. Записи по результатам наблюдений производятся не реже двух раз в месяц, а при необходимости и чаще. Каждая запись содержит следующие сведения: — время наблюдения; — цель наблюдения; — условия проведения наблюдения; — результат (какие факты выявлены). Длительные отсутствия ребенка в детском саду также фиксируются в дневнике. В конце первого полугодия и в конце года на основе наблюдений и в соответствии с нормативными показателями делаются выводы о состоянии речевого развития малыша. На втором году пребывания ребенка в яслях (первая младшая группа), при благополучном положении дел, дневниковые записи могут ограничиться только констатацией состояния речевого развития на начало года, первое полугодие и конец года. При этом отмечаются: — состояние словаря; — связность и четкость высказывания; — особенности произносительной стороны речи (наличие дефектно формирующихся звуков, состояние послоговых перестроек). В дневниках детей с ЗРР фиксируются: — план индивидуальной работы по развитию речи (составляется на три месяца для уточнения и корректирования общего плана); — взаимодействие со специалистами (психологом, музыкальным руководителем, воспитателями) по формированию психологической базы речи; — динамические наблюдения за развитием речи; — консультации для родителей. Всем вышеизложенным требованиям отвечает программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет1. Программа представлена в виде оригинальных таблиц и очень удобна в применении. Эта диагностика используется не только логопедом, но и воспитателями ясельных групп, что обеспечивает единую трактовку результатов обследования ребенка (табл. 1). В результате диагностических мероприятий создается четкая картина развития речи каждого ребенка. Благодаря этому, на выходе из ясельной группы детского сада, дети дифференцируются следующим образом: — направляемые на ГПМПК для определения в специальные (коррекционные) группы; — зачисляемые для дальнейшей работы на логопункт; — имеющие фонетические недостатки, которые можно исправить с помощью воспитателей и родителей (при разовых консультациях логопеда). Коррекционно-развивающая работа При составлении плана логопедической работы в группах раннего возраста были учтены: — этапы и закономерности системного развития детской речи1; — задачи общеразвивающей программы. В работе с детьми раннего возраста массовой группы необходимо учитывать программу, которая определяет объем речевых навыков и умений детей, требования к ним. Это позволяет установить преемственность в содержании речевого воспитания в группах (раннего возраста — первая младшая — вторая младшая и т.д.) и обеспечить перспективность развития речи детей, т.е. заложить основы для последующих этапов; — принцип комплексного подхода. Как в планировании, так и на каждом игровом занятии решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетику, просодику, лексику, развитие артикуляции); — развивающая, стимулирующая направленность занятия для детей раннего возраста. Их основная цель не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка. Развивающая работа в группе раннего возраста План коррекционно-развивающей работы составляется понедельно и содержит следующие разделы: — лексическая тема и примерный словарь (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); — мимические и артикуляционные упражнения; — упражнения для развития просодической организации речи; — развитие общей и мелкой моторики. В сентябре и октябре проводятся два фронтальных занятия, поскольку идет адаптационный период. Начиная с ноября одно фронтальное занятие заменяется двумя подгрупповыми (с детьми младше и старше 2-х лет). Такое разделение связано с тем, что разница в 3-5 месяцев в этом возрасте имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Развивающая работа в первой младшей группе В первой младшей группе как установочное проводится одно фронтальное игровое занятие: даются определенный словарный материал по лексической теме, модели словосочетаний, предложений, делаются артикуляционные упражнения и упражнения на развитие фонематического восприятия. Воспитатель отрабатывает лексический материал во время игр и режимных моментов, использует упражнения установочного логопедического занятия. План фронтальных занятий составляется помесячно и содержит разделы: — лексическая тема (одна на месяц); — грамматический строй речи; — формирование фонематического восприятия; — развитие артикуляционного праксиса; — развитие просодики; — развитие общей и мелкой моторики. Таким образом, приоритетными направлениями работы логопеда в группах раннего возраста (в условиях логопункта) можно назвать: стимулирование речевого развития и своевременное выявление детей с речевыми проблемами. Однако по результатам наблюдений в течение года в этих группах определяются дети, которым необходимы специальные коррекционные занятия. Они зачисляются на логопункт в следующем учебном году. Также индивидуальные занятия приходится проводить и с детьми старше 2-х лет, из числа вновь принятых в ДОУ, поскольку их речевое развитие значительно отстает от речи уже обучающихся детей. В связи с ограниченностью времени логопеда формируются две-три подгруппы по два ребенка со сходными проблемами. Занятия проводятся два раза в неделю с каждой подгруппой (по 10-15 мин). Родители таких детей получают еженедельные рекомендации логопеда. Взаимодействие логопеда с педагогами ясельных групп Логопед предоставляет план своей работы воспитателям (второй экземпляр). Их взаимодействие обеспечивает: — совместную более углубленную, планомерную работу по формированию и развитию словаря; — воспитатель парциально использует планы логопеда при подготовке к своим занятиям, играм, помогающим закреплению речевых навыков (фонетика, просодика, артикуляция); — замену еженедельной записи рекомендаций логопеда воспитателю (существовавшей ранее тетради «Рекомендации логопеда»). От еженедельных записей логопедических рекомендаций отказались еще и по следующим причинам: — воспитатель всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда, отмечая детей, с которыми нужно поработать индивидуально; — воспитатель имеет в своем арсенале большое количество произведений фольклора, малого жанра и может самостоятельно подобрать материал для пальчиковой гимнастики и речевого сопровождения режимных моментов. Возможно, что начинающим воспитателям имеет смысл давать подробные письменные рекомендации. Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства планирование лексических тем также предлагается педагогу-психологу и музыкальному руководителю. 2 блок. Взаимодействие с родителями Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают и на детский сад. Сделать родителей ак тивными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно. Для этого используются определенные формы взаимодействия с родителями. 1. Родительские собрания. Организационное — проводится в июне, июле (для родителей будущих воспитанников ДОУ). Участие принимают: администрация ДОУ, медицинский работник, логопед, психолог. Информационно-тематические собрания проводятся в сентябре, январе, итоговое — в мае (родителей знакомят с нормативными документами, программами, программными требованиями, с организацией деятельности специалистов в группе, с результатами работы). 2. Информационный уголок «Речевое развитие малыша». Содержит материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Информация меняется два-три раза в месяц. 3. Индивидуальные консультации логопеда. На первом этапе их инициатором выступают педагоги. Повышение уровня педагогических знаний помогает родителям осо- знать и сформулировать вопросы, связанные с развитием ребенка. Выделяется один день (постоянный) в месяц. Логопед работает в вечерние часы. 4. Лекторий «Школа молодой семьи». Первоначально на этих встречах давались практические советы о том, как воздействовать на речевое развитие ребенка. Однако опыт показал, что родителям необходимо еще и пояснить механизм воздействия этих упражнений. Теоретический аспект всегда вызывает у родителей интерес, и методические рецепты выполняются осознанно и более качественно. Лекторий проводится в послед- ний четверг каждого месяца. 5. Демонстрация занятий (в записи). Дает возможность познакомить родителей с некоторыми направлениями и приемами работы с детьми, продемонстрировать успехи детей, вызвать интерес родителей к деятельности педагогов. 6. «Ящик “горячих” вопросов и предложений». Родители имеют возможность анонимно (не только логопеду, но и заведующему ДОУ, врачу, воспитателям, психологу). Они получают ответ через информационный уголок, на родительском собрании. 7. Анкетирование. Позволяет уточнить степень заинтересованности родителей в развитии своего ребенка, определить их запросы, выяснить степень удовлетворенности образовательным процессом.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вам также может быть интересно