Когда нужно обратиться к дефектологу?
Признаки нарушений иногда проявляются по отдельности, иногда в комплексе. В первом случае родители могут списывать эти явления на возрастной кризис, так как многие патологии дают о себе знать как раз в возрасте 2,5-3 лет. Поэтому родителям трехлеток следует быть особенно бдительными. Мы рекомендуем срочно показать ребенка дефектологу, если:
- развитие речи отстает от возрастной нормы, ребенок не говорит вообще или имеет крайне бедный словарный запас, предпочитает жесты, мимику, «свой язык»;
- малыш не понимает речи взрослого (при нормальном слухе), не может выполнить простые просьбы;
- ребенок как бы «находится в своем мире», он избегает общения со сверстниками и взрослыми;
- не любит общаться с другими детьми, часто играет один, причем игра состоит из них и тех же повторяющихся действий;
- испытывает трудности с координацией движений, не может выполнить действия, где нужны точные движения;
- не слушается, закатывает истерики без видимой причины;
- плохо усваивает информацию, не может установить причинно-следственные связи, медленно думает.
Крайне важно не упустить время и обратиться к дефектологу сразу, как только вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков.
Год обучения: 3
Основная цель: закрепление представления о геометрических фигурах – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Задачи:
Приоритетная область: «Познавательное развитие»:
- Закрепление представления о геометрических фигурах.
- Развитие умения детей в процессе выбора заданной формы отвлекаться от других признаков: цвета и величины.
- Развитие наглядно-образного мышления, аналитико-синтетической деятельности (навыка мысленного синтеза частей в единое целое, его узнавание и соотнесение с образцом; развитие навыка понимания принципов чередования, его продолжение).
- Развитие внимания.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»:
- Развитие понимания обращенной речи, речевых инструкций;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие планирующей функции речи.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Развитие умения рисовать геометрические фигуры простым карандашом, соблюдая строчку и размер фигур.
«Физическое развитие»:
- Развитие общей моторики.
Формируемые предпосылки УУД:
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- развитие умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие умения слушать собеседника.
Оборудование: кукла, рисунки «подсказок», набор геометрических фигур разного цвета и размера; геометрические фигуры, разрезанные на 2-3 части и такие же целые (образцы), гимнастический коврик, индивидуальные листочки с начатым чередованием геометрических фигур, простые карандаши.
ХОД НОД
- Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята. Знаете, у нашей куклы Кати сегодня День Рождения. Будем ее поздравлять? Только она решила с нами поиграть и спряталась от нас. Что будем делать? (искать ее). Кукла Катя оставила нам подсказки, но чтобы их получить, нужно выполнить задание. Готовы?
- П. Игра «Разложи фигуры». (На подносе лежат геометрические фигуры разного размера и цвета – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).
— Ребята, посмотрите, Катя перемешала все фигуры, разберем их? В эту тарелку мы будем складывать такие фигуры. Миша, что это за геометрическая фигура? (Круг) В эту – такие фигуры. Даша, как называется? (Овал) и т.д. Дети раскладывают геометрические фигуры.
— Молодцы, все разложили!!! (Педагог поднимает поднос, под ним лежит подсказка – изображение красного стола). Посмотрите, мы нашли первую подсказку. Что здесь изображено? Идем к красному столу.
- П. Игра «Что за фигура». (На столе лежат геометрические фигуры – образцы, и такие же, разрезанные на 2-3 части. Части одной фигуры близку друг к другу, чтобы можно было узнать что это).
— Посмотрите, что случилось? Фигуры разорвались. Попробуем угадать что это?
— Дима, как думаешь, что это за фигура? (Ответ ребенка). Давай проверим, сложи ее (ребенок складывает фигуру и отодвигает к образцу).
— Лена, а это что? (После того как дети выполнили задание, педагог под одной из фигур находит следующую подсказку – рисунок гимнастического коврика и уха).
- Ф. Физкуль (педагог с детьми переходят на коврик).
— Ребята, я думаю, здесь Даша предлагает нам поиграть в игру «Внимательные ушки». Я буду называть разные геометрические фигуры, а вы выполнять определенное действие. Когда я назову круг, что будем делать? (предложения детей, например хлопать в ладоши). Квадрат? Треугольник?
-Молодцы, ребята. Давайте сложим коврик и уберем на место. (При скатывании гимнастического коврика дети находят следующую подсказку – изображение желтого и синего столов)
- П., Х-Э. Игра «Продолжи рисунок» (На столе лежат подготовленные индивидуальные задания, простые карандаши).
— Даша начала рисовать геометрические фигуры в определенной последовательности, но не закончила строчки. Доделаем?
— Илюша, какие у тебя фигуры чередуются? Как будешь дальше рисовать?
— Лиза? У тебя какие фигуры? Как продолжишь? И т.д.
(Дети дорисовывают фигуры, соблюдая принцип чередования. Педагог выполняет задание на своем листочке).
— Все закончили, давайте проверим (Дети по-очереди показывают свои рисунки, остальные «проверяют»). Я тоже доделала, правильно? (Педагог показывает свой рисунок и «случайно» переворачивает, на обратной стороне нарисован шкаф. Дети сообщают это педагогу).
- Подведение итогов. Рефлексия. (Дети с педагогом идут к шкафу и находят там куклу)
— Ребята, посмотрите, а вот и наша именинница. Давайте расскажем ей, что мы делали? Что вам больше всего понравилось?
— Молодцы, мне тоже понравилось как вы со всем справились, особенно активными были… А теперь идем поздравлять куклу Катю? (Переход в сюжетно-ролевую игру «День Рождения куклы Кати»).
У ребенка синдром Дауна
Главная цель занятий – подготовить ребенка к социальной адаптации, обучить важным трудовым навыкам, сформировать у него правильные формы поведения. Этих результатов удается достичь только при условии комплексного подхода и ранней диагностики нарушения:
- развитие памяти, мышления, речи, внимания;
- поощрение стремления к познанию;
- развитие сенсорного восприятия;
- учет интересов и зоны ближайшего развития.
На занятиях используется простой, доступный для ребенка материал, он повторяется столько раз, сколько необходимо для его полного усвоения.
Важнейшее условие успешной коррекции нарушений развития – это ранняя диагностика. Если вашему ребенку исполнилось 2,5-3 года, присмотритесь повнимательнее к нему. В случае обнаружения тревожных признаков, как можно скорее обратитесь к дефектологу.
Дата публикации: 19.04.2021. Последнее изменение: 25.11.2021.
Как проходят занятия с дефектологом?
В зависимости от возраста ребенка занятия имеют свою специфику. Расскажем о них подробнее.
От 1,5 до 3 лет
Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка общаться со взрослыми, играть (игровая деятельность до поступления в школу является ведущей), а также на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитие внимания, памяти, мышления. С помощью специальных упражнений и игр дефектолог развивает слуховое, тактильное и зрительное восприятие.
От 3 до 5 лет
Упражнения и игры подбираются таким образом, чтобы скорректировать проблемное поведение и сформировать у ребенка желание познавать окружающий мир. Кроме того, дефектолог учит малыша ориентироваться в пространстве, воспринимать и соотносить предметы по цвету, размеру и форме, логически мыслить, концентрироваться на выполняемой задаче. Особое внимание уделяется развитию вниманию, памяти, способности анализировать и синтезировать информацию.
Как дефектолог поможет, если ребенку поставили серьезный диагноз?
Благодаря своевременной диагностике и внимательному отношению родителей, многие серьезные нарушения – ЗПР, аутизм и РАС, умственная отсталость удается выявить рано, в возрасте 2,5-3 лет. Для таких детей и родителей дефектолог является главным педагогом, именно он выстраивает индивидуальную программу развития, обучения и воспитания, социализации.
У ребенка ЗПР
Задержка психического развития – это нарушение, при котором ряд высших психических функций (внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, память) созревают позже, чем положено по возрасту. Дефектологу приходится решать сразу несколько задач:
- развитие внимания, восприятия, речи, мышления, памяти;
- обучение игровой деятельности;
- накопление сенсорных впечатлений;
- формирование знаний об окружающем мире.
Во время занятий педагог поощряет творческую деятельность малыша, предлагая разные варианты заданий. По мере прогресса учебный материал постепенно усложняется.
У ребенка аутизм или РАС
Цель занятий – восполнение дефицитов в развитии малыша, которые удалось выявить при обследовании. Во время диагностики дефектолог оценивает следующие моменты:
- умеет ли ребенок подражать взрослому, действовать по словесной инструкции;
- в состоянии ли он составлять план действий и следовать ему;
- различает ли предметы по цвету, форме, размеру;
- насколько развиты моторная и сенсорная сферы;
- уверенно ли ребенок ориентируется в пространстве, может ли назвать и показать части тела;
- как быстро малыш усваивает информацию, умеет ли переключаться с одного задания на другое, не уклоняется ли от участия;
- как ребенок ведет себя при общении, как реагирует на необходимость участия в разговоре.
Как мы уже говорили, упражнения и игры подбираются так, чтобы преодолеть выявленные недостатки в развитии. Занятия с дефектологом являются важной частью программы коррекции.
У ребенка умственная отсталость
Коррекционное обучение ведется сразу в нескольких направлениях:
- развитие эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, воображения;
- развитие всех видов мышления;
- накопление знаний об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи;
- сенсомоторное развитие.
Занятия с дефектологом носит прикладной характер, то есть ребенок учится самостоятельности, осваивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Кто такой учитель-дефектолог?
Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!
Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?
Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.
- Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
- Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
- На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
- Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
- А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Короткие сроки офорления визы в Италию.
Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
Вот несколько примеров занятий.
1. познавательные раскраски
На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.
2. Работа с фланелеграфом.
На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.
3. Работа с песком.
Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.
4. работа с прищепками.
С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др. После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.
И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.
Автор материала: Учитель логопед-дефектолог Лаптева Дарья Вениаминовна
Также по теме:
Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?