Особенности занятий учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения развития


Когда нужно обратиться к дефектологу?

Признаки нарушений иногда проявляются по отдельности, иногда в комплексе. В первом случае родители могут списывать эти явления на возрастной кризис, так как многие патологии дают о себе знать как раз в возрасте 2,5-3 лет. Поэтому родителям трехлеток следует быть особенно бдительными. Мы рекомендуем срочно показать ребенка дефектологу, если:

  • развитие речи отстает от возрастной нормы, ребенок не говорит вообще или имеет крайне бедный словарный запас, предпочитает жесты, мимику, «свой язык»;
  • малыш не понимает речи взрослого (при нормальном слухе), не может выполнить простые просьбы;
  • ребенок как бы «находится в своем мире», он избегает общения со сверстниками и взрослыми;
  • не любит общаться с другими детьми, часто играет один, причем игра состоит из них и тех же повторяющихся действий;
  • испытывает трудности с координацией движений, не может выполнить действия, где нужны точные движения;
  • не слушается, закатывает истерики без видимой причины;
  • плохо усваивает информацию, не может установить причинно-следственные связи, медленно думает.

Крайне важно не упустить время и обратиться к дефектологу сразу, как только вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков.

Год обучения: 3

Основная цель: закрепление представления о геометрических фигурах – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Задачи:

Приоритетная область: «Познавательное развитие»:

  • Закрепление представления о геометрических фигурах.
  • Развитие умения детей в процессе выбора заданной формы отвлекаться от других признаков: цвета и величины.
  • Развитие наглядно-образного мышления, аналитико-синтетической деятельности (навыка мысленного синтеза частей в единое целое, его узнавание и соотнесение с образцом; развитие навыка понимания принципов чередования, его продолжение).
  • Развитие внимания.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»:

  • Развитие понимания обращенной речи, речевых инструкций;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие планирующей функции речи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Развитие умения рисовать геометрические фигуры простым карандашом, соблюдая строчку и размер фигур.

«Физическое развитие»:

  • Развитие общей моторики.

Формируемые предпосылки УУД:

  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • развитие умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие умения слушать собеседника.

Оборудование: кукла, рисунки «подсказок», набор геометрических фигур разного цвета и размера; геометрические фигуры, разрезанные на 2-3 части и такие же целые (образцы), гимнастический коврик, индивидуальные листочки с начатым чередованием геометрических фигур, простые карандаши.

ХОД НОД

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. Знаете, у нашей куклы Кати сегодня День Рождения. Будем ее поздравлять? Только она решила с нами поиграть и спряталась от нас. Что будем делать? (искать ее). Кукла Катя оставила нам подсказки, но чтобы их получить, нужно выполнить задание. Готовы?

  1. П. Игра «Разложи фигуры». (На подносе лежат геометрические фигуры разного размера и цвета – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).

— Ребята, посмотрите, Катя перемешала все фигуры, разберем их? В эту тарелку мы будем складывать такие фигуры. Миша, что это за геометрическая фигура? (Круг) В эту – такие фигуры. Даша, как называется? (Овал) и т.д. Дети раскладывают геометрические фигуры.

— Молодцы, все разложили!!! (Педагог поднимает поднос, под ним лежит подсказка – изображение красного стола). Посмотрите, мы нашли первую подсказку. Что здесь изображено? Идем к красному столу.

  1. П. Игра «Что за фигура». (На столе лежат геометрические фигуры – образцы, и такие же, разрезанные на 2-3 части. Части одной фигуры близку друг к другу, чтобы можно было узнать что это).

— Посмотрите, что случилось? Фигуры разорвались. Попробуем угадать что это?

— Дима, как думаешь, что это за фигура? (Ответ ребенка). Давай проверим, сложи ее (ребенок складывает фигуру и отодвигает к образцу).

— Лена, а это что? (После того как дети выполнили задание, педагог под одной из фигур находит следующую подсказку – рисунок гимнастического коврика и уха).

  1. Ф. Физкуль (педагог с детьми переходят на коврик).

— Ребята, я думаю, здесь Даша предлагает нам поиграть в игру «Внимательные ушки». Я буду называть разные геометрические фигуры, а вы выполнять определенное действие. Когда я назову круг, что будем делать? (предложения детей, например хлопать в ладоши). Квадрат? Треугольник?

-Молодцы, ребята. Давайте сложим коврик и уберем на место. (При скатывании гимнастического коврика дети находят следующую подсказку – изображение желтого и синего столов)

  1. П., Х-Э. Игра «Продолжи рисунок» (На столе лежат подготовленные индивидуальные задания, простые карандаши).

— Даша начала рисовать геометрические фигуры в определенной последовательности, но не закончила строчки. Доделаем?

— Илюша, какие у тебя фигуры чередуются? Как будешь дальше рисовать?

— Лиза? У тебя какие фигуры? Как продолжишь? И т.д.

(Дети дорисовывают фигуры, соблюдая принцип чередования. Педагог выполняет задание на своем листочке).

— Все закончили, давайте проверим (Дети по-очереди показывают свои рисунки, остальные «проверяют»). Я тоже доделала, правильно? (Педагог показывает свой рисунок и «случайно» переворачивает, на обратной стороне нарисован шкаф. Дети сообщают это педагогу).

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (Дети с педагогом идут к шкафу и находят там куклу)

— Ребята, посмотрите, а вот и наша именинница. Давайте расскажем ей, что мы делали? Что вам больше всего понравилось?

— Молодцы, мне тоже понравилось как вы со всем справились, особенно активными были… А теперь идем поздравлять куклу Катю? (Переход в сюжетно-ролевую игру «День Рождения куклы Кати»).

У ребенка синдром Дауна

Главная цель занятий – подготовить ребенка к социальной адаптации, обучить важным трудовым навыкам, сформировать у него правильные формы поведения. Этих результатов удается достичь только при условии комплексного подхода и ранней диагностики нарушения:

  • развитие памяти, мышления, речи, внимания;
  • поощрение стремления к познанию;
  • развитие сенсорного восприятия;
  • учет интересов и зоны ближайшего развития.

На занятиях используется простой, доступный для ребенка материал, он повторяется столько раз, сколько необходимо для его полного усвоения.

Важнейшее условие успешной коррекции нарушений развития – это ранняя диагностика. Если вашему ребенку исполнилось 2,5-3 года, присмотритесь повнимательнее к нему. В случае обнаружения тревожных признаков, как можно скорее обратитесь к дефектологу.

Дата публикации: 19.04.2021. Последнее изменение: 25.11.2021.

Как проходят занятия с дефектологом?

В зависимости от возраста ребенка занятия имеют свою специфику. Расскажем о них подробнее.

От 1,5 до 3 лет

Занятия направлены на то, чтобы научить ребенка общаться со взрослыми, играть (игровая деятельность до поступления в школу является ведущей), а также на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитие внимания, памяти, мышления. С помощью специальных упражнений и игр дефектолог развивает слуховое, тактильное и зрительное восприятие.

От 3 до 5 лет

Упражнения и игры подбираются таким образом, чтобы скорректировать проблемное поведение и сформировать у ребенка желание познавать окружающий мир. Кроме того, дефектолог учит малыша ориентироваться в пространстве, воспринимать и соотносить предметы по цвету, размеру и форме, логически мыслить, концентрироваться на выполняемой задаче. Особое внимание уделяется развитию вниманию, памяти, способности анализировать и синтезировать информацию.

Как дефектолог поможет, если ребенку поставили серьезный диагноз?

Благодаря своевременной диагностике и внимательному отношению родителей, многие серьезные нарушения – ЗПР, аутизм и РАС, умственная отсталость удается выявить рано, в возрасте 2,5-3 лет. Для таких детей и родителей дефектолог является главным педагогом, именно он выстраивает индивидуальную программу развития, обучения и воспитания, социализации.

У ребенка ЗПР

Задержка психического развития – это нарушение, при котором ряд высших психических функций (внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера, память) созревают позже, чем положено по возрасту. Дефектологу приходится решать сразу несколько задач:

  • развитие внимания, восприятия, речи, мышления, памяти;
  • обучение игровой деятельности;
  • накопление сенсорных впечатлений;
  • формирование знаний об окружающем мире.

Во время занятий педагог поощряет творческую деятельность малыша, предлагая разные варианты заданий. По мере прогресса учебный материал постепенно усложняется.

У ребенка аутизм или РАС

Цель занятий – восполнение дефицитов в развитии малыша, которые удалось выявить при обследовании. Во время диагностики дефектолог оценивает следующие моменты:

  • умеет ли ребенок подражать взрослому, действовать по словесной инструкции;
  • в состоянии ли он составлять план действий и следовать ему;
  • различает ли предметы по цвету, форме, размеру;
  • насколько развиты моторная и сенсорная сферы;
  • уверенно ли ребенок ориентируется в пространстве, может ли назвать и показать части тела;
  • как быстро малыш усваивает информацию, умеет ли переключаться с одного задания на другое, не уклоняется ли от участия;
  • как ребенок ведет себя при общении, как реагирует на необходимость участия в разговоре.

Как мы уже говорили, упражнения и игры подбираются так, чтобы преодолеть выявленные недостатки в развитии. Занятия с дефектологом являются важной частью программы коррекции.

У ребенка умственная отсталость

Коррекционное обучение ведется сразу в нескольких направлениях:

  • развитие эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, воображения;
  • развитие всех видов мышления;
  • накопление знаний об окружающем мире, пополнение словаря, развитие речи;
  • сенсомоторное развитие.

Занятия с дефектологом носит прикладной характер, то есть ребенок учится самостоятельности, осваивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Кто такой учитель-дефектолог?

Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.

  1. Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

 Короткие сроки офорления визы в Италию.

Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.

Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Вот несколько примеров занятий.

1. познавательные раскраски

На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.

2. Работа с фланелеграфом.

На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.

3. Работа с песком.

Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.

4. работа с прищепками.

С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др. После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.

И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.

Автор материала: Учитель логопед-дефектолог Лаптева Дарья Вениаминовна

Также по теме:

Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]