Современные представления и история логопедической ритмики
В статье рассматриваются современные проблемы логоритмического воспитания в России. Представлены основные понятия логоритмики, цели, задачи, средства и содержание. Раскрыта история развития логоритмики в России. Сформулированы задачи логоритмического воспитания детей с речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с заиканием.
Ключевые слова: движение, двигательное умение, двигательный навык, логопедическая ритмика, фонетико – фонематические нарушения, общее недоразвитие речи, заикание.
Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются основные задачи логоритмики: коррекционные, образовательные и воспитательные.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.
Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить что такое ритмика вообще и для чего она нужна.
В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.
Двигательное умение — это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык — высокая степень овладения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.
Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие “ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение: ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен года, дня и ночи, ритм работы. Ритм характеризуется основным признаком — это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.
В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма — способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально — ритмическое воспитание строится на основе развития музыкально-ритмического чувства — способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак — Далькроз в 1912 г. Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе — ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г. и получила высокую оценку специалистов.
В статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье «Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста». Она классифицировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий. В. А. Гринер разработала практический материал для заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.
В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией. Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к расстройствам музической стороны речи (просодия речи).
В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей. В 1958 г. переиздается работа В. А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 г. В. И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с движением. Ритм производимых движении способствует нормализации речи. В работах Е. Ф. Шершневой, Е. Ф. Рау отмечается значение логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста.
Логопедическая ритмика в 70-80-е гг. привлекает внимание исследователей по-прежнему лишь в отношении заикающихся.
Н. А. Тугова в 1968г. разрабатывает систему коррекционно — воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.
В. И. Дресвянников в 1972г., исследуя особенности моторики заикающихся школьников VI — VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и степенью нарушения моторики и предлагает систему физических упражнений для устранения заикания у школьников 12-15 лет. В 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге «Логопедическая ритмика» была дана методика занятий при разных формах нарушений речи. [1].
Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А. Рычкова в 80-е годы и предлагает приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.
Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются также А. В. Крапухин и А. А. Высоцкая.
Логопедическая ритмика широко представлена в работах Е. В. Оганесяна при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых.
В ряде наших работах мы подчеркивали значение теории Э. Жака – Далькроза, которые легли в основу музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей в нашей стране. [2, 3]. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств — на занятиях по физической культуре.
В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально — ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных занятий — это воспитание и интереса к музыке, к произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.
Музыкально — ритмические движения тесно связаны с общими движениями, которые развиваются воспитателем на занятиях по физической культуре. Основными задачами занятий являются развитие основных качеств общей моторики — мышечного тонуса, координации движений, переключаемости, двигательной памяти. Умение владеть своим телом развивается с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.
Задачи по развитию физических умений и ритмических способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного возраста — с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе. Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в начальной школе.
У детей с нарушениями речи, в отличии от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.
В группе для детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы — общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.
Лечение посредством движения предполагает применение различных видов движений в кинезитерапии. С помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в коррекционно — лечебных целях.
Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика — М., Просвещение, 1985.
2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФН. — М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.
3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.
Сведения об авторе
Шашкина Гульнара Рустэмовна
Кандидат педагогических наук, доцент.
Доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ) и зав. кафедрой специального дефектологического образования Московского социально – гуманитарного института (НОЧУ ВПО МСГИ).
111673, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, к. 4, кв. 38.
Телефон
Что такое логоритмика
Она является составной частью кинезотерапии. Во время логоритмических занятий специально подобранные упражнения сочетаются с произношением определенного речевого материала.
Природа речевых нарушений определяет, то, какая главная задача логопедической ритмики. С помощью её методов происходит комплексная коррекция как речевых, так и других нарушений, связанных с ними на основе комплексного использования ритмических движений, слов и музыки.
Логоритмические упражнения
Важно! В результате регулярных занятий планируется не только выполнение коррекции речевых функций, но и развитие физических и психических качеств детей, адаптация к условиям внешней среды. У детей на этой основе происходит перестройка двигательной, сенсорной, речедвигательной, сердечно-сосудистой систем, воспита6ние эмоционально-волевых качеств личности.
Даже не говорящие в раннем возрасте малыши получают шанс на полноценное развитие.
Пример логопедических распевок для детей 3-4 лет
У малышей с нарушениями речи обычно существуют проблемы в двигательной сфере. Для борьбы с нарушениями применяются методы логоритмики. Обычно при этом дети повторяют слова и движения за взрослыми.
Логопедические песенки
Логопедические распевки предназначаются для работы с различными группами звуков.
Например, если надо разработать произношение для заднеязычных фонем, то можно проговаривать следующие фразы:
- КИ-КИ-КИ — ходят кони и быки;
- ГУ-ГУ-ГУ — ходят гуси на лугу;
- ГИ-ГИ-ГИ — на лужок скорей беги;
- КУ-КУ-КУ — спел петух кукареку.
Для того, чтобы совершенствовать произношение для свистящих звуков, подойдут такие логопедические распевки для детей 3 4 лет:
- СО-СО-СО — накачали колесо;
- ЗА-ЗА-ЗА — у меня живет коза;
- ЗУ-ЗУ-ЗУ — я привел домой козу;
- СА-СА-СА — залетела к нам оса.
Существуют распевки для работы над произношением шипящих звуков:
- ШУ-ШУ-ШУ — подойду я к малышу;
- ЖУ-ЖУ-ЖУ — на жука я погляжу;
- ША-ША-ША — как погода хороша;
- ЖА-ЖА-ЖА — принесли домой ежа.
Важно! Чтобы сделать занятие для маленьких детей более увлекательным, можно использовать тематические картинки или игрушки.
Эффективность и результативность этого метода
В результате проведения логоритмических занятий происходит решение следующих задач:
- Малыши получают способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
- У них производит улучшение фонематического восприятия.
- В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
- При проведении логоритмических занятий улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
- Под руководством логопеда происходит развитие общей и мелкой моторики, которое тесно связано с совершенствованием мышления ребенка.
- Малыш учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
- Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
- Развитие детской творческой фантазии.
Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет
При регулярных занятиях эффект будет наибольшим.
Логопедические распевки для детей 5- 6 лет
В этом возрасте детские речевые упражнения становятся более сложными. Далее приводятся примеры распевок, которые могут использоваться для работы с детьми.
Сборник песенок для логоритмики
В занятиях с детьми старшей группы (пять или шесть лет) для развития речи можно предложить такие распевки.
- «Снег укрыл все-все пути,/Никуда нам не пройти,/Эй, лопатки все возьмем,/И тропинки разгребем.»
- «Дождик, дождик/Лей, лей, лей!/На меня и на людей!/На меня по крошечке./На людей по ложечке./А на Бабушку Ягу/Лей по целому ведру!»
- «Вот — цветок, еще цветок,/Эй, сплети себе венок./Давай вместе все играть,/И ромашки собирать.»
- «За стеклом звенят капели,/И тюльпаны расцвели,/Вот бы скоро прилетели/Ласточки и соловьи!»
- «По дороге Петя шёл,/он горошину нашёл./А горошина упала,/Покатилась и пропала./Ох, ох, ох, ох/Где-то вырастет горох.»
Для развития артикуляции можно разучивать с малышами, например, такие тексты:
- «Шу-шо-ша,/Как Катюша хороша./Ша-шу-шо,/Вот и пляшет хорошо.»
- «Жу-жо-жа, жу-жо-жа,/Есть иголочки у ежа./Жо-жу-жи, жо-жу-жи,/Не умеют шить ежи.»
- «Чо-чу-ча, чо-чу-ча,/На окне светит свеча./Ча-чу-чо, ча-чу-чо,/Как же пламя горячо.»
- «Са-са-са, са-са-са,/Ой-ой-ой летит оса./Сы-сы-сы,/Не боимся мы осы.»
Упражнения для коррекции произношения звука [р]
Важно! Нужно, чтобы распевки не только помогали развивать артикуляцию, но и были для детей веселыми и увлекательными. Большое их количество можно найти онлайн.