Современные методы в коррекции речевых нарушений у детей

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами воспитания и специального обучения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, течение, структуру нарушений речевой деятельности и систему коррекционного воздействия.

В Юсуповской больницы логопеды восстанавливают нарушенные речевые функции с помощью инновационных методик.

Принципы и наглядные методы логопедии

Когда обращаться к логопеду? Взрослым необходима логопедическая реабилитация после инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей мозга. Консультация логопеда нужна детям в следующих случаях:

  • ребёнок в полтора-два года ребенок не произносит слова «мама», «папа», «топ-топ»;
  • малыш молчит до трёх лет, хотя понимает обращенную к нему речь;
  • ребёнок отстаёт в речевом развитии;
  • после черепно-мозговой травмы;
  • ребенок к пяти годам гнусавит, картавит, шепелявит, неправильно произносит звуки;
  • малыш в пять, ребенок плохо запоминает слова.

С трёх лет детям рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если родителям кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у детей продолжается до 6-7 лет. С логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит заранее.

Чем отличается логопед от дефектолога? Дефектолог имеет специализацию «дефектология». Он работает с детьми, имеющими физические и психические дефекты. Логопед занимается с детьми без задержки умственного развития и нарушения работы центральной нервной системы. Он обучает правильному произношению звуков и слогов. Задачи логопеда в школе является это коррекция и профилактика нарушений чтения и письма.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

  • системность;
  • комплексность;
  • принцип развития;
  • рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
  • принцип учёта причин и механизмов речевого дефекта.

Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:

  • организационные – сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
  • эмпирические – наблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты, интервью), биографические (сбор и анализ истории жизни пациента);
  • количественный и качественный анализ полученных данных, их машинная обработка с применением электронно-вычислительных машин и компьютерных программ;
  • интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.

История метода

Основоположником метода Томатис был врач-отоларинголог (ЛОР), хирург, фониатр Альфред Томатис. Будучи сыном оперного певца, в детстве он много времени проводил в оперном театре, что и породило его интерес к процессу слушания. Работая уже как врач с оперными певцами и артистами, он сделал различные исследования о связи уха и способностей человека, что и легло в основу метода.

Постепенно метод совершенствовался, область применения все больше расширялась от пения к ораторскому искусству, затем к изучению иностранных языков, помощи школьникам в улучшении успеваемости и далее к работе с особыми детьми, например, с аутизмом, сенсомоторными проблемами. Технический прогресс также не стоял на месте, и постепенно из огромной машины по преобразованию звука аппарат Томатиса превратился в маленький цифровой планшет Talks up®.

В 2000 году Альфред Томатис передал своему сыну Кристиану все активы своего Метода, и тот основал компанию TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. На данный момент она является эксклюзивным собственником Метода Tomatis®. Сейчас в компании работают внуки изобретателя Метода Томатис — Грегуар Томатис, директор и администратор, и Софи Томатис, клинический психолог и юрист.

Классификация общего недоразвития речи в логопедии

По клиническому составу категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна. Логопеды выделяют следующие формы патологии:

  • неосложнённые формы общего недоразвития речи у детей с минимальными расстройствами мозговой функции – недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы, моторных дифференцировок);
  • осложненные формы ОНР у детей с психопатическими и неврологическими синдромами – церебрастеническим, судорожным, гипертензионно-гидроцефалическим, гипердинамическим;
  • грубое недоразвитие речи у детей с органическими поражениями речевых отделов мозга (при моторной алалии – отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте).

В настоящее время используется следующая классификация речевых нарушений в логопедии:

  • первый уровень речевого развития – это «безречевые дети», у которых отсутствует общеупотребительная речь;
  • второй уровень речевого развития – определяются начальные элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, явлениями аграмматизма – нарушения речи, проявляющиеся в трудностях при порождении или восприятии предложений;
  • третий уровень речевого развития – появление развёрнутой фразовой речи с недоразвитием её смысловой и звуковой сторон;
  • четвёртый уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Принципы работы

В основе метода лежит связь среднего и внутреннего уха с мозгом и нервной системой. Специалисты Томатис говорят, что «Ухо — это дверь для доступа ко всей нервной системе». Посылая звуковые волны с различными параметрами в ухо, а через него в мозг, специалист целенаправленно может влиять на те или иные функции психики человека, например, снять излишнюю тревожность, наладить сон, уменьшить возбудимость или, наоборот, усилить концентрацию, увеличить энергичность, повысить способности к коммуникации.

Со стороны может показаться, что человек «просто слушает музыку». Но на самом деле каждый музыкальный трек обработан особым образом с помощью специальных фильтров методики Томатис. В каждой музыкальной композиции содержатся свои уникальные настройки, которые специалист по Томатис-терапии подбирает индивидуально для каждого клиента в зависимости от задач, поставленных в начале работы. И в каждом случае эффект будет немного разным, в зависимости от человека, его особенностей, возраста и других обстоятельств.

При подборе программы Томатис специалист исходит из трех зон воздействия:

  • «Вестибулярная зона» — сюда относятся такие функции, как: равновесие, координация, чувство ритма, общая и мелкая моторика (в том числе речевая), чувство своего тела, ощущение баланса, эмоциональная регуляция, память и внимание, способность к социализации, прогнозирование, восприятие счета. Эта зона «включается» при низких частотах, что предусмотрено в соответствующих программах.
  • «Зона коммуникации и речи» — влияет на язык, речь, фонематический слух, распознавание речи, речевую память, способность формулировать мысли, навыки вербальной коммуникации, готовность вступать в контакт с окружающими, обучение, музыкальный анализ и музыкальную точность. Зона активна при частотах 500-4000 Гц.
  • «Зона энергии» — отвечает за «пробуждение мозга», активацию, внимание, креативность, операции речевого и музыкального анализа, качество голоса (тембр), энергию для первых двух зон. Работает на высоких частотах, 2000-16000 Гц.

Каждая программа слушания влияет на все три зоны, но на «целевых зонах» специалист делает отдельный акцент для более интенсивного воздействия. Помимо параметра частоты есть также ряд других параметров, которые в общей сложности и дают всемирно известный «эффект Томатис».

Противопоказания к Томатис

Метод Томатис не является лечением, система Tomatis является педагогическим методом. Поэтому единственное противопоказание — это глухота или сильное нарушение слуха. При кохлеарной имплатнации — проводится с ограничениями. Эпилепсия также не является противопоказанием, однако об этом заболевании родители должны сообщить специалисту, чтобы был выбран соответствующий тип программы (Томатис не провоцирует приступ).

Важно помнить, что сеансы должны проводиться при хорошем самочувствии и отсутствии острых периодов любых заболеваний. На период болезни клиента сеансы прекращаются, затем возобновляются.

Как проходит Томатис-терапия

Перед первым курсом необходимо пройти первичную консультацию со специалистом. В процессе первой встречи клинический психолог Александрова Ольга знакомится с клиентами, собирает анамнез, проводит тест TED для родителей (если Томатис будет проходить ребенок), формулирует задачи на курс Томатис (это необходимо для выбора конкретной программы).

Далее проходит сам курс Томатис: он содержит 14 сеансов по 40-80 минут (в зависимости от возраста и особенностей клиента). В течение сеанса можно играть, собирать пазлы, заниматься рукоделием, отдыхать, конструировать, рисовать, читать и писать, решать задачки, делать уроки. Можно пить, но нельзя есть. Можно общаться (не снимая наушников). Лучше, если родитель во время сеанса сидит в другой комнате (если это невозможно, то разрешается присутствовать вместе). Если ребенок уснул во время сеанса, это значит, что мозг работает. Это хороший эффект. Во время сна ребенка Томатис продолжает работать.

Необходимо проводить 4-5 сеансов в неделю, чтобы нагрузка была интенсивной, но присутствовал и отдых. После первого курса — перерыв 1 месяц. В это время важно использовать образовавшийся потенциал мозга для усиления эффекта: заниматься с логопедом, дефектологом, психологом, педагогом или просто с родителями дома (в зависимости от конкретной ситуации и целей терапии). Особенно рекомендованы занятия с аппаратом Forbrain (от компании Томатис). Этот аппарат специально создан для усиления эффекта от основного курса Томатис. Данный аппарат также есть в нашем центре и используется специалистами на занятиях.

Далее — курс необходимо повторить (перед вторым курсом нужно проанализировать результаты первого; возможно, специалист снова предложит пройти тест TED, чтобы посмотреть разницу с началом терапии). Второй курс подразумевает новые задачи, с учетом результатов, достигнутых в первой программе Томатис.

Далее Томатис-терапия может быть окончена либо назначен третий, а, возможно, и четвертый курс (в некоторых случаях до 5 программ в год). Решение об окончании или продолжении принимают родители вместе со специалистом Томатис, основываясь на достигнутых результатах. В перерывах также особенно рекомендованы занятия с профильными специалистами, использование наушников Forbrain, чтение, прослушивание музыки дома.

Кто проводит Томатис-терапию

Компания Tomatis® тщательно проверяет всех специалистов перед приемом на обучение. Поэтому практиковать метод могут только профессионалы: психологи, логопеды, педагоги и врачи с опытом работы не менее трех лет (перечень всех лицензированных специалистов в мире можно найти на их официальном сайте www.tomatis.com). После обучения все специалисты Томатис остаются в профессиональном сообществе, где регулярно получают свежую информацию по новым исследованиям в различных странах, а также участвуют в профессиональных вебинарах и конференциях, повышая свою квалификацию. Таким образом, компания Tomatis контролирует качество работы своих специалистов.

В нашем центре метод Томатиса применяет директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна, лицензированный практик Tomatis. Международная компания Томатис является единственным правообладателем на все торговые марки и знаки Tomatis® и Talks up®. В нашем центре используется только оригинальное оборудование Tomatis® (к сожалению, в России есть много подделок и так называемых «аналогов», которые по факту не являются аппаратом Томатис). Современный («настоящий») аппарат Томатис — это цифровой планшет (так называемое «электронное ухо») Talks up® и наушники Tomatis (они могут быть проводными и беспроводными). Наушники не простые, а со специальным костным вибратором на затылочной части. То есть с помощью костной проводимости в ухо также поступает отдельный сигнал (который обрабатывается особым образом и влияет на мозг клиента). Сертификат о получении лицензии по практике применения Томатис-терапии для детей, подростков и взрослых (метод нейросенсорной стимуляции с помощью звука)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]