Работа по коррекции и развитию речи у детей с общим нарушением речи (ОНР) – это трудоемкий и кропотливый труд, рассчитанный не на один год и затрагивающий все стороны речи. Для достижения наилучших результатов необходимо, чтобы все участники этого увлекательного процесса: логопед, нейропсихолог, ребенок и его родители образовали прочный союз единомышленников, главная задача которого – формирование речемыслительной деятельности, грамотной речи любимого чада, как путевки в жизнь в большой мир взрослых людей.
Как и любой процесс, формирование речи происходит постепенно, поэтапно, от простого к сложному. Параллельно работая над формированием всех языковых уровней: звукового, словесного и словообразовательного, грамматического и синтаксического.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный запас слов. Поэтому работа по коррекции и развитию устной речи начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается как лексическая единица языка и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовят платформу для работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» накапливается материал для распространения предложения определением.
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действие предмета, подводят детей к понятию предложения и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения.
После того, как дети научатся составлять распространенное предложение и грамматически правильно его оформлять, переходят к работе над связной речью.
Сначала учим детей пересказывать небольшие по объему рассказы с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий. затем переходят к рассказам описательного характера. После чего переходят к обучению детей краткому, выборочному и творческому пересказам.
Научив детей пересказам, переходят к формированию у детей навыка составления небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке и серии предметных картинок.
Работа над слоговым составом слова предшествует работе над звуко-буквенным составом слова. Деля слова на слоги, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Это важно, если учесть, что пропуск гласных букв в словах, является одной из самых распространенных ошибок встречающихся на письме у детей.
После того, как дети научатся выделять из слова гласные звуки, переходят к работе по выделению согласных звуков. Сначала учат детей слышать и различать твердые и мягкие согласные.
Работа над звуко-буквенным составом слова фактически уже началась на ранних этапах. К этому времени дети уже имеют представление о том, что слова состоят из звуков (букв), они умеют выделять гласные звуки из слов, слышать наличие в словах твердых и мягких согласных звуков и выделять буквы, которыми эти звуки обозначены в слове. Выполняя задания дети учатся вслушиваться и вчитываться в слова, ощущать каждый последующий звук в слове. работа над усвоением детьми звуко-буквенного состава слова ведется на материале односложных слов. Как показывает практика, если ребенок научится правильно делать звуко-буквенный анализ односложного слова, то он без труда сможет проанализировать и грамотно написать слова любой слоговой структуры, даже самой сложной.
Одновременно, начиная с самого первого этапа и до последнего, ведется работа по звукопостановке, автоматизации отработанных звуков и введению их в спонтанную речь.
Статья детского логопеда Цветковой Натальи.
Методика работы по коррекции звукопроизношения
Воспитание и обучение вообще и речевое в частности осуществляются через занятия. Их организация, структура, использование методических приемов зависят от диагноза, установленного специалистами, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка и во многом от профессионального уровня логопеда.
Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.
Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются:
1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы. Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.
Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.
2. Дидактические методы: — наглядные; — словесные методы с опорой на наглядность; — словесные методы без опоры на наглядность; — практические методы, которые должны носить игровой характер.
Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Наглядные приемы — показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий — способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие: — словесный образец; — одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; — повторение; — объяснение; — указание; — словесные упражнения; — вопрос как стимул речевой активности ребенка; — оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Структура индивидуальных и подгрупповых занятий
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.
Надо понимать, что предложенная структура занятий носит рекомендательный характер. Все зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.
Структура занятия 1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. 3. Массаж или самомассаж. 4. Мимические упражнения. 5. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. 6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры. 7. Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти. 8. Автоматизация звука в слогах. 9. Автоматизация звука в словах. 10. Автоматизация звука в словосочетаниях. 11. Автоматизация звука в предложениях. 12. Автоматизация звука в чистоговорках. 13. Автоматизация звука в загадках и стихах. 14. Автоматизация звука в самостоятельной речи. 15. Обучение рассказыванию. Развитие воображения. 16. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения). 17. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.
Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников
Клавдия Тризно
Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач современного дошкольного образования. В настоящее время происходят серьёзные изменения в организации коррекционно-речевой работы в детских садах. Тем не менее, дошкольников с речевыми нарушениями, по статистическим данным, к сожалению, не становится меньше. Этот факт могу отметить и как воспитатель, работающий много лет на логопедической группе. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Поэтому задача своевременного формирования речи детей, предупреждения и исправления различных речевых нарушений по-прежнему остро актуальна.
Для того чтобы добиться стойкости результатов по профилактике и преодолению нарушений речи, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников — это задача не только учителя-логопеда, но всех заинтересованных взрослых. Решающую роль играет качественное взаимодействие, сотрудничество воспитателей, специалистов и родителей. Именно комплексный подход к коррекции речевых нарушений, а также сочетание лучших традиционных методик с современными подходами и формами работы позволяет достичь наилучших результатов и создает необходимые стартовые условия для перехода ребёнка на следующую ступень образования и успешного освоения программы начальной школы.
Взаимодействие в работе по развитию и коррекции речи ребёнка мы выстраиваем как систему,решающую три блока задач:
I блок — создание единого коррекционно-образовательного пространства;
II блок — организация коррекционно-развивающей образовательной среды;
III блок — коррекция речевого недоразвития через многоаспектное воздействие на речевые и внеречевые процессы, на стимулирование познавательной активности детей.
Целью работы педагогов по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диа-логической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской лите-ратуры; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Для достижения данных целевых ориентиров образовательная работа планируется и ведётся по четырём основным направлениям (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями и социальными партнёрами).
1. Как и в любом детском саду, работа начинается с планирования. В августе воспитателями и специалистами ведётся совместная разработка рабочих программ. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и в течение года осуществляется их сопровождение специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, ведётся динамическое наблюдение. Проводится оценка индивидуального развития детей. Это очень важное направление работы на сегодняшнем этапе, требующее переосмысления и приведения в соответствие с современными требованиями. Наш детский сад участвует в экспери-ментальной работе по данному направлению с Новосибирским педагогическим кол-леджем №1 им. А. С. Макаренко, и наша группа является пилотной.
2. В непосредственно образовательной деятельности активно используем информационно-коммуникационные технологии. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних дошкольников, родившихся в эпоху цифровых технологий, это просто необходимо. Включение ИКТ в образовательный процесс вызывает интерес, повышает включенность в деятельность и активность детей и позволяет успешно решать многие коррекционные задачи. Применяем в работе как специализированные технологии (например, логопедическую коррекционную программу «Игры для тигры»
и др., так и самостоятельно разработанные медиа-презентации и
развивающие задания с использованием интерактивной доски. Положительный эмоциональный фон, что тоже немаловажно для качественной коррекционной работы, помогают создать «Логопедические распевки»
Г. С. Овчинниковой и
«Логопедические песенки»
Е. Железновой.
3. В последнее время широкое распространение и большую популярность приобрели квест-технологии или образовательные квесты. С удовольствием присоединились к этому движению и проводим логопедические квесты как в группе, так и на свежем воздухе. Это действительно очень интересная и эффективная форма работы, вызывающая огромный интерес и активность детей, благодаря сочетанию неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Также используем игровую инновационную технологию лэпбук и в настоящее время планируем работу по созда-нию большого логопедического лэпбука как итогового продукта работы за год.
4. Для обеспечения инициативы ребёнка и реализации такого принципа ФГОС ДО, как индивидуализация образовательного процесса, активно используем проектную деятельность. Данная форма позволяет также решить ещё одну важнейшую задачу коррек-ционной работы, а именно — включение родителей в образовательный процесс.В этом учебном году были успешно реализованы несколько проектов: экологический про-ект «Покормите птиц зимой»
, детский тематический проект
«Здоровый образ жизни и профессии»
в рамках фестиваля-конкурса
«Питание и здоровье»
.Ребята побывали на многочисленных экскурсиях: в пожарную часть,
«Детский автогородок»
, образователь-ный
, на работу родителей. Работа над проектом предпо-лагает включенность в общение со взрослыми и сверстниками и высокую речевую активность. Продуктом проекта стали детские мини-презентации и авторские книжки-малышки «Моя будущая профессия»
. Наш проект вошёл в число победителей районно-го конкурса, и сейчас мы совместно с родителями готовим творческую презентацию для городского этапа.
Ещё один проект — «Писатели Новосибирска – детям»
. Его реализация позволяет решать очень важную задачу приобщения детей к художественной литературе. Все мы знаем, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребенка. Разнообразные жанры литературных и фольклорных произ-ведений позволяют работать над всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической)
. Но на сегодняшний день большинство родителей не только не видят значения чтения в обучении и воспитании детей, но и сами не читают или читают мало. Что и показало анкетирование родителей и опрос детей группы, которое проводилось в сентябре 2015 года. Писателей родного края смогли назвать очень немногие родители и дети. Цель проекта
«Писатели Новосибирска – детям»
– создание условий для
развития речи детей путём приобщения детей и родителей к чтению художественной литературы; знакомство с произведениями писателей Сибири и Новосибирска. В процессе реализации проекта дети и родители познакомились с творчеством Таисьи Пьянковой, Юрия Магалифа, Владимира Шамова, Нелли Закусиной, Елизаветы Стюарт. Состоялась литературная гостиная с участием новосибирской поэтессы Елены Николаевны Зиноватной. Дети смогли не только послушать и рассказать стихотворения, но и пообщаться с автором, задать интересующие их вопросы, получить книги с автографом. Были оформлены тематические выставки в книжном уголке, организована разнообразная продуктивная и творческая детская деятельность. Наиболее интересной формой сотрудничества с родителями стали родительские чтения, когда во вторую половину дня художественные произведения для детей читали папы и мамы.
5. Очень действенной формой для приобщения детей к миру художественной литературы и для развития речи в целом является наше сетевое взаимодействие с библиотекой имени Н. Островского, которое осуществляется на основе договора и совместного плана образовательной работы. Экскурсии у нас проходят ежемесячно. В холодную погоду или гололёд, когда мы не можем вывести детей, специалисты библиотеки приходят к нам в детский сад. В увлекательной и доступной для детей фор-ме для детей были организованы литературно-познавательные программы «Есть по соседству библиотека»
,
«Кувырком, бегом, вприпрыжку»
,
«Мой родной район Дзержинский»
,
«Зимний лес полон сказок и чудес»
,
«Правила безопасности»
,
«Мама – слово дорогое»
,
«Добрый мир Корнея Чуковского»
и др. Также успешно сотрудничаем со школами. Например, кроме экскурсий в школы, несколько лет практикуем сотрудничество с литературно-театральным кружком
«Сказки»
школы № 57. В этом году ученики 3 и 4 классов подготовили и провели для нас программу «Сказочная карусель для наших маленьких друзей». Особенно приятно было видеть среди юных актёров уже подросших выпускников нашего детского сада! Мы с удовольствием посмотрели мини-спектакли «Мартышкин дом»
(по сказке Бориса Заходера)
и «Невидимый гость»
(румынская сказка)
. Это важно для мотивации наших детей, поскольку они видят, что то, в чём они участвуют в детском саду, им пригодится и в школе.
6. Мы не только смотрим театр, но и, конечно, участвуем в театрализованной деятельности. Вот уже 6 лет в нашем детском саду работает театральная студия «Сказки детства»
.Творческую группу студии составляют педагоги нашего учреждения: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель. Поставлено 6 спектаклей, они отмечены дипломами лауреатов международного фестиваля детского и юношеского театрального творчества
«Времён связующая нить»
. Спектакли
«Принцесса на горошине»
и
«Цветик-семицветик»
были показаны на малой сцене театра
«Глобус»
. В этом году наши дети приняли участие в спектакле
«Волшебник Изумрудного города»
. Всего в нём участвовали 52 ребёнка. Трудно переоценить значение театрализованной деятельности. За время постановки спектакля мы видим огромный рост мотивации и заметный прогресс в осознанном отношении де-тей к работе над собственной речью.
7. Огромное значение в успешном преодолении нарушений речи детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Для коррекционно-развивающей работы используется не только отдельный логопедический кабинет, но и речевой центр в группе, представляющий собой специально оборудованное пространство для инди-видуальных игр или игр небольшими подгруппами, а также для совместной деятель-ности взрослого и ребёнка. При оформлении речевого центра мы учитывали принципы, отражённые во ФГОС ДО, а также обеспечили разнообразие материалов; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, структуре речевых нарушений; эстетику оформления. Размещён речевой центр рядом с библиотекой и театральным центром. Ведущая игрушка, «хозяйка»
коррекционного центра – многофункциональная игрушка Квакуша, изготовленная мамой нашего воспитанника.В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал по разделам: звукопроизношение, раз-витие мелкой моторики, фонематический слух и закрепление полученных навыков по обучению грамоте, лексико-грамматический строй речи и развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование высших психических процессов. Детям доступны не только приобретённые развивающие игры и оборудование, но и пособия, изготовленные руками родителей и педагогов. Самые интересные из них были представлены на выставке педагогических идей «Мозаика детства»
, в рамках научно-практической конференции работников
дошкольного образования Новосибирской области в сентябре 2016 года.
8. Несколько лет в группе работает мини-музей «Русская изба»
, который используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для реализации авторской технологии
«Приобщение дошкольников к истокам родной культуры»
. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей является сегодня востребованным, актуаль-ным направлением в
дошкольной педагогике. Считаю это очень важным и правильным. Сложно переоценить значение нашего культурного наследия для развития ребёнка, в том числе и для формирования красивой, правильной речи.В течение года совместно с родителями проводим различные обрядовые и фольклорные праздники: «Капустные посиделки»
,
«Колядки»
,
«Богатырские забавы»
,
«Светлая Пасха»
и другие. Наши дети участвовали в концертной программе фольклорного ансамбля «Рождество» под руководством О. Гуриной
«Приходите, гости, к нам!»
в Новосибирской государственной филармонии. Ребята исполнили танец
«Тимоня»
.
9. Хотелось бы сказать несколько слов ещё об одном эффективном направлении в коррекции речи детей – о двигательной активности. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М. М. У дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям, как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития, часто нарушена координация. Эту задачу нам помогает решать хореографический кружок «Сударушка»
. В процессе хореографической деятельности
развивается произвольность движений, переключаемость с одного движения на другое. Формируется последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность. Наши дети не только замечательно танцуют на праздниках, но и с успехом участвуют в различных конкурсах.
10. Участие в конкурсах различной направленности оказывает положительное влияние на мотивацию детей, способствует формированию их социальной компетентности, является значимым фактором для родителей. В этом году наши дети успешно участвовали во Всероссийских, областных, городских конкурсах.
11. И последнее, о чём хочется сказать, – это важность непосредственного участия родителей в процессе развития и коррекции речи детей. Часто это бывает непросто. Но наш детский сад и группа накопили достаточный опыт конструктивного сотрудничества с родителями воспитанников. И являясь городской инновационной площадкой по данному направлению мы используем множество современных, интересных форм сотрудничества. О каких-то мы уже сказали. Добавим, что исходя из нашего опыта,эффективны следующие формы взаимодействия: анкетирование и опросы с обязательным предоставлением результатов на родительских собраниях и последующее совместное планирование и проведение мероприятий различной направленности (тематических досугов и развлечений, семейных конкурсов, выставок и др., проведение дискуссий, клубов по интересам, вечеров вопросов и ответов с привлечением специалистов, а также представлением положительного родительского опыта, проведение Дня дублёра и Дней встреч с интересными людьми, организация площадок для интерактивного общения педагогической направленности (у нас это закрытая группа ВКонтакте: мы практикуем размещение рекомендаций, ссылок на интересные вебинары, видеоматериалов, художественных текстов и произведений, рекомендаций логопеда по домашним занятиям на закрепление звуков и т. д.). Главное, чтобы информация регулярно обновлялась.
Такой подход позволяет нам успешно решать поставленные задачи, получать ожи-даемые результаты в работе и положительную динамику в речевом развитии детей.
Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Любовь Горшкова
Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речиможет наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом)
понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны
речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия)
в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам.
В настоящее время в логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого- педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах.Но вместе с тем данные одной и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом медицинского, психологического и логопедического воздействия.
В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы, прежде всего, на объяснение причин возникновения речевых расстройств, лечение ребенка, а не на систему коррекции.
Клинико-педагогическая классификация раскрывает этиологию, механизмы, формы и виды речевых расстройств.В данной классификации выделяются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, афазия взрослых, задержка речевого развития (ЗРР, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн)
.
Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень)
. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы
недоразвития языка (речи, что служит основой для направления детей в определенные группы детского сада или в определенный тип школы.
Психолого-педагогическая классификация была разработана Р. Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии Института дефектологии. В основе данной классификации лежат лингвистические и психологические критерии. Наиболее значимым среди них является выделение нарушенных компонентов речевой систем (фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя речи).
В соответствии с указанными критериями в данной классификации выделяются две группы речевых расстройств:
1 группа-нарушение средств общения.
2 группа- расстройства в применении средств речевого общения (заикание)
.
К первой группе речевых нарушений, по Р. Е. Левиной, относится фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР)
.
Фонетико-фонематическое недоразвитие-это нарушение формирования произносительной системы языка вследствие недостаточности фонематического восприятия и артикуляции звуков речи.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации)
: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой дизартрии.
В этиологии общего недоразвития речи выделяются разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крои матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания центральной нервной систем и травмы головного мозга в первые годы жизни ребенка и т. д.
Вместе с тем общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях общего недоразвития речи является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним органическим поражением мозга.
Е. М. Мастюкова придает особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах, травматической (вследствие механической родовой травмы, билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности).
Типичным для всей группы ОНР является: позднее появление речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, характерные нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возрастаможет быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений.
Клинические виды общего недоразвития речи разнообразны. В классификации Е. М. Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР.
I группа — не осложненный вариант ОНР, характеризующийся наличием только признаков общего недоразвития речи. У детей с этим вариантом ОНР не выявляется локальных поражений ЦНС. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов, лишь иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности, не длительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у этих детей отмечается общая эмоционально- волевая незрелость, несформированнось регуляции произвольной деятельности.
У детей первой группы наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальце рук, трудности динамической организации движений.
У второй группы детей выявляется осложненный вариант ОНР центрально- органического генеза. У детей этой группы ОНР характеризуется более сложной симптоматикой и патогенезом. Нарушение речевого развития сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у этих детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом повреждении определенных мозговых структур.
В этой группе, по мнению Е. М. Мастюковой,наиболее частыми являются следующие синдромы:
1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром, который характеризуется повышенным внутричерепным давлением, увеличением размера головы, расширением венозной сети в области висков. У детей с данным синдромом наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, расторможенность, раздражительность, частые головные боли, головокружения.
2. Церебрастенический синдром характеризуется повышенной нервно- психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. Церебрастенический синдром в одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, в других- сопровождается вялостью, заторможенностью, пассивностью.
3. Синдромы двигательных расстройств проявляются в изменении мышечного тонуса, в нарушении координации движений, в несформированности общей, тонкой ручной, а также артикуляционной моторики, что в свою очередь проявляется в виде тремора, синкинезий, насильственных движений, легких парезов, спастичности, характеризующих стертую дизартрию.
В целом для детей второй группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса, гнозопраксиса.
Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется у этих детей в эмоциональной лабильности, в поверхностности эмоций, в недостаточности волевых процессов.
У детей с ОНР III группы отмечается алалия (в основном моторная алалия)
.
В настоящее время этиология алалии соотносится с поражением речевых зон, как левого, так и правого полушария. У детей с моторной алалией имеют место сложные дизонтогенетические нарушения-энцефалографические исследования показывают, что у детей с моторной алалией имеются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражения подкорковых структур мозга.
Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
Недоразвитие речи у детейможет быть выражено в различной степени:от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р. Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.
Таким образом, общее недоразвитие речи является одним из сложных речевых нарушений, характеризующееся патологией всех структур речи.
Инновационные методы коррекции речевых нарушенийстатья по логопедии на тему
Подготовила
учитель ГКОУ СО ЕШИ №13
г. Екатеринбурга
Белякова Ирина Анатольевна
Интерактивный метроном (Interactive Metronome)
Программа, созданная компанией Interactive Metronome (США) для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений.
Назначение
- детям с СДВГ,
- нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА),синдром Аспергера, аутистические состояния),
- задержкой психического развития,
- ДЦП,
- нарушениями темпа речи,
- детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга.
Принцип работы
Прибор Интерактивного метронома (IM — Interactive Metronome) позволяет активизировать (стимулировать) участки мозга, вследствие чего происходит улучшение координации, внимания, памяти, восприятия (в том числе фонематического), когнитивных функций, сенсорной обработки, регуляции эмоциональных состояний и саморегуляции. Улучшает моторные функции, ритм, поведение, навыки чтения и письма.
IM – интерактивная терапевтическая компьютерная программа. Работа осуществляется через сенсорную перчатку (надевается на руку) или сенсорную панель (наступать ногой, двигаясь вперед, или пяткой — назад). Ребенок должен отстукивать ритм (отхлопывать) одной рукой, двумя руками или наступать одной (двумя) ногами либо попеременно со сменой рук и ног. Во время сеанса ребенок слушает оригинальный ри метронома, заложенный в программе. Таким образом, формируется глубинный ритм, тренируются слухо-моторные координации, априори подготавливается база для коррекции нарушений слоговой структуры слов.
Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции. Работа построена по принципу «обратной связи». Ребенок должен хлопать в ладоши или топать ногой в соответствие с ритмичными звуковыми сигналами метронома. Сенсорная перчатка или сенсорный коврик позволяют оценить четкость выполнения ребенком задачи.
Заниматься можно начинать с 4-5 лет.
Томатис — метод
Метод Томатиса — это система слуховых тренировок. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на понимание разговорной речи и концентрацию внимания
Назначение
- детям с нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния),
- синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,
- задержками речевого и психомоторного развития,
- нарушениями письменной речи (дисграфия, дислексия)
- нарушениями функции равновесия.
Принцип работы
Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Создается впечатление, что слушая, они думают о чем-то своем, не вникают в слова, относятся к происходящему невнимательно, им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков. Аудио-вокальные тренировки по методу А.Томатиса позволяют научить мозг правильно воспринимать окружающие звуки, вычленять среди них наиболее важные, обрабатывать и анализировать даже те из них, которые ребенок раньше «не слышал».
Принцип действия метода «Томатис» — сенсорная звуковая стимуляция. Звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо. Устройства «ТОМАТИС» предназначены для создания уникального перцептивного звукового контраста. Этот эффект вызывает сокращение и расслабление мышц внутреннего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия. Это действие похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и прогрессирующей мобилизации мышц улучшается передача сенсорных звуковых сообщений в головной мозг.
Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает музыку Моцарта или григорианские песнопения. При этом ЭУхо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно. Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности. Для каждого ребенка фильтры Электронного Уха настраиваются индивидуально.
Противопоказания?
- эпилептическая активность
- острый период любых заболеваний
- тяжелая артериальная гипертензия
- опухолевые заболевания.
Перед назначением необходимо проведение электроэнцефалограммы. Занятия можно начинать в 3-4 года. Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.
Fast ForWord
Fast ForWord — Компьютерная коррекционная методика, разработанная ведущими в области нарушений речи американскими учеными, сотрудниками компании Scintific Learning.
Это специальная компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой программы тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует улучшению внимания и развитию памяти.
Назначение
- детям с нарушениями устной и письменной речи, речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи (и при выходе из алалии), дисграфия и дислексия)
- с патологиями слухового восприятия и недоразвитием функций фонематического анализа и синтеза,
- детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
- задержками психического развития,
- нарушениями внимания,
- нарушениями аутистического спектра (РДА, синдром Аспергера).
Принцип работы
Человеческая речь представляет собой последовательность быстро меняющихся звуковых сигналов, которые, попадая в мозг через органы слуха, проходят многоэтапную обработку различными участками центральной нервной системы. Если скорость обработки информации ниже скорости ее поступления, ребенок попросту не имеет возможности воспринимать речь на слух. В большинстве случаев он учится распознавать только определенное количество «медленных» звуков, а все «быстрые», которые мозг не успевает обработать, его подсознанием отсеиваются. Неправильное восприятие речи в общем случае приводит не только к нарушениям ее понимания, но и к соответствующим искажениями при воспроизведении слов. Ребенок пытается говорить так, как он слышит, а слышит он изначально неправильный набор фонем.
В 70-х годах XX века американский психолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость предъявления звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраивались под скорость восприятия фонем каждого ребенка с последующим ускорением до возрастной нормы. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты быстрее усваивали новые слова, значительно улучшалась дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась методика Fast ForWord
Название программы переводится как «Бегом за словом» или «Быстрослов». Эта программа не учит ребенка говорить. Более того, она на английском языке. Но это совершенно не препятствует эффективности ее использования в разных странах. Эта программа тренирует систему слухового восприятия, то есть создает фундамент для формирования речи.
Как это происходит? Во многих странах дети, начинающие говорить на разных языках, в своем лепете используют типичные сочетания гласных и согласных звуков по типу «да-да-да» и «ба-ба-ба». Первые слова, которые дети произносят, тоже обычно состоят из таких сочетаний: «папа», «мама», «баба».
Для ребенка с речевыми проблемами различение этих похожих звуков надолго остается большой проблемой. Слух таких детей не может обрабатывать типичные сочетания согласных и гласных, которые быстро произносятся. Дети не успевают услышать начало слога или то, как звуки меняются внутри слога.
Эта неспособность справиться с элементарной задачей нарушает все стороны языкового развития ребенка. Ребенок тратит много сил и времени на попытки различить звуки и понять, какое именно слово прозвучало. Это становится причиной нарушения понимания речи, произносительной стороны речи, чтения и письма. Но проблема решается с помощью специальных тренировок.
Программа Fast ForWord состоит из нескольких серий упражнений, которые тренируют основные функции мозга, связанные с языковыми навыками.
Программа устроена как компьютерная игра. Ребенок слушает звуки через наушники и выполняет задания персонажей. Например, в одном из заданий ребенок учится различать «ба» и «да». Но не так, как это могло бы происходить на обычных занятиях с логопедом! Сначала компьютер искусственно замедляет скорость этих звуков. Человек, в отличие от компьютера, этого сделать не может. Например, звук А можно произнести быстро или медленно, но это невозможно сделать со звуком Б.
Сначала мозг ребенка тренируется на замедленных звуках, затем программа постепенно увеличивает их скорость, приближая к скорости «быстрых частей речи».
Когда ребенок правильно выполняет задание, на экране происходит что-нибудь веселое. Положительные эмоции способствуют выработке специальных веществ – нейромедиаторов, которые помогают мозгу закрепить полученные умения. Поэтому результаты тренировок сохраняются надолго.
Результаты работы Fast ForWord
- нормализует работу мозга детей. Исследователи из Стендсфордского университета провели сканирование мозга детей с дислексией до и после курса Fast ForWord. Оно показало, что после курса работа мозга всех испытуемых нормализовалась. До тренировок дети с дислексией не использовали во время чтения те участки мозга, которые использовали обычные дети.
- У детей улучшается внимание и способность к концентрации
- Программа Fast ForWord улучшает не только фонематический слух, но и в целом способность мозга обрабатывать информацию. Программа также тренирует способность мозга управлять временем. Это приводит к улучшению успеваемости ребенка по всем школьным предметам.
- помогает детям с аутизмом . У многих детей с аутизмом есть проблемы с речевым развитием. В результате работы с программой дети начали не только больше говорить, но и стали более общительными.
Forbrain
FORBRAIN® («Для мозга») – специальное устройство, позволяющее тренировать процесс обработки мозгом слуховой информации. Для тренировок используется собственный голос ребенка и голос педагога. FORBRAIN разработан специалистами из Гонконга.
Назначение
- детям, имеющим различные речевые и коммуникативные проблемы (нарушения развития аутистического спектра, алалия, заикание, дизартрия и др.)
- учебные затруднения в школе.
Принцип работы
FORBRAIN сконструирован таким образом, чтобы активизировать все аспекты передачи и обработки звукового сигнала. Для этого используется вибрирующее устройство, обеспечивающее усиление костной проводимости (которая значительно быстрее, чем воздушная) и специальный динамический фильтр, обогащающий звучащую речь высокими частотами.
Использование FORBRAIN позволяет стать более внимательным слушателем, а также улучшить качество своего голоса и речи: ребенок слышит свой собственный голос в откорректированном виде, и мозг вынужден перестраивать свою работу в ответ на эти изменения.
Противопоказания
Не рекомендуется использовать FORBRAIN во время прохождения курсов Tomatis или inTime.
InTime
Это метод гармонизации работы головного мозга, основанный на прослушивании ритмичной музыки, разработанный мультидисциплинарной командой экспертов компании Advanced Brain Technologies (США).
Индивидуализированные тренировки предусматривают не только прослушивание музыки, но и множество двигательно-ритмических упражнений с использованием собственного тела, голоса, барабанов и других шумовых музыкальных инструментов. Эти упражнения помогают сохранить внутреннее ощущение ритмичности и сделать ритм неотъемлемой частью жизни.
Сочетаются два важных для развития мозга аспекта: стимуляция звуками определенных частот и стимуляция с помощью ритма.
Назначение
- детям с нарушениями внимания (СДВГ, гиперактивность),
- нарушениями темпа и ритма речи (заикание),
- различными нарушениями письменной и устной речи (дисграфия, дислалия, дизартрия, алалия),
- нарушениями развития аутистического спектра.
Принцип работы
Функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. У ребенка с нарушениями развития, как правило, мозг работает недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают благотворное влияние на все области функционирования.
Взаимодействие с ритмичной музыкой inTime стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе тренировок обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.
Тренинг inTime предполагает прослушивание музыкальных модулей, продолжительностью по 9 минут несколько раз в день свыполнением двигательно-ритмических упражнений (телесная перкуссия и упражнения с барабанами).. Психоакустически модифицированная музыка прослушивается с помощью мультисенсорной аудио системы Waves™ и специальных наушников, обеспечивающих помимо воздушной проводимости звука — костную.
Аппарат «Спектр» – светолечение
Физиотерапевтический метод лечения с помощью низкоинтенсивного светового и лазерного излучения разных участков оптического спектра. Осуществляется с помощью аппарата «Спектр» (Санкт-Петербург).
Назначение
- нарушение мышечного тонуса в артикуляционном аппарате и не только.
- имммунокоррегирующее,
- сосудорасширяющее
- противовоспалительное действие
Принцип действия
Очень многие дети с речевыми нарушениями имеют те или иные проблемы с регуляцией мышечного тонуса. Тонус мышц может быть повышен или снижен. Иногда эти проблемы затрагивают мускулатуру только речевого аппарата, а в некоторых случаях и всего тела. Особенно часто встречается нарушение регуляции мышечного тонуса в шейно-воротниковой зоне.
Красное излучение улучшает функционирование нервной ткани и применяется в тех случаях, когда нужно активизировать работу мышц. Зеленое излучение, напротив, обладает успокаивающим действием и применяется в тех случаях, когда необходимо снизить мышечный тонус. Данные процедуры являются хорошим дополнением к логопедическим занятиям и занятиям лечебной физкультурой.
Процедуры абсолютно безболезненны и легко переносятся ребенком. Во время лечения специалист прикладывает светодиодные наконечники зеленой или красной матриц прибора к рефлексогенным зонам на теле или на лице. В зависимости от целей терапии может использоваться непрерывный или импульсный режим работы прибора
Аудио-визуальная стимуляция
Это программа для развития интеллектуальных способностей ребенка и повышения способности к обучению.
Назначение
- нарушения внимания
- нарушения поведения
Принцип работы
Каждая анатомическая структура нашего организма имеет свой ритм. Есть ритм общий для нервных центров, отвечающих за поведение и обучение. У детей с нарушениями внимания и поведения этот ритм может быть изменен. Методика аудио-визуальной стимуляции не только задает правильный ритм, но и тренирует его самовоспроизведение организмом. Этот ритм характерен для нормального обучения, контроля эмоций и поведения.
Используется стимуляция сразу двух каналов: слухового и зрительного. Это способствует формированию связи между ними. Эта связь крайне важна, например, для овладения грамотным чтением и письмом.
Аудиальная стимуляция — ребенок в течение 7-10 минут слушает серии ритмичных звуков через наушники. Визуальная стимуляция — ребенок 7-10 минут сидит с закрытыми глазами в специальных очках, через которые подаются ритмичные вспышки света.
Начинать занятия можно примерно с 5 лет (важно, чтобы ребенок был способен посидеть 7-10 минут с закрытыми глазами)
Биоакустическая коррекция
Коррекция состояния головного мозга методом аудиторной обратной связи. Метод разработан ГУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, Физиологический отдел им. И.П.Павлова (с 1992 по 2008 г.г.), Санкт-Петербург.
Назначение
- Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром).
- Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия).
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
- Неврозоподобные нарушения (тики, энурез).
- Головные боли напряжения. Мигрень.
- Последствия ОНМК, органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм.
- Гипоксемически-ишемические поражения ЦНС перинатального генеза
- Адаптация к школьно-дошкольным учреждениям.
- Общее оздоровление организма и психопрофилактика
- Повышение и поддержка оптимального уровня адаптационных возможностей организма, процесса саморегуляции.
Принцип работы
У некоторых детей с неврологическими нарушениями нарушена волновая активность головного мозга. Ее можно нормализовать с помощью тренировок на специальном приборе.
Восстановление процессов саморегуляции осуществляется акустической стимуляцией согласованной с текущей биоэлектрической активностью мозга. Предъявление музыкоподобных звуков, параметры которых согласованы с показателями частотной структуры ЭЭГ и синхронны с событиями биоэлектрической активности мозга, создает уникальные условия адаптивной стимуляции
На голове ребенка закрепляются датчики, которые снимают биоэлектическую активность мозга — ЭЭГ. В режиме реального времени мозговые волны преобразуется в звуковые сигналы, напоминающие органную музыку. Эту “музыку своего мозга” ребенок слушает через наушники. Можно сказать об этом методе в упрощенном варианте: чем лучше мозговая активность, тем лучше будет музыка.
Метод активизирует естественные процессы саморегуляции организма. Улучшается эмоциональное состояние ребенка, речь, ребенок становится более общительным и контактным.
Наблюдаются значимые улучшения ЭЭГ.
Противопоказания.
- Острый послеоперационный период
- Гипертонический криз
- Высокая температура тела
- Ранний этап после ЧМТ
- Психотическое состояние
- С осторожностью: эпилепсия
Лого-батут
Методика тренировки функций мозга, задействованных в чтении и письме. Тренинг разработан специалистами на основе зрительно-вестибулярных упражнений, предложенных Самантой Злотник – доктором оптометрии из Нью-Йорка.
Назначение
- детям с нарушениями чтения и письма (дислексия, дисграфия),
- детям с нарушениями внимания.
- детям, которые учатся читать
- детям с заиканием.
Принцип работы
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Другими словами: мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных каналов. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию учителя и делать записи в тетради или выполнять задание и быстро реагировать на реплики учителя. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.
Эти тренировки помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы. Прыжки на батуте в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти тренировки – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию саккадических движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.
Во время тренировок ребенок ритмично прыгает на небольшом батуте и вслух читает буквы (слоги, слова), которые появляются на экране. Постепенно материал для чтения усложняется. Дополнительно предусмотрены упражнения на развитие ориентировки в пространстве и развитие зрительного восприятия.
Мозжечковая стимуляция
Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Назначение
- неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений (признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка). Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Принцип работы
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:
- восприятие устной, письменной речи
- навыки механического чтения
- математические способности
- все виды памяти
- спортивные навыки
Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).
Программа мозжечковой стимуляции может включать следующие методики:
- упражнения на Постурографе — приборе фирмы Neurocom (США), созданном для оценки и тренировки равновесия, координации движений, мышечного чувства.
- Learning Breakthrough («прорыв в обучении») — система упражнений на балансирной доске доктора Билго.
- упражнения на интерактивной платформе Wii Fit.
Ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция (рТМС)
Метод лечения заболеваний нервной системы при помощи коротких магнитных импульсов. Показаниями
- задержка речевого развития,
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
- аутизм,
- спастичность при детском церебральном параличе,
- некоторые формы эпилепсии.
Принцип работы
Существуют два основных режима рТМС: низкочастотный и высокочастотный. При низкочастотной магнитной стимуляции (5 Гц) – повышение. Низкочастотный режим используется для лечения некоторых форм эпилепсии. Подобная стимуляция эпилептического фокуса снижает частоту приступов.
Высокочастотный режим используется в тех случаях, когда необходимо активизировать функционирование определенных корковых или подкорковых областей головного мозга и/или связей между ними. При проведении рТМС в высокочастотном режиме происходит образование новых функциональных связей в мозгу. Участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию мягкой стимуляции, что активизирует деятельность этих зон, нормализует развитие речи, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).
Кроме этого, наблюдаются следующие положительные изменения:
- снижается выраженность невротической симптоматики;
- снимается напряженность, чувство тревоги и страха;
- возникают положительные эмоции;
- быстрее идет регенерация в местах, где проводящие пути нервной системы были нарушены;
- уменьшается вегетативная неустойчивость;
- нормализуется артериальное давление;
- улучшается сон, настроение; снижается тревожность;
- уменьшается чувство страха и мышечное напряжение;
- повышается устойчивость к стрессу.
Метод рТМС – безболезненная и легко переносимая процедура, которая проводится врачом-неврологом или нейрохирургом.
Противопоказания
Процедура не проводится при наличии у пациента в теле крупных металлических предметов, кардиостимулятора или электронных имплантатов, аневризматической болезни, в остром периоде любого заболевания.
Транскраниальная Микрополяризация (ТКМП)
Лечебное воздействие постоянных микротоков на нервные клетки головного мозга.
Назначение
- детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- дефицитом внимания
- пациентам с неврозами и неврозоподобными состояниями
- задержками психического и речевого развития
- поведенческими и речевыми проблемами
- аутизмом
- лечение детей с ДЦП
- в качестве восстановительной терапии для устранения последствий травм и нейроинфекционных заболеваний головного и спинного мозга
Принцип работы
Это эффективный метод «точечного» воздействия на отдельные участки мозга, работающие «неправильно», либо несбалансированно. Слабый постоянный электрический ток очень малой величины при помощи небольших электродов стимулирует работу отдельных участков головного мозга, способствует развитию нервной ткани и созданию новых связей между нервными клетками.
Поскольку воздействие осуществляется локально, оно направлено только на те структуры мозга, в работе которых наблюдаются нарушения, и не затрагивает здоровые участки. Стимуляция клеток мозга при помощи слабого электрического тока способствует образованию новых межнейронных связей и общему развитию нервной ткани — вот почему этот метод успешно применяется при лечении последствий черепно-мозговых травм и перенесенных нейроинфекционных заболеваний.
Индивидуальный протокол лечения составляется врачом-неврологом после осмотра ребенка и проведения функциональной диагностики. Во время процедуры на голову ребенка надевается шапочка с проводами; ребенок не испытывает никаких ощущений и может чем-то заниматься: играть, смотреть мультфильм, читать книжку, рисовать и т. д.
Противопоказания
- острый период любого заболевания.
Нейродинамическая гимнастика (сенсорная интеграция)
Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.
Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению.
Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.
С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды
Это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции — способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Назначение
Эти занятия полезны практически всем детям, так как сенсомоторная интеграция — это обязательный этап психического развития каждого ребенка.
Принцип работы
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной (ощущение относительного положения частей тела и их движения — ощущение своего тела) и тактильной.
В норме этот процесс должен завершиться в возрасте около 4-х лет, но у многих детей это происходит значительно позже.
Современные дети испытывают дефицит двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации о положении тела в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций.
Занятия проходят в специальном зале, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.
Нейродинамическая гимнастика — это подвижные игры с использованием специального оборудования: качелей разной формы и размера, роликовых досок, горок, батутов и множества других приспособлений.
Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания.
Очень важно то, что ребенок активен во время таких занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время намеренных движений.
Такое частично структурированное взаимодействие со взрослым очень важно для развития эмоций, мышления и связей мозга с телом.