Профилактика речевых нарушений
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:
- создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;
- заботу о сохранности его речевых органов;
- создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.
Что рекомендуют специалисты?
- Предупреждение ушибов головы.
- Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Охрана артикуляционных органов: предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
- предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
- своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?
- Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
- Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
- Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
- Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
- Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
- Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
- Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
- Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
- Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи.
Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.
Если же условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить.
Таким образом, если у Вас не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы создать более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.
Очень важно своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации в поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. Кроме того, по вопросам речевого развития детей Вы можете проконсультироваться у логопедов.
Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста
Выявление и коррекция отклонений процесса развития, является важным условием модернизации системы специального образования, поскольку позволяет максимально рано включить детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство. (Н.Н. Малофеев, 1997, 1999, 2003). Раннее коррекционное воздействие базируется на концепции непрерывного возникновения новых форм на основе предшествующих в развитии, протекающем в реальном взаимодействии со средой в условиях единства материальной и психической сторон генеза каждого явления (Л.С. Выготский).
В преддошкольном возрасте овладение речью как средством общения представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в разных областях специальной педагогики: Н.Д. Шматко – при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных нарушениях; О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг – при нарушениях эмоциональной сферы; Е.А. Стребелевой – при органических поражениях центральной нервной системы; Ю.А. Разенковой – при последствиях социальной депривации.
В современной логопедии речевые отклонения раннего возраста традиционно обозначаются как «задержка речевого развития» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова). В последнее время из этой категории выделены дети, речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи» (О.Е. Громова). Основными признаками данных речевых дизонтогений являются выраженная дефицитарность экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы, которые и определяют в настоящее время основные направления дифференциальной диагностики и коррекционного воздействия (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, О.Е. Громова).
Дети преддошкольного возраста, состояние речи которых трактуется неврологами и логопедами учреждений здравоохранения как задержка речевого развития, представляют собой неоднородную группу по уровню языкового и когнитивного развития. У части детей задержка речевого развития успешно компенсируется без постороннего вмешательства и может рассматриваться как временное, обратимое состояние. У другой группы детей сходные отклонения речевого онтогенеза проявляются мозаично в языковых и когнитивных процессах, которые в дошкольном возрасте могут провоцировать расстройства речи различной степени выраженности (А.Н. Корнев, Б.Ж. Монделаерс, Е. Bates). Проблемы определения прогностически значимых признаков отклонений в формировании речи детей раннего возраста и отграничения их от задержки темпа речевого развития с целью своевременного коррекционного воздействия до сих пор остаются недостаточно изученными в теории и практике логопедии.
Известно, что развитие компонентов речевой деятельности обуславливается подвижным взаимодействием биологических и социальных предпосылок, которое определяет динамику смены периодов речевого онтогенеза, способствует усвоению новых средств общения (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.И. Лисина). Коррекция отдельных компонентов овладения речью без учета динамики их взаимодействия не способствует дальнейшему развитию речи как целостной системы. Следовательно, возникает необходимость синхронизации нарушенных или недостаточно сформированных компонентов речевого онтогенеза.
Таким образом, для логопедии остается актуальным описание прогностически значимых признаков речевых дизонтогений, исследование динамического взаимодействия компонентов речи детей раннего возраста на разных этапах овладения речью и разработка своевременного комплексного логопедического воздействия.
Цель исследования: разработать содержание и методы комплексного коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте на основе выявления прогностически значимых признаков отклонений речевого развития.
Объект исследования: процесс становления речевой системы детей раннего возраста с задержанным развитием речи.
Предмет исследования: комплексное коррекционно-предупредительное воздействие при отклонениях речевого развития на третьем году жизни.
Гипотеза исследования: в раннем возрасте динамическое взаимодействие психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов определяет каждый этап речевого развития и переход на последующий; отклонения речевого развития являются следствием дисинхронии компонентов речевой системы и провоцируют фонетико-фонематические нарушения или общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте; направленное коррекционно-предупредительное воздействие на психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты позволит минимизировать отклонения речевого развития в преддошкольном и предупредить нарушения речи в дошкольном возрасте; эффективность коррекционного процесса зависит от своевременности дифференциации отклонений в овладении речью и задержки речевого развития, от комплексности воздействия на составляющие речевого развития и направляемого участия семьи.
Задачи исследования:
- на основе анализа имеющихся теоретических данных по проблеме исследования разработать динамическую модель психоречевого развития ребенка раннего возраста;
- разработать методы ранней диагностики речевой системы детей третьего года жизни, систематизировать прогностически значимые признаки, определяющие типологию отклонений;
- разработать и обосновать методику комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте.
В работе использованы следующие методы:
- анализ литературы по теме исследования с целью создания модели, демонстрирующей системность речевого развития ребенка раннего возраста;
- эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, анкетирование, наблюдение с применением видеосъемки, сбор катамнестических данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов формирующего обучения.
Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец); концепция системной организации речи (Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г.В. Чиркина); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Научная новизна исследования. Охарактеризованы основные компоненты, гармоничное взаимодействие которых определяет речевое развитие ребенка раннего возраста: психофизиологические, языковые и когнитивные. Обоснована целесообразность и возможность комплексного выявления отклонений речевого развития у детей раннего возраста. Описана совокупность прогностически значимых признаков таких отклонений и проанализированы типы отклонений речевого развития в раннем возрасте. Обоснованы направления дифференциальной диагностики отклонений и задержки речевого развития. Разработана методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития на третьем году жизни.
Теоретическая значимость исследования. Разработана динамическая модель взаимодействия психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов формирующейся речевой деятельности, позволяющая выделить признаки дизонтогенеза. Уточнены и охарактеризованы варианты речевых дизонтогений, которые позволяют прогнозировать расстройства речи различной этиологии. Полученные в ходе исследования результаты расширяют возможности ранней дифференциальной диагностики отклонений в овладении речью, обусловленных дисбалансом психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов речевого развития, в отличие от задержки его темпа и определяют содержание коррекционных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что адаптированы и разработаны методы логопедической диагностики, позволяющие определять отклонения речевого развития у детей раннего возраста. Катамнестическими данными подтверждена результативность дифференциации отклонений речевого развития по темпу, степени выраженности и структуре недоразвития. Создана и апробирована методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия, рекомендованная к реализации в условиях специализированных ясельных групп, дошкольных логопедических пунктов, групп кратковременного пребывания, учреждений здравоохранения. Результаты экспериментального исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в вузах в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов, а также при консультировании семей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования; его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, а также сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; применением методов статистического анализа: ранжирования, Т – критерий Вилкоксона и линейной корреляции Пирсона.
Основные выводы:
Процесс речевого развития определяется поэтапным взаимодействием психофизиологических, языковых и когнитивных компонентов, что нашло свое отражение в разработанной нами модели психоречевого развития ребенка раннего возраста.
Выявлена совокупность прогностически значимых признаков отклонений речевого развития в раннем возрасте, что позволило среди детей группы риска выделить и охарактеризовать разные типы нарушений речевого развития, отдифференцировать их от темповых вариантов задержки.
Разработана, научно обоснована и апробирована методика комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при разных отклонениях речевого развития детей раннего возраста, имманентными составляющими которой являются следующие блоки: клинико-логопедический (коррекция моторных предпосылок артикуляции и слухового речевого гнозиса), музыкально-логопедический (коррекция интонационно-ритмических процессов), социально-педагогический (развитие когнитивной, эмоциональной сфер).
Доказана эффективность разработанного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речи в раннем возрасте, позволяющего в сензитивном периоде психического развития в зависимости от структуры дизонтогенеза устранить недостаточность функционирования психофизиологических и когнитивных компонентов речеязыковой системы и тем самым минимизировать вероятность нарушений речи вторичного порядка.
Дальнейшую перспективу исследования речевых процессов детей группы риска мы видим в мониторинге состояния специфических возрастных возможностей психоречевого развития детей в период дошкольного детства.
В норме ребенок к 4 годам должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения. Причин для этого может быть очень много.
У ребенка может быть укорочена уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию. Очень часто аномалии прикуса сопровождаются нарушением звукопроизношения.
Одной из распространенных причин нарушения звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.
Проблемы с произнесением звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.
Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Часто причиной нарушения различных сторон речи, в том числе и фонетической, у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.
В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.
Нарушение произношения может быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.
Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Кроме того, неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте, в последствии также может отразиться на речи детей.
Следует помнить, что дети с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, как правило, имеют те или иные нарушения речи.
Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактической работой должна начинаться как можно раньше. Основными задачами для всех возрастных групп являются: развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания и памяти.
Для развития артикуляционной аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка и др. Упражнения подробно описаны в литературе, многие из них широко известны (при необходимости логопед демонстрирует основные упражнения). Чтобы сделать их более привлекательными можно подобрать картинки, стихи, загадки и сказки. Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произнесению более сложных по артикуляции звуков.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. К самым простым заданиям можно отнести дутье на снежинки, листочки, а к более сложным — упражнения А.Н. Стрельниковой. Важно, чтобы данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течении 3-5 минут.
Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах; Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки; Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри; Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»); Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику; Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.
Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.
У детей необходимо развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с — песенка водички, ж — жужжание жука, пчелы, р— работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т.п.). Во второй младшей группе в играх уточняются звуки а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в; в средней группе — н, г, д, к, г, х, ы, с, с», з, з», ц; в старшей группе — щ, ж, ч, щ, л, л», р, р»; в подготовительной группе учат выделять любой нужный звук из слова и определять его место в слове (начало, середина, конец), затем приступают к дифференциации звуков близких по звучанию и артикуляции. Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют ( «Са, са, са — хитрая лиса»; «Ра, pa, ра — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.). Важно, чтобы в чистоговорки включались только правильно произносимые звуки.
Не следует забывать (особенно в младших группах) об играх по развитию слухового внимания на материале неречевых звуков и звукоподражаний (игры типа «Солнышко и дождик», «На чем играю?», «Кто позвал?»).
Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Мелкая моторика развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.
Игры на развитие тактильного восприятия:
«Гладкий- шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок
опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на
ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое».
Игры с водой и песком. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду»; Игры с пластилином. Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги». Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками». Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаики. Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Степновская районная больница
Гипертония – это болезнь, при которой увеличивается артериальное давление (АД) постоянно или с определённой периодичностью. Профилактика гипертонии поможет избежать появления гипертонической болезни и кризов, обострений заболевания, а также улучшит общее состояние.
Для того чтобы избежать серьёзного заболевания, особенно людям пожилого возраста, нужно следить за своим здоровьем и своевременно обращаться за квалифицированной медицинской помощью, принимать рекомендованные врачом препараты для профилактики заболевания, а также делать упражнения для профилактики гипертонии.
Что такое гипертония и разновидности её профилактики
Для взрослого человека нормой считается, когда артериальное давление составляет – 120/80 мм рт.ст. Но есть люди, которые отлично чувствуют себя с пониженным давлением – 100/70 мм рт.ст. или повышенным – 140/110 мм рт.ст. и для них это считается нормой. Только это является редким исключением, а для многих людей – это существенная патология. Первый показатель показывает количество сокращений сердечных стенок и называется – систолическим давлением. Второй показатель – диастолическое давление, показывает количество расслаблений сердечных стенок. Доктора советуют регулярно измерять давление, чтобы диагностировать болезнь на ранней стадии.
Толчком к подозрению на гипертонию могут быть такие симптомы:
- Постоянные головные боли, а именно в височной и затылочной частях.
- Красный цвет лица.
- Онемение пальцев, холод в конечностях.
- Снижение памяти, работоспособности, плохое внимание.
- Ухудшение зрения, появляются «мушки» в глазах.
- Одышка, появляющаяся от небольшого физического труда.
- Головокружение и шум в ушах.
- Повышенное чувство страха, тревожность.
- Обильное потоотделение, озноб;
- Отёчность лица.
Это заболевание очень распространено в настоящее время. Больше всего оно встречается у женщин после менопаузы, а также у мужчин, которым за 60 лет. Раньше гипертония чаще всего встречалась у пожилых людей, но сегодня она наблюдается и у детей, и у подростков. Юношеская гипертония встречается у 18% молодого населения земли. Причина её возникновения в таком возрасте – наследственность.
Этот недуг очень опасен тем, что завышенное АД иногда ведёт к летальному исходу. Если вовремя не лечиться, то возможны осложнения, такие как нарушения в работе головного мозга, почек и сердца.
Профилактика заболевания подразделяется на первичную и вторичную. Первичная профилактика – предотвращение возникновения болезни. Вторичная профилактика – комплекс мер для людей с подтверждённым диагнозом. Профилактика первичная и вторичная при гипертонической болезни очень важна.
Первичная профилактика
Она направлена на устранение возможных рисков и ликвидацию причин развития гипертонии. В основном настоящая причина болезни неизвестна, поэтому потребуются изменения в образе жизни.
- Физические нагрузки. Они должны соответствовать возрасту и особенностям организма. Необходимо также принимать во внимание имеющиеся другие заболевания. Благотворно повлияют пешие длительные прогулки на свежем воздухе, а также плавание, бег, езда на велосипеде.
- Снизить употребление соли. Рекомендовано употреблять не больше 6 грамм соли в сутки, а также учитывать её содержание в некоторых продуктах, таких как колбаса, сыр, консервы. Необходимо добавлять в еду травы, чеснок, а также употреблять соль с маленьким содержанием натрия. Обязательно добавить в меню еду с большим содержанием кальция, калия и магния (творог, чернослив, изюм, картофель, курага, свекла).
- Увеличить количество растительных жиров, а количество жиров животного происхождения наоборот снизить. Как можно меньше потреблять таких продуктов, как сметана, сало, жирное молоко, сливочное масло, колбаса. В рационе больше должно быть нежирной рыбы, подсолнечного масла, фруктов и овощей. Каждый день нужно употреблять молокопродукты, обязательно обезжиренный творог и кефир.
- В целях профилактики и лечение гипертонии необходимо снизить психологическое перенапряжение. Обязательно избегать стрессовых ситуаций, стараться решать возникшие проблемы спокойно, чтобы не нанести вред нервной системе, и, следовательно, избежать осложнений в виде сердечно-сосудистых заболеваний. К повышению артериального давления ведут шумовые раздражители в быту, например, просмотр телепередач на большой громкости, а также окружающий шум в крупных городах (шум, издаваемый заводской техникой, близкое расположение железной дороги, автомагистралей, аэропортов).
- Полный отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Вторичная профилактика
Она включает в себя применение лекарственных препаратов и немедикаментозное лечение, а также замедляет появление приступов. Немедикаментозное лечение – изменение привычного образа жизни, но намного строже, чем при предыдущей профилактике. При вторичной профилактике гипертонической болезни изменение образа жизни носит не рекомендационный характер, а обязательное требование для полного выздоровления. Здесь также обязательным условием является приём лекарств, которые понижают давление.
Необходимо придерживаться режима питания, сна, занятий спортом. Медикаментозное лечение основывается на долгих систематических приёмах лекарств, но принимая их, необходимо иметь в виду, что сбивать давление желательно постепенно, особенно пожилым людям и тем, у кого имеются болезни сердца.
Обязательным условием, относящимся к мерам вторичной профилактики, считается ежедневное измерение давления.
Памятка больному гипертонией
Краткий перечень правил для поддержания здоровья:
- ежедневно измерять АД;
- правильно питаться;
- выполнять физические нагрузки;
- исключить вредные привычки;
- научиться спокойно вести себя в стрессовых ситуациях;
- выполнять рекомендации врача.
Упражнения для профилактики болезни
Особое место в профилактике гипертонии занимает лечебная физкультура. Она укрепляет организм, стабилизирует работу нервной, сердечно-сосудистой системы, улучшает обмен веществ. Правильно исполненные упражнения поддерживают сосуды в тонусе.
Занятия нужно проводить регулярно, они должны соответствовать возрасту. В основном, людям с повышенным АД запрещены такие упражнения:
- ритмические, резкие упражнения;
- поднятие тяжестей;
- упражнения, в которых подразумевается опускание головы вниз;
- поднятие очень тяжелых вещей;
- проведение лечебной физкультуры при очень высокой или наоборот низкой температуре, а также в непроветриваемом помещении.
В виде заключения, о профилактике гипертонической болезни можно кратко сказать, что нужно придерживаться всех вышеперечисленных рекомендаций, а также выполнять все советы своего лечащего врача. Нельзя прерывать назначенное лечение самостоятельно, не допивать рекомендованные курсы препаратов, если самочувствие немного улучшилось. Ведь придерживаясь профилактических мер, можно уберечь свою жизнь и снизить риск появления инсульта.