Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [С] и буква С


Подготовка артикуляционного аппарата

Заниматься различной речевой гимнастикой очень важно для ребенка. Примеры артикуляционных упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом:

  • сделать заборчик из зубов и улыбнуться;
  • дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
  • свистеть в палочки;
  • сделать «лопаточку»: язык ложится в широком положении на нижнюю губу (зафиксировать несколько секунд);
  • упражнение «трубочка»: открыть рот и свернуть язык в виде трубочки, после чего длительное время подуть в нее.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки с щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Различное качество гласных, воспринимаемое нами на слух как разные звуки, зависит от объема и формы ротовой полости при образовании гласных. Объем же и форма ротовой полости определяются движением языка и губ — активных органов произношения. Взависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на: 1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы); 2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад); 3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются: 1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере); 2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко); 3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губНеогубленныеСгубленные
РядПереднийСреднийЗадний
ПодъемВерхнийИЫУ
СреднийЭО
НижнийА

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, з,з’, ж,ж’;

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, и (j),

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к.к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.

По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: б,б’, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’ и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;

2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, и (j),

3) аффрикаты: ц, ч’;

4) дрожащие: р,р’.

По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:

1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’.

2) язычные — язычно-зубные: т,т’, д,д», н,н’, с,с’, з,з’, ц; язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к’, г’, х’,’й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м’, н,н’;

2) ротовые: все остальные согласные.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ

Ротовое или носовое резонированиеСтепень участия голоса и шумаМесто образования Способ образованияГубныеЯзычные
Губно-губныеГубно-зубныеЯзычно-зубныеЯзычно-альвеолярныеЯзычно- передненёбныеЯзычно-средненёбныеЯзычно-задненёбные
твмтвмтвмтвмтвмтвмтвм
Ротовое
Носовое
ШумовыеЗвонкСмычныеББ’ДД’Г’Г
Глух
ПП’ТТ’К’К
ЗвонкЩелевыеВВ’ЗЗ’ЖЙ
Глух
ФФ’СС’ШЩХ’Х
ЗвонкСмычно-щелевые
ГлухЦЧ’
СонорыДрожащиеРР’
Смычно-проходныеЛЛ’
СонорыСмычно-проходныеММ’НН’

Техника постановки звука С

Поставить звук «С» можно разными способами:

  • подражая;
  • механически;
  • с помощью артикуляционной гимнастики;
  • задействуя другие звуки.

Для того, чтобы поставить звук «С» по подражанию, необходимо заниматься перед зеркалом и показывать малышу правильное положение языка и губ. Ребенок должен почувствовать прохладный выдыхаемый воздух во время произношения согласного – приложить его ладонь ко рту.

Механический метод подразумевает использовать вспомогательные приспособления: зонд, шпатель. В домашних условиях подойдет для применения неострая зубочистка или палочка от мороженого.

Порядок действий:

  1. Предмет нужно расположить вдоль языка, зафиксировав его верное положение для произношения.
  2. Ребенок должен улыбнуться, положить край языка на нижние резцы. Через образовавшуюся щель нужно подуть.
  3. Нажать предметом вдоль языка, образует желобок, по которому идет струя воздуха. Должен быть слышен свист.
  4. Язык спрятать за зубы, а зубы необходимо сблизить.
  5. Ребенок продолжает свистеть, а родитель (логопед) регулирует силу нажатия, добиваясь верного и четкого звукопроизношения «С».
  6. Как только звук стал четко звучать, убрать механический предмет.

После нескольких таких тренировок, ребенок может самостоятельно управлять своим языком, верно его располагая в ротовой полости, и свистеть.

При постановке «С» можно задействовать другие звуки.

  • во время произношения мягкого «СЬ» необходимо надавить механическим приспособлением на переднюю часть языка для образования желобка – произносится твердый звук «С». Отрабатывается такой вариант несколько раз до тех пор, пока язык научится правильно лежать;
  • нужно долго говорить «Т», при этом улыбаться, растягивая губы. Для ясности звука «С» нужно улыбнуться шире;
  • когда малыш верно произносит «Ш», нужно долго шипеть, при этом язык придвинуть к передним зубам (будет слышаться звук «С»);
  • попросить ребенка тянуть «И», затем начать дуть, пуская струю воздуха по желобку, который образовался (язык находится на том же месте).

профили

Схема 1. Звук

И буКВЭ А

Особенности артикуляции. Рот широко открыт Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [А] — гласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена красным цветом.

Схема 2. Звук И буква О

Особенности артикуляции.

Губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [О] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 3. Звук

И буКВЭ
У

Особенности артикуляции. Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [У] — гласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена красным цветом.

Схема 4. Звук И буква Ы

Особенности артикуляции. Губы немного растянуты. Зубы видны. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика Звук [Ы] — гласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена красным цветом.

Схема 6. Звук

И
буква
П

Особенности артикуляции. Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхае­мого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика. Звук [П] — твердый глухой согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 7. Звук И буква Б

Особенности артикуляции.

Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхае­мого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Б] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 8. Звук И буква Т

Особенности артикуляции. Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика Звук [Т] — твердый глухой согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 9. Звук

И
буква Д

Особенности артикуляции.

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Д] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 10. Звук

И
буква С

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик язы­ка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [С] — твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 11. Звук И буква 3

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик язы­ка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [3] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема
12. ЗвукИбуква
К

Особенности артикуляции.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спин­ка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [К] — твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 13. Звук

И
буква Г

Особенности артикуляции

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спин­ка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Г] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 14. Звук И буква Ф

Особенности артикуляции.

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух про­рывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Ф] — твердый глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена синим цветом.

Схема 15. Звук

И
буква В

Особенности артикуляции. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [В] — твердый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 16. Звук

И буква Ш

Особенности артикуляции.

Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.

Звук [Ш] — всегда твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 17. Звук

И
буква Ж

Особенности артикуляции. Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [Ж] — всегда твердый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 18. Звук И буква Ч

Особенности артикуляции.

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемо­го воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Ч] — всегда мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 19. Звук И буква Щ

Особенности артикуляции.

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Щ] — всегда мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 20. Звук И буква Ц

Особенности артикуляции.

Вначале спинка языка круто выгнута и касается бу­горков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произне­сении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [Ц] — всегда твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 21. Звук И буква М

Особенности артикуляции. Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воз­дух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [М] — твердый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена синим цветом.

Схема 22. Звук И буква Н

Особенности артикуляции.

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук (Н] — твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 23. Звук

И буКВЭ X

Особенности артикуляции.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спин­ка языка выгнута крутой горкой.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.

Звук [X] твердый глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 24. Звук

И буква Л

Особенности артикуляции.

Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугор­ки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоми­нает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [Л] — твердый звонкий согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена синим цветом.

Схема 25. Звук

И
буква Р

Особенности артикуляции.

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напо­минает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук
[Р]
— твердый звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена синим цветом.

Схема 26. Звук [ЙА]

И
буква Я

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [А].

Рот широко открыт. Губы спокойны (не напряжены и не округлены). Кончик языка на­ходится у нижних зубов, язык плоский.

Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [ЙА] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 27. Звук [ЙО]

И буКВЭ Е

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [О].

Губы округлены и выдви­нуты вперед. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка припод­нята. Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)

Характеристика.

Звук [ЙО] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 28. Звук [ЙУ] И буква

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [У].

Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зу­бов, спинка языка выгнута.

Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [ЙУ] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 29. Звук

И
буква И

Особенности артикуляции.

Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [И] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема зо. Звук [Й Э] и буква Е

Особенности артикуляции звука

[Й]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спин­ка языка выгнута крутой гор­кой.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Особенности артикуляции звука [Э].

Губы растянуты в улыбке. Кончик языка находится у ниж­них зубов, спинка языка при­поднята.

Выдыхаемый воздух не встре­чает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика.

Звук [ЙЭ] — гласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена красным цветом.

Схема 31. Звук [П’]

Особенности артикуляции.

Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыха­емого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [П’] — мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 32. Звук
]

Особенности артикуляции.
Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыха­емого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Б’] — мягкий звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 33. Звук [Т’]

Особенности артикуляции. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка язы­ка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за вер­хними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка от­рывается от бугорков.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика. Звук [Г] — мягкий глухой согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Особенности артикуляции.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка язы­ка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за вер­хними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка от­рывается от бугорков.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика.

Звук [Д’] — мягкий звонкий согласный.

Схема 34. Звук
[Д’]Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 35. Звук
[С’]

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика.
Звук [С’] — мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 36. Звук [3′]

Особенности артикуляции.

Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [3′] — мягкий звонкий согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 37. Звук
[К’]

Особенности артикуляции.

Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Характеристика.

Звук [К’] — мягкий глухой согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 38. Звук
[Г’]

Особенности артикуляции.
Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Характеристика.
Звук [Г’] — мягкий звонкий согласный.
Обозначение буквы цветом.
Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 39. Звук

[Ф’]

Особенности артикуляции.

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух проры­вается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика.

Звук [Ф’] — мягкий глухой согласный.

Обозначение буквы цветом.

Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 40. Звук [В’]

Особенности артикуляции. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух проры­вается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика Звук [В’] — мягкий звонкий согласный.

Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 41. Звук
[М]

Особенности артикуляции. Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Характеристика. Звук [М’] — мягкий звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 42. Звук [Н’ ]

Особенности артикуляции. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верх­ними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика Звук [Н’] — мягкий звонкий согласный. Обозначение буквы цветом. Буква окрашена зеленым цветом.

Схема 43. Звук [Л’]

Особенности артикуляции.

Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка каса­ется бугорков за верхними зубами. Средняя часть спинки языка приподнята. Задняя часть спинки языка опущена. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Автоматизация С в слогах

После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях), даются слоги со звуком «С» (повторяется по 3 раза): -са, -со, -су, -сы, -ас, -ыс, -ос, -ус, -ис, -ес, -ёс, -юс, -яс.

Затем слоги между собой комбинируются:

  • -сы-са-со;
  • -са-сы-су;
  • -са-сы-са;
  • -сы-са-сы;
  • -са-са-сы-сы.

Упражнения постепенно усложняются другими согласными:

СК
СМ

СТ

СП

СН

СВ

А — ска, сма, ста, спа, сна, сва
У — ску, сму, сту, спу, сну, сву
О — ско, смо, сто, спо, сно, сво
Ы — скы, смы, сты, спы, сны, свы
И — ски, сми, сти, спи, сни, сви

С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:

1. Артикуляционно-акустическая дисграфия — это форма дисграфии на фоне расстройства устной речи.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, если они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

2. Дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) — акустическая дисграфия.

Этот вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме, чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Б-П, Д-Т, С-З, и другие, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, З-Ж, а также гласные О-У, Е-И).

Механизм акустической дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение у детей является нормальным. Неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесения с буквой.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза явлется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:

  • деление предложений на слова,
  • слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Искажения звуко-буквенной структуры слова, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

4. Аграмматическая дисграфия.

Этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Оптическая дисграфия.

Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв, чаще всего смешиваются буквы, отличающиеся одним элементом(П-Т, Л-М, И-Ш,) или смешиваются буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С), зеркальное написание букв, письмо справа налево.

Предлагаю вам из опыта своей работы конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «С» и буква «С». Занятие можно применять на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма у младших школьников, имеющих артикуляционно-акустическую дисграфию с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Автоматизация С в начале слова

Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:

  1. Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
  2. Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
  3. Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
  4. Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
  5. Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
  6. Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.

Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.

Автоматизация С в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Суп несут в судке.
  2. Принесли сосну из леса.
  3. Лесоруб спилил сосну.
  4. На самом верху сосны спит сова.
  5. Сашины родители купят в субботу новую посуду.
  6. Люся рисовала красками самолет.
  7. На дереве засох сук.
  8. В сумке лежит судак.
  9. У сома есть усы.
  10. Саша купила весы.
  11. Тетя Соня принесла новые бусы.
  12. У Светы красивая косынка.
  13. У нас снова погас газ. А у вас?
  14. Кто несет поднос?
  15. Люся покупает ананас.
  16. Матрос поднимает парус.
  17. Настя любит ирис.
  18. Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
  19. Костя и Сережа идут в лес.
  20. Стул поставили у стола.
  21. В кустах сидели аисты.
  22. Настя пришла за кулисы в маске собаки.
  23. У нас сегодня будет много гостей.
  24. Степа любит свистеть в свисток.
  25. Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]