Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Артикуляция звука [С:
— губы растянуты в улыбке;
— зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);
— кончик языка за нижними зубами;
— воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)
После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
Подготовка артикуляционного аппарата
Заниматься различной речевой гимнастикой очень важно для ребенка. Примеры артикуляционных упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом:
- сделать заборчик из зубов и улыбнуться;
- дуть на мыльные пузыри, ватные шарики, пушинки, плавающие игрушки в воде;
- свистеть в палочки;
- сделать «лопаточку»: язык ложится в широком положении на нижнюю губу (зафиксировать несколько секунд);
- упражнение «трубочка»: открыть рот и свернуть язык в виде трубочки, после чего длительное время подуть в нее.
Недостатки произношения звука [С]
- Межзубный сигматизм. При произношении звука [С] конец языка попадает между зубов. Тем самым препятствует выходу воздушной струи. Выдуваемый воздух становится тёплым. Получаемый звук напоминает [Т].
- Носовой сигматизм. Язык уходит назад, губы соединены. Воздух поднимается к мягкому нёбу и выходит через нос. Часто вместо [С] слышно подобие [Х]. Здесь важно убедиться, что у ребёнка нет ринолалии и ринофонии.
- Боковой сигматизм. Язык уходит в бок. Причём не просто в сторону, а один край языка вверху, другой внизу. Расстояние между зубами увеличивается. Выдыхаемый воздух идёт по бокам. Произносимый звук напоминает «хлюпанье».
- Губно-зубной сигматизм. Издаваемый звук напоминает [Ф]. Верхняя челюсть выходит вперёд. Получается, что нижняя губа соприкасается с верхними зубами.
- Призубный сигматизм. Звук напоминает [Т]. Конец языка одновременно упирается в верхние и нижние резцы. В итоге воздух не может свободно выходить.
- Шипящий сигматизм. Конец языка уходит глубже в полости рта, спинка поднимается высоко, по середине языка не образовывается желобок. Появляется «шипение». Напоминает звук [Ш] (шабака).
В случае парасигматизма происходят стойкие замены свистящих звуков. Смягчение не [С], а [С’], также замена на [Т], [Ф]. Т.е. звук не напоминает определённый, в следствии неправильной артикуляции, а ребёнок конкретно заменяет [С], на другой звук.
Техника постановки звука С
Поставить звук «С» можно разными способами:
- подражая;
- механически;
- с помощью артикуляционной гимнастики;
- задействуя другие звуки.
Для того, чтобы поставить звук «С» по подражанию, необходимо заниматься перед зеркалом и показывать малышу правильное положение языка и губ. Ребенок должен почувствовать прохладный выдыхаемый воздух во время произношения согласного – приложить его ладонь ко рту.
Механический метод подразумевает использовать вспомогательные приспособления: зонд, шпатель. В домашних условиях подойдет для применения неострая зубочистка или палочка от мороженого.
Порядок действий:
- Предмет нужно расположить вдоль языка, зафиксировав его верное положение для произношения.
- Ребенок должен улыбнуться, положить край языка на нижние резцы. Через образовавшуюся щель нужно подуть.
- Нажать предметом вдоль языка, образует желобок, по которому идет струя воздуха. Должен быть слышен свист.
- Язык спрятать за зубы, а зубы необходимо сблизить.
- Ребенок продолжает свистеть, а родитель (логопед) регулирует силу нажатия, добиваясь верного и четкого звукопроизношения «С».
- Как только звук стал четко звучать, убрать механический предмет.
После нескольких таких тренировок, ребенок может самостоятельно управлять своим языком, верно его располагая в ротовой полости, и свистеть.
При постановке «С» можно задействовать другие звуки.
- во время произношения мягкого «СЬ» необходимо надавить механическим приспособлением на переднюю часть языка для образования желобка – произносится твердый звук «С». Отрабатывается такой вариант несколько раз до тех пор, пока язык научится правильно лежать;
- нужно долго говорить «Т», при этом улыбаться, растягивая губы. Для ясности звука «С» нужно улыбнуться шире;
- когда малыш верно произносит «Ш», нужно долго шипеть, при этом язык придвинуть к передним зубам (будет слышаться звук «С»);
- попросить ребенка тянуть «И», затем начать дуть, пуская струю воздуха по желобку, который образовался (язык находится на том же месте).
Артикуляция звука [С]
Звук [С] — согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный. В норме к четырём годам у детей сформировано верное произношение свистящих.
Артикуляция звука [С] Губы растянуты в широкой улыбке, видны зубы, между которыми расстояние около 2 мм. Конец языка упирается в нижние резцы, спинка языка занимает позицию «горки». По середине языка образуется желобок, через который идёт холодная струя воздуха. Не используем голос.
Автоматизация С в слогах
После упражнений на тренировку артикуляционного аппарата (при регулярных занятиях), даются слоги со звуком «С» (повторяется по 3 раза): -са, -со, -су, -сы, -ас, -ыс, -ос, -ус, -ис, -ес, -ёс, -юс, -яс.
Затем слоги между собой комбинируются:
- -сы-са-со;
- -са-сы-су;
- -са-сы-са;
- -сы-са-сы;
- -са-са-сы-сы.
Упражнения постепенно усложняются другими согласными:
СК СМ СТ СП СН СВ | А — ска, сма, ста, спа, сна, сва |
У — ску, сму, сту, спу, сну, сву | |
О — ско, смо, сто, спо, сно, сво | |
Ы — скы, смы, сты, спы, сны, свы | |
И — ски, сми, сти, спи, сни, сви |
Автоматизация звука [С]
- Логопеда.Нет
- Автоматизация звуков
- Автоматизация звука С
Упражнения по автоматизации звука [C]. C__ — длительное произношение звука [C].
1) Произносить (читать) слоги С__А, С__О, С__У, С__Ы, С__Э
Звук [С] произносится длительно
2) Произносить (читать) слова со звуком [C] в начале
Образец: с-ом
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [C] в середине
Образец: кос-а
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги АС__, ОС__, УС__, ЫС__, ЭС__, ИС__, ЕС__, ЁС__, ЮС__, ЯС__
Звук [С] произносится длительно
5) Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце
Образец: нас__.
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине
Образец: дис__к.
|
|
|
|
|
7) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале
Образец: с__лон.
|
|
|
|
Произносить (читать) словосочетания
- Солёное масло.
- Солёная капуста.
- Сладкий арбуз.
- Кисло-сладкий квас.
- Спелый абрикос.
- Салат из редиски.
- Колбаса с чесноком.
- Миска с рисом.
- Высокая берёзка.
- Густые леса.
- Пустой сарай.
- Пёстрая собака.
- Старый костюм.
- Узкие сапоги.
- Чистая посуда.
- Вкусный суп.
- Соня устала.
- Слава в кустах.
- Саня уснул.
- У Ларисы коляска.
- Сыпь песок, Настя.
9) Проспрягать предложения
- Я спилил(а) на сосну.
- Я поставил(а) суп на стол.
- Я съел(а) стакан сметаны.
- Я сломал(а) сук с куста.
Образец:
- Я спал(-а) на софе.
- Ты спал(-а) на софе.
- Он (она) спал(-а) на софе.
- Мы спали на софе.
- Вы спали на софе.
- Они спали на софе.
10) Произносить (читать) предложения
Образец: У С__они с__умка.
- В лесу лиса.
- На осоке сидит оса.
- На полке посуда.
- В лесу высокие сосны.
- У Стаса светлые волосы.
- Неси песок совком.
- Собака своих не кусает.
- Я упал из санок в кусты.
- На письменном столе стойкие солдаты.
- Судно встало у скалы.
- Самолет летит высоко над лесом.
- Собака видит на суку сову и лает.
- Осока сохнет на солнце.
- Неси для ослика сухую солому.
- В саду сладкие сливы.
- На улице сыро, надевай сапоги.
- Соня, смотри — сом!
- У сома усы.
- В буфете сайка, сахар, сыр, сало.
- Соня смахнула соль со стола.
- Стас ест колбасу с чесноком.
- Лось сломал сук сосны.
- У вас вкусный квас.
- Слава съел весь ананас.
- В кустах кто-то пискнул.
11) Произносить (читать) скороговорки
- У Сони и Сани в сетях сом с усами.
- Сенокос, сенокос, луг остался без волос.
- Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон.
- Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех!
- Слоны спокойны и сильны.
- Я несу суп, суп, а кому, псу, псу.
- У маленького Сани сани едут сами.
- Съел Слава сало, да сала было мало.
- Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака.
- Оса боса и без пояса.
12) Произносить (читать) и пересказывать текст
В лесу
Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.
13) Произносить (читать) стихотворения
На санках
На санках Саня с Соней Едут, санки погоняя. Санки скок, Саню в бок, Соню бух в сугроб.
Гусаки
Идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака.
14) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Сон
Спят спокойно Соня, Саня, Пес и кот во сне сопят, Засыпает сом с усами, На суку совята спят.
Автоматизация С в начале слова
Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:
- Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
- Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
- Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
- Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
- Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
- Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.
Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.
Автоматизация С в предложениях
Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.
- Суп несут в судке.
- Принесли сосну из леса.
- Лесоруб спилил сосну.
- На самом верху сосны спит сова.
- Сашины родители купят в субботу новую посуду.
- Люся рисовала красками самолет.
- На дереве засох сук.
- В сумке лежит судак.
- У сома есть усы.
- Саша купила весы.
- Тетя Соня принесла новые бусы.
- У Светы красивая косынка.
- У нас снова погас газ. А у вас?
- Кто несет поднос?
- Люся покупает ананас.
- Матрос поднимает парус.
- Настя любит ирис.
- Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
- Костя и Сережа идут в лес.
- Стул поставили у стола.
- В кустах сидели аисты.
- Настя пришла за кулисы в маске собаки.
- У нас сегодня будет много гостей.
- Степа любит свистеть в свисток.
- Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.
Стихотворения со звуком С
Пылесос
Буду маме помогать — Пылесосом пыль сгонять С пола, с коврика, с дивана… Пылесосить не устану. Вдруг залаял пёс Барбос: «Гав, гав, гав, пусти мой хвост!»
Посуда
Стеклянный стакан, сковородка, кастрюля,
Столовый сервиз, красивый поднос, Солонка, маслёнка — всё это посуда. И мисочка с супом, что любит Барбос. Собака съест суп и хвостом завиляет, А после обеда с миской играет.
Соня очень любит спать. Соню соней стали звать. Соня – соня спит весь день. Погулять ей даже лень. Посмотри – ка, Сонюшка, На дворе – то солнышко!
Идут леском гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака!
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась, В снег упасть она боялась.
Две синицы прилетели на сосну. Две сестрицы засвистели про весну. Сколько света! Сколько света!
Стала синей высота, Скоро лето! Скоро лето! Красота! Красота!
Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке. Пять опят и пять лисичек, Для лисят и для лисичек. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон!
Сливы спелые висят. Синим стал сливовый сад. Сливы слева, сливы справа. Собирает сливы Слава.
Снится сон сому о том,
Что он сильный слон, не сом.
— Где усы? – встревожен сом.
Не согласен сом со сном.
Слава съел салат капустный. Был салат капустный вкусный.
Сыплет, сыплет снег с небес. Спит под снегом зимний лес. Сонный сад в снегу стоит, Он под снегом тоже спит.
Пёс Барбос совсем раскис,
Дам ем
у ирис «Кис-кис».
А на той же самой ветке сосны, Две сосульки – висюльки видны. Две сосульки свисают с сосны, Две висюльки боятся весны. Непоседа Васенька Не сидит на месте. Непоседа Васенька Всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, На усах сединки. Хвост дугой у Васеньки И пятно на спинке. Жили – были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать. Начинай считать опять. Ехала телега из Москвы, Потеряла три доски. Стук – звон, Выйди вон! Ахи, ахи, ахи – ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой! Раз, два, три, четыре, пять. Вышла свинка погулять, А за свинкой серый волк, Волк – то в свинках знает толк. Раз, два, — все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевайте Свое место занимайте. Купила бабуся бусы бабуся, На рынке споткнулась О гуся бабуся – Все бусы склевали По бусинке гуси. Сосна Березкам грустно и осинкам, Осень листья рвет с ветвей. У сосенки ни слезинки – Платье зелено на ней. Хоть зима, хоть весна – Вся зеленая сосна! Такса Сев в такси Спросила такса: — За проезд Какая такса? А водитель: — Денег с такс не берём совсем, Вот так-с. Март Снег сказал: «Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей». Использованный материал: Т.А.Куликовская «Язычок свистит» Н.Н.Созонова, Е.В.Куцина «Стихи для закрепления звуков»