Автоматизация звука З в словах: игры и упражнения в картинках

Автоматизация звука «З» в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

При произношении звука [З] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).

Артикуляция звука [З]:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (З — ротовой звук);
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют ( З – глухой звук).

Игры и упражнения на автоматизацию звука [З] в слогах:

  1. Упражнение «Повтори слоговые цепочки»:

Просите ребенка произносить ЗА-ЗА-ЗА и при этом шагайте пальчиками по


, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ЗА — ЗО — ЗУ ; ЗА — ЗУ — ЗО ЗА — ЗО — ЗА — ЗУ; ЗА — ЗУ — ЗЫ

2. Автоматизация звука [З] в прямых слогах:

ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ

3. Автоматизация звука [З] в обратных слогах:

АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ

4. Звук [З] в интервокальных слогах:

АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ

5. Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных:

ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [З] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [З] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [З]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук [З] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине , в стечении согласных.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Речевой материал:

Две козы и два бизона Истоптали все газоны.

*** У Зои – своя коза. Зовут козу Егоза. Не знает Зоя покою С козою своей Егозою.

*** Мама Лизы, мама Зины Побывали в магазине. Лизе купили зайку, А Зине — мозаику.

*** Знает Зоя – иногда Падает с небес звезда. Звездопад тех удивит, Кто, когда темно, не спит.

*** Много у зимы забот: Выпустить позёмки, вьюги, Замести везде пути — Ни заехать, ни зайти.

Звездолет

Знает Знайка всё о звёздах – Он возводит звездолёт. На закате звездолёт К звёздному пути пойдёт. Достигнет заданной звезды И всем мигнёт из темноты.

*** Забывает медведь о заботах зимой, Спит он под завывание вьюг. Снегопады идут и позёмки метут, А медведь до весны видит сны.

Незабудки

Загляните на минутку- Не забудьте незабудки. Незабудки, незабудки, Не забудьте незабудки!

*** Лезут козы в грозу в лозу- Лозу козы в грозу грызут. И.Демьянов.

*** Из кузова в кузов бросают арбузы. В грозу, в грязи от груза развалился кузов.

*** Розовы грёзы у Розы: Розы да мимозы и ни занозы.

*** То одна зима идёт, то другая, И метели за окном завывают.

*** Только в клетках говорят попугаи, А в лесу они язык забывают.

Зима

Знакомы вам её угрозы. Она всем нам грозит морозом, хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная? — Зима.

*** Не забуду незабудку, Эти синие глаза. Нам название напомнит, что её забыть нельзя.

Зал

Мы заходим на вокзал, и входим мы в огромный зал. Быть в таком огромном зале Можно только на вокзале.

*** Летит оса! Гудит оса! Оса-гроза! Оса-слеза! А чья слеза? Моя слеза. А. Кондратьев.

*** Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее.

*** — Заяц, заяц, чем ты занят? — Кочерыжку разгрызаю. — А чему ты, заяц, рад? — Рад, что зубы не болят. Г. Сапгир.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы слова считать. Зайка, зонтик, змей, корзина, ваза, воздух и резина, зубы, козлик и тазы, зоопарк, завод, возы. Посчитай-ка не ленись, да смотри не ошибись.

*** Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях в зелени крошка — зарянка? Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы… В. Лунин.

Звездолёт Зажглась зелёная звезда… Запустят звездолёт туда. Е. Благинина.

Затея

Вот весёлая затея — запускать на нитке змея. Змей летит выше берёз! Ветер змея не жалея прямо к солнышку понёс. И. Демьянов.

*** Зайка, заинька косой, что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу — я ботинки принесу. И. Кузьмин.

Зайка

Зайка не спит, Зою зовёт. Зайке коза спать не даёт. Возьмите козу, козу-егозу,— И зайка мой заснёт в тазу. Зайка зевнёт и Зоя зевнёт. Зайка заснёт и Зоя заснёт.

Хозяйка

Не привык трудиться зайка, барсуку работать лень. Только белочка-хозяйка за работой целый день. Где же зайка? Где же зайка? Ты поди-ка разузнай-ка. Видно, зайка стал зазнайка, раз забыл тебя, хозяйка. А. Стародубова.

*** Девчонка везла на возу Козленка, козла и козу. Лесок проезжала – Часок подремала. Девчонка в лесу проспала Козленка, козу и козла.

*** «Завтра, – думал я вчера, – Сяду завтракать с утра». Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. В. Берестов.

Зайка

Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я – заяц или нет?» А. Шибаев.

*** Занят заклинатель змей Звонкой музыкой своей. А под музыку, друзья, Затанцует и змея. В. Берестов.

*** Пасутся весь день на лужайках зеленых Коза-егоза и веселый козленок. Коза-егоза и козленок-проказник Бегут от меня и как будто бы дразнят. В. Горяйнов.

*** Надвигается гроза, Гром гремит над головой. Надрывается коза, Тащит козлика домой. Г. Ладонщиков.

Зайчушка

Свинья и заяц подружились. Под солнцем в луже развалились. От грязи заяц стал черней Чумазой спутницы своей. И шепчет Хрюшка зайке в ушко: «Ты не зайчишка, а Зай…чушка!» С. Пронин.

*** Зябнут птицы, зябнут звери, Закрывают в норах двери. Залезают в дупла, гнёзда… В синем небе звезды мерзнут, Затухая на заре. Ох, морозно в январе! В. Суслов.

Стихи для автоматизации звука «З» с помощью наглядности — это речевой материал для введения звука в связную речь. Автоматизируют звук «З» в стихах после автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и чистоговорках.

Автоматизация звука [З] в начале слов:

ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка; ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик; ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка; ЗЫ: зыб-кий.

Коза и азбука

У Зои есть коза Забавка. Зоя любит свою козу. Зоя заботится о козе Забавке. Как-то паслась коза на лугу, а Зоя сидела на травке и рассматривала свою Азбуку. Стала Зоя показывать козе свою Азбуку: «Вот, Забавка, это буква А!».

А коза в ответ: «Мэ-э!».

Не знает Забавка буквы, да козе и не надо их знать! Зато коза твёрдо знает: где корм, хлев и её хозяйка Зоя.

Автоматизация звука [З] в середине слов:

ЗА: ва-за, ба-за, ко-за, на-зад, фа-зан, ка-зак, ма-зать, е-го-за, ме-ду-за, ми-мо-за, у-ка-зать, на-ка-зать, по-ка-зать, мо-за-и-ка, не-за-буд-ки, у-ка-за-ни-е. АЗ: наз-вать, аз-бу-ка, наз-ва-ни-е; ЗО: би-зон, во-зок; ОЗ: воз-дух; ЗУ: ве-зу, ма-зут, вни-зу; ЗЫ: во-зы, та-зы, ко-зы, ва-зы, я-зык, му-зы-ка, му-зы-кант, на-зы-вать; ИЗ: из-ба, из-гиб, из-мять, из-бы-ток, из-нан-ка, из-да-ни-е.

Весёлое катание

Наступила зима. Замело землю снегом. Вся земля белая. Зоя и Зина вынесли санки. Ходят с пустыми санками, возят их по снегу туда, сюда… Холодно Зое и Зине!

Взялась Зоя возить Зину на санках. Стало ей тепло. Потом Зина повезла Зою. На свободные санки Зоя и Зина посадили маленького Славика.

Сделали дети из санок поезд. За санками стал бегать пёс Тузик. Стало детям не только тепло, но и весело!

Зоя и змея

Захар и Зоя были в лесу. Захар искал грибы. В его корзинке были маслята и подосиновики. Зоя искала землянику. Вдруг под кустом Зоя заметила змею. Она сильно испугалась и замерла на месте. Затем Зоя бросила корзинку и, не разбирая дороги, понеслась вглубь леса. Захар посмотрел на змею и окликнул Зою: «Зоя, вернись! Это полоз! Полозы не опасны!»

Странная ваза

У Зои в столовой, на столе, стоит любимая мамина ваза. Она высокая, синяя, с золотыми узорами.

Как-то Зоя взяла со стола вазу. Она хотела рассмотреть узоры. Ваза выскользнула у Зои из рук и со звоном разбилась.

Мама вернулась с работы и спросила Зою: «Как разбилась ваза?». Зоя ответила: «Она сама свалилась со стола!».«Какая странная ваза! — удивилась мама. — А она, когда падала, сказала тебе «До свиданья»?».

Цыплята и гусеница

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видать! Стали цыплята волноваться, стали оглядываться по сторонам… Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутёк, бегом к своей маме-курице.

Добрая Зоя

Как-то Максим и Зоя сделали змея из бумаги. Они запускали змея на поляне. Змей летел низко и запутался в ветвях липы. Максим полез на липу за змеем и зацепился за ветку своей тенниской. Кусок ткани остался на ветке. Когда Максим спустился с липы, Зоя сказала ему: «Не беспокойся, я поставлю заплатку на твою тенниску!»

Морская змея

На свете есть много морских змей. Обитают змеи в тёплых морях и океанах. Морские змеи не выползают на берег. Они питаются, спят и производят потомство в воде. По водной глади тело змеи скользит, извиваясь зигзагами. Морские змеи — ловкие охотники. Питаются такие змеи только рыбой. Морская змея не откладывает яйца. Она производит на свет до пяти маленьких змеек. Морские змеи опасны для пловцов.

Зайка-зазнайка

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — сказал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.

Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами… С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Утята и цыплята

Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот какие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыплята бегают по берегу, волнуются. Напиться-то они могут, а купаться не умеют! Сказала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся, пусть садятся на моих малюток да по озеру покатаются!» Обрадовались цыплята. Один цыплёнок встал на спину одного утёнка. За ними остальные пять цыплят залезли на спины пяти утят и поплыли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».

Закаливание

Мама стала закаливать маленькую Лизу. По утрам Лиза и мама делали зарядку. Летом они загорали за городом и купались в лесном озере. Зимой Лиза и мама обливались холодной водой из таза. Как-то мама и Лиза узнали про клуб закаливания. Клуб, в который они записались, назывался «Звезда». Закаливанием взрослых и детей здесь занимались опытные тренеры.

Цыбик и Царапка

Пёс Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пёс пробегал мимо. Задел пёс Цыбик блюдце кота. Всё молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пёс Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!».

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!

Овца и цветы

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылёк. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковёр! Глядя на них, надо удивляться, веселиться, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть… все подряд: и красные, и белые, и голубые…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]