Постановка и автоматизация звука Ч, упражнения по дифференциации звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ


Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки [Ж], [Ш] и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Как различать твёрдые и мягкие звуки

Если после согласного звука пишется Е, Ё, Ю, Я или И, то этот согласный относится к мягким. Например:

  • [м’]: мелочь, мёд, мюсли, мячик, миска, местечко, мясо, мюли;
  • [с’]: седина, сёмга, сюрреализм, сядь, сила, сердце, сигарета, село;
  • [д’]: денёк, дёр, дюна, дятел, динозавр, дерево, династия, демон.

Если после согласного звука пишется мягкий знак, то этот согласный относится к мягким. Примеры:

  • [п’]: рябь, особь, прорубь, голубь, копьё;
  • [н’]: лень, боязнь, пень, зелень, огонь;
  • [с’]: вязь, резьба, авиасвязь, лось, вскользь.

Если после согласного звука стоит согласный, влияющий на предшествующий звук, то этот согласный относится к мягким. Рассмотрим примеры:

  • [н’]: зонтик (влияет [т’]), стипендия (влияет [д’]).
  • [с’]: мостик (влияет [т’]), совесть (влияет [т’]), гость (влияет [т’]).

Эти правила не распространяются на буквы Ж, Ш, Ц.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Правильная артикуляция звука Ч

При артикуляции звука Ч речевой аппарат находится в следующих положениях:

  • Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель.
  • В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту.
  • Мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот.
  • Голосовые складки не напрягаются, при этом они не раздвигаются.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Непарные твёрдые и мягкие звуки

Некоторые звуки не имеют пару по твёрдости-мягкости.

Всегда твёрдыми являются:

  • [ж]: жизнь, жена, жалость, живот, жучок, жестокость, жимолость;
  • [ш]: шов, ширма, шерсть, шум, ширинка, шина, шоумен;
  • [ц]: цапля, цикорий, цунами, цель, цирк, ценность, царица.

Всегда мягкими являются:

  • [й’]: йод, йога, йогурт;
  • [щ’]: щенок, щётка, щит, щука, щавель, щипцы, щегол;
  • [ч’]: черенок, чадо, чтение, чипсы, челядь, чета, чувство.

Видим, что звук [ч’] относится к всегда мягким.

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Коррекционная работа над звуком [ч]консультация по логопедии на тему

Артикуляция звука [Ч]

Особенности артикуляции

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика

Звук [Ч’] — согласный, глухой, всегда мягкий. Звук обозначается зелёным цветом.

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию (см. артикуляцию звука [Ч]). Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений.

Подготовительные упражнения

Произнесение звука, имитирующего звук [Т]

  1. Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.

Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.

  1. Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Произнесение звука [Ч], переходного от звука, имитирующего звук [Т]

  1. Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье».

Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.

Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

  1. Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.
  2. Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком [Ч].

Звук [Ч] окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Ч_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ч]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Ч_]

Образец: ач__, оч__, уч__, ыч__, эч__, ич__, еч__, ёч__, юч__, яч__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в конце

Образец: мя- ч__

  • луч
  • мяч
  • бич
  • меч
  • калач
  • богач
  • кумач
  • могуч
  • ключ
  • ткач
  • плач
  • клич
  • кирпич
  • беречь
  • трубач
  • линюч
  • Иванович
  • Павлович
  • Николаевич
  • Алексеевич

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в середине

Образец: пе-ч__ка

  • бочка
  • дочка
  • кочка
  • почка
  • ночка
  • кучка
  • прачка
  • удачно
  • внучка
  • брючки
  • кличка
  • гречка
  • кавычка
  • водичка
  • навечно
  • уздечка
  • колечко
  • кабачки
  • облачко
  • новички
  • задачник
  • каблучки
  • привычка
  • молочный

4) Произносить (читать) слоги со звуком [Ч]

Образец: ч__а, ч__ё, ч__о, ч__у, ч__и, ч__е

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в начале

Образец: ч__ай

  • чай
  • чан
  • чин
  • чей
  • чек
  • чуб
  • чудо
  • чадо
  • чеки
  • часы
  • чаша
  • чижи
  • чайка
  • чашка
  • черви
  • чулок
  • чугун
  • чудак
  • чайник
  • чепчик
  • чучело
  • чёрный
  • чердак
  • чубчик
  • чёлочка
  • чемодан
  • черника
  • чернила
  • человек
  • чёрточка

6) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в середине

Образец: ту-ч__а, ко-ч__ан

  • мячи
  • учил
  • туча
  • дача
  • куча
  • хочу
  • кочан
  • качал
  • начал
  • бачок
  • пучок
  • бычок
  • качели
  • калачи
  • значок
  • каучук
  • печёнка
  • ночёвка
  • кулачок
  • бочонок
  • волчица
  • личинка
  • кольчуга
  • каблучок
  • волчонок
  • зайчонок
  • галчонок
  • калачики
  • копчёный
  • дремучий

7) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Соч__ный ка-ч__ан.

  • Могучий дуб.
  • Четвёртый мальчик.
  • Чёрная чёлочка.
  • Честные мальчики.
  • Колючий ёжичек.
  • Тёмная ночка.
  • Начать читать.
  • Четверо внучат.
  • Качать водичку.
  • Чёрные грачи.
  • Горячий чайник.
  • Золотой ключик.
  • Молчаливый ученик.

8) Проспрягать предложения

  • Я учу стишочек.
  • Я читаю учебник.
  • Я печатаю на печатной машинке.
  • Я качаюсь на качелях.

Образец:

  • Я лечу зайчонка.
  • Ты лечишь зайчонка.
  • Он (она) лечит зайчонка.
  • Мы лечим зайчонка.
  • Вы лечите зайчонка.
  • Они лечат зайчонка.

9) Произносить (читать) предложения

Образец: В пeч__ке ч__у-гун-ный котёл.

  • У девочек мячи.
  • Олечку вылечил врач.
  • Леночка играет мячом.
  • Мальчики бегут на речку.
  • У мальчика коричневые перчатки.
  • Жучка зарычала в будочке.
  • Телёночек пьёт водичку.
  • Мальчик купил в булочной калач и печенье.
  • Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
  • Ученики учили по учебникам.
  • У мальчугана черепаха.
  • У причала кричали чайки.
  • Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи.
  • Мальчики у печи жуют калачи.
  • Ёжик очень колючий.
  • Грачи таскают личинки и червей.
  • Черныш рычал на мальчика.
  • Мальчики качались на качелях.
  • В саду тачка без ручки.
  • Девочка уронила мяч.
  • Снесла курочка яичко.
  • Ниночка — опрятная девочка.
  • В окошечко залетела бабочка.
  • Белочка прыг на ёлочку.
  • Ела Таня булочку, запивала молочком.
  • Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  • Испугалась Олечка и сидит тихонечко.
  • Куда ни глянешь — одуванчики, как маленькие лампочки.
  • Сосны-невелички, а на соснах птички.
  • У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки.
  • Лесная земляничка росточком невеличка.

10) Произносить (читать) чистоговорки

  • Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу. Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача. Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • У Пети тачка, а у Пашечки печенья пачка.
  • Пекарь в печи пёк калачи. Горячи из печи калачи.
  • Шубка овечки теплее любой печки.
  • Течёт речка — печёт печка.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи из муки калачи!

11) Произносить (читать) и пересказывать текст

Волчонок

Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно. Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

(По Е. Чарушину)

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Встреча

Встретил ёжика бычок И лизнул его в бочок. И, лизнув, его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: — В рот не суй, что попадётся!

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в прямых слогах


Автоматизация звука [ч] в обратных слогах


Автоматизация звука [ч] в словах


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях


Автоматизация звука [ч] в чистоговорках


Автоматизация звука [ч] в стихотворениях

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].


Дифференциация звуков [ч]-[т] в слогах


Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах


Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах


Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах


Дифференциация звуков [ч]-[т] в загадках


Дифференциация звуков [ч]-[т] в стихах


Дифференциация звуков [ч]—[ц] в слогах


Дифференциация звуков [ч]—[ц] в словах


Дифференциация звуков [ч]—[ц] в словосочетаниях


Дифференциация звуков [ч]—[ц] в стихах


Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в слогах


Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в словах


Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в текстах


Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в стихах

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [ч] рекомендуется проводить длительностью до 10 минут для детей 4-5 лет и до 20 минут для 6-7-летних ребят.

Парные твёрдые и мягкие звуки

Почти все звуки имеют пару по твёрдости-мягкости. Убедимся в этом:

  • песня [п’] – поток [п];
  • земля [з’] – зной [з];
  • битва [б’] – бой [б];
  • километр [к’] – кровь [к];
  • семья [с’] – слово [с];
  • мечта [м’] – мороз [м];
  • невежество [н’] – норма [н];
  • геройство [г’] – гроздь [г];
  • фен [ф’] – фломастер [ф];
  • верфь [в’] – воровство [в];
  • тень [т’] – тормоз [т];
  • резкость [р’] – роман [р];
  • детство [д’] – дорога [д];
  • ливень [л’] – ломка [л];
  • химия [х’] – хамство [х].
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]