Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков


Игры на автоматизацию звука З. Дидактические материалы

Автоматизация звука «З» у детей дошкольного возраста с помощью игры.
Цель: автоматизация звука «З». Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи. 2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей. Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука «З». Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание

«Превращалка» Превращаясь в комара, Полечу над ухом я: «З-з-з» «Театр»
Педагог предлагает ребенку поиграть в артистов.
— Скажи, как «Добряк», улыбаясь: «ЗА-ЗА-ЗА» — Скажи, как «Злюка», нахмурив лицо: «ЗУ-ЗУ-ЗУ» — Скажи, как «Боякин», сжимаясь от страха всем телом: «ЗО-ЗО-ЗО» — Скажи, как «Грустяшкин», выражая грусть и печаль: «ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ». «В ладоши хлопай!»
Ребенку необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово со звуком «З», а потом назвать те слова, которые он запомнил.
Ну-ка, хлопни мне в ладоши, Если «З» услышать сможешь! Зоя, зайка, гриб, забор, Майка, гусь и помидор, Запах, ветер и медведь, Музыка, топор, звенеть. «Веселый металлофон»
Прохлопываем ритм стихотворения с ребенком на металлофоне, рассказывая стихотворение вслух. Необходимо следить за правильным произношением.«Про козу» За-за-за — ходит по двору коза. Зы-зы-зы — злые глазки у козы. Зы-зы-зы — остры рожки у козы. Зу-зу-зу — не боимся мы козу. «Мы со слогами играем» Мы со слогами играем, Мы словечки получаем. Зай-зай-ка-ка, Получился зайка. Зу-зу-бы-бы, Получились зубы. Пальчиковая игра «Пальчики-помощники» Ну-ка, пальцы, В ритме каждой строчки сжимаем пальчику в кулак.
Вышли в ряд! Будем пальцы загибать, Будут пальцы помогать Слоги и слова считать! Зо-зу-за,
Загибаем пальчики на одной руке.
Зонтик-зубы-стрекоза,
Загибаем пальчики на другой руке.
За-зо-зы,
Загибаем пальчики на одной руке.
Зайка-Зоя-вазы.
Загибаем пальчики на другой руке.
Игра с мячом «Доскажи словечко»
Взрослый катит ребенку мяч, произнося часть предложения, а так же часть слова. Ребенок должен откатить мяч заканчивая предложение и называя слово полностью.«Доскажи ЗА» Выросла ро… (за). На столе ва… (за). Пасется ко… (за). «Доскажи ЗЫ» Катятся сле… (зы). Пасутся ко… (зы). На столе стоят ва… (зы). В вазе стоят ро… (зы). «Волшебник» Педагог предлагает ребенку менять в слове звук или слог чтобы получилось новое слово. Если ребенок умеет читать, то можно использовать писать и читать слова.
Коза-козы-вазы-ваза-Лиза. Зуб-зубик-зубр-зубры. Игра с Петрушкой «Путаница»
Педагог сажает Петрушку (или любую другую игрушку), говорит от его имени смешные предложения и предлагает исправить ошибки. Если ребенок читающий, можно предложить ему карточки с предложениями и попросить его их просчитать и сказать что перепутали.
Зайка кормит Зарину. Зонтик несет Зою. Узор рисует Захара. Ваза поставила Лизу в розу. Забор красит Захара. Пальчиковая игра «Слова на З» Вот сколько на З я сумею назвать: Зайчишка, забор, золотой и забрать, Злодей, забияка, забота и звать, А также заноза, забота, закат.
Загибаем пальчики на каждое слово.
Вот сколько на З я сумею назвать! Вновь пальчиков всех
Разводим руки в стороны.
Может мне не хватать!
Делаем отрицательный жест головой.После прочтения стихотворения попросить ребенка назвать все слова на З, которые он запомнил.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет Речевые игры для детей 5 — 9 лет

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Дидактические игры по автоматизации и дифференциации трудных звуков

Дидактическая игра
«Витрина магазина»
Цель:

автоматизация звука «р» в предложении, активизация словаря по темам: «Овощи», «Фрукты» «Ягоды», «Продукты питания», развитие связного высказывания.

Оборудование:

игровое поле «Витрина магазина», предметные картинки (сыр, творог, кефир, йогурт, мороженое, сахар, крупа, макароны, баранки, пирог, пирожное, торт, рыба, баранина, помидор, брокколи, горох, кукуруза, картофель, морковь, крыжовник, груша, виноград).

Ход игры:

на игровом поле – витрине – расставлены продукты. Ребенок «подходит» к витрине, выбирает товар и проговаривает:
«Я беру… помидор»
и т.д.

Дидактическая игра
«Мастер Самоделкин»
Цель:

автоматизация звука «л» в предложении, активизация словаря по теме «Мебель», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Плотницкая мастерская», предметные картинки (стол, стул, кресло, лавка, стеллаж, полка, полотенечница).

Ход игры:

на игровом поле – мастерской плотника – появляются предметы мебели. Ребенок называет предмет мебели и проговаривает:
«Я колотили сколотил… стол»
и т.д.

Дидактическая игра
«Юный натуралист»
Цель:

автоматизация звука «р» в предложении, активизация словаря по темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Птицы», «Насекомые», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Летняя поляна», предметные картинки (корова, кролик, бобер, барсук, бурундук, рысь, ягуар, тигр, носорог, зебра, кенгуру, крокодил, жираф, страус, морж, ворона, сорока, воробей, грач, журавль, комар, божья коровка, муравей, таракан).

Ход игры:

на игровом поле – Летней поляне – появляются животные, птицы и насекомые. Ребенок называет их и проговаривает:
«Я дружу с… жирафом»
и т.д.

Дидактическая игра
«Все по полочкам»
Цель:

автоматизация звука «л» в предложении, активизация словаря по теме «Одежда. Головные уборы», развитие связного высказывания, ориентировки в пространстве.

Оборудование:

Игровое поле «Шкаф с полками», предметные картинки (блузка, халат, колготки, чулки, ползунки, футболка, полувер, платье, плащ, колпак, платок, галстук).

Ход игры:

на игровом поле – полки шкафа выкладываются предметы одежды и головные уборы. Ребенок называет предмет мебели и проговаривает:
«Я кладу на полку… блузку»
и т.д. Затем можно усложнить задание, добавив, на какую полку: «
Я кладу на третью полку сверху
… и т.д.

Дидактическая игра
«Шведский стол»
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «к — г» в предложении, активизация словаря по темам: «Овощи», «Фрукты» «Ягоды», «Продукты питания», развитие связного высказывания.

Оборудование:

игровое поле «Тарелка», предметные картинки (пирог, пряник, конфета, сырок глазированный, шоколад, колбаса, картофель, капуста, свекла, лук, чеснок, кабачок, баклажан, брокколи, кукуруза, картофель, морковь клубника, черника, голубика, крыжовник, персик, нектарин, груша, виноград, манго).

Ход игры:

на игровом поле –тарелке – появляются продукты. Ребенок выкладывает предметную картинку и проговаривает:
«Якладу на тарелкукусочекколбасы»
и т.д.

Дидактическая игра
«Юный скульптор»
Цель:

автоматизация звука «ль» в предложении, активизация словаря по основным лексическим темам, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «гончарный круг», предметные картинки (тюльпан, слива, клюква, малина, земляника, лимон, апельсин, хлеб, шмель, лев, тюлень, олень, лиса, лебедь, лягушка, мыльница, альбом, кастрюля, валенки, шляпа, самолет).

Ход игры:

на игровом поле – гончарном круге — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Ялеплю… тюльпан»
и т.д.

Дидактическая игра
«Портняжка»
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «ш-ж» в предложении, активизация словаря по теме «Одежда. Головные уборы», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Швейная машинка», предметные картинки (шорты, джемпер, шапка, рубашка, шуба, шляпа, пиджак, шарф, пижама, жакет, жилет).

Ход игры:

на игровом поле – швейной машинке — выкладываются предметы одежды и головные уборы. Ребенок называет предмет и проговаривает:
«Яшью…шорт, пиджак»
и т.д.

Дидактическая игра
«Продуктовая корзина»
Цель:

автоматизация звука «л» в предложении, активизация словаря по теме «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Продуктовая тележка», предметные картинки (колбаса, молоко, масло, салат, булка, лук, свекла, баклажан, яблоко, клубника).

Ход игры:

в игровое поле –тележку — складываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я купил… салат»
и т.д.

Дидактическая игра
«Веселая прогулка»
Цель:

автоматизация звука «ль» в предложении, активизация словаря по теме «Игрушки», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Улица», предметные картинки (самолет, вертолет, коляска, кораблик, ослик, колокольчик, леденец).

Ход игры:

на игровом поле – улице — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я гуляюс… осликом»
и т.д.

Дидактическая игра
«Выставка рисунков»
Цель:

автоматизация звука «рь» в предложении, активизация словаря по основным лексическим темам, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Рамка для рисунка», предметные картинки (рюкзак, аквариум, веревка, кастрюля, кресло, карета, шарики, букварь, море, ирис, гриб, репа, огурец, редис, перец, стрекоза, курица, грядка).

Ход игры:

на игровом поле – рамке для рисунков — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Ярисую… море»
и т.д.

Дидактическая игра
«Доктор Айболит»
Цель:

автоматизация звука «ль» в предложении, активизация словаря по теме «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран», закрепление названий детенышей, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Смотровая», предметные картинки (крольчонок, теленок, цыпленок, козленок, львенок, крокодиленок, верблюжонок, бельчонок, львенок, олененок).

Ход игры:

на игровом поле – смотровой ветеринара — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет картинку и проговаривает:
«Ялечуолененка»
и т.д.

Дидактическая игра
«Неожиданные находки»
Цель:

автоматизация звука «л» в предложении, активизация словаря по основным лексическим темам, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Дорожка», предметные картинки (лодка, лыжи, мыло, стол, молоток, пила, юла, пенал, мел, желудь, лук, яблоко, клубника, молоко, лотос, ландыш, ложка, лошадка, елка, пчела, ласточка, голубь, дятел, белка, волк, пилотка, колпак, платок, платье).

Ход игры:

На игровое поле – дорожку — складываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я шел, шели… нашел
и т.д.

Дидактическая игра
«Ателье мод»
Цель:

автоматизация звука «с» в предложении, активизация словаря по теме «Одежда», «Головные уборы», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Ателье», предметные картинки (сорочка, сарафан, трусы, носки, свитер, косынка, джинсы, блузка).

Ход игры:

на игровое поле –ателье — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Яскроил…сорочку»
и т.д.

Дидактическая игра
«Большой ремонт»
Цель:

автоматизация звука «ч» в предложении, активизация словаря по основным лексическим темам, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Мастерская», предметные картинки (бочка, обруч, чемодан, тачка, печка, ключ, сачок, меч, очки, удочка, дудочка).

Ход игры:

На игровое поле – мастерскую — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я починил… тачку»
и т.д.

Дидактическая игра
«Чистюля»
Цель:

автоматизация звука «с» в предложении, активизация словаря по теме «Посуда», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Посудный шкаф», предметные картинки (стакан, самовар, поднос, доска (разделочная), кастрюля, сковорода, сахарница, солонка, масленка, супница, сухарница).

Ход игры:

на игровое поле –полки посудного шкафа — выставляются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Яставлючистуюкастрюлю»
и т.д.

Дидактическая игра
«Любимые игрушки»
Цель:

автоматизация звука «р» в предложении, активизация словаря по теме «Игрушки», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Детская комната», предметные картинки (пирамидка, ведерко, грабельки, формочки, робот, кораблик, паровоз, конструктор, трактор, троллейбус, трамвай, экскаватор, грузовик, пожарная, скорая, вертушка, барабан, трансформер, вертолет).

Ход игры:

на игровое поле –ковер детской комнаты — выставляются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я играю… роботом»
и т.д.

Дидактическая игра
«Вот он, хлебушек душистый…»
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «р» — «рь» в предложении, активизация словаря по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Стол пекаря», предметные картинки (ватрушка, пирог, пирожок, каравай, коржик, крендельки, рогалик, вареники, баранки, пряник, торт, пирожное, макароны).

Ход игры:

на игровое поле –стол пекаря — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я приготовлюторт»
и т.д.

Дидактическая игра
«Знатный огородник»
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «р» — «рь» в предложении, активизация словаря по теме «Овощи», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Кладовая», предметные картинки (картофель, огурец, морковь, помидор, редис, репа, перец, редька, укроп, петрушка, сельдерей).

Ход игры:

на игровое поле –кладовая — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Я вырастилморковь»
и т.д.

Дидактическая игра
«Все профессии важны… »
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «р» — «рь» в предложении, активизация словаря по теме «Профессии. Орудия труда», развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровые поля «Кухня» «Стройка, предметные картинки (повар – кастрюля, самовар, сковорода, сахарница, графин, контейнер, сухарница, мясорубка, яйцерезка, дуршлаг, поварешка, тарелка, ведро, кружка, горшок), (строитель – кирпичи, раствор, мастерок, краска, рулетка, стремянка, рубанок, дрель, шуруповерт, отвертка, шуруп)

Ход игры:

на игровое поле –кухня или стройка — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Яработая поваром, мои орудия труда — сковорода
и т.д. Аналогично про профессию строителя.

Дидактическая игра
«Знайка»
Цель:

автоматизация звука «з» в предложении, активизация словаря по основным лексическим темам, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровые поля «Комната Знайки», предметные картинки (козы, зубры, зайцы, медузы, звезды, розы, хризантемы, мимозы, незабудки, березы, арбузы, з
а
мки, замк
и
, заборы, заводы, зоопарк, зубы, зонты, вазы, пузыри, паровозы, золото, алмазы).

Ход игры:

на игровое поле –в комнату Знайки — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Язнаю все о….звездах
и т.д.

Дидактическая игра
«Скоро в школу!»
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «л» — «р» в предложении, активизация словаря по теме: «Школа. Школьные принадлежности», развитие связного высказывания.

Оборудование:

игровое поле «Класс в школе», предметные картинки (краски, ручка, карандаш (простой), фломастеры, пенал, ластик, тетрадь, мелки, циркуль, картон, блокнот, палитра, пластилин, точилка, степлер, карандаши (цветные), транспортир).

Ход игры:

на игровое поле – класс – выкладываются картинки. Ребенок поочередно называет их и проговаривает:
«В школу я беру… краски, пенал»
и т.д.

Дидактическая игра
«Путешественник»
Цель:

автоматизация и дифференциация звуков «р» — «рь» в предложении, активизация словаря по основным лексическим темам, развитие связного высказывания.

Оборудование:

Игровое поле «Комната путешественника», предметные картинки (рыба, морковь, арбуз, груша, абрикос, персик, виноград, нектарин, брусника, орех, мороженое, макароны, сковорода, роза, свитер, куртка, рубашка, брюки, сарафан, кроссовки, фуражка, бескозырка, расческа, серп, грабли, портфель, рюкзак, барабан, арфа, труба, робот, парусник, пирамидка, грузовик, ракета, картина).

Ход игры:

на игровое поле –комнату путешественника — выкладываются предметные картинки. Ребенок называет их поочередно и проговаривает:
«Из-за границы я привез… картину
и т.д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]