Психолого-педагогическая характеристика воспитанника ДОУ для прохождения ПМПК и направления в логопедическую группу

Фамилия, имя _______ Дата рождения ______ Общее физическое развитие _____ Состояние здоровья _____ Состав семьи _____

Это тоже важно знать: Как составить гарантийное письмо о приеме на работу: образец

Поступил в ДОУ____

Детский сад посещает с августа 20__ года. К детскому саду адаптировался быстро.

Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует, лего. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.

Психолог МДОУ №___: __________________

Заведующая дошкольным учреждением №___: ___________________

Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу

1-й вариант

ФИО, дата рождения, адрес ______________

Воспитанника ДОУ № _______, группы № ________

Дата поступления в ДОУ ______________

1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.

2. Запас сведений об окружающем ______________

3. Характеристика познавательных процессов: внимание (соотношение произвольного и непроизвольного, концентрация); память; мышление (особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей); сенсорное развитие (свойства предметов, ориентировка во времени); речь (словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение); звукобуквенный анализ.

4. Развитие элементарных математических представлений

5. Особенности моторного развития (общая и мелкая моторика, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности, состояние конструктивного и графического навыков).

6. Сформированность мотиваций к учебной деятельности

7. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности ребенка.

8. Рекомендации ______________

2-й вариант

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.

2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.

3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.

Это тоже важно знать:
Характеристика на студента проходившего практику

4. Характерологические особенности: общительность, замкнутость (легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации); отношение к товарищам (дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.); отношение к лидерству (стремление к первенству, признают ли за лидера другие, проявляет ли организаторские способности, инициативу); отношение к взрослым; отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям; каким видам деятельности отдает предпочтение; активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению); поведение (организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль).

5. Психологические особенности: слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание (запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти: достаточный, ограниченный, низкий); устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается); характер отвлечения (отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей); переключаемость внимания (легкая, быстрая, замедленная, затрудненная); распределение внимания (достаточное, затруднено); общий уровень развития внимания (соответствует возрасту, низкий, несформировано).

6. Уровень развития мыслительной деятельности: способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений; умение использовать приемы для запоминания (опосредованность, группировку, ассоциации).

7. Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете — понятие относительности — соответствует возрасту, несформировано, нарушено.

8. Развитие воображения: яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.), соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

9. Вербальная часть: понимание рассказов со скрытым смыслом; парные аналогии; сюжетное рассказывание — номинативная и коммуникативная функции речи; умение поддерживать диалог; речевая деятельность адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

10. Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

11. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

12. Проводимая работа с ребенком: проводилась ли развивающе -коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.); рекомендации для дальнейшей работы; результаты, успешность, формирование навыков (по возрасту, с трудом, отсроченное); работа с родителями, семьей (отношение родителей, успешность, систематичность и т.д).

* * *

И в заключение предлагаем вашему вниманию «Портрет выпускника детского сада», который может послужить ориентиром в определении нормального развития ребенка при выпуске из детского сада и составлении психолого-педагогической характеристики.

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

Задать вопрос

  • Поступления в школу.
  • Решения юридических вопросов.
  • Консультации у психиатра.
  • Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
  • Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
  • Органов опеки и попечительства.

Это тоже важно знать:
Как правильно составить письмо-просьбу

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

«Характеристика на дошкольника с ЗРР (образец)»

Характеристика (образец)

Иванов Иван Иванович, ____________года рождения посещает структурное подразделение, реализующее образовательную программу дошкольного образования_____________________________________ с 25. 06. 2022г.

Адаптация при поступлении в дошкольное отделение условно – благоприятная.

Структурное подразделение посещает не регулярно, часто болеет. По индивидуальной программе не обучался.

В настоящее время является воспитанником средней группы и обучается по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

Иван проживает в полной семье, окружен вниманием и заботой со стороны родителей. Имеет младшую сестру. Взаимоотношения в семье положительные. Социально-бытовые условия хорошие. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Родители заинтересованы в воспитании и развитии ребенка, соблюдают режим дня.

Иван проявляет незначительный интерес к занятиям, мотивация к обучению присутствует. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия («Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку» и т.д.). Фразовая речь отсутствует, состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам — ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др. Речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих; голос средне-модулированный; дыхание свободное, неглубокое. Словарный запас ниже возрастной нормы развития. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью, ограничены обиходно – бытовой тематикой. Грамматический строй речи не сформирован.

Внимание неустойчивое, рассеянное, темп работоспособности низкий, быстрая утомляемость. Восприятие — правильно показывает основные цвета, в оттенках путается. Простые геометрические фигуры знает, правильно соотносит с образцом, складывает большие разрезные картинки из 4-х частей. Преобладает зрительная память; объем памяти маленький, запоминание кратковременно. Низкий уровень развития мышления. Не выстраивает причинно-следственные связи. Мышление конкретно-ситуативного характера.

Уровень усвоения учебного материала по ознакомлению с окружающим миром сформирован на низком уровне. Ребенок показывает разные предметы, которые его окружают в помещении, на улице, на участке и знает их назначение. Знает домашних, диких животных, фрукты, овощи, транспорт, бытовые приборы, не пользуется обобщающими словами.

Математические представления на уровне ниже среднего, с некоторыми затруднениями. Ребенок с трудом показывает геометрические фигуры. Знает основные цвета. Наблюдаются некоторые трудности в пространственных представлениях: определении движения направо-налево, вперед-назад, за-под.

Основные движения Иван выполняет правильно. Координация движений у ребенка не нарушена. Он с удовольствием включается и осваивает новые движения. Активно и заинтересовано участвует в подвижных играх, но не всегда успевает в общем темпе. Чувство ритма не нарушено.

В продуктивной деятельности Ивану оказывается помощь воспитателя, которую он охотно принимает. Ребенок неправильно держит кисть и карандаш, с некоторыми затруднениями соотносит предметы и их части по величине и расположению относительно друг друга. По окончании работы приводит место в порядок.

Очень любит конструировать, планирует заранее создание постройки, создает ее по образцу. Использует строительный материал разного размера и разного материала. Помощь взрослого принимает охотно.

У Ивана преобладает неустойчивый эмоциональный фон настроения. В отношениях со сверстниками избирателен, играет в группе из 1-2 детьми.

Данил открыт, доброжелателен, эмоционален, очень любознателен, легко возбудим, импульсивен, не склонен обижать других.

Иван склонен к аутоагрессивному поведению (наносит себе повреждения в области предплечья). Причиной данного поведения, по наблюдению воспитателей группы, является не способность ребенка выразить вербально свои эмоции.

Санитарно-гигиенические нормы сформированы.

Руководитель СП

Описание других черт характера ребенка

В составленном педагогом документе, описывающем уровень и степень развития личности, должна быть указана работоспособность ребенка, реакция на замечания и требования, умение управлять своим поведением, особенности характера (скромный, тихий, импульсивный и проч.). Описание личности дошкольника должно отражать и состояние психофизических процессов: внимание (устойчивое или нет), способность к концентрации, переключаемость, восприятие явлений (соответствует или нет возрасту), временные представления малыша, развитие памяти и словесно-логического мышления. Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя обязательно датируется. На последней страничке ставится подпись педагога. Документ визируется заведующим ДОУ.

Характеристика ребёнка с ЗПР и ОНР 1 уровня

Характеристика воспитанника с ЗПР и ОНР

подготовительной группы МБДОУ ______________________ года рождения, проживающего

по адресу: ______________________________

___________________посещает детский сад с ____________года по сей день.

Мальчик -инвалид детства — ________________________________(если есть)

Период адаптации проходил трудно. Ребёнок не понимал обращённую речь, навыки самообслуживания были не сформированы.

Рост и вес соответствует нижней возрастной границе. Задержка психического развития.

Семья полная, одноязычная, многодетная, у ребёнка отчим

Слух, зрение, в норме. Страдает ________(энурезом).

Развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно.

Восприятие

: нарушена обобщенность восприятия, характерна узость объема восприятия, оно характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку или услышанное, требуется постоянное понуждение;

трудности восприятия пространства и времени,

плохо различает цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета

Мышление:

мыслительные процессы тугоподвижны и инертны;

абстрактное мышление не развивается вообще, на уровне конкретных понятий.

ПАМЯТЬ:

лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки; характерна эпизодическая забывчивость, которая связана с переутомлением нервной системы

ВНИМАНИЕ

: характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.

РЕЧЬ:

анатомическое состояние органов артикуляции без аномалий. Страдает объём, точность выполняемых движений. Речевая моторика не достаточно развита.

Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.

Ребёнок говорит несколько слов, в основном пользуется жестами и звукоподражанием.

После логопедических занятий расширилось понимание речи, может повторить по слогам простые слова.

Активная речь

отсутствует

Звуковая сторона речи

Звукопроизношение: повторяет отдельные звуки, слоги, простые слова по слогам

Словарный запас беден

объем пассивного словаря намного превышает активный.

Отстаёт от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании. Рисунки примитивны, фрагментарны; формы и пропорции предметов искажены.

Игры

носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями, отсутствует творчество, замысел в игре. Мальчик плохо усваивает правила игры, действия с предметами на уровне манипуляций. Интерес к предметам и игрушкам оказывается кратковременным, т.к. побуждается их внешним видом.

Недостаток интереса и любознательности, низкая популярность среди детей.

В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований развивается негативизм, упрямство. Проявляются в негативных реакциях на замечания, порицание.

У ребёнка не сформированы навыки учебной деятельности. Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на замечания неадекватная -обижается, отворачивается. Взаимоотношения с детьми и взрослыми сдержанные, неустойчивые.

Заключение:

ЗПР, ОНР 1 уровня.

Рекомендации: обследование и установление диагноза на областной ПМПК.

Воспитатель: _______________ Учитель-логопед: _________________

Заведующая: ____________________

Методические рекомендации по составлению характеристики

При составлении характеристики необходимо как можно полнее указать сведения о воспитаннике. Этот документ будет основанием для дальнейшей работы с ребенком специалистов. Неполная информация может во многом снизить положительные качества.

Для составления документа можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Социальная информация о несовершеннолетнем. В данном пункте следует осветить все сведения о семье ребенка. По возможности указать отношения в семье. В случае если имеются заболевания среди родственников, которые могут нести генетическую предрасположенность, такой вид сведений также указывается. Материальная оценка семьи, в которой проживает воспитанник.
  2. Особенности педагогической оценки воспитанника. В данном пункте указывается информация на освоение воспитанником всех основ бытовых действий. Указывается предрасположенность и навыки несовершеннолетнего в каком-либо определенном направлении. Степень восприятия информации, которая поступает воспитаннику в период проведения занятий. Усидчивость и умение слушать воспитателя.
  3. Игровая деятельность воспитанника также имеет роль при составлении документа, так как ребенок особенно в первые годы жизни большинство своих эмоция проявляет в игровой форме. В данном пункте следует описать, как ребенок проявляет себя в логических играх. Насколько дружелюбно может проявляться себя в групповых играх. Стремление воспитанника проявлять лидирующие способности.

Советы специалистов для составления полной характеристики на воспитанника:

  • провести наблюдение за воспитанником в естественной среде его проживания;
  • провести тестирования в различных сферах деятельности, что позволит выявить предрасположенность к определенному занятию;
  • не следует при составлении документа указывать сведения без основательных причин. В таком виде документа не могут быть использованы предположения воспитателей;
  • с помощью общения с родителями и близкими воспитанника узнать, кто является приоритетом для ребенка;
  • с помощью психологических тестов и проведения бесед выявить состояние атмосферы в семейном кругу и как она сказывается на воспитаннике.

Для каждого учащего детского сада подбирается определенная методика, позволяющая изучить общее состояние ребенка.

Характеристика не может быть составлены только на простом наблюдении, для снижения вероятности отсутствия каких –либо важных сведений следует получить экспертную оценку нескольких специалистов и совместить ее в характеристике.

Правильно составленная характеристика служит дальнейшим основанием для наблюдения и работы с несовершеннолетним ребенком.

Примечание! Во многих ситуациях могут быть использованы общие шаблоны, с помощью которых воспитатели составляют документ. Однако такие действия считаются ошибочными и могут скрывать индивидуальные особенности ребенка и препятствовать дальнейшему развитию в определенных направлениях.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (Москва)+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]