Симптомы ринолалии
При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии.
Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.
Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.
При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.
Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.
У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.
Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией
Психолого-педагогическая характеристика детей с ринолалией.
Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления».
В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных учёных распространено объективное мнение, что ринолалия – это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии, так как ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которая обусловлена некоторыми анатомическими и физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от нормальных значений.
Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались такие учёные как Ипполитова А.Г., Нелюбова З.Г., Соломатина Г.Н., Вансовская Л.И. и другие.
При коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при логопедическом воздействии на ребёнка. Ипполитова А.Г. предложила начинать занятия при открытой форме ринолалии ещё до операционного периода.
Диагноз «ринолалия» для ребёнка означает появление как функциональных нарушений, которые заметно влияют на физическое состояние ребёнка, так и на его психологическое состояние. Именно поэтому, в настоящее время, необходим комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. Это требует слаженной работы целого персонала специалистов.
1
.
РИНОЛАЛИЯ.
Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются. Речь у ребёнка становится монотонной и невнятной.
Ринолалия, обусловленная врождёнными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьёзную проблему для различных отраслей медицины и логопедии.
1.1.ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ
.
Ринолалия – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь – голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин нёба, сращения губы, альвеолярного отростка, десны, твёрдого и мягкого нёба.
Логопедия относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врождённые расщелины нёба.
1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЯ.
Врождённые расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: (без деформации кожно-хрящевого отдела носа; с деформацией кожно-хрящевого отдела носа).
Врождённые расщелины нёба:
— расщелины мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;
— расщелины мягкого и твёрдого нёба: скрытые; неполные; полные;
— полная расщелина альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;
— полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твёрдого нёба: односторонняя; двусторонняя.
2.ВИДЫ РИНОЛАЛИИ
.
2.1.ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
.
Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого и твёрдого нёба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится непонятной, с носовым оттенком.
Открытая ринолалия может быть органической и функциональной. Органическая ринолалия бывает врождённой или приобретённой. Чаще всего причиной врождённой формы бывает расщепление мягкого и твёрдого нёба. Приобретённая форма появляется в результате травм ротовой и носовой полости.
При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных звуков. Расщелины верхней челюсти и твёрдого в дальнейшем изменяют формирование нормального прикуса. При расщелинах нёба, дыхательный и голосовой отделы периферического речевого аппарата, не имеют никаких анатомических нарушений. А верхний его отдел (артикуляционный) грубо нарушен в своём строении: нарушается возможность изоляции между ротовой и носовой полостями. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остаётся коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. В ротовой полости особенно характерно высокое положение корня языка, что является приспособительным положением для закрытия расщелины нёба. Такое положение языка ограничивает подвижность языка.
При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями. Для согласных звуков нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализация не выявляется.
2.2.ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
.
Закрытая ринолалия также бывает органической и функциональной. Органическая закрытая ринолалия обусловлена тем, что по каким-то причинам проход в носовую полость оказывается постоянно закрытым. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных звуках прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление из-за неполного перекрытия носовой полости. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука (р). Характерное для органической закрытой ринолалии нарушение носового дыхания приводит, во многих случаях, к появлению целого ряда неречевых симптомов: недостаточному развитию грудной клетки ребёнка и слабому газообмену в лёгких, нарушению сна, нарушению функции питания, быстрой утомляемости, раздражительности, предрасположенности к хроническим респираторным заболеваниям.
В зависимости от локализации органических изменений (полость носа или носоглотка) органическую закрытую ринолалию подразделяют на два вида: переднюю и заднюю.
Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы и опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков.
Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во всех этих случаях имеет место носовая непроходимость.
Функциональная закрытая ринолалия чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении. Встречается чаще, возникает при хорошей проходимости носовой полости.
3.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ.
Открытая ринолалия является одним из наиболее сложных речевых дефектов, так как оказывает влияние не только на речевое развитие ребёнка, но и на формирование его психики. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; дети с задержкой психического развития; дети с олигофренией (разной степени).
Характер нарушений речи зависит от совокупности структурных и функциональных изменений. Это может быть целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, твёрдого нёба, деформация верхнего ряда зубов. Так же нарушаются нормальное переплетение и тонус мышц нёба, и необходимое их физическое натяжение. Мышцы значительно ослабляются, питающие их сосуды суживаются, что ведёт к развитию рубцовой ткани. Вялость артикуляторного аппарата (губ, нижней челюсти и языка) проявляется в слабости круговой мышцы рта, вплоть до невозможности удержать губами самые мягкие предметы. При несращении губы и нёба вырабатывается целый ряд приспособительных движений губ, носа и мягкого нёба. С их помощью дети, артикулируя звуки, стараются помешать выходу воздуха через нос. Речь сопровождается движениями крыльев носа, бровей, сужением ноздрей, сокращением лобных мышц и поднятием верхней губы. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития.
Наличие расщелин приводит к невозможности грудного вскармливания. Угасание сосательного рефлекса, выпадение губных движений приводит к ослаблению всей лицевой мускулатуры, обедняется мимика лица.
Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка — он практически не участвует в артикуляторном акте. Для того чтобы приспособиться к особым анатомическим условиям, развивается такое положение языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и ещё больше увеличивая назальный оттенок речи и снижая его разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции. Нарушается мышечная взаимосвязь при питании: при кормлении дети сжимают соску не губами, а корнем языка и частично нёбным сводом. При таком сосании вместе с движением корневой части языка активизируются мышцы лица, в дальнейшем это сказывается не качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения.
У детей с открытой ринолалией ухудшаются условия физиологического дыхания, вырабатываются неправильные механизмы речевого дыхания.
Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают, движения недостаточно координированы. Речь часто сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить. Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания.
У детей с врождёнными расщелинами часто наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость. Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций, развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность.
Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленной неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата вызывают разнообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают различные структурные компоненты речи. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребёнок лишается
интенсивного лепета, тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового её содержания, т.е. начинается искажённый путь развития речи в целом.
В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков: высокий подъём корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости, недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных, чрезмерное участие корня языка и гортани.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за свой счёт подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными. Сочетания назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразны. Многое зависит от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей строения ротовой и носовой полостей. В целом речь ребёнка малоразборчива. Нарушение фонетического оформления речи накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строения речи, но глубокие качественные его изменения встречаются обычно при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.
Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребёнок с ринолалией овладел внятной речью, умеет чётко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остаётся лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых звуков (м-м’, н-н’). При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остаётся открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые (б-б’, д-д’). В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный- неназальный, что влияет на её разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы ринолалии чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.
Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознаётся. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.
При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения. В первую очередь следует отметить невнятность речи. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так
как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Страдает не только артикуляция звуков, но развитие просодических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сенситивным для формирования не только звукового, но и смыслового её содержания. Выделяется специфическая окраска некоторых согласных звуков за счёт подключения глоточного резонатора. Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придаёт речи своеобразный «щёлкающий» призвук. Выявляется множество и других дефектов:
— опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);
— нейтрализация зубных звуков по способу образования;
— замена взрывных звуков фрикативными;
— свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот;
— отсутствие вибранта «р» или замена звуком «ы» при сильном выдохе;
— наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность).
Из-за непроходимости носовой полости, ребёнок вынужден дышать ртом, что ведёт к частым вирусным и простудным заболеваниям.
4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ.
Поэтапная реабилитация детей с врождёнными расщелинами губы и нёба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психолого-педагогических мероприятий, которые проводятся в течении роста ребёнка до 14-15 лет. Эта работа осуществляется хирургом-стоматологом, ортодонтом, логопедом, отоларингологом, специалистом по лечебной гимнастике, психологом и другими специалистами.
Основные задачи комплексного воздействия на дефект:
— устранение хирургическим путём анатомических нарушений;
— ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций;
— общеукрепляющее лечение;
— своевременная отоларингологическая санация (профилактика нарушений слуха у детей);
— психотерапевтическое воздействие на ребёнка и его микросоциальное окружение;
— ранняя логопедическая помощь, основные направления которой следующие:
— развитие нормального физиологического и речевого дыхания;
— развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания;
— формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений;
— коррекция нарушений звукопроизношения;
— устранение носового (назального) оттенка голоса;
— автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении;
— нормализация просодической стороны речи;
— развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с целью предупреждения возможного последующего возникновения нарушения письменной речи – дисграфии;
— своевременное устранение формирования в развитии фразовой речи, лексико-грамматического строя речи;
— контроль за общим речевым развитием ребёнка;
— подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе.
Коррекционно-педагогическое воздействие должно опираться на ряд теоретических положений (принципов) с учётом особенностей структуры дефекта у детей с ринолалией:
1) принцип комплексного (медико-психолого-педагогического) подхода к устранению речевого дефекта;
2) этиопатогенетический принцип;
3) принцип опоры на сохранные звенья;
4) онтогенетический принцип;
5) принцип деятельности;
6) принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку;
7) принцип учёта особенностей микросоциального окружения ребёнка.
Наряду с логопедическими принципами в коррекционной работе следует опираться на общие дидактические принципы: систематичность и последовательность обучения, наглядность и доступность предлагаемого материала, сознательность и активность, прочность приобретённых навыков.
При осуществлении коррекционной работы требуется особый психологический и педагогический подход к детям, а также образование единого коррекционно-образовательного пространства вокруг каждого ребёнка с ринолалией. Влияние многократных хирургических вмешательств, соматическая ослабленность ребёнка приводят к его повышенной истощаемости, снижению работоспособности, активности и выносливости. Только правильное распределение лечебной и учебной нагрузки, позволит ребёнку без лишнего напряжения и утомления выполнить все задачи, стоящие перед ним. Поэтому эффективность коррекционной работы в большей степени зависит от чёткой организации совместной работы многих специалистов, врачей и педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение речевой деятельности детей с ринолалией показывает, что неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию её звуковой стороны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нарушению всех её компонентов.
Таким образом, первичными нарушениями при ринолалии являются: нарушение дыхания, питания, отставание в физическом развитии, астенический синдром, физическое снижение слуха, неврологические нарушения, нарушения в костно-мышечном аппарате речи, нарушения зубно-челюстной системы, нарушения артикуляционной моторики, голосовые нарушения и акустико-артикуляционные особенности звукопроизношения.
Вторичные нарушения: нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, задержка в развитии речи, лексико-грамматические нарушения, общее недоразвитие речи, дисграфия и дислексия, снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации, особенности личности.
Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.
Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными узкими специалистами:
- отоларинголога;
- дефектолога;
- логопеда;
- невролога;
- ортодонта;
- фониатра;
- педиатра.
Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:
- рентгенография носоглотки;
- риноскопия;
- электромиография;
- фарингоскопия и т.д.
Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.
Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:
- строение артикуляционного аппарата;
- его подвижность;
- нарушения голоса;
- параметры физиологического и фонационного дыхания и др.
Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.
Причина возникновения ринолалии
Обычно ринолалия встречается в открытой форме. Она возникает при расщеплении твердого и мягкого неба, альвеоле губы или верхней части всего речевого аппарата. Причины возникновения патологии вызваны различным высокопатогенным воздействием на эмбрион в период между 5-ой по 8-ую неделю развития.
Обычно причины подобного воздействия связаны с такими проблемами материнского организма во время беременности как:
- Грипп;
- Паротит;
- Токсоплазмоз;
- Краснуха;
- Всяческие эндокринные сбои;
- Злоупотребление вредными привычками (алкоголь курение и пр.);
- ЛОР-нарушения у плода.
- Причинами появления закрытой формы ринолалии обычно являются:
- Искривление носовой перегородки;
- Фибромы;
- Полипы;
- Опухоли;
- Критичное разрастание аденоидов.
Коррекция ринолалии
Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов.
Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Не малую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, а также психотерапия.
Ринолалия — сложное и очень многообразное заболевание, для успешного лечения которого требуется участие специалистов многих областей современной медицины. В частности — логопедии, хирургической стоматологии, отоларингологии, ортодонтии, психологии.
Лечение и диагностика
В обследовании и выработке стратегии терапии при лечении детской речевой дисфункции, вызванной ринолалией задействованы такие врачи как: логопед, речевой и психоневролог. Так как симптоматика патологии довольно обширна и вызывается различными причинами, при лечении ринолалии может возникнуть необходимость в услугах ортодонта, стоматолога, отоларинголога, в некоторых особо тяжелых случаях — пластического челюстно-лицевого хирурга.
За диагностику состояния развития речевой и познавательной сферы ребенка при ринолалии, а также выработку методик развивающего обучения ответственны дефектолог и логопед. Ребенку с ринолалией обычно прописываются артикуляционные и упражнения по развитию фонематического слуха, логопедический массаж и дыхательная гимнастика.