Обследование детей при ринолалии
Если у ребенка врожденная расщелина нёба, то применяют системный подход в лечении ринолалии. Кроме тщательного исследования строения и работы артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, обязательно логопедическое изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, развития лексики и грамматики.
1 этап – инструментальные методы
На 1-ом этапе обследование проводится врачами, которые используют специальные методы. Рентгенография
необходима, чтобы установить анатомо-физиологическое строение речевого аппарата ребенка, подвижность мягкого нёба, особенности нёбно-глоточного смыкания, активность глоточной мускулатуры. Исследование тембра, высоты голоса выявляет спектральный анализ. Метод
рентгенотомографии
изучает положение органов речи, степень раскрытия рта, направление движений языка. Метод
спирометрии
позволяет получить данные о дыхательной функции и емкости легких. С помощью
риноскопии
изучается строение и разрастание в носовой полости.
Фонендоскоп
исследует наличие субмикозных расщелин(пробы Гуцмана). С помощью слоговых таблиц изучают разборчивость речи (метод аудиторского анализа). Только после медицинского обследования ставится диагноз: открытая, закрытая или смешанная ринолалия.
2 этап – психологическое обследование
Второй этап – психологическое обследование. Специалисты обследуют состояние памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, особенности психического развития ребенка, ведущей деятельности, уровня сенсорного развития, общей и мелкой моторики.
Заключение врачаНа заключительном этапе вердикт выносит логопед, который должен определить, какие компоненты речи пострадали из-за дефекта, какова степень тяжести речевых нарушений, что первично, а что вторично. Логопедическое обследование включает в себя:
|
У школьников обследуется чтение и письмо.
Логопед делает заключение: ФН (фонетическое нарушение), ФФН (фонетико-фонематичекое нарушение), ОНР (общее недоразвитие речи).
Вверх
Постановка звуков
Практически все звуки при диагнозе ринолалия звучат приближенно. И поэтому работа по постановке звукопроизношения может длиться продолжительное время.
Важно соблюдать последовательность постановки звуков у ринолаликов. При коррекции каждого звука ребенку необходимо научиться выделять его среди других.
При таком диагнозе первыми начинают обрабатываться гласные. Первая обрабатывается А, затем Э, О, У, И. Ребенок должен научиться произносить звуки правильно и изолированно от остальных звуков. Далее он должен постепенно объединять эти звуки между собой. для этого нужно проделывать упражнения:
- Ребенок должен произносить гласную букву на выдохе.
- Далее следует усложнить задачу. Необходимо, чтобы ребенок за один выдох повторял как можно больше раз одну гласную.
- Далее ребенок должен произносить уже освоенные гласные, соединив их.
- Следующий уровень сложности: ребенок должен постараться произносить гласные разными тембрами голосов. Сначала низким, как медведь, затем высоким, как птичка.
После удачно проделанной работы логопед переходит к постановке согласных звуков. Коррекция согласных звуков при ринолалии может осуществляться с любого звука или же придерживать определенной схемы. Часто первый звук для постановки — ф. Далее на очереди прорабатываются различные виды согласных звуков. Их очередность определяет логопед. Это зависит от индивидуального случая. Не стоит заниматься по определенному шаблону.
Эти упражнения должны строиться по принципу от простого к сложному и базироваться на уже изученных звуках, чтобы ребенку не было трудно заниматься. Но любому занятию предшествовать должно логопедическое обследование детей с ринолалией.
Хорошей тренировкой можно считать пение.
Коррекция открытой ринолалии
Построение коррекционной работы зависит от формы ринолалии. К устранению открытой ринолалии существует несколько авторских подходов, в числе которых работы известных ученых Г. Гуцмана и М.Ю. Хватцева. Коррекция открытой ринолалии делится на два этапа: дооперационный и послеоперационный. А.Г. Ипполитова одна из первых предложила занятия с детьми в дооперационный период. Ее метод основан на том, что внимание ребенка направлено не на фонему, а на артикулему. Логопед Н.И. Сереброва и врач Л.В. Дмитриев впервые разработали эффективную методику после исследования рентгенографии, основанную на выработке ротового и носового дыхания. Т.Н. Воронцова предлагает разработку в послеоперационный период, которая сводится к пропеванию звуков. Современная логопедия опирается на поэтапную методику И.И. Ермаковой в дооперационный и послеоперационный периоды.
Дооперационный период
Дооперационный период начинается с рождения ребенка.
1 этап. Предупреждение астенического синдрома. Дети-ринолалики рождаются слабыми, поэтому с первых дней жизни важно вести работу по закаливанию, стимулировать физическое развитие (бассейн, велосипед, лыжи). Больные дети запаздывают ползать и ходить, поэтому необходимо стимулировать двигательную активность – отодвигать игрушку и т.п. Не рекомендуется применение ходунков, поскольку этап ползания очень важен для развития речи. |
2 этап. Исправление и предупреждение неправильной фиксации языка . Избегать класть ребенка на спину, чтобы корень языка не отодвигался кзади. Предпочтительней укладывать на живот или на бок. С самого рождения побуждать малыша к некоторым упражнениям языка по подражанию взрослому: «Вкусное варенье» (облизывать верхнюю губу), «Качели» (поднимать кончик языка вверх-вниз), «Часики» (качать языком из стороны в сторону), «Змейка» (вытягивать язык вперед-назад), «Индюк» (быстро проводить языком по верхней губе). |
3 этап. Предупреждение нарушения дыхания. С 1,5-2 лет проводят упражнения игрового характера: «студим чай» (губу держать на уровне чашки), дуть в трубочку, «понюхаем цветок» – маленькие чашечки из-под киндер-сюрприза наполняют лепестками цветов, вдох носом. Можно играть на губной гармошке, сдувать пушинки с ладони, надувать шарики (без напряжения), мыльные пузыри, играть аэробольчиком, помогая зажимать нос. |
4 этап . |
5 этап . |
6 этап . |
7 этап . |
8 этап . |
9 этап . |
10 этап . |
11 этап . |
12 этап . |
13 этап . |
Вверх
Послеоперационный период
1 шаг.
Начинается с этапа постановки гласных звуков и устранения излишнего носового резонанса. Если ребенок получал логопедическую помощь до операции, этот период – короткий (2-3 недели). Если помощь оказана не была, период затягивается на 3-6 месяцев. В этот период может быть максимально растянута нёбная занавеска, поэтому важно не упустить момент. После операции неизбежен длительный период молчания, поэтому речь ухудшается. Мягкое нёбо отечно, ребенок чувствует боль, избегает правильной артикуляции звуков, говорит в нос. Необходимо как можно быстрее включить прооперированное нёбо в фонацию, это облегчает приобретение навыка ротового резонанса гласных. Прооперированный орган для ребенка получает целевое назначение. К логопедической работе необходимо приступить на второй день после обтурации или на 15-20 день после уранопластики. Через полгода, когда закончится процесс рубцевания, работа будет бессмысленна.
Специальными упражнениями и массажем можно растянуть край мягкого нёба на 1-3 см. Массаж проводится зондом, шпателем или соской. Осторожно двигают инструментом вперед-назад по твердому нёбу, не касаясь швов, при этом рефлекторно сокращаются мышцы глотки и мягкого нёба. При произнесении звука «А», делают легкий нажим на мягкое нёбо зондом или пальцем (активизация рвотного рефлекса). Ребенок делает самомассаж, языком гладит швы. Массаж выполняется не реже 2 раз в день в течение года за два часа до или после еды. Также проводится гимнастика для нёба: глотание маленькими порциями, покашливание с высунутым языком, позевывание при закрытом и открытом рте. Артикуляционная гимнастика включает в себя растягивание губ («Улыбка» – «Трубочка» в динамике), дополнительно – вибрация губ (кучерское «тпрррру», останавливаем «лошадку»), для щек – втягивание щек в ротовую полость. Голосовые упражнения в том же порядке, начиная с гласных «А», «Э». На этом же этапе проводится работа над дыханием. Вдох-выдох носом, вдох-выдох ртом, вдох – носом, выдох – ртом.
2 шаг
– этап коррекции звукопроизношения. Начинаем с гласных звуков. Порядок постановки согласных такой: сначала «П», «Ф», затем «Пь», «Фь», «В-Вь», «Т-Ть», «К-Кь», «Х-Хь», «С-Сь», «Г-Гь», «Л-Ль», «Б-Бь», «Д-Дь», «З-Зь», «Ш», «Р-Рь», последние – «Ж», «Щ», «Ч», «Ц». Параллельно развивают просодическую сторону речи.
3 шаг
– автоматизация новых навыков. Особенности работы зависят от возраста ребенка. Параллельно развивают лексико-грамматический строй речи. Не прекращается работа с дыханием, используют аэробольчики, дутье на таз с водой, на песок, на игрушку. Занятия проводятся в игровой форме, звуки закрепляют в коротких стишках.
Вверх
Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески
Существуют также упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба. Для развития этой части организма ребенка необходимо использовать такие упражнения, как имитация полоскания горла, имитация покашливания, зевоты, глотания небольших капель какой угодно жидкости. Это может быть сок, вода, прохладный чай и др.
Для последнего упражнения необходимо воспользоваться пипеткой, и лучше, чтобы это делал врач. Нужно капнуть небольшую каплю на корень языка. Ребенок должен постараться проглотить эту самую каплю.
Дети старше 3-4 лет могут делать первые упражнения, а именно хорошо помогает развитию мышц мягкого неба полоскание со звуком и без звука. Во время полоскания ребенок должен тянуть Ы, но при этом не выдвигать нижнюю челюсть назад, нужно также запрокинуть голову.
Также ребенок может пытаться зевать сначала с открытым ртом, а затем с закрытым.
Упражнения на развитие фонематического слуха
Для того, чтобы тренироваться с помощью таких упражнений, ребенок должен знать все инструменты, которые ему предлагается угадывать. И первое упражнение: «Кто здесь?» — Ребенок должен закрыть глаза и на слух узнать производимую музыкальную мелодию.
Второе упражнение — логопед просит ребенка повторять за ним ударения в словах. Сначала он ставит ударения в словах только на первый слог, затем только на второй и так далее.
Третье упражнение — педагог намеренно произносит предложение с явной ошибкой, а ребенок должен назвать эту ошибку.
В данной ситуации упражнения также подбираются индивидуально. Стоит отметить, что дыхательные упражнения при ринолалии не должны выполняться одновременно за одно занятие.
Заключение
Для того, чтобы пройти курс реабилитации у детей-ринолаликов, необходимо достаточное количество времени. Родителям следует набраться терпения. Необходимо выбрать хорошо квалифицированного врача-логопеда и нельзя заниматься самолечением в таком случае, все действия необходимо согласовывать с врачом.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Формы ринолалии Формы ринолалии различаются как по причинам возникновения, так и по…
- Что мы знаем о ринолалии? Ринолалия у детей диагностируется довольно просто. Также и методы ее…