Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения


Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Изолированный звук

Следующие серии игр помогут поставить произношение изолированного звука:

  1. Игры по типу «Преодолей»: помоги достичь вершины, преодолеть препятствия спортсмену и так далее. Они помогают ребенку понять, как должен работать артикуляционный аппарат, как правильно произносится звук и координируется с движением руки, развивается фонематический слух. При проведении дети или проводят игрушку по предложенному педагогом месту, при этом проговаривают звук, либо сами идут по веревочному пути.
  2. В группе «Соединение» можно проводить игры по типу накорми животных. Они помогают координировать движение рук с выговариванием звуков, активизировать и уточнить словарь, правильно употреблять существительные. На занятиях ребята делают линию пальцем, ручкой или карандашом и говорят предложенный педагогом звук.
  3. Игра по типу «Цветочек» проводится в виде «собери». Помогает правильно проговаривать звук и при этом применять просодические компоненты, а также развивает слуховое внимание. Ребенок после каждого своего правильного произношения вставляет лепесток в серединку.

Слова

Задача – правильно их произносить. Логопедические игры для коррекции звукопроизношения и упражнения проводятся таким образом:

  1. В “Соревнованиях” учатся правильно произносить звук в словах, подбирают слова к схемам, тем самым развивая фонематический слух, упражняются в чтении слов, работают со словарным запасом. Работа проводится или с игрушкой, или напрямую с детьми, как и в предыдущих группах. Только повторяют они предложенные в схемах или на картинках слова.
  2. «Соединение» помогает в чтении, активизации словаря и употреблении слов в разных падежах. Проводится также, с помощью линий, повторяются слова, что на рисунках.
  3. «Цветок» помогает правильно применять в словах звук, учит подбирать слова к слогам и звуковым схемам, помогает научиться читать и развивает словарь.

Словосочетания и предложения

При таких занятиях дети учатся подбирать предметы к действиям, и наоборот, согласовывать слова, вводят в речь предложения и работают с падежами. Во всех группах варианты проведения остаются прежними, дидактическое задание следующее:

  1. Малыши занимаются проговариванием словосочетаний и предложений, в котором есть нужный звук. Уточняют и пополняют словарный запас.
  2. Задания те же, что и в «Соревнованиях», но добавляется согласование существительных и прилагательных.
  3. «Цветок» помогает научиться проговаривать предложения с заданным звуком, составлять их по примеру, самостоятельно рассказывать по картинке и сформировать большой словарный запас.

При системности и правильном комбинировании игры, малыш быстро покажет результат занятий. Но все должно максимально быть в игровой форме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]