Первичное логопедическое обследование
Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.
Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.
Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.
Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.
Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики
Результат обследования — логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.
Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.
В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.
Изолированный звук
Следующие серии игр помогут поставить произношение изолированного звука:
- Игры по типу «Преодолей»: помоги достичь вершины, преодолеть препятствия спортсмену и так далее. Они помогают ребенку понять, как должен работать артикуляционный аппарат, как правильно произносится звук и координируется с движением руки, развивается фонематический слух. При проведении дети или проводят игрушку по предложенному педагогом месту, при этом проговаривают звук, либо сами идут по веревочному пути.
- В группе «Соединение» можно проводить игры по типу накорми животных. Они помогают координировать движение рук с выговариванием звуков, активизировать и уточнить словарь, правильно употреблять существительные. На занятиях ребята делают линию пальцем, ручкой или карандашом и говорят предложенный педагогом звук.
- Игра по типу «Цветочек» проводится в виде «собери». Помогает правильно проговаривать звук и при этом применять просодические компоненты, а также развивает слуховое внимание. Ребенок после каждого своего правильного произношения вставляет лепесток в серединку.
Слова
Задача – правильно их произносить. Логопедические игры для коррекции звукопроизношения и упражнения проводятся таким образом:
- В “Соревнованиях” учатся правильно произносить звук в словах, подбирают слова к схемам, тем самым развивая фонематический слух, упражняются в чтении слов, работают со словарным запасом. Работа проводится или с игрушкой, или напрямую с детьми, как и в предыдущих группах. Только повторяют они предложенные в схемах или на картинках слова.
- «Соединение» помогает в чтении, активизации словаря и употреблении слов в разных падежах. Проводится также, с помощью линий, повторяются слова, что на рисунках.
- «Цветок» помогает правильно применять в словах звук, учит подбирать слова к слогам и звуковым схемам, помогает научиться читать и развивает словарь.
Словосочетания и предложения
При таких занятиях дети учатся подбирать предметы к действиям, и наоборот, согласовывать слова, вводят в речь предложения и работают с падежами. Во всех группах варианты проведения остаются прежними, дидактическое задание следующее:
- Малыши занимаются проговариванием словосочетаний и предложений, в котором есть нужный звук. Уточняют и пополняют словарный запас.
- Задания те же, что и в «Соревнованиях», но добавляется согласование существительных и прилагательных.
- «Цветок» помогает научиться проговаривать предложения с заданным звуком, составлять их по примеру, самостоятельно рассказывать по картинке и сформировать большой словарный запас.
При системности и правильном комбинировании игры, малыш быстро покажет результат занятий. Но все должно максимально быть в игровой форме.